Что будет с оптовыми ценами на бензин
Перейти к содержимому

Что будет с оптовыми ценами на бензин

  • автор:

За 14 дней оптовые цены на бензин выросли на 15%

С конца прошлого года на АЗС наблюдается полный штиль: цены почти не меняются. После сильных скачков прошлой осенью еженедельные колебания в рознице стоимости бензина и дизельного топлива (ДТ) в несколько копеек даже не привлекают к себе внимания. Но повод для беспокойства все же есть. С начала этого года биржевые котировки бензина выросли более чем на 15%. При этом первые торги на бирже прошли только 9 января.

Цены на АЗС с конца прошлого года остаются стабильными и не реагируют на рост биржевых котировок.

Цены на АЗС с конца прошлого года остаются стабильными и не реагируют на рост биржевых котировок. / Сергей Михеев

Казалось бы, в росте биржевых котировок в январе нет ничего удивительного, они были предсказуемы. С начала года повысились акцизы на топливо, выросли налоги для нефтяных компаний, изменились параметры выплаты компенсаций нефтяникам из бюджета за поставки топлива на внутренний рынок по ценам ниже экспортных (демпферный механизм). Это происходит ежегодно и всегда находит отражение в торгах на бирже, но в этот раз повышение совпало с аварией на принадлежащем ЛУКОЙЛу Нижегородском нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ) НОРСИ, одном из крупнейших в России. И теперь главный вопрос: не отразится ли эта авария на ценах на АЗС?

Нижегородский завод обеспечивает топливом наиболее густонаселенные регионы нашей страны, в том числе Москву и область, поэтому заговорили даже о риске возникновения дефицита бензина и ДТ на АЗС в столице. На НОРСИ вышла из строя одна из двух установок каталитического крекинга. Ремонт займет два-три месяца. То есть производство на НОРСИ сократится приблизительно в два раза.

В начале каждого года оптовые цены на топливо, как правило, вырастают из-за увеличения спроса после праздников и изменения налоговых условий

Номинальная мощность переработки НПЗ — 17 млн тонн. Но это совсем не означает, что именно столько там производилось бензина. В прошлом году в среднем НОРСИ выпускал 410 тыс. тонн бензина ежемесячно, поэтому сейчас речь может идти о недостатке приблизительно 205 тыс. тонн бензина в месяц. По данным Reuters, ЛУКОЙЛ приостановил экспорт бензина, чтобы покрыть недостачу из-за аварии. В компании заявили, что прикладывают все усилия для обеспечения внутреннего рынка топливом.

Как отмечает руководитель экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев, рост цен на бирже связан с увеличением активности независимых сетей АЗС (послепраздничный рост спроса) и низким предложением со стороны покупателей, что лишь отчасти объясняется происшествием на НОРСИ. При этом авария повлияла на баланс рынка бензина, но почти не отразилась на рынке ДТ. По данным Росстата, в первой половине января 2024 года производство бензина снизилось на 5,1% по сравнению с прошлым годом, а производство дизельного топлива — на 2,8%. Но во втором случае падение пришлось на первую неделю января, когда активность в строительстве, добывающей промышленности и на транспорте (крупнейшие потребители дизтоплива зимой) заметно ниже, уже к середине месяца производство вернулось к уровням 2023 года. Но и в производстве бензина, и в производстве дизельного топлива выпуск сейчас существенно превышает уровни 2010-2021 годов, подчеркивает эксперт.

После Нового года биржевые котировки топлива, как правило, вырастают, отмечает заместитель председателя набсовета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев. После праздников начинаются закупки топлива, кто-то не рассчитал с объемами потребления, кто-то уже затаривается к высокому сезону, уточняет эксперт.

По его мнению, какой-то вклад в рост биржевых котировок снижение производства на Нижегородском НПЗ внесло, но он незначителен. Это около пяти процентов внутреннего рынка. Не те объемы производства выпали, к тому же сейчас спрос на топливо традиционно низкий.

С точки зрения руководителя управления аналитических исследований «ИВА Партнерс» Дмитрия Александрова, объемы просадки выпуска бензина из-за аварии на Нижегородском НПЗ можно оценить в 6-7 тысяч тонн в сутки. Для всей России и даже для Поволжья в целом это не критично, но и рост цен пока совсем не критичный и в принципе соответствующий ситуации.

При этом, как замечает Кондратьев, на оптовом рынке биржевые котировки с начала января сильно разошлись с внебиржевыми индексами (цены поставок по прямым контрактам продавца и покупателя). Например, сегодня для Аи-92 биржевые цены на 9% выше внебиржевых, тогда как еще 9-10 января разница не превышала 0,5%. Это может указывать на дефицит ликвидности на бирже, и, конечно, является важным сигналом о проблемах на рынке, считает эксперт.

Проще говоря, такой разлет цен говорит о недостатке предложения на бирже. Ранее были сообщения, не имеющие официального подтверждения, что ЛУКОЙЛ приостановил продажи топлива на бирже, чтобы не допустить его дефицита на своих автозаправочных станциях.

Сейчас у АЗС есть определенный запас прочности, чтобы удерживать цены на бензин от сильного роста. Фото: РИА Новости

Рост цен на бирже в первую очередь влияет на независимые АЗС. Их в России где-то половина от общего объема. И именно с них может начаться подорожание. Но, по мнению экспертов, до этого пока очень далеко. К тому же правительство уже применило прошлой осенью, пусть и ненадолго, запрет на экспорт топлива и в любой момент может опять воспользоваться этим инструментом.

Критичной ситуацией станет только в том случае, если оптовые цены сравняются с розничными, то есть когда автозаправочные станции будут вынуждены работать «в ноль» или «в минус», считает Гусев. Пока этого нет, цены на АЗС не будут сильно расти. Но если такое произойдет, например, к лету, можно ожидать и встречные, экстренные меры правительства. При этом рентабельность АЗС считается по году, то есть, допустим, зимой работа идет в плюс, летом в минус, в среднем выходит какая-то прибыль, уточняет Гусев.

По мнению Кондратьева, ситуация на рынке выглядит контролируемой, сейчас цены на моторные топлива на бирже вернулись к уровню ноября 2023 года, при сравнимых ценах на нефтепродукты на внешнем рынке и более крепком рубле. Думаю, что для правительства будет важен не только уровень, но и динамика — если мы увидим в ближайшие дни рост на 2-4% ежедневно, вмешаться в ситуацию придется.

К примеру, рост биржевых цен на Аи-92 до 60 тыс. рублей за тонну будет серьезным проинфляционным фактором. Сейчас у АЗС есть определенный запас прочности, созданный снижением биржевых цен в конце 2023 года, но постепенное подорожание мы можем увидеть уже в ближайшие недели, поскольку не все независимые АЗС будут готовы опять получать убытки, считает Кондратьев.

В случае если ситуация станет критической, и цены на АЗС опять рванут вверх, правительство может возобновить запрет на экспорт топлива

Ситуация на Нижегородским НПЗ может частично (в основном) разрешиться в течение пары недель, но полные плановые ремонтные работы могут занять несколько месяцев, говорит Александров.

Чтобы подорожание в опте ретранслировалось на цены на автозаправках, рост биржевых котировок должен существенно превзойти 10-15% и остаться на повышенном уровне длительное время, полтора-два месяца. Это маловероятно, к тому же топливная розница сейчас под бдительным присмотром со стороны правительства в рамках борьбы с инфляцией, уточняет эксперт.

Впрочем, как отмечает независимый эксперт по энергетике Кирилл Родионов, рост биржевых цен на топливо наблюдался бы вне зависимости от динамики предложения на внутреннем рынке. Российским производителям выгодно увеличивать цены на топливо до того порога, при котором у них сохраняется право на получение демпфера, но при этом не перешагивая его. В 2024 году для сохранения выплат по демпферу биржевая цена бензина Аи-92 не должна превышать 64 515 (сейчас 45 753) рублей за тонну, а цена ДТ — 66 000 (сейчас 52 217) рублей за тонну.

Поэтому в нынешнем году рост биржевых цен продолжится, однако при этом он будет носить циклический характер: зимой рост цен будет затрагивать прежде всего сегмент зимнего дизельного топлива, а весной и летом — автомобильный бензин. С имиджевой точки зрения нефтяникам будет проще обосновать этот рост, с учетом невысоких объемов производства зимнего ДТ в РФ, а также роста спроса на легковой наземный транспорт в теплый сезон, считает эксперт.

Как новые меры правительства повлияют на цены на бензин и дизтопливо

Фото: Егор Алеев / ТАСС

В ответ на резкий рост оптовых цен на нефтепродукты, который спровоцировал повышение и розничных цен, правительство утвердило комплекс мер по стабилизации топливного рынка. В их числе — восстановление компенсаций нефтяным компаниям за сдерживание внутренних цен (топливный демпфер), сокращенных вдвое с 1 сентября. Скорректированный демпфер будет рассчитываться с 1 октября, то есть сокращенные выплаты нефтяникам из бюджета просуществовали лишь месяц. Для стабилизации оптовых цен власти также повысили норматив по продаже топлива на бирже — с 13 до 15% от производства для бензина и с 9,5 до 12,5% для дизтоплива. Эта мера вступит в силу с 1 декабря, следует из постановления премьера Михаила Мишустина. К тому же правительству пришлось смягчить полный запрет на экспорт дизельного топлива, введенный 21 сентября, так как из-за него, по данным «Коммерсанта», почти полностью заполнились мощности хранения дизтоплива в системе «Транснефти». Теперь его можно экспортировать через порты в том случае, если производитель поставляет не менее 50% от произведенного топлива на внутренний рынок. «Сегодня правительство при участии нефтяных компаний разработало действительно комплексный пакет мер, и будем надеяться, что этот пакет мер приведет к стабилизации на топливном внутреннем рынке», — заявил глава ЛУКОЙЛа Вадим Воробьев в эфире телеканала «Россия 24» по итогам совещания у вице-премьера Александра Новака в пятницу, 6 октября. По его словам, «работа была интенсивной в течение последних двух недель, она была небесполезной». «Пакет настолько комплексный, что отвечает интересам и потребителей, и производителей», — добавил Воробьев. В пресс-службе «Газпром нефти» сообщили РБК, что компания поддерживает решения правительства, добавив, что сокращение оптовых цен уже транслируется на региональные нефтебазы и АЗС.

Как власти решали топливный кризис

Топливный кризис в России начался с того, что весной Минфин анонсировал планы снизить выплат нефтяникам за сдерживание цен почти вдвое, или на 30 млрд руб. в месяц. Глава Минфина Антон Силуанов объяснял, что власти вводили демпфер для создания равной доходности при поставках нефтепродуктов как на Запад, так и на внутренний рынок, но после начала спецоперации на Украине и введения западных санкций ситуация резко изменилась. «Разницу при высоких ценах на Западе мы компенсировали [из бюджета], при низких ценах на Западе нефтяники доплачивали [в бюджет]. Сейчас западных рынков нет [из-за санкций] <. >. Поэтому в настоящее время демпфер, по сути дела, идет в маржу нефтепереработчиков <. >. Получается, маржу нефтепереработчикам из бюджета платим», — объяснял он. Решение снизить компенсации нефтяникам, которое вступило в силу только с 1 сентября, задолго до этого спровоцировало резкий рост оптовых цен. К началу сентября стоимость АИ-95 в европейской части России на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) поднялась до рекордных 76,876 тыс. руб. за 1 т. К 18–19 сентября рекорда достигли биржевые цены на АИ-92 и летнее дизтопливо — 70,508 тыс. и 75,036 тыс. руб. за 1 т соответственно. За оптовыми последовал рост и розничных цен: по данным Росстата, стоимость бензина и дизеля за истекшие январь—сентябрь выросла на 9,86 и 11,26% при общей инфляции 4,32%.

«Ждем очередную волну подорожания». Что будет c ценами на бензин в России

Фото: Vladimir Baranov / Global Look Press

На фоне стремительного роста цен на топливо в России было принято решение ввести временное ограничение на экспорт бензина и дизеля, соответствующее постановление было принято 21 сентября 2023 года. В правительстве объяснили, что такие меры необходимы для стабилизации внутреннего рынка. После этого биржевые цены на бензин упали на 10–11%, а дизель подешевел почти на 15%. Однако в конце сентября цены на топливо снова повысились.

Так, средние потребительские цены на бензин за период с 19 по 25 сентября выросли на 27 коп. — до 55,92 руб. за литр. Стоимость дизельного топлива повысилась на 1 руб. 3 коп. — до 64,99 руб. за литр. По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (по итогам торгов в четверг, 28 сентября), цена бензина АИ-92 выросла за день на 0,53%, до 57,951 тыс. руб. за тонну, бензина АИ-95 — на 0,63%, до 60,393 тыс. руб. за тонну.

Как отреагировал Путин

Тема цен на бензин была затронута в ходе встречи президента России Владимира Путина с правительством. Глава государства потребовал от собравшихся обратить внимание на рост стоимости топлива и нормализовать ситуацию с ценами в ближайшее время. Для этого президент посоветовал плотнее работать с нефтяными компаниями, чтобы те ощущали свою ответственность за происходящее.

Фото: Баранов Владимир / Global Look Press

Фото: Shutterstock

«Мы понимали, что будет дальше, это же не в первый раз. Цены растут, значит, компании хотят получить по максимуму прибыль, отправляя на экспорт. Все понятно, они свою работу выполняют, а мы с вами, правительством, должны другую делать работу. Согласованную, конечно, с компаниями, но задачи-то другие», — заявил Путин.

Также глава государства на встрече с правительством привел данные Международной биржи в Санкт-Петербурге. Согласно им, стоимость одного литра бензина АИ-92 выросла на 8 руб.

«Мы первые 21-го числа ввели запрет на экспорт бензина и дизеля. Вроде как снижение наблюдается на бирже, да? А вот за вчерашний день в рознице литр бензина АИ-92 (стоил) 51,6 руб. До 21-го было 49,7, то есть цена-то растет в рознице. Меры приняты, а цены растут», — отметил президент.

Фото: Kremlin Pool / Global Look Press

Фото: Kremlin Pool / Global Look Press

21 сентября правительство России ввело временные ограничения на экспорт бензина и дизельного топлива. Это было сделано для стабилизации внутреннего рынка. В Минэнерго уточнили, что из-за таких ограничений следует ожидать увеличение предложения моторного топлива на внутреннем рынке. Это, в свою очередь, может привести к дополнительному снижению цен. Запрет пока введен бессрочно, как долго он будет действовать, зависит от насыщения рынка и результатов этой меры.

Что говорят в правительстве

После выступления главы государства вице-премьер Александр Новак на совещании с членами правительства заявил, что после введения запрета на экспорт дизельного топлива и бензина на рынке наблюдается снижение оптовых и биржевых цен. По его словам, за неделю стоимость снизились на 20% по бензину и на 16% по дизелю.

«Текущие уровни цен отражают реальную конъюнктуру», — заявил Новак.

В свою очередь, Минэнерго и Минфин предлагают ввести заградительную пошлину $250 за тонну на экспорт всех видов нефтепродуктов для стабилизации ситуации на российском топливном рынке. В сентябре ставка на вывоз светлых нефтепродуктов составляет $6,4 за тонну. При этом нефтяники, осуществляющие поставки на внутренний рынок, получат компенсацию этой пошлины через обратный акциз на нефть.

«Посмотрим, будет ли принят такой маневр, в этом есть сомнения. Отрасли он, мягко говоря, не нравится. Отрасли нравится продавать нефтепродукты за валюту и где-то ее складировать. Дефицит предложения долларов на российском рынке взялся не просто так, наша страна получает весьма заметные экспортные нефтяные доходы», — прокомментировал эту инициативу в беседе с корреспондентом Autonews.ru президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

Почему растут цены на бензин

Кандидат экономических наук, доцент департамента логистики Финансового университета при правительстве России Александр Арский заявил корреспонденту Autonews.ru, что повышение цен на топливо в России связано с повышением цен на международном рынке. По его словам, экспортеры стараются заработать «на моменте».

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

Руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов считает, что оптовые цены на топливо вновь начали свой рост из-за ожидания отмены введенного эмбарго. Как объяснил эксперт, изначально стоимость очень сильно просела, а теперь происходит коррекция на биржевом рынке.

«Это тот уровень при нынешнем балансе спроса и предложения, который можно считать нормальным. В том числе и с точки зрения маржинальности», — рассуждает Баженов.

Что касается розничных цен на топливо, то, по мнению эксперта, тут происходит «отложенная реакция» на изменения оптовой стоимости.

«Дело в том, что розница обычно реагирует на рост оптовых цен не сразу, а постепенно», — отметил Баженов.

Когда прекратится рост цен

По прогнозу Новака, вслед за снижением цен на топливо на бирже такие же тенденции будут отмечаться и в рознице. Причем в первую очередь, как объяснил вице-премьер, это коснется независимых АЗС. Он заметил, что на таких заправках рост цен в течение года близок к уровню инфляции. При этом повышенные цены, по его мнению, наблюдаются главным образом именно на независимых АЗС.

По словам Арского, такие скачки цен на топливо происходят 1–2 раза в три года. Он подчеркнул, что все это заканчивается реакцией президента и вводом специальных мер. Например, повышением экспортных пошлин.

«В ближайшее время стоимость топлива будет стабилизирована», — подчеркнул Арский.

В свою очередь, Антон Шапарин не верит в скорейшее снижение цен на топливо. По его словам, скоро можно будет ожидать так называемого «затоваривания» топлива.

«Следовательно, мы увидим падение прорабатывания нефтепродуктов, а также снижение выработки бензина. Все это приведет к очередному росту цен на бензин. Поэтому за счет запрета на экспорт сколько-нибудь серьезно повлиять на цены на топливо не получится, максимум — это временная затычка в этом вопросе», — говорит он.

Фото: Bulkin Sergey / news.ru / Global Look Press

Фото: Bulkin Sergey / news.ru / Global Look Press

Арский добавил, что требования президента на совещании кабмина абсолютно понятны и обоснованны. Однако как именно правительство собирается обязать нефтяников выбрасывать на рынок дополнительные объемы топлива и снижать цены, пока непонятно.

По мнению Баженова, дальнейшая ценовая политика на российских АЗС будет полностью зависеть от того, как на последние изменения отреагирует регуляторы. В частности, на ситуацию кардинальным образом может повлиять ввод заградительных пошлин.

«Совершенно очевидно, что у властей имеется некая стратегия в нынешней ситуации. Однако как все это будет реализовано на практике, пока что большой вопрос», — заключил он.

О том, что летом многие нефтеперерабатывающие заводы закрываются для проведения плановых ремонтных работ и остановка НПЗ неизбежно ведет к дефициту топлива, напомнил в беседе с Autonews.ru независимый эксперт по транспорту Алексей Тузов. Помимо этого, по его словам, нужно учитывать загруженность железнодорожных путей, которая традиционно растет в летний сезон.

«На трафик влияет и интенсивная поставка военных грузов в зону специальной военной операции. В результате увеличиваются сроки поставки бензина на нефтебазы. Кроме того, серьезной проблемой является серый экспорт. В результате резкого роста курса доллара производителям выгодно продавать топливо за границу, а не на местный рынок», — сказал эксперт.

Он отметил, что недобросовестные участники скупают топливо в России и вывозят его за рубеж.

«Росту объемов экспорта способствует сокращение государственных субсидий, предоставляемых в рамках демпферной системы. В соответствии с новым законом с сентября 2023 года соответствующие компенсационные выплаты уменьшаются на 50% вплоть до 2026 года», — говорит Тузов.

Еще одной причиной повышения цен на топливо, по словам эксперта, является сезонный фактор. Он напомнил, что в России выросла популярность автотуризма из-за ограничения на выезд в европейские страны и закрытия аэропортов на юге страны. Не нужно забывать и о росте объемов сезонных сельскохозяйственных работ, для которых требуется дизельное топливо.

По прогнозу Тузова, цены на топливо могут начать снижаться ближе к концу осени. Так, в конце октября завершатся сельскохозяйственные работы. Временно остановленные НПЗ начнут работать на полную мощность, а интенсивность автотуризма пойдет на спад.

«Введение экспортных ограничений, запуск системы лицензирования и повышение пошлин создадут условия для плавного снижение цены на бензин. Вместе с этим не нужно забывать об изменении механизма субсидирования нефтяников и риске дальнейшего роста курса доллара по отношению к рублю», — считает эксперт.

Как заключил Тузов, в ближайшей перспективе стоимость топлива снизится незначительно.

Правительство согласовало увеличение компенсаций НПЗ за сдерживание цен на бензин

Правительство увеличит компенсации нефтяным компаниям за сдерживание цен на бензин на внутреннем рынке. Корректировка условий демпфера, которые прописаны в Налоговом кодексе, позволит избежать резких скачков розничных цен на автомобильное топливо весной

Правительство согласовало корректировку Налогового кодекса для увеличения выплат нефтяникам за сдерживание цен на автомобильное топливо на внутреннем рынке по демпферному механизму. Об этом сообщает РБК со ссылкой на чиновника, знакомого с итогами совещания, которое прошло 10 февраля, и пресс-службу правительства.

Демпферный механизм начал работать с 2019 года — в случае роста экспортных цен на нефть нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) получают компенсацию (отрицательный акциз), при низких экспортных ценах они сами платят в бюджет. До совещания 10 февраля пресс-служба правительства отметила, что корректировка демпфера потребуется для стабилизации рынка на фоне роста цен на автомобильное топливо.

Материал по теме

Формулой демпфера предусмотрена индикативная цена на бензин и дизельное топливо, это оптовая цена, которую устанавливает правительство. В 2021 году индикативная цена на бензин была снижена на 4000 рублей, до 52 300 рублей за тонну. Планировалось, что она будет частично восстановлена с 1 января 2022 года.

На совещании в правительстве решили сохранить темп индексации индикативной цены в 2022 году, заложенный в Налоговом кодексе, — на 5,5%, до 55 200 рублей за тонну, рассказали изданию два собеседника, знакомые с корректировками. Размер компенсации НПЗ будет повышен с 68% до 83% от разницы между экспортной и индикативной ценой на бензин.

Материал по теме

В правительстве отметили, что законопроект с новыми параметрами демпфера внесут в Госдуму, он может вступить в силу с апреля, сказал источник РБК. Источники газеты «Коммерсантъ» накануне объясняли такие сроки увеличения компенсаций нефтяникам уходом НПЗ на весенние ремонты и началом сезонного роста спроса на топливо. По оценке экспертов KPMG, ускоренное принятие поправок в демпферный механизм может принести нефтяникам дополнительно 200–300 млрд рублей компенсаций.

В случае вступления в силу корректировок демпфера в 2022 году с апреля правительство поможет бизнесу независимых владельцев АЗС, отметил вице-президент Независимого топливного союза (НТС) Дмитрий Гусев. «Сезонный рост оптовых биржевых цен на топливо в этом случае не будет резким и скачкообразным, что поможет независимым АЗС создать нужные запасы бензина и дизеля, избежать их дефицита и не разориться весной и летом», — пояснил он.

Материал по теме

По оценкам экспертов НТС, рост оптовых цен на топливо традиционно начинается весной с сезоном ремонтов на НПЗ, а их пик приходится на май-июнь. Розничные цены догоняют оптовые через две-четыре недели, нефтяники их сдерживают на своих АЗС в пределах инфляции, а независимые владельцы — из-за угрозы потерять клиентов. В результате владельцы АЗС терпят убытки. Резкий рост оптовых цен выше индикативных грозит нефтяникам невыплатой демпфера, поэтому они будут стараться не допускать таких случаев, добавил Гусев.

По данным Росстата, в 2021 году розничные цены на бензин в России выросли в среднем на 8,8%, незначительно превысив темпы годовой инфляции (8,39%). Годовая инфляция в России в январе 2022 года ускорилась до 8,73% против 8,39% в декабре 2021 года. За неделю с 31 января по 4 февраля средняя стоимость бензина в рознице выросла на 0,5%, до 50,86 рубля за литр. Дизельное топливо за первую неделю февраля подешевело впервые с сентября 2021 года на 25 копеек, до 54,62 рубля за литр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *