Что будет с такси в ближайшее время
Перейти к содержимому

Что будет с такси в ближайшее время

  • автор:

Большинство новых требований закона о такси получит отсрочку

Первого сентября этого года вступит в силу новый закон о такси. Однако часть его положений начнет действовать лишь с 2024-2025 годов. Соответствующий законопроект об отсрочке вступления в силу части требований уже подготовили депутаты Госдумы. Об этом вчера написали «Известия» со ссылкой на одного из соавторов законопроекта, члена думского комитета по экономической политике Станислава Наумова.

«Да, мы действительно подготовили такой законопроект, — подтвердил «Известиям» Станислав Наумов. — Это инициатива отрасли, в том числе Минтранс поменял свою позицию немножечко. Нужно спокойно дать возможность создать все механизмы и инструменты (для реализации закона, — прим.ред) и отложить часть требований. Сейчас ведем консультации с Минтрансом. Скорее всего, это будет межфракционный законопроект».

Напомним, что ранее игроки рынка такси просили отложить вступление в силу некоторых положений нового закона, ссылаясь на то, что в новых экономических реалиях часть требований слишком затратна и нереализуема, по крайней мере в короткие сроки. Вступление в силу всех положений с первого сентября текущего года не позволило бы большинству водителей такси продолжить свою профессиональную деятельность.

По словам экспертов отрасли, новый закон о такси содержит много избыточных для текущего состояния рынка требований, которым водители и перевозчики должны соответствовать, чтобы получить разрешение на деятельность в такси. Без разрешений рынок не сможет легализоваться, а действующие легальные перевозчики уйдут в серую зону. Рынок перестанет быть экономически эффективным, случится критический отток водителей и партнеров из отрасли. Тем более, что в последнее время отток водителей и так происходит на фоне постоянно растущих издержек в отрасли — в частности, подорожания автомобилей и автозапчастей.

Кроме того, ряд региональных властей не готов к выполнению части норм, в частности, к ведению региональных реестров такси.

Депутаты предлагают, в частности, до первого сентября 2025 года отложить требование об обязательном полисе ОСАГО для получения разрешения на деятельность в такси. На время отсрочки отсутствие полиса ОСАГО не будет основанием для приостановления и аннулирования разрешения. До этого же срока будет отложено требование приостанавливать или аннулировать разрешения, если у перевозчика нет ОСГОПП. Дело в том, что отдельный закон об ОСГОПП, вступающий в силу первого сентября 2024 года, вводит специальные требования для такси. Поэтому водителям потребуется время на заключение договоров ОСГОПП по новым правилам.

До первого сентября 2024 года будет отложено и требование к водителям предоставлять справку о наличии или отсутствии непогашенной судимости. Сейчас получение справки занимает до 30 дней. И пока справка не получена, водители вынуждены простаивать и терпеть убытки в ожидании разрешения. За это время многие из них находят другую работу и уходят из отрасли.

До этого же срока будет отложено требование об аттестации водителей на знание города. Это связано с тем, что пока еще не создан механизм проведения такой аттестации и нет согласованных требований к объему знаний.

Под отсрочку до первого сентября 2024 года попали и требования связанные с ФГИС «Такси». Региональные реестры и сама система сейчас находятся на стадии создания.

Предполагается, что законопроект об отсрочке вступления в силу части требований закона о такси будет принят в ближайшее время.

«У нас еще целый месяц работы, за июль в трех чтениях можно всё принять. Время есть», — отметил Станислав Наумов.

Что будет с такси в ближайшее время

Согласно 580-ФЗ у тех, кто хочет работать в такси, появятся три варианта официального оформления на выбор:

  • работать по найму, заключив трудовой договор,
  • зарегистрировать ИП,
  • стать самозанятым.

Новый закон разрешает самозанятым работать в сфере легковых перевозок. Для них будут действовать те же правила, что и для других таксистов: ИП или сотрудников компаний-перевозчиков.

Есть одно исключение — у самозанятого должен быть договор с одной из служб заказа такси, так как, в отличие от ИП, он не может заниматься перевозками сам по себе.

Водитель в статусе ИП, как и ранее, может работать либо на себя, либо на службу заказа, заключив с ней договор. Например, с «Яндекс.Такси» можно заключить агентский договор.

ИП и самозанятые могут устанавливать свои тарифы на перевозку, сотрудничая со службами заказа. Новый закон не ограничивает это право, но по факту такой подход — редкость. Устоявшаяся практика — принимать ценовую политику службы.

Как получить разрешение на работу

Все водители и компании-перевозчики обязаны иметь разрешение на работу в такси. Его нельзя передавать третьим лицам.

Сейчас стоимость госпошлины за выдачу документа зависит от региона. После 1 сентября 2023 года разрешения будут выдавать бесплатно на всей территории России.

Самозанятые, ИП и компании смогут получить разрешения в электронном виде, подав заявку в МФЦ или через сайт «Госуслуги». Документ будут выдавать в срок, не превышающий 5 рабочих дней.

Для получения разрешения на работу в такси понадобится:

1

  • медицинская справка об отсутствии противопоказаний для управления автомобилем,
  • права категории «В» и водительский стаж от трёх лет,
  • справка об отсутствии судимости за преступления, предусмотренные статьёй 328.1 ТК РФ,
  • выписка из реестра такси (сведения об автомобиле),
  • для самозанятых — договор со службой заказа такси.

2

Водители должны знать, где расположены органы местного самоуправления, достопримечательности, медицинские и образовательные учреждения в населённом пункте, где будут работать.

Если служба заказа будет сотрудничать с водителями без разрешений, её могут заблокировать в интернете. Такая мера будет применяться за передачу более 10 заказов нелегальным водителям в течение месяца.

Какие ограничения будут у водителей

К перевозкам пассажиров не допустят:

  • Водителей с непогашенной или неснятой судимостью за убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, грабёж, разбой, похищение и прочее (ст. 328.1 ТК РФ).
  • Водителей, у которых более трёх неоплаченных административных штрафов за нарушение ПДД за день до перевозки.
  • Водителей, которых лишали водительских прав или подвергали аресту за нарушение ПДД более одного раза за год.
  • Водителей, которые не прошли аттестацию.

Узнать, есть ли у водителя неоплаченные штрафы от ГИБДД или проблемы с полицией, поможет сервис «Проверка физических лиц».

Водители такси, как и ранее, должны работать в пределах региона, где получили разрешение на перевозку.

Например, если у водителя разрешение, полученное в Московской области, принять заказ из своего региона в соседний он может, а наоборот — нет. По 580-ФЗ власти субъектов РФ вправе снять это ограничение, утвердив собственные нормативные соглашения, которые регулируют перевозки.

На что увеличатся расходы перевозчиков

580-ФЗ обяжет водителей такси, в том числе самозанятых, иметь ОСАГО по тарифу для перевозчиков. Он в несколько раз дороже полиса для обычных автомобилистов. ИП и самозанятым придётся приобретать его самостоятельно.

Рассчитать стоимость полиса и оформить его можно тут, а также в приложении СберБанк Онлайн или в ближайшем офисе Сбера.

Службы заказа такси будут нести совместную ответственность с водителями за возмещение ущерба пассажирам в случае ДТП, если этот ущерб не покрывает ОСАГО.

Новой закон подчёркивает, что все таксисы, как и прежде, обязаны проходить медицинские осмотры и заполнять путевые листы перед сменой. ИП и самозанятые водители возьмут на себя расходы за организацию этих процессов.

Какими будут требования к автомобилям

Закон позволяет региональным властям установить следующие требования к внешнему виду такси:

  • жёлтый цвет кузова,
  • цветографический знак — «шашечки» — на боку,
  • оранжевый фонарь на крыше.

Требования должны быть прописаны в постановлении. Если такого постановления в конкретном регионе нет, таксисты могут не беспокоиться о внешнем виде авто.

Пока что не придётся менять цвет и другие параметры машины тем, кто получил разрешение на перевозку до вступления закона в силу. Преобразования коснутся их при оформлении нового документа.

В числе регионов, которые уже ввели единую цветовую гамму для такси, — Москва и Московская область. Такие правила действуют в области и городе с 2017 года.

Водитель может рассчитывать стоимость поездки в зависимости от тарифа, расстояния и времени с помощью таксометра. Наличие таксометра не является обязательным, надо ли его устанавливать — таксисты будут решать сами.

Где будет храниться информация о водителях

Информация о таксистах, компаниях-перевозчиках и службах такси будет поступать в специальные реестры, которые введут после 1 сентября 2023 года. В каждом регионе их будет три:

  • реестр перевозчиков — в т. ч. будет отображать электронные разрешения,
  • реестр автомобилей такси — в т. ч. будет отображать данные о транспортном средстве и его владельце,
  • реестр служб заказа такси.

Службы заказа такси вправе передавать водителю заказы, если сведения о нём есть в реестре перевозчиков и реестре такси и не ограничивают его профессиональную деятельность. Проверять водителей по реестрам службы заказа должны ежедневно.

Номер записи в реестре перевозчиков все таксисты будут размещать в салоне автомобиля. Кроме того, в салоне должны быть:

  • информация о самом водителе и компании-перевозчике,
  • срок действия и номер разрешения на перевозку,
  • контактный номер для жалоб и прочее.

Главное

✒️ Самозанятые смогут работать в сфере легковых перевозок, заключив договор со службой заказа такси.

�� Разрешения на перевозку такси будут выдавать бесплатно на всей территории России.

�� Водители такси будут проходить аттестацию. Они должны знать, где расположены органы местного самоуправления, достопримечательности, медицинские и образовательные учреждения.

⛔ К перевозкам пассажиров не допустят граждан с непогашенной или неснятой судимостью за преступления, предусмотренные статьёй 328.1 ТК РФ.

�� Закон обяжет водителей такси приобретать ОСАГО по тарифу для перевозчиков.

�� Субъекты РФ смогут устанавливать свои требования к внешнему виду такси и межрегиональным перевозкам.

Большинство новых требований закона о такси отложат до 2024–2025 годов

Депутаты Госдумы подготовили законопроект об отсрочке вступления в силу части требований принятого в конце 2022 года закона о такси. Об этом «Известиям» сообщил источник на таксомоторном рынке, а также подтвердил один из соавторов законопроекта, член думского комитета по экономической политике Станислав Наумов. «Да, мы действительно подготовили такой законопроект. Это инициатива отрасли, в том числе Минтранс поменял свою позицию немножечко. Нужно спокойно дать возможность создать все механизмы и инструменты [для реализации закона] и отложить часть требований. Сейчас ведем консультации с Минтрансом. Скорее всего, это будет межфракционный законопроект», — пояснил Наумов «Известиям». Он уточнил, что документ будет внесен в ближайшее время, но не обязательно сегодня.

«У нас еще целый месяц работы, за июль в трех чтениях можно всё принять. Время есть», — добавил депутат. В пояснительной записке к новому законопроекту говорится, что экспертное сообщество выразило обеспокоенность относительно сложности реализации отдельных норм закона, который разрабатывался «в других социально-экономических условиях». Также целый ряд региональных властей высказывают озабоченности в связи с неготовностью к выполнению норм закона — ведению региональных реестров такси. Согласно тексту нового законопроекта, с которым ознакомились «Известия», до 1 сентября 2025 года отсутствие полиса ОСАГО не должно быть основанием для приостановления и аннулирования разрешения на работу в такси. Также до сентября 2025 года предлагается не аннулировать разрешения, если у перевозчика нет и полиса ОСГОП (обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков). До сентября 2024 года откладывается требование к водителям предоставлять справку о наличии или отсутствии непогашенной судимости. Сейчас получение справки физлицом (самозанятым водителем) занимает до 30 дней, при этом перевозчики-ИП проходят такое подтверждение в сжатые сроки в рамках межведомственного запроса ФНС. До 2024 года депутаты предлагают отложить вступление в силу требования к экологическому классу автомобиля такси (распространить норму только на разрешения, полученные после 1 сентября 2024 года). До этого же времени откладывается и требование к аттестации водителей на знание города и все требования, связанные с созданием федеральной автоматизированной системы ФГИС «Такси»: сейчас только создаются региональные реестры такси и сама ФГИС, указывают парламентарии.

С шашечками наголо: Госдума приняла закон о такси
Водителей с судимостью и штрафами не пустят за руль

В свою очередь, вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин рассказал «Известиям», что союз всегда выступал и будет выступать за то, чтобы принимались исключительно те законы, которые можно исполнить.

Комментируя законопроект об отсрочке вступления в силу части требований принятого в конце 2022 года закона о такси, он отметил, что «главное — создать такую среду ведения бизнеса в такси, чтобы и перевозчикам было комфортно работать, и потребители и дальше имели доступ к недорогому и безопасному такси, которое сейчас есть в стране». «При этом важно, что ключевые вещи про безопасность перевозок, ответственность агрегаторов, возможность самозанятым работать напрямую, без «подключашек», вступят в силу уже через два месяца, и это — безусловно, большой шаг для отрасли», — добавил он тажке. Закон о такси был принят в декабре 2022 года. Большинство его норм должны были вступить в силу с сентября этого года. Закон устанавливает требования к водителю (запрет на допуск ряда водителей к управлению такси), внешнему и внутреннему виду автомобиля, вводит в правовое поле деятельность служб заказа легкового такси (агрегаторов), а также основания приостановления и аннулирования разрешения на такси (в том числе отсутствие у физических лиц ОСАГО для такси и ОСГОПП).

Вступление в силу ряда новых требований закона о такси отложат до 2024–2025 годов

В Госдуме решили, что часть нововведений слишком затратна и требует времени на доработку

Shutterstock

Депутаты Госдумы решили, что отрасль еще не готова к части требований принятого в конце 2022 года закона о такси и подготовили законопроект об отсрочке этих требований, сообщают «Известия» со ссылкой на источник на таксомоторном рынке.

Один из соавторов законопроекта, член думского комитета по экономической политике Станислав Наумов подтвердил изданию, что следует дать возможность создать все механизмы и инструменты для реализации закона и отложить часть требований.

«Это инициатива отрасли, в том числе Минтранс поменял свою позицию немножечко. Сейчас ведем консультации с Минтрансом. Скорее всего, это будет межфракционный законопроект», — пояснил парламентарий «Известиям», уточнив, что документ будет внесен в ближайшее время.

В пояснительной записке к новому законопроекту говорится, что закон о такси разрабатывался «в других социально-экономических условиях» и теперь экспертное сообщество обеспокоено сложностями его реализации в текущих реалиях. Ряд региональных властей также высказывает озабоченность в связи с неготовностью к выполнению норм закона — введению региональных реестров такси», говорится в статье.

Из-за избыточных требований закона о такси водителям и перевозчикам будет трудно получить разрешение на деятельность в такси, а без разрешений рынок не сможет легализоваться, и действующие легальные перевозчики уйдут в серую зону. В таком случае рынок перестанет быть экономически эффективным, случится критический отток водителей и партнеров из отрасли, в целом функционирование легального рынка окажется под угрозой.

Депутаты считают, что до 1 сентября 2025 года отсутствие полиса ОСАГО не должно быть основанием для приостановления и аннулирования разрешения на работу в такси.

Кроме того, парламентарии предлагают не аннулировать разрешения, если у перевозчика нет полиса ОСГОП (обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков).

Также в пояснительной записке к новому законопроекту отмечается, что до сентября 2024 года следует отложить требование к водителям предоставлять справку о наличии или отсутствии непогашенной судимости, поскольку сейчас получение справки самозанятым водителям занимает до 30 дней.

Вступление в силу требования к экологическому классу автомобиля такси предлагается отложить до 2024 года.

Подписывайтесь на «Газету.Ru» в Дзен и Telegram.
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *