Что будет с японскими авто
Перейти к содержимому

Что будет с японскими авто

  • автор:

Что будет с российским авторынком после запрета поставок японских машин

Правительство Японии запретило поставки в Россию машин с объемом двигателя свыше 1,9 литра и с гибридными двигателями, а также покрышек для грузовых транспортных средств. Казалось бы, с учетом традиционного высокого спроса на японские авто такое решение должно нанести серьезный удар по российскому автомобильному рынку. Однако, как показывает практика подобных демаршей, никакого существенного влияния на ситуацию с мобильностью на рынке РФ это не окажет. О том, как будет дальше развиваться ситуация, рассказали «Российской газете» эксперты автомобильного рынка.

Илья Наймушин/ РИА Новости

Как отметил кандидат технических наук и автожурналист Егор Васильев, в целом санкции подобного рода не являются чем-то новым. Эксперт напомнил, что не так давно Евросоюз ввел ограничения на поставку в Россию автомобилей дороже 50 тысяч евро, новых и подержанных гибридных и электрических авто, а также машин с объемом двигателя более 1,9 литра. По его мнению, санкции со стороны Японии просто повторяют аналогичные действия Европы. Правда, в японском варианте речь идет еще и о шинах для грузового транспорта и запасных частях, номенклатура которых пока неизвестна.

Васильев считает, что такое решение Японии не окажет существенного влияния на российский авторынок.

«Во-первых, никто не отменял параллельный импорт. Особенно с учетом того, что на территории того же Китая расположено огромное количество производственных площадок японских автопроизводителей. Во-вторых, подобное решение властей просто создает еще более благоприятные условия для китайского автопрома. В распоряжении которого, без всяких усилий и дополнительных затрат, оказывается российский авторынок, дефицит автомобилей на котором составляет около 600 тысяч единиц. И с уходом японцев он только увеличится», — объяснил эксперт.

По мнению Васильева, китайский автопром, в соответствии со своей национальной традицией, вполне успешно ассимилировал передовые достижения дальнего востока и запада. И машины, которые сейчас появляются на российском рынке, во многом уже опережают передовой западный автопром.

«Подобное решение со стороны Японии носит больше эмоциональный, нежели разумный характер. Мало того, что из-за этого Япония лишится существенный части доходов от торговли с Россией (по итогам прошлого года он составил 4,33 миллиарда долларов). Ведь рано или поздно японскому автопрому придется возвращаться на наш рынок, который к этому времени будут плотно занят китайскими машинами. И сделать это будет уже очень сложно и дорого», — уверен эксперт.

Иного мнения придерживается главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. В разговоре с «РГ» он констатировал, что, так как под запрет попадают машины и новые, и подержанные с объемом двигателя более 1,9 литра, а также все «литромобили» и гибриды, то значительная часть экспорта из Японии в Россию просто «обрезается».

«Разумеется, к нам поставляется много небольших машин — крохотные кей-кары с моторами 600-660 куб. см, а также Nissan Micra с мотором 1,2 литра. Но если говорить об автомобилях с объемом двигателя 1,9 литра и выше, то в нашей стране это очень популярный сегмент. Здесь можно назвать и Toyota RAV4, все Subaru, за исключением совсем крохотных, Nissan X-Trail, и, конечно же, большие внедорожники и минивэны, которые привозились к нам в довольно приличном количестве. Только прошлом году из Японии в Россию было ввезено 213 тысяч подержанных машин, и это большой объем. А в этом году темпы ввоза еще выше: мы каждый месяц ввозит более 20 тысяч машин. За первое полугодие 2023 года ввезли порядка 130-160 тысяч машин. Темпы выше, чем в прошлом году,» — отметил он.

Эксперт отметил, что и для самой Японии этот запрет — проблема: ведь, выкупая их подержанные автомобили, мы тем самым стимулировали их производство. Но все же, кроме России у Японии все же есть масса других стран, куда идут бывшие в употреблении машины. Это и Африка, и Латинская Америка, и Новая Зеландия, а также Филиппины, Малайзия, Фиджи и, наконец, Камбоджа. Что же касается нашей страны, то подобное решение означает серьезный удар по российскому рынку, предупреждает Кадаков.

«Цены уже поднимаются на машины, которые ввезены, и те, которые уже ездят по нашим дорогам. А автомобили из новых поставок станут существенно дороже. Полностью они не исчезнут, их наверняка будут завозить «окольными путями». Вопрос состоит в том, сколько это все будет стоить. К цене самого транспортного средства добавится стоимость логистики и услуги посредников, причем плюс будет существенный — речь здесь будет идти не о 10 тысяч рублей, а как минимум о 200 тысяч рублей», — объяснил эксперт.

Как справится с этим наш рынок — можно пока только гадать, поскольку поведение покупателя непредсказуемо. И все же эксперт прогнозирует, что, хотя реальные продажи этих автомобилей упадут по объему, полностью они не прекратятся.

С ним согласен и заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Ренат Тюктеев.

«Можно ожидать, что результатом запрета поставок в Россию автомобилей из Японии станет рост цен на эти автомобили, в диапазоне 10-15%», — отметил он.

Причем данное увеличение цен не будет зависеть от колебаний национальной валюты — драйвером удорожания в данном случае станет усложненная логистика поставок моделей японских брендов, подчеркнул Тюктеев.

В целом можно прогнозировать, что данную нишу в течение несколько месяцев займут автопроизводители китайских марок.

Эксперты объяснили, что будет с рынком б/у автомобилей из Японии

Что будет с рынком подержанных автомобилей из Японии после введения санкций. С 9 августа в Японии вступит в силу запрет на экспорт в нашу страну гибридов, электрокаров и автомобилей с двигателями больше 1,9 литров. Последние машины будут погружены на корабли 8 августа, однако на фоне ажиотажного спроса не все судна успеют покинуть порты. Однако и в этой ситуации у россиян есть несколько вариантов выхода из ситуации.

РИА Новости / Виталий Аньков

«В Японии, разумеется, ажиотаж. Было куплено много автомобилей, которые попадают под японские санкции, часть из них успевают вывезти, часть — не успеют. Конечно же, сейчас весь рынок Японии работает над тем, чтобы подсанкционные автомобили успеть вывезти на последних судах. Погрузка подсанкционного груза разрешена до 8 августа. Соответственно, 9 августа грузить такие автомобили на суда, идущие в Россию, уже нельзя. Сейчас все усиленно заказывают и ускоряют перевозку, оформляют документы для вывоза. Перевозчики подстраивают расписание, чтобы из разных портов вывезти», — отметил Леонид Копылов, который занимается перевозкой машин. Эксперт отметил, что большую часть купленных на японских аукционах машин перевозчики успевают вывезти. Проблемы могут возникнуть с автомобилями, которые на момент продажи находились в отдалённых уголках страны или на номерах, что усложняет снятие с учёта.

При этом если перевозчик не успевает вывезти транспорт из Японии, владелец может сразу же выставить автомобили на аукцион или оставить на площадке и подождать разрешения ситуации. Ранее эксперт спрогнозировал увеличение цен на японские машины на миллион рублей. Мощное подорожание станет следствием запрета со стороны Японии на поставки автомобилей с объёмом двигателя свыше 1,9 литра. Также под запрет рискуют попасть все электрокары и гибриды. Стоимость малолитражек с ДВС существенно не изменится, но машины с более солидным объёмом двигателя взлетят в цене.

Останутся ли японские машины в России и что будет с ценами? Вот что говорят дилеры

Автодилер «Авилон»: японские машины в России подорожают на 10–15%. Так, на ценах скажется анонсированный в Японии запрет поставлять в РФ авто с объёмом двигателя больше 1,9 л. Это Toyota Harrier, Toyota Corolla, Nissan Serena и другие популярные у нас модели. Усложнение логистики вкупе с грядущим повышением ставок утилизационного сбора серьёзно скажется на стоимости «японцев», предрекли дилеры в беседе с «Секретом фирмы».

Запрет на японские машины

Разберёмся в японских ограничениях. Первый запрет появился ещё в апреле 2022 года, когда из-за спецоперации на Украине против России ввели масштабные санкции. Тогда Япония запретила экспорт новых автомобилей люксовых марок, а также всех машин дороже 6 млн йен (почти 4 млн рублей по нынешнему курсу).

Новый запрет, о котором сообщила японская газета Yomiuri, предполагает запрет на экспорт машин следующих категорий:

  • новые и поддержанные авто с двигателем больше 1,9 л;
  • гибриды;
  • электромобили.

И это притом, что в 2022 году Россия оказалась самым крупным импортёром машин с пробегом из Японии. Даже сейчас, по оценкам Drom.ru, в страну ежемесячно завозят из Японии около 20 000 подержанных машин.

Поэтому эксперты называют ожидаемое решение японского правительства выстрелом себе в ногу. Но как быть россиянам, которые ездят на «японцах» или собираются покупать машину из Японии?

Японские машины подорожают

Крупный российский автодилер «Авилон» ожидает, что японские марки на российском рынке неизбежно подорожают. Поставки не исчезнут, просто способы доставки усложнятся.

« Запрет на поставку в РФ автомобилей из Японии отразится на ценах — они вырастут на 10–15% независимо от колебаний национальной валюты . Рост стоимости будет спровоцирован усложнением логистики поставок японских автомобилей. Эту нишу за несколько месяцев займут производители китайских брендов», — сказал «Секрету фирмы» заместитель гендиректора «Авилона» по продажам новых автомобилей Ренат Тюктеев.

Замещение японских марок китайскими предсказывают и в ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД). Там отметили, что доставка машин, ввозимых по параллельному импорту в РФ усложнится. Однако дилеры главную проблему видят не в этом, а в планах правительства повысить ставки утилизационного сбора на ввозимые в страну автомобили с 1 августа.

«Это окажется заградительным барьером для автомобилей из других стран — как новых, так и с пробегом. Мы уже попросили правительство отложить повышение утильсбора на дефицитном рынке, пока он не восстановится. То есть пока объём продаж не достигнет хотя бы 1,7 млн автомобилей в год», — сказали в ассоциации.

Что касается запчастей, то с ними ситуация тоже может усложниться. Директор сети автосервисов Fit Service Татьяна Овчинникова сказала «Секрету», что компания ожидает подорожания деталей из-за роста курсов валют.

Как вырастет утильсбор

По новым ставкам утилизационный сбор для юридических лиц вырастет таким образом:

  • за машину с двигателем объёмом до 2 л — со 178 400 до 300 000 рублей;
  • при объёме от 2 до 3 л — с 281 600 до 844 000 рублей;
  • за электромобиль — с 32 600 до 360 000 рублей;
  • за авто с двигателем объёмом больше 3 л — с 445 000 до 970 000 рублей.

Физлицам тоже придётся несладко. Россияне, которые ввозят машины из-за рубежа и оформляют на себя для перепродажи (а именно так в Россию завозят и японские авто), платят утильсбор по ставке физлица — 3400 рублей за новую и 5200 рублей за авто от 3 лёт. Однако по новым правилам, если «физик» захочет продать машину в течение 3 лет, то ему придётся платить сбор по ставке юрлица.

Больше всего сбор ударит по фирмам, которые привозят и оформляют машины на частников с последующей продажей дилеру или клиенту. С японскими марками происходит именно так. Теперь же оформить машину на частное лицо для получения полного пакета документов не получится, опасаются участники рынка.

Но в выигрыше останутся киргизские и казахстанские импортёры, которые помогают с ввозом в Россию автомобилей — например, из Китая. О самых популярных у россиян китайских моделях авто мы рассказывали здесь.

Япония запретила экспорт машин с моторами более 1,9 л. Список моделей

Правительство Японии ввело новые санкции в отношении России. Теперь экспортировать в страну можно будет только автомобили с моторами объемом менее 1,9 л и электрокары: что это значит и какие модели окажутся под запретом

Фото: Toyota

Фото: Toyota

С 9 августа в Японии начнет действовать новый пакет санкций в отношении России, говорится в заявлении японского Министерства экономики, торговли и промышленности. Новый перечень товаров, которые будут запрещены для экспорта в Россию, содержит в частности автомобили с бензиновыми или дизельными моторами объемом более 1,9 литра, а также с любыми гибридными и электрическими силовыми установками.

В России любые санкции в отношении страны считают незаконными, в Кремле настаивают, что они лишь вредят мировой экономике и торговле.

Под запрет попали самые популярные модели

Ранее запрет поставок машин с моторами объемом более 1,9 литра в Россию ввели страны Евросоюза. Однако из-за особенностей модельных рядов японских автоконцернов их машины такая мера затронет в большей степени.

В отличие от европейских и китайских автоконцернов, японские автопроизводители медлили с переходом на малокубатурные моторы с турбонаддувом, сохраняя для своих моделей атмосферные двигатели большего объема. Из-за этого доля двигателей объемом более 1,9 литра в японских машинах достаточно велика.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

Так, по данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2021 году, когда автопроизводители еще официально поставляли машины в Россию, в топ-25 самых популярных моделей на рынке входило 6 моделей японских брендов. Это Toyota RAV4 и Camry, Nissan Qashqai и X-Trail, Mazda CX-5 и Mitsubishi Outlander. Из них только у Qashqai была версия с мотором менее 2,0 литров, остальные комплектовались силовыми установками большей кубатуры.

При этом все остальные модели в топ-25 имеют версии с двигателями объемом менее 1,9 литра, то есть среди бестселлеров российского рынка нишу машин с объемными моторами занимали именно японские модели.

В настоящий момент даже премиальные автомобили европейских брендов, такие как Mercedes. BMW, Audi и Volvo в начальных версиях оснащаются двигателями объемом ниже 1,9 литра. Японские премиальные марки Lexus и Infiniti таких модификаций не выпускают вовсе.

Фото: Lexus

Фото: Lexus

Как отмечают в агентстве «Автостат», сейчас в Россию поставляют в первую очередь подержанные автомобили из Японии — эта страна лидирует по поставкам б/у машин.

По данным агентства, подготовленным по запросу Autonews.ru, за первую половину 2023 года в России было продано 811,8 тыс. подержанных машин японских брендов, как ввезенных недавно, так и уже бывших в обращении на российском рынке. Ровно половина из них — это машины с объем двигателя более 1,9 л. За полгода они разошлись тиражом в 405,9 тыс. единиц — на 35% больше, чем в январе — июне 2022-го.

Японская газета Yomiuri приводит следующую статистику со ссылкой на Министерство финансов страны. За весь 2022 год в Россию было ввезено 200 тысяч японских машин на 250 млрд йен — это $1,8 млрд. После введения нового запрета объемы поставок сократятся вдвое в количественном выражении и более чем в два раза в денежном до 100 млрд йен или $720 млн, отмечает издание.

Важно отметить, что в случае с подержанными машинами речь идет почти исключительно о моделях с правым рулем, которые популярны в восточной части России. Так, нельзя будет ввезти популярные Toyota Harrier и Crown, минивэны Honda Stepwgn и Mitsubishi Delica, а также самый популярный в России электромобиль Nissan Leaf. Кроме того, из Японии в очень небольших количествах везли даже подержанные европейские автомобили с левым рулем, например BMW, так как там они в хорошем состоянии стоят дешевле, чем в Европе, рассказывает основатель компании Rucars Роман Рассудков.

«Японцы сами себя лишают возможности избавляться от старых машин и еще получать за них деньги. Теперь им самим придется платить за утилизацию. А рынок Дальнего востока и Сибири вполне могут насытить китайские автомобили, в том числе и подержанные», — говорит Рассудков.

Фото: Nissan

Фото: Nissan

В то же время сохраняется возможность ввоза достаточно широкого модельного ряда японских машин с правым рулем, моторы которых по объему меньше 1,9 литра. Это популярные Toyota Vitz (в Европе — Yaris) и Corolla, Honda Fit (Jazz) и Vezel (HR-V), Nissan Note и March (Micra), а также Mazda Axela (Mazda3). Наконец, под запрет не попадает культовый у любителей оффроуда внедорожник Suzuki Jimny.

Санкции не скажутся на параллельном импорте новых машин

В центральных регионах России сейчас можно встретить многочисленные предложения новых автомобилей японских брендов, ввезенных по параллельному импорту. Большинство из них также оснащаются двигателями объемом более 1,9 литра.

Это седаны Toyota Camry, кроссоверы Toyota RAV4 и Honda CR-V, внедорожники Toyota Land Cruiser и Mitsubishi Pajero. Однако все они поставляются не из Японии, а с рынков Китая и из арабских стран, напоминает учредитель проекта «Автомаркетолог» Олег Мосеев.

Это обстоятельство уже позволяло обойти прежние санкции, отмечает эксперт. С апреля 2022 года Япония запретила поставлять в Россию автомобили стоимостью больше 6 миллионов йен — это $43 тыс. Однако у российских дилеров можно встретить машины из Китая и ОАЭ существенно дороже этой суммы.

Тем не менее, на пресс-конференции, приуроченной к введению новых санкций, глава японского Минпромторга Яситоси Нисимура пообещал, что страны G7 поддержат контроль за поставками японских машин в Россию. Слова министра приводит издание Japan Times.

Однако, по мнению Мосеева, на рынке новых машин новые санкции вообще никак не отразятся.

«В поставках по параллельному импорту ничего не изменятся. Цены, конечно, вырастут, но не из-за новых санкций, а из-за повышения утилизационного сбора с 1 августа 2023 года. Что касается подержанных праворульных моделей из Японии, то в 2022 году их ввезли около 200 тысяч, а за первое полугодие 2023 года примерно 150 тысяч. Из них 75 тысяч были с моторами больше 1,9 литра. На фоне всего рынка подержанных машин в 6 млн единиц это очень небольшое количество. Оно ощутимо разве что для Дальнего востока», — говорит Мосеев.

Фото: Toyota

Фото: Toyota

Напомним, что ранее концерн Volkswagen обещал запретить своим китайским дилерам продавать машины для поставок на российский рынок и даже грозил составить черный список недобросовестных продавцов. При этом свежие автомобили Volkswagen из Китая и сейчас можно встретить в российских автосалонах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *