Что будет если заправить 98 вместо 92
Перейти к содержимому

Что будет если заправить 98 вместо 92

  • автор:

Можно ли заливать 95 (98) бензин вместо 92. Что будет с клапанами, разбираем последствия

Не так давно я писал статью на тему – какой бензин лить 95 или 92, в двигатель своего железного коня. Статья получилась достаточно популярной, особенно на канале «ЮТУБ». Читатели начали задавать много вопросов, и самый, пожалуй, популярный – можно ли вместо 92 бензина по паспорту авто, заливать 95 или 98? Не прогорят ли клапана, не оплавятся ли поршни? И вообще, какие будут последствия. Вопрос действительно интересный, поэтому будет как статья, так и видео версия, в общем интересно, так что читаем смотрим …

Можно ли заливать 95 (98) бензин вместо 92

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

  • 95 (98) и 92
  • Про горение бензина
  • Про мощность и уменьшения расхода
  • НЕ прогорят ли клапана или поршни?
  • Пару слов про американские и турбированные моторы
  • ВИДЕО ВЕРСИЯ

Что же в самом начале предлагаю вспомнить опять об октановом числе бензина. Почему да потому что нам нужно понимать для чего оно вообще нужно.

Октановое число – это показатель, который характеризует детонационную стойкость топлива. ТО есть если сказать простыми словами – чем выше октановое число, тем выше стойкость к детонации или самовоспламенению.

Собственно это мы уже разбирали в предыдущей статье, можете перейти по ссылке в начале. Но что из этого следует? Какова будет выгода, от использования 95 (98) бензина на машине рассчитанной на 95?

95 (98) и 92

Разница между этими бензинами, не так велика, особенно если брать два ближайших, например 95 и 98. НО как мы поняли из определения сверху, чем выше октановое число, тем большую степень сжатия он может выдерживать.

ТО есть 92-й выдерживает степень сжатия примерно — от 9 до 11.

95-й, уже от 11 до 12,5

А вот 98-й, вплоть до 14

ТО есть если ваш двигатель рассчитан на 92-й, и вы заливаете в него скажем 95-й, то ЭТО БЛАГОТВОРНО ВЛИЯЕТ НА ЕГО РАБОТУ. Так как самопроизвольное воспламенение, еще больше уменьшается. Я уже молчу о 98 бензине. Высокооктановое топливо будет воспламеняться в моторе именно от свечи зажигания, а не от степени сжатия!

Различный бензин

Ребята запомните, зачастую присадки, которые повышают «октан» рассчитаны именно на уменьшение воспламенения при высоких степенях сжатия. А вот состав и 92, и 95, и 98 зачастую бывает одинаков! Не всегда конечно, все же некоторые брендовые заправки добавляют в бензины всякие моющие и улучшающие горения составы, но зачастую это ТАК!

Про горение бензина

Хочется немного пояснить, как горит бензин различного октанового числа, это нам нужно для понимания мощности и небольшой экономии. Да сразу хочу отметить — что в моторе горит не сам бензин, а смесь паров бензина и воздуха. Ниже идет речь о смеси определенного октана и воздуха:

  • 76 (80) бензин – горит быстро и не долго, я бы даже сказал взрывообразно. Быстро вспыхнул и быстро потух.
  • 92-й – воспламенение не такое взрывообразное, а постепенное, то есть пламя распространяется намного «мягче», также горение происходит немного дольше.
  • 95-98 – становится понятно, что чем выше «октан», тем распространение пламени в бензине более мягче (если так можно сказать), равномернее что-ли. ДА и горит это топливо дольше.

горение бензина

Поэтому работоспособность на высокооктановых типах, кажется мягче и мотор работает тише. НЕ КАЖЕТСЯ, по сути так оно и есть.

Про мощность и уменьшения расхода

Многие пишут что стал заливать 95 (98) расход топлива упал, а авто стал тянуть как «бешенный»! Не всегда можно поверить в такие слова, хотя немного истины в этом есть. Специально выделил этот пункт.

заправка

Собственно как можно понять из предыдущего пункта, чем выше «октановое число», тем «мягче» и равномернее загорается бензин, А ТАКЖЕ ДОЛЬШЕ ГОРИТ В ЦИЛИНДРАХ ДВИГАТЕЛЯ. А это значит ДОЛЬШЕ ТОЛКАЕТ ПОРШЕНЬ, пусть разница составляет проценты, НО ОНА РЕАЛЬНО ЕСТЬ. Вот вам и полученная мощность – НЕ СТОИТ ЖДАТЬ, ЧТО МОТОР БУДЕР «РВАТЬ» С МЕСТА, но немного мощности передастся, обычно от 3 до 7% (зачастую до прибавки меньше 10% не ощущаются водителем). Также примерно на этот процент упадет и расход топлива, то есть максимум 7%, хотя все зависит от водителя, если будете «жарить» то не только расход не упадет, а наоборот вырастит.

ТО есть можно добиться экономии и прибавки мощности, но она будет в пределах погрешности.

НЕ прогорят ли клапана или поршни?

Пришли эти страшилки к нам со старых карбюраторных авто. Где зачастую были всего два типа бензина 76 и 93. И заливать 93 в мотор с 76 не рекомендовалось! Почему? ДА потому что карбюратор не мог отрегулировать автоматически «октановое число», и получалось, что смесь еще горит в цилиндрах, но клапана выпускные открываются и оплавляются этим пламенем!

ДА это реально было, но если отрегулировать карбюратор на использование топлива высокого «октана», то также ничего страшного не произойдет.

Современные же машины, зачастую уже допускают использование все видов топлива, в инструкции по применению, можно увидеть такие надписи:

  • От 91 до 99
  • Не менее 92
  • Не менее 95
  • Рекомендуется 95, но можно и 98

И так далее. Что нам это говорит, да то, что зачастую современные моторы могут работать практически на всех современных стандартах. Если скажем в вашу машину, рекомендуется не менее 92-го то это говорит, что можно заливать все типы и 92, 95, 98.

Если авто рассчитано на 95, то лить можно 95, 98. НО если вы зальете 92 и пойдет детонация, то угол зажигания сразу подкорректирует «датчик детонации» именно на это он рассчитан.

ТО есть современные моторы, в прямом смысле этого слова – УМНЫЕ! Опираясь на кучу датчиков ЭБУ примет нужное решение и запустит нужный алгоритм именно с этим видом топлива.

не прогорят ли клапана

Так что – НИЧЕГО У ВАС НЕ ПРОГОРИТ, НИ КЛАПАНА, НИ ТЕМ БОЛЕЕ ПОРШНИ.

Пару слов про американские и турбированные моторы

Также мне завали такие вопросы – «Я купил машину пригнанную из США, там указано что нужно лить бензин AKI 91. Что это такое, и какое все же топливо мне выбрать?»

НА рынке США немного другие стандарты, у них классификация идет не как у нас АИ (то есть «исследовательское»). Аббревиатура AKI, обозначает – условное, усредненное обозначение двух индексов ((«исследовательский» + «моторный»)/2).

Если приблизить к нашим стандартам, то получается примерно такая картина:

AKI87 = АИ92

AKI89-91 = АИ95

AKI93 = АИ98

Заправка в США

Также хочется отметить турбированные варианты, в прошлой статье я сказал, что лить в них рекомендуется не менее «95-го».

Давайте думать логически, почему именно 95 и 98? Турбированные моторы используют намного большие объемы воздуха и топлива, смесь в них должна быть более обогащенной, а из пунктов сверху мы поняли, что такое ОБОГОШЕННОЕ топливо, нам дает больший октан. Подумайте сами – ЗАЧЕМ ПОКУПАТЬ ТУРБО, и ДАЛЬШЕ ЕГО КОРМИТЬ ОБЕДНЕННЫМИ СМЕСЯМИ, он просто под это не рассчитан! Количество воздуха, строго должно соответствовать калорийности топлива.

Также стоит отметить, что при использовании «92-го», как указывают многие производители, может нарушаться «нужный температурный режим», что может повлечь за собой выход из строя некоторых узлов, в частности самой «турбины».

Поэтому в ТУРБО, только то «что доктор прописал», иначе чревато ремонтом.

Сейчас видео версия статьи, ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНО.

НА этом заканчиваю, думаю было полезно, искренне ВАШ АВТОБЛОГГЕР.

(51 голосов, средний: 4,47 из 5)

Похожие новости

  • Пластиковый бензобак – плюсы и минусы

benzin-v-morozi

Как делают бензин из нефти

Добавить комментарий Отменить ответ

Комментарии

DAIHATSU HIJET TRUCK 2017год автомат двигатель KF, обьем двигателя 658 куб.см, кузов S510P, на 98 бензине расход 12 литров. Возможно ли такое?

У меня мотоцикл, но думаю основной принцип все равно один. У отца 95 бензин, а у меня 92 на мотоцикле. Так вот, если переодически смешивать 92 с 95, почти постоянно, то как это скажется на работе движка? Спасибо за информацию!

Всегда думал что клапана управляются распредвалом.А он в свою очередь цепью либо ремнем от коленвала.Так что клапана прогорят обязательно!

Здравствуйте я спор поиграл с моим другом он говорит что нексия3 не сможет 200km/h на бензине 98 люди говорят что в 98 бензине клапаны поршеньи сгорят у нас в Узбекистане все daewoo машины ездят на бензине 81 91. Что скажете сможет ли нексия3 автомат коробка ехать 200 km/h на бензине 98 не чё не случится с мотором только пожалуйста ответ сделайте я из Узбекистана

Что скажите по поводу 98 в Ниву Урбан, с самой покупки лью строго 95 на одной и той же заправке пробег 10.000км, если лить 98ой все будет хорошо с двс?

Добрый день. Аутлендер 2005, 2.4. Повредит ли моему двигателю безин 100 или наоборот продлит жизнь?

Так не понятно, ссылка в коментах говорит, что клапана прогорят от высокооктана бенза. В этой статье говорится, что ничего не прогорит. Автор, поясни доходчиво. У моего авто двиг sr20de 2.0 140л.с

Avto-blogger скажите пожалуйста, так можно ли заливать 98 бензин в лада гранта 127 мотор 16 кл. На 95 бензине немного дитанирует разогретый мотор

А как понять настроить карбюратор на октановое число? Может что бы не горели клапана надо менять опережение зажигания? Нужно более раннее делать не так ли?

Avto-blogger

Владимир, а что нет так то? Карбюратор легко настраивается на высокий октан, настройка же может быть и в прокладках головки блока, и прокладка под самим карбюратором. ЭТО И НАЗЫВАЕТСЯ ПРАВИЛЬНО НАСТРОИТЬ! Соглашусь с вами что 100 для карба МНОГО! НО до 92 — 95 легко можно подправить .

Зашёл разговор с сыном о том, что ни к чему в его кадилак заливать аи-100. Он в качестве аргумента привёл эту статью. Читая её, меня не покидало чувство что что-то не так. Дойдя до этого предложения — я всё понял. Как вам это? ДА это реально было, но если отрегулировать карбюратор на использование топлива высокого «октана», то также ничего страшного не произойдет. Сыну посоветовал найти другой источник информации.

Да, прочитал статью, попробую 98 — отпишу о результате!

Во-первых 95-это минимум для приоромотора, он-то и расчитан на 95-98 (замечу даже не 91-98), во-вторых степень сжатия 126-го11! а это значит, что и некачественный 95-й проявится, а в книжке чёрным по белому НЕ НИЖЕ 95! 98-й ничего страшного собой не представляет для 126-го двигателя, а даже наоборот его работа приятней на нормальном 98-м, из личного опыта, данный двигатель знаю досканально и со 100%-ной вероятностью скажу, что с клапанами будет всё хорошо, а про снижение расхода скажу что есть такая тема и это значит, что всё там сгорает полностью чему положено сгореть, от сюда и улучшение его приёмистости, Ваши доводы больше подходят для 8-и клапанной с калиновским мотором где СЖ 9,8 , там то да 98-й под вопросом, но если вспомнить ещё 1,5 на карбе, то при переходе на инжектор уже рекомендации не 92-й, а 95-й, вопрос конечно интересный, но и ответ он имеет обоснованный, в процессе смесеобразования в карбюраторе частицы бензина крупней чем это делает инжектор, естественно смесеобразование инжектора более полное и более мелкие капли превращаются в пары быстрей, соответственно и процесс горения будет протекать быстрей,но поршневая более старого поколения сглаживает эти нюансы, а приоропоршня где металла меньше намного и 92-м кормить чревато, как это делают некоторые, налицо повышенный расход и тупость в езде, тут уже перегрев поршней и опасное явление детонация, которая может протекать незаметно маленькими порциями. По газу, да это не бензин и энергия меньше,нагрев клапанов естественно меннее интенсивен (естественно с оч 105 бензин клапанишки-то подпалит), отсюда и расход чуть ли не в 1,5 раза выше, а тупость мотора на газу как раз и объясняется его октановым числом 105 и меньшей энергией, остаётся надеятся на коррекцию зажигания, а в идеале на газ нужно залить соответствующую программу, если это инжектор, в случае с трамблёром соответственно вручную

Можно и 98-й степень сжатия на приоромоторе 11, это близко к порогу 95 но, если бенз норм, а бодягу этот мотор чувствует, на 98-м 126-й работает хорошо, по расходу меньше ест, но это компенсируется ценой 98-но, отдельные умы на 92 гоняют, но это зря, ничего кроме ухудшения характеристик они не получают, а ЭБУ всё ровно настроить опережение зажигания как ему надо, мой ответ лить можно сам частенько наливаю, если есть такая возможность, да и заправки предпочитаю фирменные, а про бензины Пульсар, G-Драйв , Экто V-Power , Ультимейт тоже скажу пару слов, штука полезная, про мощность лажа конечно, но данные бензины чистят систему клапана и камеру сгорания, так как они имеют моющие присадки

Если руководства по приоре нет, можно зайти на сайт АвтоВАЗа. Там русским по белому написано, что для двигателей 21126 и 21127 топливо с октановым числом не ниже 95. Эти двигатели любят 98 бензин. Главное, чтобы ЭБУ не сходил с ума от постоянной переадаптации. Нужно выбрать конкретный тип бензина и ездить на нем, а не лить 98 по праздникам, как у нас любят делать.

Константин

В свою пятнашку лил по очереди 95 и 98. Но есть больше НО: на 98 не крутил инжекторный движок более 4000 об под нагрузкой.

Avto-blogger

Роман, можете доиграться, клапан могут прогореть. Читаем статью — https://avto-blogger.ru/texchast/progoreli-klapana.html

А что если у меня указан МИНИМУМ 95 Премиум? Это на Калине. А 98 ест на 1 литр меньше, так что по цене выходит так же.

Спасибо, очень полезная статья для автомобилистов. Я пока только новичок в этом деле, но уже столкнулся с проблемкой: полетел патрубок отвода картерных газов. Так вот хотел спросить, может ли эта поломка быть связана с применением некачественного топлива?

Avto-blogger

Тимур, для газа ставится свое оборудование (причем достаточно много) которое регулирует подачу газа и работу двигателя на нем. Поэтому разрушающего воздействия не происходит.

Здравствуйте!А как же тогда природный газ(пропан-бутан,например)?У него октановое число в районе 108 вообще.Но ездят на нем и проблем не возникает.

ТОП статей за месяц

Через сколько выветривается алкоголь (пиво, водка, вино)? Разберем различные организмы по таблицам Скоро праздники, а это значит — большая часть нашей страны будет употреблять алкоголь. Легкий: —…

Стучит (гремит) цепь ГРМ, на холодную или горячую. Как определить и можно ли ездить Эта статья будет интересна многим владельцам автомобилей, у которых стоит цепной привод газораспределительного механизма (ГРМ)….

Двигатели SKYACTIV. Надежность, проблемы, ресурс – мой полный отзыв НУ что друзья сегодня у нас очередная интересная статейка (конечно же будет видео в конце),…

Это может быть интересно

2011 — 2024

Использование третьими лицами любых результатов интеллектуальной деятельности, размещённой на Сайте (статей, видео, логотипов, изображений, таблиц и т.д.), возможно только с письменного согласования автора.

92-й, 95-й и 98-й бензин: можно ли заменять и смешивать

92-й, 95-й и 98-й бензин: можно ли заменять и смешивать

Во времена СССР перед автовладельцами, несмотря на конкретные рекомендации производителя, всегда стояла дилемма: на каком бензине ездить? Выбор небогатый – 76-й или 92-й (впрочем, был еще 72-й, 66-й и даже 56-й!). Для «Жигулей», а позднее и «Москвичей» (например, АЗЛК 2140, 2141) требовался высокооктановый бензин, на котором машина, естественно ехала лучше и все об этом знали. Но экономические аргументы были куда весомее! Если знакомый «дядя», работающий на каком-нибудь ЗиЛ-131, готов продавать вам топливо за полцены, все технические аргументы как-то отходят в сторону. Да, ставили прокладки, мудрили с поздним зажиганием и т. д. А кое-кто вообще ничего не делал: просто лил дешевое горючее в бак, рассчитывая (и не без оснований!) на надежность советской техники. А как обстоит дело сегодня?

В странах Европы 92-го бензина практически нет. Но Россия – совсем другое дело. И хотя разница в стоимости между 92-м и 95-м на протяжении нескольких лет небольшая и в среднем составляет 3-4 рубля, в случае роста цен любой автовладелец начинает задумываться.

92-й, 95-й и 98-й бензин: можно ли заменять и смешивать

Разрыв в стоимости между 92-м и 95-м может и подтолкнуть к экономии. Фото: YouTube.com

Но прежде стоит понять, как «неправильная» марка топлива влияет на «самочувствие» мотора.

Октановое число и 92-й вместо 95-го

Второе название этой характеристики бензина – детонационная стойкость. Параметр определяет способность горючего к самовоспламенению при сжатии. Чем больше октановое число (ОЧ), тем топливо загорится позднее, но процесс будет более эффективным.

В отличие от степени сжатия, компрессия показывает максимальное давление воздуха. Фото: YouTube.com

Двигатели, устанавливаемый на машины «АвтоВАЗа», рассчитаны на степень сжатия (это отношение минимального и максимального объема над поршнем) в 9,9 либо 9. В прилагаемой к авто инструкции указано, что заливать необходимо 92-й бензин. Это означает: данная марка топлива сама, без искры, в камере сгорания не воспламенится. Если же это произойдет только от сжатия, это приведет к перегреву двигателя и ускоренному износу его деталей. Такое возможно, если в бак заливается бензин с меньшим октановым числом по сравнению с тем, которое требует автопроизводитель.

В случае поломки машины, стоящей на гарантии, мастера в дилерском центре в первую очередь проверят тип используемого топлива. И если там окажется хоть чуточка не рекомендованного бензина, в ремонте откажут.

При заливке топлива с недостаточным ОЧ бывает даже так, что при выключенном зажигании мотор с перебоями, но продолжает работать некоторое время.

А если вместо 92-го залить 95-й или 98-й?

Часть специалистов, а также автопроизводители считают, что вполне допустимо в бак заливать горючее с более высоким октановым числом. Подтверждением тому служит указание в инструкциях к некоторым машинам диапазона горючего: например, допускается использование от 92 до 95-го.

Вроде, все логично: льем бензин с более высоким октановым числом и уменьшаем вероятность детонации (самовоспламенения). А это большой плюс для ресурса двигателя. Также ждем меньшего потребления топлива. Но в реальности особой разницы вы не почувствуете. Более того: если мотор рассчитан на степень сжатия в 10,5 и 92-й бензин, применение 95-го сулит небольшое снижение мощности. Некоторые автовладельцы с солидным стажем уверены: использование топлива с более высоким октановым числом может закончится прогаром цилиндров. Для авто старых годов выпуска такой сценарий вполне вероятен.

Так могли выглядеть поршни на старых авто, если в бак лить «неправильный бензин». Фото: YouTube.com

Однако на современных машинах устанавливается электронный блок, который «внимательно» следит за октановым числом бензина и при необходимости производит корректировки. Но здесь стоит помнить: ЭБУ имеет определенный диапазон регулировок и уже хотя бы поэтому заливать не рекомендованное топливо нежелательно. И все же значительная часть экспертов сходится во мнении: 95-й вместо 92-го или 98-й взамен 95-го лить можно, а вот использовать 98-й при рекомендуемом 92-м, не стоит.

Смешиваем 92-й с 95-м?

Кто-то считает, что, произведя подобное действо, в баке он получит топливо «усредненного» качества. На деле ничего подобного не произойдет. 95-й бензин более легкий и поэтому он «всплывет» над 92-м. В итоге каждая фракция распределится по своим «полочкам», что никакой практической пользы не принесет.

Кроме октанового числа

На качество топлива влияют не только заветные циферки, стоящие за буквой. Оно определяется еще одним показателем. То, что мы видим на табло заправочных станций – октановое число, определяемое по исследовательскому методу. Но оно может вычисляться и моторным способом. При испытаниях первый показатель вычисляется на малых оборотах, второй, который не указывается – повышенных. Например, ОЧ, полученное моторным методом для АИ-92 составляет 83, АИ-95 – 83, а для АИ-98 – 88. Как раз буква «И» говорит о том, что перед вами обозначение ОЧ топлива, испытанного исследовательским методом.

На АЗС встречается и «сотый» бензин, по сути являющийся «модификацией» 98-го. Фото: YouTube.com

Кто-то считает: если в его «Жигули» залить 98-й бензин, то машина превратится в гоночный болид. В реальности просто более мощный мотор требует высокооктанового топлива, а само по себе оно на динамику никак не влияет.

Странные противоречия ВАЗа

Кто-то сказал, что Россия – страна парадоксов. И доля правды тут есть, если говорить о топливе, предназначенного для одного и того же движка, установленного на разные модели авто. К примеру сравним Lada Vesta, X-Ray с Granta, «Калина», «Приора». Если под капотом этих автомобилей находится мотор ВАЗ-21129, то первым двум «разрешен» бензин АИ-92. А второй тройке моделей почему-то предписан АИ-95. Другой пример: движок ВАЗ-11189, установленный на «Ларгусе», требует 92-й бензин, а такой же мотор на «Калине» (ВАЗ-11186) уже нуждается в 95-м.

Почему в Гранту нужно лить более дорогой бензин, чем в Renault Sandero или Vesta? Фото: YouTube.com

Есть нестыковки и с зарубежными силовыми агрегатами. Французский «шестнадцатиклапанник» К4М на Lada Largus нужно заправлять только А-95, в то время как модели от Renault – «Логан», «Сандеро» и «Альмера» могут довольствоваться и 92-м. Что это? Инженеры не договорились? Скорее всего, на ВАЗе просто перестраховались. Учитывая низкое качество топлива в стране, если где-то на АЗС нальют вместо 95-го 92-й, с автомобилем ничего не случится. К тому же бензин с более высоким октановым числом означает приближение к требованиям экологии.

АИ-92+

Этот бензин («фирменный») однозначно лучше своего «коллеги» 92-го. Но его плюсы не в детонационных качествах, а несколько других свойствах. В «модифицированном» топливе много присадок, оказывающих положительное действие на моющие и смазывающие «способности» бензина.

АИ-95 тоже может быть «фирменным». Фото: YouTube.com

При его использовании детали силового агрегата, расположенные внутри, будут самоочищаться. Но это не произойдет сразу же: предполагается продолжительное действие – на АИ-92+ надо ездить постоянно, только тогда будет результат. И заменой АИ-95 «фирменное» топливо не является.

Так что же заливать в бак?

Современные авто проектируются с расчетом на бензин с ОЧ не ниже 95. Производитель четко указывает в инструкции, каким горючим лучше заправлять выпущенный им автомобиль. Чтобы быть уверенным в ресурсе, следуйте рекомендациям. Если разрешается заливать две марки бензина, лучше выбирать ту, у которой больше октановое число. Так удастся свести к минимуму риск покупки низкокачественного горючего.

И последний момент – выбор АЗС, где не «химичат» с топливом. Сегодня, особенно в крупных городах, найти заправку с плохим бензином довольно сложно, но в регионах «попасть» на некачественное горючее можно запросто.

Снижаем октан: действительно ли можно ли ездить на 95-м бензине вместо 98-го

В Сети можно найти немало случаев, когда «серьёзный технический эксперт» утверждает, что нет ничего страшного в том, чтобы в целях экономии ездить на бензине, октановое число которого чуть ниже, чем рекомендует производитель. В зависимости от реальной квалификации эксперта под это даже подгоняют некую теоретическую базу, которая, однако, не всегда полна и осмысленна. Давайте разберёмся в этом вопросе: если рекомендован 98-й, но на лючке бензобака есть надпись «min 95», означает ли это, что можно ездить и на 95-м бензине, и на 92-м вместо 95-го соответственно?

Есть датчик детонации!

Основной посыл экспертов следующий: применение низкооктанового бензина грозит лишь риском возникновения детонации, но сам факт наличия датчика детонации не позволит этой самой детонации начаться, а значит, нет ничего опасного в снижении октанового числа бензина. Что ж, тут есть, что обсудить.

Действительно, первоочередная задача датчика детонации – услышать её шум и передать информацию блоку управления двигателем. Резонансный датчик сам определит, что звук вызван детонацией, широкополосный просто отправит в блок сигнал о шумах, предоставив последнему возможность разбираться в их природе самостоятельно, но суть у них одна – предотвратить появление этого опасного явления. В общем-то, в этом эксперт прав. Но дальше он разбираться не стал, а зря.

В чём может быть причина детонации? По большому счёту, причин у неё три: слишком ранний угол опережения зажигания, слишком бедная смесь и слишком высокая температура сгорания топливовоздушной смеси. А вот уже у этих трёх неприятностей есть свои причины, и они крайне разнообразны. Могут быть виноваты и некачественный бензин, и неисправности топливной системы, и некорректная работа управляющего кислородного датчика (лямбды), и много чего ещё. По каждой из трёх причин детонации можно написать отдельный большой материал, поэтому сейчас ограничусь лишь их перечислением.

Намного интереснее то, каким способом ЭБУ начинает бороться с детонацией, если соответствующий датчик станет бить тревогу. Логично, что первоначальные меры будут приняты зеркальные: сдвиг угла зажигания в сторону более позднего (ретарды для каждого цилиндра на определённый угол) и впрыск дополнительного топлива для охлаждения, что правильно называется дополнительным топливным обогащением (при сгорании обогащённой смеси температура будет ниже, что снижает риск детонации). Если этого по каким-то причинам окажется недостаточно, то в ход пойдёт тяжёлая артиллерия в виде ограничения момента и циклового наполнения. Теоретически на этом бой с детонацией можно считать оконченным, и благодаря тому самому датчику детонации с мотором действительно ничего плохого случиться не должно. Но случается.

Цена вопроса

Начнём с оптимистического сценария: датчик детонации отработал, как ему положено, детонации действительно нет. Какой ценой это было достигнуто?

Во-первых, обогащением смеси. Это приводит к повышению расхода топлива, а для некоторых моторов с прямым впрыском – быстрому росту отложений на поршнях и клапанах. Невозможно просто так снизить температуру сгорания топливовоздушной смеси и отработавших газов, чтобы это не привело к массе последствий. Рост углеродистых отложений неизбежен, что затрудняет работу системы рециркуляции отработавших газов. А это в свою очередь приведёт к росту в выпуске оксидов азота, с которыми EGR, в общем-то, и должна бороться. Но если её клапан зарастёт несгоревшей сажей, он просто заклинит. Получается замкнутый и довольно порочный круг неисправностей.

Во-вторых, более позднее зажигание приведёт с снижению мощности и опять же – к росту расхода топлива (хотя бы из-за желания активнее давить на педаль газа). К тому же существует значение максимального угла, на который можно сделать зажигание позднее. Обычно – 10-15 градусов. Это довольно много, так что поведение машины изменится заметно.

Если ретарды (периодические изменения угла опережения зажигания в сторону более позднего) детонацию не остановят, моментная модель, послушавшись указаний своих лимитеров, начнёт ограничивать момент, который требует водитель положением педали газа. То есть, он будет «давить тапку», но ЭБУ, видя, какой ценой мотор сможет выдать требуемый момент, его заметно снизит. Это, конечно, лучше, чем разрушение поршня или всего блока, но машина будет ехать как полумёртвая, а бензин будет расходоваться в ещё больших количествах. В некоторых случаях расход так вырастет, что перекроет всю экономию от заправки более дешёвым низкооктановым бензином.

По большому счёту, на этом этапе всё ещё не так уж плохо. Да, машина едет хуже (а иногда даже почти так же, потому что многие современные машины умнее своих современных владельцев и имеют очень сложные алгоритмы управления двигателем), но мотор хотя бы не разваливается от перегрева и детонации. К сожалению, это не совсем так.

Всё может быть…

Вся боль заключается в том, что детонация всё-таки есть. Датчик детонации просто не может сработать до того, как она начнётся: нет шума – нет сигнала. А значит, нет и повода для паники. Поэтому все ретарды, дополнительные топливные обогащения, ограничения момента и прочие меры не предотвращают детонацию, а борются с той, что уже появилась. И это первый повод отказаться от низкооктанового бензина.

Второй повод – это качество бензина. К сожалению, его октановое число иногда и без того ниже указанного на колонке. В крупных городах и на хороших АЗС с таким столкнуться всё труднее, а вот на трассе и на странного вида заправке – легко. Поэтому хотя бы какой-то запас детонационной стойкости иметь всегда желательно.

Третья причина – это случай, когда встречаются и плохой бензин, и его низкое октановое число одновременно. Мотору, рассчитанному на 95-й бензин, и так сложно ехать на 92-м, а тут ещё и качество подкачало… Это прямой путь и к снижению мощности, и к детонации.

Четвёртое – это тот печальный факт, что датчики автомобиля не способны по двадцать лет и двести тысяч километров работать безупречно. И ничто не мешает тому же датчику детонации немного дуркануть и завысить порог чувствительности. В этом случае мотор будет звенеть всеми своими деталями ЦПГ, но сигнала об опасности ЭБУ так и не получит. А если всё это наложится на некорректные данные с расходомера воздуха, датчика температуры отработавших газов, лямбда-зондов и других датчиков, развалить двигатель можно очень быстро. Причём совершенно незаметно для себя, такого экономного и хитрого.

Ну и, наконец, последнее. Даже если вы не фанат чип-тюнинга и не стремитесь сделать гоночный болид из своего Соляриса, в ходе некоторых очень популярных работ (например, при удалении катализатора) требуется перепрошивка ЭБУ. Чем его перепрошивают – большая загадка. У многих гаражных «тюнеров» есть привычка отрезать всё, что связано с лимитированием момента, или завышать непосредственно порог чувствительности датчика детонации (а иногда вообще его отключать). Вроде машину прямо перепрошили под 92-й бензин, но как именно – сказать трудно. Может быть, просто отключили датчик детонации, и теперь ЭБУ её просто не видит. Продолжая ездить на рекомендованном 95-м бензине, водитель сводит риск детонации к минимальному, а вот при снижении октанового числа проблемы могут появиться совершенно неожиданно.

Иногда всё-таки можно

Возникает вопрос: зачем тогда на лючке бензобака есть надпись «min 92» при рекомендованном 95-м? Затем, что низкооктановый бензин можно залить в крайнем случае, но никак не ездить на нём всё время. Лучше залить его, чем, например, замёрзнуть на трассе. А разговоры менеджеров про то, что эта машина отлично ездит и на 92-м, потому что так написано на лючке – это всё от лукавого. За конкретной информацией стоит заглянуть в руководство по эксплуатации, чтобы увидеть там не минимально допустимое, а рекомендованное значение октанового числа.

Если вдруг рядом не окажется рекомендованного бензина, залить минимально допустимый бензин можно. Но только до ближайшей хорошей заправки. И ехать на низкооктановом бензине нужно в щадящем режиме: на не слишком высокой скорости и без резких ускорений, при которых риск детонации многократно возрастает. Особенно опасно делать так летом, в жаркую погоду: мотору и так трудно работать из-за низкой плотности воздуха (концентрация кислорода в холодном воздухе выше), так его ещё и мучает жара, которая тоже повышает риск детонации.

Можно ли автомобиль, рассчитанный на 92 бензин, заправлять 95-ым и выше?

Каждый автолюбитель рано или поздно задается вопросом, каким бензином лучше заправлять своего железного коня? Есть ли между ними разница и, главное, что будет, если в автомобиль, рассчитанный на 92 бензин, залить 95-ый или выше? Давайте разберем подробно.

92 ,95 или 98: в чем, собственно, разница?

Напомним, эти цифры обозначают октановое число (ОЧ) бензина — показатель, характеризующий детонационную стойкость топлива. Чем выше октановое число, тем меньше вероятность самовоспламенения бензина. Хотя, по факту, разница между этими бензинами не так велика, особенно если брать два рядом стоящих. АИ-92 выдерживает степень сжатия до 10, АИ -95 — от 10 до 12, а вот АИ-98 – от 12 и выше. Если ваш двигатель рассчитан на 92-ой бензин, а вы залили 95-ый, то это, скорее, благотворно повлияет на его работу, нежели навредит.

Впрочем, прежде чем говорить о том или ином эффекте, важно для понимания пояснить, как горит бензин.

Разумеется, горит не сам бензин, а смесь паров воздуха и бензина. Возможно, вы удивитесь, но марка бензина дает об этом лишь общие представления, а скорость горения зависит непосредственно только от углеводородного состава. Ароматика горит медленнее, чем парафины и изопарафины, а оксигенаты — быстрее. Если бензин содержит большое количество оксигенатов, особенно спиртов, то скорость сгорания будет самой высокой. Например, оксигенатные, с высокой долей спирта, топлива активно используются для заправки гоночных автомобилей.

«Разумеется, максимальный КПД можно снять тогда, когда сгорание бензина в двигателе происходит рядом с верхней мертвой точкой (ВМТ) в бесконечно малом периоде, т.е. сразу. Это идеально. Но обычно так не происходит. Не каждый двигатель и не всегда может «выжать» максимум из того или иного бензина» — говорит Михаил Ершов, кандидат технических наук, генеральный директор «Центра Мониторинга Новых Технологий» – https://fuelsdigest.com/.

Так что в итоге?

Как правило, использование АИ-95 или АИ-98 вместо рекомендованного АИ-92 никаких преимуществ вам не даст. В паспорте производителя техники обычно указывают тот бензин, на котором двигатель может дать максимум производительности по разным показателям. Как ни крути, от более высокого октанового числа вы не получите какие – либо плюсы. Как это регулируется в двигателе? Датчик детонации подстраивает угол опережения зажигания (УОЗ) бензинового двигателя и воспламеняет бензин с помощью искры. Если детонация происходит раньше, чем «ожидает» двигатель, то УОЗ уменьшается, т.е. зажигание происходит позднее. Таким образом, в цилиндре создается меньшее давление и меньше условий для детонации. Соответственно, применяя 95-ый бензин для автомобиля, который четко рассчитан на 92-ой, вероятнее всего, вы не ощутите изменений. Залей в Ниву хоть сотый бензин – она не превратится в Porsche.

«Гораздо больший эффект оказывает углеводородный состав бензина. Например, вы долгое время заправляли автомобиль АИ-92, а потом вдруг стали применять АИ-95, у которого совсем другой углеводородный состав. Как вариант, в нем много МТБЭ. Эта присадка с одной стороны будет повышать расход топлива, т.к. содержит кислород, но с другой стороны повысит термический КПД двигателя. В зависимости от состава бензина и будет тот или иной эффект» — объясняет Михаил Ершов.

А плохих последствий не будет?

Нет. Хотя раньше, в старых карбюраторных машинах, действительно существовала проблема: при высоком октане могли прогореть выхлопные клапана. В 92-ом бензине содержится в разы больше ароматики, угол опережения зажигания на старых автомобилях автоматически не регулировался, надо было делать это вручную. Соответственно, не перестроив угол, вы могли иметь более позднее загорание бензина за счет медленного горения ароматики. Получалось, смесь еще горит в цилиндрах, а выпускные клапана открываются и оплавляются пламенем. Современные двигатели, в прямом смысле слова, умные. Электронный блок управления, опираясь на большое количество датчиков, запускает нужный алгоритм действия с тем или иным видом топлива. Поэтому сейчас негативных последствий быть не может.

Таким образом, ответ на вопрос — Можно ли автомобиль, рассчитанный на 92 бензин, заправлять 95-ым и выше? — прост. Можно! Только знайте: чуда не случится, но и хуже не будет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *