Через сколько можно возить пассажира на мотоцикле
Перейти к содержимому

Через сколько можно возить пассажира на мотоцикле

  • автор:

Правила езды на мотоцикле с пассажиром

image

При обучении управлению мотоциклом, новички не могут представить, какие ситуации могут появиться на дороге и как поведет себя мотоцикл в той или иной ситуации. Даже при обучении в мотошколе дают лишь основные знания и понятия, которых хватит, чтобы сдать экзамены, получить права и начать понемногу ездить самостоятельно. Но опыт приходит со временем и, скорей всего, с набитыми шишками. Поэтому водителю мотоцикла по правилам запрещено возить пассажира в течении 2-х лет после получения прав. За это время волнение должно пройти, а навыки вождения укрепиться.

Для безопасной езды нужно иметь правильную экипировку и уметь хорошо разгоняться и останавливаться. Помимо этого нужен навык вхождения в повороты и умение перекладывать вес в нужную сторону. От пассажира тоже требуется понимание механики движения мотоцикла и содействие водителю.

Как правильно садиться пассажиру

Перед посадкой пассажиру надо объяснить правила поведения, если он их не знает. Очень важно использовать защитный шлем, а по возможности и другую защитную экипировку. Если у пассажира нет навыков, лучше сперва потренироваться на свободной площадке.

  1. Первым садится водитель, выжимает передний тормоз, и только затем, с его разрешения, садится пассажир.
  2. Садиться можно только с левой стороны от мотоцикла.
  3. При нахождении на месте пассажир должен постоянно держать ноги на специальной подножке и не опускать их на каждой остановке.
  4. Держаться нужно за водителя или металлические ручки. Удерживать лямки ремня запрещено.

Действия пассажира

При правильных движениях пассажира упрощается управление мотоциклом. В противном случае это приводит к напряжению водителя и возможному падению.

  • Пассажир должен повторять движения водителя, а не противодействовать им. При этом он должен слегка наклониться к водителю.
  • Нельзя без разрешения слезать с мотоцикла.
  • Не стоит садиться близко к задней части мото. На неровности есть риск падения.
  • При резком торможении не стоит толкать водителя, а нужно упереться руками в бак.

До начала движения стоит договориться о жестах во время движения. Лучше всего иметь шлемы со встроенной голосовой гарнитурой. За все риски и травмы пассажира отвечает водитель, поэтому нужно соблюдать безопасность и осторожность.

Размер штрафа за неправильную перевозку пассажира

  1. При отсутствии стажа у водителя более двух лет, ему грозит штраф в размере 500 рублей за езду с пассажиром.
  2. Если у кого-то на мотоцикле не будет шлема, то это может повлечь штраф в размере 1000 рублей.
  3. Если пассажир сел на мото, где нет места для него (например, бак или багажник), водителю грозит штраф в 1000 рублей.
  4. При перевозке детей до 12 лет возможен штраф в 3000 рублей, а также лишение прав.

ПДД для мотоциклистов в 2024 году

Правила для мотоциклов

В этой статье речь пойдет о правилах дорожного движения для водителей мотоциклов.

Сразу же хочу заметить, что в целом правила для мотоциклистов не сильно отличаются от правил для легковых автомобилей, поэтому ниже будут рассматриваться только их основные различия.

Напомню, что ранее на «ПДД Мастер» были рассмотрены правила для велосипедов и мопедов.

Какие транспортные средства относятся к мотоциклам?

В первую очередь рассмотрим пункт 1.2 правил дорожного движения, в котором дается понятие мотоцикл:

«Мотоцикл» — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.

Итак, к мотоциклам относятся двухколесные транспортные средства, которые обладают одной из следующих характеристик:

  • Максимальная скорость превышает 50 км/ч.
  • Объем двигателя превышает 50 см 3 .

Примечание. Транспортное средство, у которого максимальная скорость меньше 50 км/ч и объем двигателя не превышает 50 см 3 является мопедом с точки зрения ПДД.

Кроме того, к мотоциклам относятся трехколесные и четырехколесные транспортные средства, которые:

  • Имеют мотоциклетную посадку или руль мотоциклетного типа.
  • Имеют ненагруженную массу 400 кг или менее (550 кг для грузовых транспортных средств) без учета массы аккумуляторов. Данная величина указывается в поле «Масса без нагрузки, kq» на обратной стороне свидетельства о регистрации.
  • Имеют максимальную эффективную мощность двигателя 15 кВт или менее.

Водительское удостоверение для мотоцикла

Для управления мотоциклом подойдет водительское удостоверение одной из следующих категорий:

  • А1 — только для мотоциклов с объемом двигателя до 125 см 3 и мощностью до 11 кВт включительно.
  • А — для любых мотоциклов.

При этом правила дорожного движения для мотоциклов подкатегории А1 и категории А не различаются.

Пешеход, ведущий мотоцикл

«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

Водитель мотоцикла, также как велосипедисты и мопедисты, может в любой момент стать пешеходом. Для этого ему достаточно слезть с мотоцикла, а сам мотоцикл повести рядом с собой.

Такой прием мотоциклисты могут использовать для своего удобства:

Например, мотоцикл едет по загородной автодороге, имеющей разделительную полосу. Он хочет повернуть налево (в деревню), однако поворот налево невозможен, т.к. разделительное ограждение проходит через перекресток. Поэтому мотоциклист вынужден проехать прямо и развернуться через несколько километров по специальной разворотной петле.

Однако есть и другой вариант — спешиться и перейти дорогу по пешеходному переходу, который расположен рядом с остановкой общественного транспорта.

Кроме того, нужно помнить, что пешеход, ведущий мотоцикл, на проезжей части должен двигаться попутно потоку транспортных средств, т.е. по правой стороне дороги. Пункт 4.1 ПДД:

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

Обязателен ли шлем на мотоцикле?

Вопрос использования шлема на мотоцикле регламентируется пунктами 2.1 и 5.1 ПДД:

  • при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле — быть в застегнутом мотошлеме;

То есть при поездке на мотоцикле, шлем должен быть надет и на водителя, и на пассажиров. В том числе и на пассажиров, которые едут в коляске (люльке).

Скорость движения мотоциклов

Для мотоциклистов действуют точно такие же ограничения, как для легковых автомобилей:

  • 110 км/ч — на автомагистрали.
  • 90 км/ч — вне населенных пунктов.
  • 60 км/ч — в населенных пунктах.
  • 20 км/ч — в жилых зонах, велосипедных зонах и на дворовых территориях.

Поворот налево и разворот

В отличие от мопедов, мотоциклы могут поворачивать налево и разворачиваться на любых дорогах (независимо от наличия трамвайных путей и количества полос движения).

Поворот мотоцикла налево

Постановка мотоцикла на стоянку

Стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком 6.4 с одной из табличек 8.4.7, 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6 — 8.6.9.

Также как легковые автомобили, мотоциклы могут быть поставлены на стоянку на околотротуартной стоянке при наличии знака 6.4 с одной из следующих табличек:

Знак 6.4 Парковка (парковочное место)
Знак 8.6.1 Способ постановки транспортного средства на стоянкуЗнак 8.6.2 Способ постановки транспортного средства на стоянкуЗнак 8.6.3 Способ постановки транспортного средства на стоянкуЗнак 8.6.4 Способ постановки транспортного средства на стоянкуЗнак 8.6.5 Способ постановки транспортного средства на стоянкуЗнак 8.6.6 Способ постановки транспортного средства на стоянкуЗнак 8.6.7 Способ постановки транспортного средства на стоянкуЗнак 8.6.8 Способ постановки транспортного средства на стоянку Знак 8.6.9 Способ постановки транспортного средства на стоянку

Стоянка мотоцикла на тротуаре

Перевозка пассажиров на мотоцикле

22.2 1 . Перевозка людей на мотоцикле должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории «А» или подкатегории «A1» в течение 2 и более лет, перевозка людей на мопеде должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами любой категории или подкатегории в течение 2 и более лет.

Перевозить пассажиров на мотоцикле может только водитель, который имеет стаж 2 года или более по категории А или подкатегории А1.

Примечание. Данный факт никак не связан с тем, что водитель является начинающим.

Например, водитель имеет водительское удостоверение категории В в течение 20 лет, то есть начинающим с точки зрения ПДД он не является. Однако права на мотоцикл он получил недавно, поэтому перевозить пассажиров не может.

  • вне кабины автомобиля (кроме случаев перевозки людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или в кузове-фургоне), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче, в кузове грузового мотоцикла и вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения;

Кроме того, пассажиров запрещается перевозить вне предусмотренных для этого мест.

Например, нельзя посадить пассажира на багажник.

Буксировка мотоциклов

  • двухколесными мотоциклами без бокового прицепа, а также таких мотоциклов;

Буксировка с участием двухколесных мотоциклов запрещена правилами.

Однако не запрещается буксировать мотоциклы с боковым прицепом (люлькой), трехколесные и четырехколесные мотоциклы:

Буксировка мотоцикла

Знак «Движение мотоциклов запрещено»

В ПДД имеется знак 3.5, который запрещает только движение мотоциклов:

Знак 3.5 Движение мотоциклов запрещено

Знак «Начинающий водитель» на мотоцикле

В 2024 году водитель, который имеет общий стаж менее 2-х лет, обязан устанавливать знак начинающий водитель на заднюю часть транспортного средства. Однако на мотоциклистов данное требование не распространяется:

«Начинающий водитель» — в виде квадрата желтого цвета (сторона 150 мм) с изображением восклицательного знака черного цвета высотой 110 мм — сзади механических транспортных средств (за исключением тракторов, самоходных машин, мотоциклов и мопедов), управляемых водителями, имеющими право на управление указанными транспортными средствами менее 2 лет.

Аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки

  • на мотоцикле с боковым прицепом — медицинская аптечка, знак аварийной остановки по ГОСТу Р 41.27-2001.

Медицинская аптечка и знак аварийной остановки должны присутствовать только на мотоцикле с коляской.

Огнетушитель на мотоциклах не требуется.

Штрафы для мотоциклистов в 2024 году

Если описать ситуацию в целом, то на мотоциклистов накладываются точно такие же штрафы, как и на водителей автомобилей. Они подробно описаны в рубрике «Штрафы ГИБДД».

Тем не менее рассмотрим штрафы, которые вызывают больше всего вопросов у мотоциклистов:

Нарушение Штраф Статья КоАП
Перевозка пассажиров на мотоцикле, если стаж водителя меньше 2-х лет 500 рублей 12.23 ч.1
Езда на мотоцикле без прав или без категории А 5 000 — 15 000 рублей 12.7 ч.1
Езда на мотоцикле без шлема 1 000 рублей 12.6
Непостановка мотоцикла на учет При первом нарушении: 500 — 800 рублей
При повторном: 5 000 рублей или лишение на срок от 1 до 3 месяцев
12.1 ч.1
12.1 ч.1 1
Езда без номеров 5 000 рублей или лишение на срок от 1 до 3 месяцев 12.2 ч.2

Напомню, что в данной статье приведены пункты правил для мотоциклистов, которые отличаются от правил для водителей легковых автомобилей. Если Вас интересует ситуация, которая не рассмотрена выше, то значит в этой ситуации автомобилисты и мотоциклисты руководствуются одинаковыми правилами. Тем не менее если у Вас остались вопросы, то напишите их в комментариях к статье.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 28 марта 2019
Максим Калашников

эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).

Правила перевозки пассажиров на мотоцикле и мотороллере

Сегодня мотоциклы и мотороллеры особенно широко распространены в сельской местности. Для перевозки пассажиров служат дорожные мотоциклы (одиночки и с колясками), и мотороллеры. Выпускаются и грузовые мотороллеры.

Для того, чтобы ездить безопасно на мотоцикле или мотороллере в качестве пассажира, необходимо соблюдать установленные правила, нарушение которых приводит к несчастным случаям.

1. Водители мотоциклов, мотороллеров и пассажиры должны иметь защитные шлемы, обязаны надевать их на голову и застегивать до посадки на транспорт. Это правило обязательно в любом месте ( город или сельская местность), в любое время года, при любой скорости и независимо от длины маршрута. Защитные шлемы уменьшают тяжесть травм головы при ДТП.

2. На мотоциклах и мотороллерах без коляски пассажирам можно ездить только при наличии заднего сиденья, подножек и плотно укрепленной ручки. На таких мотоциклах и мотороллерах разрешается ездить только одному пассажиру. Детям, не достигшим 12-го летнего возраста, ездить на заднем сиденье мотоцикла и мотороллера запрещено.

3. На мотоциклах и мотороллерах с колясками, кроме водителя, могут ездить два пассажира, сзади водителя (при наличии сиденья) и в коляске. В коляске мотоцикла и мотороллера допускается перевозка, кроме взрослого пассажира, ребенка до 12 лет при условии, что для него есть свободное место, и он не будет создавать помех при движении.

При посадки пассажиров на мотоцикл должны быть соблюдены все требования перевозки на одиночном мотоцикле (п.1). При посадке в коляску водитель обязательно надевает защитный шлем, садится на сиденье и застегивает тент. В коляске пассажир чувствует себя удобнее и безопаснее.

Во время движения нельзя открывать тент, вставать, выставлять руки.

Запрещено перевозить пассажиров в кузове грузового мотороллера, в грузовых и спортивных колясках мотоциклов.

4. Сажать и высаживать пассажиров разрешается только при полной остановке и лишь со стороны тротуара или обочины.

Если по пути следования в мотоцикле возникла неисправность, то после его остановки на дороге пассажирам надо выйти из транспорта в сторону обочины и, по возможности, уйти с дорожного полотна.

Начальник ОГИБДД МО МВД РФ «Южский» майор полиции Швертель Т.Р.

Правила езды на мотоцикле с пассажиром

Пассажир может сильно повлиять на управляемость мотоцикла, особенно легкого. Это связано с тем, что центр тяжести смещается назад и вверх, заднее колесо сильнее прижимается к дороге, а переднее разгружается.

О чем нужно знать водителю и пассажиру, чтобы ездить вдвоем было комфортно и безопасно – расскажем в статье.

Кому можно ездить с пассажиром

По закону, водитель может ездить с пассажиром через 2 года после получения прав. Но лучше ориентироваться не только на правила, но и на личные ощущения – не стоит катать кого-то, пока нет полной уверенности в своих навыках.

Кого катать не стоит

Нетрезвых людей. Они могут вести себя неадекватно и мешать рулить. А если пассажир не удержится и упадет, ответственность за это понесет водитель.

Детей до 12 лет. Это запрещено законом. К тому же, маленькому ребенку сложнее удержаться на байке, он может испугаться и отпустить водителя.

Людей без экипировки. Аккуратное вождение не убережет от травм на 100%. Что обязательно должно быть на пассажире – расскажем дальше.

Экипировка для пассажира

Экипировка защитит от травм, грязи и камней из-под колес, а также осадков, ветра и насекомых. Она состоит из нескольких обязательных элементов.

Шлем. Главное, чтобы он сидел плотно и обхватывал голову полностью. Открытые шлемы брать не стоит – они опасны, потому что не защищают челюсть.

Перчатки с закрытыми пальцами. Защитят от обморожения и травм при падении. Подойдут и обычные кожаные перчатки, но лучше купить специальные мотоциклетные со вставками и накладками.

Мотоботы. Для регулярных покатушек лучше выбирать модели с прочными вставками — на лодыжках и в других травмоопасных местах. Для редких поездок подойдут обычные ботинки на шнуровке с высоким и жестким голенищем – чтобы надежно фиксировали голеностоп.

Куртка. Должна быть из плотного непродуваемого материала – например, кордуры. Эта ткань устойчива к разрыву и истиранию. Еще для защиты при падении обязательны вставки на спине, плечах и локтях. А чтобы комфортно ездить в жаркую погоду, будет плюсом наличие на куртке вентиляционных клапанов.

Оптимальная длина куртки — такая, чтобы закрывала пояс штанов: так в поездке не будет задувать ветер.

Штаны или джинсы. Самый простой вариант — обычные плотные джинсы без дырок. Но лучше выбрать специальные мотоциклетные штаны с защитой.

Чтобы прокатиться один раз, пассажир вряд ли будет покупать полный комплект. Поэтому важно хотя бы убедиться, что на его одежде нет болтающихся шнурков, висюлек и прочих элементов, которые могут зацепиться за колесо, цепь или препятствия на дороге.

Как пассажиру сидеть

Сначала садится водитель и фиксирует мотоцикл на одном месте: опирается на землю обеими ногами и зажимает передний тормоз. Если байк стоит на подъеме или спуске — включает передачу.

Пассажир садится только после команды водителя – слева или со стороны тротуара:

  • надевает шлем;
  • опирается левой рукой на левое плечо водителя;
  • встает левой ногой на левую подножку, выпрямляется и ловит равновесие;
  • перекидывает правую ногу через сиденье;
  • садится;
  • ставит обе ноги стоят на подножки.

Слезать с байка лучше после полной остановки, чтобы не упасть.

Как держаться

На байке с прямой посадкой: колени сжимают водителя, руки держатся за его бока. Ноги упираются в подножки.

На спортбайке: колени сжимают водителя, а предплечья – его талию. Стопы упираются в подножки, кисти – в бак.

На круизере: колени прижаты к водителю, а руки держатся за его бока.

За ремешок, пришитый к сиденью пассажира, держаться не стоит – это небезопасно. А вот если есть ручки, за них держаться можно.

Слева – посадка пассажира на мотоцикле с классической посадкой, справа – на спортбайке

Как пассажиру вести себя в поездке

Главное – не мешать водителю: не высовываться из-за его плеч, не выставлять ноги и руки в стороны, не вставать на подножках и не загораживать обзор. Еще важно концентрировать внимание на дороге – чтобы вовремя среагировать при резком маневре, торможении или разгоне.

В поворотах: плавно наклоняться вместе с водителем. Если от страха пассажир попытается выровнять байк весом своего тела, траектория движения будет непредсказуемой.

Если водитель сидит ровно, спутнику не нужно проявлять инициативу и свешивать тело в поворот – это только помешает.

При торможении: не наваливаться на водителя. На спортивных мотоциклах для этого упираются руками в бак, а на дорожных с прямой посадкой – сжимают райдера ногами и отталкиваются назад. Руки при этом должны только помогать не опрокинуться – не стоит изо всех сил цепляться за водителя.

Если пассажир прижимает водителя всем своим весом при торможении, на руки райдера приходится двойная нагрузка. Это сильно влияет на управляемость и может привести к аварии.

При разгоне: прижиматься к водителю, чтобы компенсировать инерцию и не упасть.

На неровной дороге: сильнее упираться в подножки, можно буквально на несколько сантиметров приподняться с сиденья. Важно держаться за водителя и корректировать положение тела руками.

При остановках: сохранять положение тела и держать ноги на подножках, чтобы при резком старте они ни за что не зацепились.

Как вести себя водителю

Увеличить давление в задней шине – чтобы она меньше изнашивалась, а поведение байка оставалось предсказуемым. Это актуально для дальних поездок с пассажиром. Шину накачивают больше примерно на 3-6 PSI. Конкретные рекомендации можно найти в руководстве по эксплуатации мотоцикла.

Увеличить преднатяг задней подвески. Насколько – зависит от сжатия пружины при посадке пассажира. Как и давление в шинах, менять преднатяг имеет смысл только перед дальними поездками (или если водитель чаще ездит со спутником, чем в одиночку).

Плавнее переключать передачи и набирать скорость – чтобы пассажира не шатало, а шлемы не бились друга о друга.

Особенно аккуратно работать газом нужно на легких мотоциклах. С пассажиром они стремятся встать на заднее колесо.

Тормозить заранее. С двумя людьми на «борту» тормозной путь будет длиннее. Поэтому важно снижать скорость заранее и не оттормаживаться в последний момент.

Пользоваться нужно обоими тормозами, но задним – активнее. Это связано с тем, что на заднее колесо приходится большая нагрузка, а переднее наоборот разгружено и легче блокируется.

Поворачивать по широкому радиусу и с небольшой скоростью. С пассажиром сцепление переднего колеса ухудшается, а центр тяжести смещается. Из-за этого мотоцикл становится менее стабильным, проще наклоняется, а выравнивается неохотно.

Еще один повод поворачивать по широкой траектории – уменьшившийся клиренс. Из-за этого легче зацепить землю подножками.

Аккуратнее маневрировать на низкой скорости. Из-за сместившегося центра тяжести и большего веса рулить станет сложнее – с непривычки можно даже уронить байк.

Медленно проезжать неровности. Важно учитывать, что пассажир ощущает удары гораздо сильнее, чем водитель.

При езде с пассажиром сильнее всего меняется управляемость городских байков. А вот на тяжелые туристические мотоциклы пассажир влияет слабо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *