Что заряжает аккумулятор в машине
Перейти к содержимому

Что заряжает аккумулятор в машине

  • автор:

Заряжается ли автомобильный аккумулятор на холостом ходу?

Заряжается ли автомобильный аккумулятор на холостом ходу?

На первый взгляд, вопрос проще пареной репы. Но каков ответ? Интернет-аналитики сломали много копий в попытке придти к истине, но до однозначного ответа так и не добрались. Ответы «конечно, заряжается» и «разумеется, нет» можно встретить на специальных форумах с одинаковой степенью вероятности. Американский президент Трумэн сказал:

«Все мои экономисты говорят: «С одной стороны… с другой стороны…» Дайте мне одностороннего экономиста!»

Что ж, будем односторонними аккумуляторщиками!

Сразу скажем, заряжаемость аккума на холостом ходу зависит от того, насколько сильный генератор стоит на вашем автомобиле. Если генератор слабый, то полноценно пополнять энергию он будет только на оборотах в районе 1,5-3 тысяч. Старость батареи и температура за бортом тоже имеют значение. И, конечно, включенные потребители. Весь возможный набор: обогрев сидений, печку, фары, музыку – холостой ход точно не прокормит.

Статья по теме

Чем зарядить?

На современных автомобилях электронные «мозги» сами определяют, на каких оборотах держать двигатель сразу после пуска. За несколько минут такого прогрева часть заряда вернется. Но не будем забывать, что на прокрутку стартера уходит больше всего энергии. Чтобы вернуть ее полностью, придется как минимум 10 минут покрутить двигатель «вхолостую» или 2-3 минуты проехаться на рабочих оборотах. Так вы вернете потраченное на пуск. Однако, если время зимнее, аккумулятор – не самый новый и не самый мощный, а автомобилю предстоит ночная стоянка, чтобы не попасть впросак утром, нужно по крайней мере 10-15 минут работы на «ездовых» оборотах или 30 минут на холостом ходу.

В общем, в идеале, чтобы только вернуть начальный заряд аккума после пуска, нужно как минимум 10 минут стоять на месте и методично жать на газ или 30 минут стоять. Без всяких потребителей. Теперь понятно, почему короткие, 10-минутные поездки без прогрева могут за пару месяцев «убить» приличный аккум. Причем, если вы поставите при таком режиме езды более емкий аккум, чем положено по инструкции автомобиля, то проблему это не решит. Опять же, бортовой компьютер может накидывать оборотов, но генератор от этого мощнее не станет. Недозаряд будет копиться, а батарея, хоть и позже, но разрядится вконец.

Выход есть и он прост: если вы ездите нерегулярно и на близкие расстояния, то контролируйте уровень заряда АКБ и периодически заряжайте его (особенно, зимой). Тогда вам не придется в -25 градусов искать, от кого бы «прикурить».

Как узнать, заряжается ли аккумулятор на холостом ходу?

Есть довольно простой способ. Заведите автомобиль, откройте капот и измерьте напряжение на клеммах при работающем двигателе. Если вольтметр или другой измерительный прибор покажет 12,5 В и меньше – заряд не идет. Если 13,5 и выше – зарядка идет полным ходом. Если на холостом ходу нет нужных 13,5 В, то попробуйте нажать на педаль газа – на каких оборотах цифра поднимется до нужной, такие и нужны для зарядки АКБ на вашем автомобиле.

В общем, если у вас все в порядке с электроникой автомобиля, аккумулятор на холостом ходу заряжается. Но не настолько хорошо, чтобы за пару минут восполнить энергию, затраченную на пуск. А включенные бортовые потребители, в зависимости от их количества, могут увести зарядный баланс «в минус».

Заряжается ли аккумулятор на холостых оборотах?

Заряжается ли аккумулятор на холостых оборотах?

До сих пор автолюбители не могут придти к единому знаменателю по поводу того, происходит ли зарядка АКБ на холостых оборотах. Мнения по этому поводу разделились поровну:

  • одни настаивают на том, что аккумуляторная батарея, какой бы ни была ее цена, начинает заряжаться только при определенном наборе двигателем оборотов,
  • вторые утверждают, что АКБ набирает заряд только тогда, когда вращаются колеса,
  • третьи считают, что батарея заряжается и на холостых оборотах, и при движении автомобиля.

Кто прав? Ответ — в принципе работы генератора

При покупке АКБ в Москве многие водители даже не утруждают себя тем, чтобы разобраться в том, как на самом деле она функционирует. Давайте вместе попробуем заполнить этот пробел.

При запуске мотора транспортного средства аккумулятор вырабатывает большое количество тока. Зависимость такая: чем дольше работает стартер, тем сильнее разряжается батарея. После пуска двигателя до состояния, когда он уверенно держит обороты, приводится в действие его главный элемент — коленвал. От него через ремень генератора начинает работать сам генератор, вырабатывая определенное количество энергии. При работающем двигателе вся электрика автомобиля берет заряд от генератора. Вырабатываемый им ток распределяется по всем питающимся от электричества узлам, а не востребованный поступает на АКБ для поддержания ее работы. Из этого следует вывод, что батарея заряжается на холостых оборотах.

Зимой ситуация не столь однозначна

Зимой, когда на улице минусовые температуры, аккумулятор на холостых оборотах тоже заряжается. Однако процесс не столь активен, как в теплые месяцы. Причин тому несколько:

  1. при морозе все происходящие в АКБ процессы, включая зарядку, замедлены до тех пор, пока не нагреется двигатель,
  2. при холодном запуске двигателя батарея находится в полуспящем состоянии, отчего плохо впитывает выработанный остаточный ток,
  3. происходит быстрый разряд аккумулятора при кратковременных поездках из-за того, что ток при пуске отдается, а на разогрев и подзарядку его остается мало.

Какой бы аккумулятор не собирался купить автолюбитель для своего автомобиля, он однозначно будет заряжаться на холостых оборотах двигателя. Вопрос только в том, как активно это будет происходить с учетом того, сколько тока при тех или иных погодных условиях требуется другим энергопотребляющим элементам транспортного средства.

Следует понимать, что при включении одновременно света, печки, подогрева сидений и т.д., генератор может просто не справляться с выработкой необходимого количества тока и у не зарядившейся аккумуляторной батареи заряд будет отбираться.

Заряжается ли аккумулятор на холостых оборотах?

Заряжается ли аккумулятор на холостых оборотах?

Многие автовладельцы интересуются, заряжается ли АКБ автомобиля на холостых оборотах, и если да – то насколько интенсивно и хорошо.

Конечно, аккумулятор автомобиля на холостых оборотах заряжается. Его зарядка начинается после нажатия соответствующей кнопки стартера или поворота в замке зажигания автомобиля ключа. Как только оживает мотор, начинается зарядка батареи. При этом вид расположенного под капотом двигателя (дизельный, бензиновый либо гибридный) не имеет совершенно никакого значения.

Зарядка аккумулятора автомобиля от генератора происходит вне зависимости от того, движется транспортное средство или стоит на месте. Данный процесс не имеет абсолютно никакой привязки к вращению автомобильных колес, поэтому зарядка АКБ происходит и во время движения авто, и в процессе стояния автомобиля в пробке, и во время его прогревания в утренние часы.

  • незагруженном автомобиле;
  • езде со скоростью не менее 60 км/ч;
  • передвижении на средних оборотах;
  • отсутствии резких торможений и ускорений;
  • на абсолютно ровной дороге, без резких спусков и затяжных подъемов.

Как работает генератор?

Принцип работы генератора предельно прост и понятен. Поступающее от мотора вращательное движение передается на генератор, в котором оно преобразуется с помощью медной обмотки и угольных щеток в электричество.

  • дворники-омыватели;
  • кондиционер или климатическая система;
  • задние и передние фары;
  • топливный насос;
  • свечи зажигания;
  • различные электрорегулировки;
  • зарядка и прикуриватель;
  • магнитола, усилитель и пр.

Автомобильный аккумулятор выполняет только вспомогательную функцию – обеспечивает питание при его нехватке либо при выключенном моторе.

Происходит ли зарядка в непрерывном режиме?

Ознакомившись с приведенной выше информацией, вы можете подумать, что АКБ заряжается постоянно, без остановок и пауз, в нон-стоп режиме. Это не так, иначе все аккумуляторы просто закипели бы, а некоторые могли бы даже взорваться и нанести серьезный вред подкапотному пространству.

Чтобы исключить риск развития подобной ситуации, производители устанавливают в моторе специальное реле-регулятор, позволяющую АКБ получать только такое количество заряда, которое ему необходимо. Это реле следит за наполняемостью АКБ и в случае необходимости размыкает цепь генератор-батарея. Для обеспечения безопасности каждому автолюбителю необходимо периодически проверять данную деталь и убеждаться в ее исправности.

Особенности использования АКБ в зимний период

Если вы постоянно совершаете поездки на большие расстояния, АКБ вашего автомобиля будет исправно заряжаться в любую погоду, даже зимой. Если же вы живете в городе и обычно совершаете краткосрочные поездки, подзаряжайте аккумулятор дома каждые 2-3 недели, иначе однажды холодным зимним утором он попросту не успеет прогреться, и ваш автомобиль не заведется. Но это касается только тех автолюбителей, которые проживают в регионах с очень холодными зимами. Если в вашей местности температура воздуха в зимнее время не опускается ниже 5-10 градусов мороза, данная проблема вас вряд ли коснется.

  • аккумуляторная батарея всегда должна оставаться чистой, в особенности, ее выводные клеммы;
  • клеммы минусового и плюсового провода, обеспечивающие подключения АКБ, должны быть не просто накинуты, а плотно затянуты;
  • сами провода натянутыми быть не должны, приобретая АКБ, проверяйте, с какой она полярностью – обратной либо обычной;
  • если в принадлежащей вам машине установлен обслуживаемый аккумулятор, следите, чтобы пробки на банках были хорошо затянуты, а электролит долит до необходимой отметки;
  • сама АКБ должна не просто стоять в предусмотренном производителем месте, а быть хорошо закреплена
Каталог АКБ
  • Клеммы аккумулятора
  • Нагрузочнные вилки
  • Смазка для клемм

Зарядка аккумулятора: как это делать правильно, чтобы ничего не испортить

Фото: Shutterstock

Аккумуляторная батарея может разрядиться, но ее во многих случаях удается реанимировать. Тут потребуется не дефибриллятор, а другие устройства, которыми тоже надо уметь пользоваться.

  • Когда заряжать
  • Чем заряжают
  • Как ставить на зарядку
  • Как правильно заряжать
  • Сколько заряжать
  • Если кипит
  • Советы эксперта

Когда заряжать аккумулятор

Аккумуляторная батарея (АКБ) служит источником электропитания для стартера, который запускает двигатель, а при отключенном ДВС он дает энергию светотехнике и мультимедиа автомобиля. Но аккумулятор может и разрядиться. Когда это происходит?

  1. Если АКБ новая, но с момента ее производства до установки на автомобиль прошло более полугода. Тогда вполне вероятна существенная саморазрядка АКБ.
  2. Если автомобиль не используется более месяца.
  3. Если срок службы свинцово-кислотной АКБ превысил 3–4 года.
  4. Если на несколько часов оставить автомобиль с включенной светотехникой и/или музыкальной системой при заглушенном ДВС.
  5. Если неисправна электросеть автомобиля.
  6. При частых поездках на малые расстояния и в пробках.

Как проверить зарядку аккумулятора

Не дожидаясь, когда АКБ сядет, лучше периодически проверять ее состояние. Для этого есть несколько способов:

  1. Часто у АКБ имеются индикаторы, которые называют лампочками, хотя в действительности во встроенных ареометрах используются шарики-поплавки разного цвета. Зеленый глазок означает, что АКБ полностью заряжена. Белый (или черный, в зависимости от конструкции индикатора) — низкий уровень электролита или заряда. Красный — критически низкий уровень электролита.
  2. При выключенном зажигании с помощью мультиметра замерить напряжение на клеммах АКБ. У полностью заряженной батареи легковых автомобилей оно 12,6 В и более. Подзарядка рекомендуется при напряжении 12,45 В, что соответствует примерно 85% емкости свинцово-кислотной АКБ. Эта процедура становится необходимой при показателях 12,10 (50%) летом и 12,44 (75%) зимой. Чтобы показания мультиметра не оказались завышенными, замеры следует проводить через несколько часов после отключения ДВС.
  3. Точнее определить состояние аккумулятора позволяет измерение напряжения на ее клеммах с помощью нагрузочной вилки (НВ) с правильно подобранными характеристиками. Если через 5 с с момента подключения вилки напряжение опускается ниже 10 В, то такой батарее требуется зарядка.

У полностью заряженной батареи легковых автомобилей напряжение должно быть 12,6 В и более.

У полностью заряженной батареи легковых автомобилей напряжение должно быть 12,6 В и более. (Фото: Shutterstock)

Чем заряжают аккумулятор автомобиля

Оставим в стороне экзотику вроде запитывания АКБ от зарядников батарей ноутбуков и рассмотрим специализированные устройства. Выбирая их, следует прежде всего проверить:

  • соответствие напряжению АКБ (12 или 24 В) вашего автомобиля;
  • возможность выдавать необходимое для зарядки напряжение. Так, для некоторых батарей требуются токи в 16–16,5 В, на что способны не все зарядники.

Фото: Shutterstock

Сел аккумулятор: 8 способов исправить ситуацию

По конструкции различают два типа зарядных устройств:

  1. Трансформаторные. Устаревшие, достаточно габаритные и громоздкие устройства, но у них есть неоспоримый плюс — простота конструкции и связанная с ней надежность. Средняя цена трансформаторных зарядников — около 3 тыс. руб.
  2. Импульсные. Они значительно компактнее трансформаторных. Кроме того, у импульсных зарядников, как правило, имеется множество защитных механизмов (от перезаряда, короткого замыкания, переполюсовки) и выше степень автоматизации. Таким устройством сложнее повредить АКБ при зарядке. Вилка цен на импульсные зарядники широка: от менее чем 1 тыс. руб. до более 10 тыс. руб. за многофункциональные устройства, которые подходят не только для свинцово-кислотных, но и AGM/Gel АКБ.

Гарантийный срок на зарядные устройства обоих типов, как правило, составляет один год.

При выборе зарядного устройства следует обратить внимание на наличие у них ряда полезных функций:

  • режим десульфатации. Используя циклы заряда-разряда, такие устройства за несколько часов (в запущенных случаях — дней) очищают пластины АКБ от образующихся в жару и при глубоких разрядах сульфатов свинца, которые снижают работоспособность батареи;
  • индикация емкости АКБ поможет понять, на сколько и за какое время пополнился заряд батареи.

Как ставить аккумулятор на зарядку

Наиболее распространенные АКБ свинцово-кислотного типа заполнены химически агрессивным жидким электролитом, в процессе зарядки выделяющим горючие газы. Следовательно, при работе с аккумулятором, сопряженной со вскрытием его банок (отсеков), необходимо соблюдать правила техники безопасности:

  • Использовать защитные очки и перчатки.
  • Не курить рядом с АКБ.
  • Исключить наличие источников искрения и открытого огня рядом с АКБ.
  • Проводить обслуживание АКБ в хорошо проветриваемых помещениях.

Время зарядки АКБ зависит от ее состояния и длительности эксплуатации.

Время зарядки АКБ зависит от ее состояния и длительности эксплуатации. (Фото: Shutterstock)

При соблюдении этих правил снимать аккумулятор с автомобиля на время зарядки не обязательно — необходимо лишь отключить зажигание и все бортовое электрооборудование. И все же демонтировать батарею целесообразно по крайней мере по двум причинам:

  1. Снятую АКБ проще очистить перед зарядкой. Удалить с клемм масло и окислы можно металлической щеткой, а корпус протереть тряпкой, сухой или смоченной в 10%-ном растворе нашатырного спирта или соды.
  2. Если гараж неотапливаемый, то при минусовых температурах АКБ стоит перенести в теплое помещение для ускорения зарядки.

Решив вопрос с местом проведения зарядки батареи, выполняем следующие действия:

  1. У обслуживаемых АКБ выкручиваем крышки банок, чтобы обеспечить свободный отвод паров электролита, интенсивно образующихся при зарядке, и не допустить создания в корпусе батареи избыточного давления. Для гарантированного предотвращения взрыва необслуживаемых АКБ при зарядке надо, во-первых, проверить, не засорилась ли газоотводная трубка батареи, а во-вторых — использовать устройства, автоматически поддерживающие установленное компанией-производителем напряжение и отключающиеся при полном заряде батареи.
  2. В открытые банки обслуживаемых АКБ при недостаточном уровне электролита доливаем дистиллированную воду.
  3. Подключаем зарядное устройство к соответствующим клеммам АКБ: красный провод — к плюсовой, черный — к минусовой.
  4. Включаем зарядное устройство в сеть. После окончания операции отключение происходит в обратном порядке.

Как правильно заряжать аккумулятор

Единого мнения по поводу того, как правильно заряжать АКБ, нет — хотя бы потому, что для этого используются два метода и их комбинация.

Зарядка постоянным напряжением

На автомобиле АКБ заряжается именно так, поэтому считается, что данный метод является наиболее щадящим для батареи. Кроме того, этот способ самый простой. Необходимо лишь задать величину напряжения (обычно 14,6–15 В) на зарядном устройстве. Однако этот метод позволяет зарядить АКБ не более чем на 90–95%, требует значительного количества времени (до суток) и вызывает сильный нагрев батареи из-за большой силы тока в начале заряда.

Зарядка постоянным током

Метод обеспечивает полный заряд батареи, для этого требуется порядка 10 ч при выборе оптимальной силы тока. Отклонения от этого значения в любую сторону нежелательны: результатом будет либо существенное увеличение времени зарядки, либо недозаряд.

В отличие от зарядки постоянным напряжением зарядка постоянным током — процесс не одноступенчатый и требующий контроля. Изначально сила зарядного тока должна численно равняться 10% номинальной емкости АКБ (например, 7,2 А при 72 А·ч). Когда же напряжение на клеммах батареи вырастает до 14,4 В, силу тока уменьшают вдвое. Явным недостатком данного метода является обильное газовыделение, чреватое выкипанием батареи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *