Чем больше скорость тем меньше
Перейти к содержимому

Чем больше скорость тем меньше

  • автор:

Береги подвеску: правда ли, что «чем больше скорость, тем меньше ям»

После дождливой зимы тверские дорожники затянули с ремонтом асфальта, и на подъездах к Калязину образовались такие дыры, что сломать на них можно даже «Хаммер». А у меня всего лишь только старенькая Audi, да еще и с низкопрофильными шинами. В общем, пришлось попотеть, а заодно вспомнить школьный курс физики и популярные в шоферской среде словосочетания типа «неподрессоренные массы», «импульс силы», «квадрат скорости». Как же проехать по такой дороге и не разбить подвеску?

Поделиться

Изображение Береги подвеску: правда ли, что «чем больше скорость, тем меньше ям»

Разгон-торможение

По дырам все ездят по-разному. Чтобы избежать ударов, некоторые активно тормозят прямо на кочках, переваливаются с бока на бок, а затем разгоняются, чтобы не тратить время. Рваный ритм «разгон-торможение» дает чудовищные нагрузки на все технические системы машины: перегревается двигатель, изнашиваются тормозные колодки, разбиваются шарниры. Порой водитель не успевает затормозить перед ямой, и машина влетает в нее всей массой. При торможении передняя подвеска сжимается, шток амортизатора вырабатывает ход, и в этот момент происходит удар о неровность. Велик риск, что хода сжатого амортизатора не хватит, чтобы поглотить всю энергию, и удар придется в отбойники подвески и в кузов. Поэтому так ездить — не вариант.

Другие съезжают на обочину и преодолевают опасные участки по песочку. Это лучше, но слишком долго. Там предостаточно пологих неровностей, провалов и выбоин, которые так начинают раскачивать машину, что водителю и пассажирам можно заработать морскую болезнь. Кроме того, на обочинах скапливается мусор: гвозди и железяки, которые обязательно повредят колеса. По обочине далеко не уедешь.

Остается одно — идти напролом и маневрировать. Но вот какую скорость выбрать? Сразу вспоминается изречение раллийных гонщиков: «чем больше скорость, тем меньше ям». Проверим его на практике.

Почему скоро у российских автовладельцев начнутся проблемы с подвесками машин

Популярные технические решения дают сбои

Фото: АвтоВзгляд

Читайте также

Частота колебаний

Плавность хода автомобиля и ровная работа подвески зависит от двух величин, а именно от соотношения неподрессоренных и подрессоренных масс, а также от амплитуды и частоты колебаний. Грубо говоря, если в машине будут очень тяжелые колеса и крайне большой ход подвески, как у тюнингованного внедорожника, то кузов начнет раскачиваться и трястись, и ездить будет неприятно.

В обычном автомобиле соотношение масс колеблется в районе 1/15. Чтобы увеличить плавность хода, снижают вес колес, но можно еще нарастить массу кузова. К примеру, загруженная машина едет ровнее.

Но есть еще один фактор, влияющий на работу подвески и на стабильность транспортного средства, а именно скорость, вернее ее «квадрат». Чем выше скорость, тем больше импульс на колесах, а значит, стабильнее идет автомобиль. То есть, на кочках нельзя ездить очень медленно.

Почему подвески современных машин умирают в России раньше срока

Причины поломок хлипкой ходовой части

Фото из открытых источников

Читайте также

Правда, если ехать слишком быстро, то неподрессоренные массы так начнут дубасить снизу, что подвеска долго не продержится. Слишком быстрая, почти раллийная езда по неровностям приводит к уничтожению стоек, повышенному износу покрышек и разрушению резинометаллических шарниров. Они не выдерживают высокой энергии колебаний. В итоге после часа езды покрышка рискует разлететься в клочья, как и амортизаторы. Поэтому нужно выбрать оптимальную скорость.

«Правильная» скорость

Проблемой ям некоторое время назад озаботились авторы передачи «Разрушители мифов» Джейми Хайнеман и Адам Сэвидж. Им было интересно, на какой скорости отвалившийся карданный вал заднеприводного автомобиля может попасть в яму. Оказалось, что на 45—50 км/ч, и на этой же скорости он причиняет машине максимальные разрушения. Подобные вещи случались со старыми «Жугулями». Волочащийся по асфальту край втыкается в неровность и подбрасывает машину вверх.

А вот если повысить скорость, то вал просто перескакивает через яму. То же самое и с колесами. До скорости в 40—50 км/ч они проваливаются в ямы, а вот при добавлении газа — перескакивают.

Почему древняя зависимая подвеска лучше современной независимой

Достоинства и недостатки ходовой части

фото freepik.com

Читайте также

Чем больше скорость, тем сильнее частота колебаний, а значит, колесо просто не успеет провалиться. При определенных «км/ч» удар по покрышке пройдет вскользь и причинит ей вреда, а следовательно можно избежать и грыжи.

Справедливость этого вывода удалось проверить самостоятельно некоторое время назад. Когда на MINI Countryman с жесткой подвеской я держал скорость 80 км/ч, то подвеска громыхала, но отрабатывала неровности. А стоило сбросить до 40 км/ч, чтобы пощадить автомобиль, то колесо тут же провалилось в крупную яму, и шину пробило.

В общем, надо прибавлять газу и не бояться ям. Наилучшей скоростью здесь может быть 55—65 км/ч, потому как при ней энергия колебаний подвески позволяет колесу перепрыгивать через небольшие ямы, а скорость машины недостаточно велика, чтобы повредить амортизаторы и шины. Однако заигрываться не стоит. Если ямы слишком велики, то лучше сманеврировать или отклониться на обочину. К сожалению, таких ям на региональных трассах у нас все еще предостаточно.

Второе дыхание: тест-драйв седана Kaiyi E5

Особенности «китайца», первым «прописавшегося» в Калининграде

фото АвтоВзгляд

Читайте также

Подпишитесь на канал «Автовзгляд»

Насколько реалистична поговорка «больше скорость — меньше ям»: узнайте без проверки на своем авто

В населенных пунктах нашей необъятной страны частенько встречаются участки с разбитым асфальтом. Как лучше ехать по такому покрытию: медленно или быстро?

Павел Горбачев

Скажем сразу, что езда по неровностям в любом случае будет испытанием как для подвески, так и для неподрессоренных масс. Колесные диски, балки, мосты, рычаги, сайлентблоки и другие элементы подвески будут испытывать серьезные нагрузки в любом случае. Однако среди водителей есть поверье, что по такой сложной дороге надо ехать как можно быстрее, ведь в таком случае в салоне субъективно не чувствуется тряски.

Пролетая над пропастью

Мы согласны с этим наблюдением, но только вынуждены добавить, что такая подозрительно плавная езда на большой скорости по ямам оказывается возможна из-за того, что амортизаторы просто не успевают при наезде на яму разжаться под воздействием пружины. Такое происходит на скоростях от 80 километров в час и выше.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Колесо при наезде на яму в это мгновение как будто пролетает в воздухе, теряя контакт с поверхностью дороги, и в следующий миг оно встречается уже с ровным участком. Получается, что чем выше скорость, тем меньше такое движение по ямам напоминает езду, и все ближе оказывается к полету.

Нажми и смотри

Большая скорость несет большие риски

Но такое успокоительно-ровное перемещение на машине по колдобинам оказывается возможным, если глубина ям небольшая, и они не имеют резких краев. Если же ямы глубокие и резко очерченные, то есть риск при быстрой езде наехать на ребро. Тогда амортизатор не будет способен так быстро сжаться, и колесо получит резкий удар, который далее передастся к амортизатору и на кузов в месте крепления. В такие моменты страдают ШРУСы, ступичные и опорные подшипники. Несколько таких ударов от наезда на края ям могут войти в резонанс, и тогда машину может раскачать на дороге в продольном направлении, после чего она начнет буквально брыкаться. Покрышка окажется не в состоянии не выдержать очередного удара и может погнуться обод колесного диска.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все это чревато потерей контакта колес с дорогой, автомобиль может стать неуправляемым, и в итоге придется применять экстренное торможение. Бывали случаи, что машины заваливались набок и даже опрокидывались во время такой быстрой езды по ямам.

Если же при езде по такой дороге с ямами снизить скорость до 15–30 километров в час, то подвеска начнет тут же отрабатывать рельеф так, как это задумано автоинженерами, и машину начнет раскачивать в поперечном и диагональном направлениях. Это тоже некомфортно для водителя и пассажиров в салоне, но при этом неподрессоренная масса страдает меньше. Такая раскачка — это словно тест на живучесть для пружин и амортизаторов, сайлентблоков рычагов, рулевых тяг. Но при медленной езде подвеска продолжает работать, то есть автомобиль движется в одном из предусмотренных режимов движения, хотя это и считается эксплуатацией в тяжелых дорожных условиях.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вывод

Когда машина лихо несется по грейдерной дороге на высокой скорости, то в этот момент подвеска находится как будто в замершем состоянии и фактически не работает, а это не является правильным режимом эксплуатации автомобиля.

Кстати, полностью эта поговорка звучит так: «Больше скорость — меньше ям. Больше секса слесарям!» И под словом «секс» тут понимается неожиданно тяжелая и долгая работа по ремонту подвески автомобиля.

Выше скорость, меньше ям

А вы знали, что у пословицы есть продолжение: «выше скорость — меньше ям, больше боли слесарям».

При движении по неровной дороге на большой скорости, по ощущениям, ям становится
Меньше. Но при этом сильно нагружаются шины, диски, ступичные подшипники и поворотные кулаки. В общем, быстрая езда по плохим дорогам — это не лучшее средство экономии на ремонте, но мы знаем отличный рецепт!

Квалифицированные мастера автосервиса «северная звезда» быстро и профессионально
Починят ваш автомобиль, чтобы вы и дальше «не считали» ямы на пути.

Правда ли, что «чем больше скорость, тем меньше ям»?

Обычно по весне асфальт покрывается глубокими выбоинами. Как правильно ездить по ним, рассказывает автогонщик, инженер и капитан команды «Газ-рейд Спорт» Вячеслав Субботин.

С давних пор существует поговорка, «чем больше скорость, тем меньше ям». Она появилась на заре автомобилизации. Шоферы замечали странную особенность в поведении машины. На высокой скорости она меньше реагировала на неровности.

К примеру, медленно переваливающийся через ямы автомобиль, падает и ныряет, проваливается вниз и вновь карабкается на вершины асфальтовых холмиков. Такие колебания укачивают и мучают людей. Но стоит водителю поддать газу, как машина выпремляется, амплитуда ее колебаний уменьшается, и колеса перестают проваливаться в глубины дорожных неровностей. Машина скачет по верхушкам.

Гавана.

Статья по теме

Подметив такой эффект некоторые автомобилисты стараются проходить неровности сходу, считая, что подобный способ не вредит машине. И действительно, колебания подвески перестают входить в резонанс с колебаниями кузова. Поэтому он остается ровным. Покрышки лупят по кочкам, а машина словно летит над дорогой. Владельцы старых «Жигулей» знают, что на скоростях свыше 60 км/ч кочки перескакивает даже отвалившийся глушитель или вывалившийся карданный вал. А вот при 40 км/ч они втыкаются в землю и ломают все на свете. Так же и колесо.

«Однако это совсем не означает, что по дырам необходимо ездить быстро. Ведь, если познакомишься с физикой работы неподрессоренных масс, то открывается иной взгляд на быструю езду по кочкам, — рассказывает Субботин. — Снизу амортизатора крепятся тормозные механизмы, детали подвески, диск с покрышкой. И все это весит несколько десятков килограммов. Чем сильнее скорость при такой массе, тем сильнее получается удар. Кроме того, колебания амортизатора тоже имеют предел. При тряске он каменеет и не успевает погасить одно колебание, как уже получает другое».

В итоге, неподрессоренные массы слишком сильно бьют в детали подвески. В итоге начинают выходить из строя не только амортизатор, но и поворотные кулаки, ступичные подшипники, опоры и прочее. Не выдерживают и литые диски. При высокой скорости их гораздо легче разломать. Но чаще всего лопаются покрышки или покрываются грыжами.

В общем, ездить очень быстро по кочкам нельзя, но и медленно тоже не рекомендуется. Лучше всего неровности объезжать по обочине со скоростью пешехода. Если же возникла необходимость пролететь по ним сходу, то лучше сбавить скорость до 55-60 км/ч. Тогда автомобиль успевает перескакивать через небольшие неровности и не слишком сильно бьется о края асфальтовых ям. Самая же неприятная скорость для прохождения дорожных неровностей это 35-40 км/ч.

Смотрите также:

  • Запасная пружинка. Как защитить машину от пробоя колеса? →
  • Подготовка к штурму. Как правильно ездить по бездорожью →
  • Почему нельзя тормозить перед ямами? →

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *