Что будет с авторынком в 23 году
Перейти к содержимому

Что будет с авторынком в 23 году

  • автор:

Дилеры рассказали, что ждет российский авторынок в 2023 году

Не так давно Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) подвела итоги 2022 года для авторынка России. Результат — было реализовано 687 370 машин, динамика относительно 2021-го — минус 58,8% или, в натуральном выражении, минус 979 410 единиц. Дилеры, опрошенные «Российской газетой», рассказали о том, что ждет нас в 2023 году.

Евгений Одиноков / РИА Новости

«В 2023 году не предвидится положительной динамики продаж в штуках. Основания для этого очевидные — низкий покупательский спрос и отсутствие поставок европейских автомобилей.

Половину 2022 года продавались автомобили со складов импортеров — это давало дополнительную поддержку рынку.

В 2023 году доступность автомобилей будут обеспечивать китайские бренды и параллельный импорт, который не дает больших объемов продаж. Как показала практика — это очень точечное решение в текущей ситуации.

Часть дилеров будут стараться переформатировать свои дилерские центры под другую деятельность. Некоторые дилеры будут расширяться, чтобы сохранить свой бизнес. Думаю, в 2023 году мы увидим много разнонаправленных течений в авторитейле. У каждого дилера своя стратегия и позиция в отношении автобизнеса.

Важно уже сегодня строить планы на 2024 и 2025 годы, чтобы рост локализованных брендов и автомобилей был более существенным. Дополнительно необходимы более масштабные программы поддержки локальных производителей», — отмечает генеральный директор ГК «Автодом» Андрей Ольховский.

Генеральный директор ГК АвтоСпецЦентр Андрей Терлюкевич добавляет, что основным драйвером авторынка в 2022 году стали китайские бренды и АвтоВАЗ. В 2023 году лидерство также сохранится за ними.

«Продажи в 2023 году будут зависеть от спроса. В наличии сейчас есть практически все ходовые марки и модели. Дефицит сохраняется среди седанов стоимостью до 2 млн рублей. Высокие накладные расходы, связанные с логистикой и таможней, ограничивают их ввоз по схеме параллельного импорта.

Ожидания от 2023 года пока очень осторожные. Повторить результат 2022 года можно за счет роста производства АвтоВАЗа, выполнения планов по поставке автомобилей китайских марок и вывод сборки локализованных брендов на заявленный уровень.

Отложенный спрос и отсутствие новых потрясений однозначно окажут позитивное влияние на динамику авторынка. Цены по большинству марок продолжат расти, это общемировой тренд. Влияние на цены оказывают стоимость энергоносителей, сырья, логистики и сохраняющийся дефицит полупроводников», — рассказывает Терлюкевич.

Прогноз на 2023 год обновлён: от авторынка РФ ждут ещё более заметного прироста

Аналитики считают, что в позитивных изменениях прогноза стоит «винить» автомобили китайских брендов с их высокой положительной динамикой.

Российский авторынок из-за кризиса серьёзно просел в прошлом году. По подсчётам «Автостата», в 2022-м продажи новых легковых машин рухнули на 58,7% и составили менее 626,3 тыс. единиц. Напомним, агентство использует данные о госрегистрации новых автомобилей, поэтому учитывает и те, что были ввезены по схеме параллельного импорта (была легализована в мае прошлого года).

Стоит отметить, что в текущем году, несмотря на заметный прирост к АППГ в течение последних нескольких месяцев, продажи новых легковых автомобилей в РФ в плюс до сих пор так и не вышли. За январь-май 2023 года на учёт было поставлено в общей сложности 319 085 новых «легковушек», этот результат на 0,1% меньше по сравнению с показателем первых пяти месяцев прошлого года (319 398 шт.).

В агентстве уже несколько раз пересматривали свой прогноз по тому, каким окажется 2023 год для российского авторынка: сегодня «Автостат» опубликовал свежую версию. Согласно ей, базовый сценарий предполагает, что по итогам текущего года в РФ будет продано порядка 815 тыс. новых легковых автомобилей. Этот показатель окажется на 30% больше по сравнению с крайне низким результатом 2022-го.

Аналитики предполагают, что, если события на авторынке будут развиваться согласно пессимистичному сценарию, россияне за этот год смогут купить около 780 тыс. новых «легковушек». То есть прирост в этом случае будет, причём примерно на четвёртую часть (на 25%).

Также в агентстве считают, что возможен и оптимистичный вариант. Этот сценарий предполагает, что на продажи новых легковых машин на российском рынке увеличатся до 850 тыс. единиц, что соответствует приросту на 36%. Кстати, часть экспертов не исключают и вероятности более высоких показателей – 1 млн реализованных в РФ в 2023 году новых «легковушек».

В «Автостате» одной из главных причин нынешнего роста рынка назвали ведущие китайские марки, с их «фантастической», «трёхзначной» динамикой. К примеру, в мае прирост у Chery составил 348% (зарегистрировано 7444 шт.), у Haval – плюс 509% (7432 шт.), а у Geely – плюс 639% (6690 шт.). Перечисленные бренды сейчас входят в первую пятёрку наиболее востребованных в РФ, обгоняет их только местная Lada.

Напомним, изначальный прогноз предполагал, что 2023-й вряд ли окажется особенно удачным для авторынка РФ. В агентстве считали, что при оптимистичном сценарии результат составит 780 тыс. новых машин, при базовом – 650 тыс. единиц, а при пессимистичном варианте показатель окажется равен 550 тыс. экземпляров (то есть на 12% меньше, чем в 2022 году).

Как изменился авторынок России в 2023 году

Упав после введения санкций до минимумов в новейшей истории, российский автомобильный рынок вошел в фазу бурного роста. Место европейских, японских и американских автомобильных брендов занимают марки из Китая

VCG/Visual China Group/ТАСС

Фото: VCG/Visual China Group/ТАСС

Российский авторынок сильно ускоряется. По данным «Автостата», по итогам августа 2023 года в России было продано 109,7 тыс. новых легковых машин, что в 2,6 раза больше, чем в том же месяце прошлого года. А за период январь–август в стране было реализовано 606,9 тыс. автомобилей, что на 41% больше, чем за первые восемь месяцев 2022 года.

И если в начале года среди участников рынка преобладали сдержанные прогнозы о том, что по итогам 2023-го автобизнес в России едва сможет достигнуть показатель в 700 — 800 тыс. реализованных машин, то сейчас, как прогнозирует «Автостат», к концу года вполне может быть реализовано более 1 млн автомобилей, то есть рост по сравнению с 2022 годом составит около 45%.

Рост цен на автомобили и низкий спрос

Безусловно, текущий скачок продаж автомобилей в России в первую очередь связан с низкой базой прошлого года. По итогам 2022 года авторынок рухнул до минимальных значений в новейшей истории: в стране было реализовано 687 тыс. легковых автомобилей (падение по сравнению с 2021 годом составило 59%).

Для сравнения, за последние 15 лет продажи новых автомобилей в России не опускались ниже отметки в 1,5 млн единиц, а в рекордном для отрасли 2012 году продажи составили 2,93 млн машин. Так что даже при самых оптимистичных сценариях, по итогам текущего года продажи автомобилей в России в любом случае будут серьезно отставать от того, что было раньше.

Главный сдерживающий фактор развития российского авторынка сейчас — это продолжающийся рост цен. По данным «Автостата», розничная стоимость машин в текущем году достигла небывалых значений: в сентябре средняя цена новой легковой машины превысила отметку в 2,7 млн руб. Для сравнения, два с половиной года назад, по итогам 2020 года, средний показатель составлял менее 1,68 млн руб. А в 2015 году машины в среднем продавались по 1,19 млн руб.

При этом цены продолжают двигаться вверх: по оценкам «Автостата», за последний месяц на российском рынке более 15 автомобильных брендов подняли стоимость на свои марки.

Статистика продаж китайских брендов в России

Санкционный занавес резко развернул отечественный авторынок, как и многие другие сферы российскиой экономики, в восточном направлении. До 2022 года китайские автомобильные бренды в России держались в тени: например, в 2020 году их доля на рынке легковых авто составляла менее 4%, в 2021 — менее 7%.

Однако в последние месяцы автопроизводители из КНР заняли уже свыше половины рынка — их доля оценивается «Автостатом» в 52%. Российским же брендам за январь—август досталась доля в 31%. Остальные 17% делят между собой продажи американских, европейских, японских, корейских машин, поставляемых по схемам параллельного импорта.

Еще в конце прошлого года китайцы вели на российском авторынке себя достаточно осторожно, опасаясь вторичных западных санкций, которые теоретически могли болезненно отразиться на китайском автопроме, все еще тесно сотрудничающим с ведущими мировыми автоконцернами. Но страны Запада пока не предпринимают внятных ограничительных мер в отношении работающих в России китайских автомобильных компаний, которые ведут себя на российском авторынке все более активно. В 2023 году официально продающийся в РФ модельный ряд китайских машин заметно расширяется. Например, летом под своим брендом в России начала продавать новый седан и пикап компания Dongfeng, а бренд Changan расширил свою линейку автомобилей в России до 15 моделей. Появляются и новые марки: например, кроссоверы начал продавать бренд Jetour, активизировалась компания Livan (бывшая Lifan). Премиальный сегмент штурмует китайская марка Hongqi («Красное знамя», подразделение корпорации FAW).

Лидер российского автопрома «АвтоВАЗ» старается достойно сопротивляться нашествию китайской продукции: в августе были продемонстрированы лучшие показатели продаж автомобилей Lada с весны прошлого года. В последний месяц лета отечественный автоконцерн продал 28,7 тыс. автомобилей, что на 80% больше, чем за тот же месяц прошлого года. А по итогам первых восьми месяцев года продажи в 190,6 тыс. машин Lada почти вдвое превышают результаты аналогичного периода прошлого года.

Пока «АвтоВАЗу» удается господствовать в нижнем ценовом сегменте рынка: большинство машин Lada сейчас предлагается по цене в районе 1 млн руб., в то время как средняя цена китайского автомобиля стартует от 2 млн руб. Более двух третей продаж Lada приходится на не очень технологичную, но зато доступную модель Granta. Впрочем, одновременно ускоряются продажи и несколько более современной Lada Vesta. Одновременно в салонах остаются пусть и достаточно устаревшие, но все еще востребованные внедорожники Lada Niva Legend и Niva Travel. Руководство «АвтоВАЗа» заявляет, что в текущем году они планируют продать порядка 400 тыс. машин, то есть удерживать более одной трети авторынка.

Перспективы локализации китайских автомобилей

Участники рынка говорят, что китайские автомобили вполне заслуженно пользуются возрастающим вниманием потребителей в России.

Автопром КНР сейчас находится на подъеме: по итогам прошлого года в стране было выпущено более 27 млн легковых машин, из них 3,1 млн были отправлено на экспорт (рост на 54% к предыдущему году). «Китайские автомобили сегодня ничем не уступают тем же корейцам или европейцам, — убежден Ренат Тюктеев, заместитель гендиректора по продажам новых автомобилей автодилера «Авилон». ­– В целом ситуация с китайскими автомобилями сегодня напоминает картину, сложившуюся десять лет назад с корейскими брендами — им когда-то тоже на старте не доверяли, однако рынок быстро расставил все по местам».

Ключевой вопрос дальнейшего усиления китайских позиций на авторынке России — насколько быстро китайские компании будут приходит в Россию с локализацией своего производства. «Интерес со стороны китайских производителей в локализации производств достаточно высокий. Они видят потенциал российского рынка и хотят на нем закрепиться, а локализация позволит сократить себестоимость автомобилей и, как результат, снизить цену для конечных потребителей и нарастить продажи, — продолжает Ренат Тюктеев. — Но любое открытие локального производства требует массу времени на проработку. Вспомните, с какой скоростью открывали свои заводы Volkswagen и Mercedes-Benz, решение зрело годами. Но наши партнеры с Востока очень энергичные и продуктивные бизнесмены, так что я уверен, что они эту дистанцию пройдут максимально быстро».

Напомним, что до сих пор из китайских брендов единственное собственное масштабное производство в России имеет компания Great Wall — завод под Тулой был запущен в середине 2019 года. При этом число совместных проектов растет. Сотрудничество с китайскими партнерами развивают такие российские автомобильные предприятие, как «Автотор» в Калининграде, «Соллерс Авто» в Татарстане, столичный «Москвич», «Моторинвест» в Липецке, а также «АвтоВАЗ», который до конца года обещает вывести на рынок под брендом Lada перелицованные китайские кроссоверы.

«Пока для локализации производства китайских авто в России есть ряд препятствий, — комментирует перспективы дальнейшее развитие китайских автозаводов в РФ Елена Ленских, руководитель отдела развития дилерской сети Ixen Motors Rus. — Одно из них — необходимый достаточный ежегодный уровень продаж автомобилей. Спрос на продукцию должен оправдывать затраты, которые будут потрачены на организацию производства. Иначе машины будет выгоднее привозить на территорию страны уже в собранном виде».

Важно сделать так, чтобы новые партнерства с китайскими компаниями организовывались в России на условиях передачи технологий, чтобы в стране развивалась собственная инженерная школа, отмечают представители отрасли. При этом даже в случае гипотетического ослабления санкций западным компаниям уже будет не так просто вернуться на российский автомобильный рынок. «Китайские производители уже достаточно прочно укрепились на российском авторынке, — отмечает Денис Мигаль, основатель автомобильного маркетплейса Fresh. — За счет технологичного скачка они за несколько лет повысили качество своей продукции. Широкая дилерская сеть, постоянное обновление ассортимента, большой срок гарантии и отсутствие проблем с поставкой комплектующих — основные «якоря», которые будут удерживать китайские автоконцерны на нашем рынке». Эксперт отмечает, что если европейские и японские бренды захотят вернуться в Россию, им придется вновь демонстрировать свои конкурентные преимущества, а учитывая, что китайские автомобили при возросшем качестве нередко имеют более богатую базовую комплектацию, это будет непросто.

Продажи новых легковых авто в России, тыс. шт.

Российский авторынок в 2023 году может достичь 1 млн единиц

Российский авторынок в 2023 году может достичь 1 млн единиц

Сегодня в ходе онлайн-эфира «АВТОСТАТ Оперативка. Оперативная информация по авторынку России. Итоги июля 2023 года» эксперты агентства «АВТОСТАТ» представили обновленный прогноз по продажам новых легковых автомобилей на 2023 год.

Прогноз рынка был улучшен: в оптимистичном варианте по итогам года фигурирует показатель в 1 млн новых машин (это +60% к 2022 году). В базовом сценарии эксперты прогнозируют 930 тысяч проданных автомобилей (+48%), а при неблагоприятном стечении обстоятельств (пессимистичная версия) – 840 тысяч единиц (+34%).

При этом специалисты отмечают, что сегодня приходится учитывать целый ряд негативных факторов, а именно: введенный с 1 августа новый утильсбор, сложную ситуацию с автокомпонентами на крупных отечественных предприятиях и продолжающееся падение курса рубля. Поскольку в автомобилях велика именно валютная составляющая, то цены будут и дальше двигаться вверх, а соответственно это будет сказываться на рынке.

Отметим, что по итогам 7 месяцев 2023 года в нашей стране было реализовано 497,2 тыс. новых легковых машин*. Это на 28% больше, чем в январе – июле 2022-го. И хотя июль показал наилучший результат за последние 17 месяцев (было продано 95,7 тыс. новых легковых автомобилей*), однако эксперты полагают, что это было в большой степени связано с ожидаемым введением с 1 августа утилизационного сбора и попыткой покупателей опередить происходящий и грядущий рост цен на авторынке.

О других тенденциях, которые происходят на авторынке РФ, вы можете узнать из видеозаписи трансляции эфира «АВТОСТАТ Оперативка», которая доступна здесь.

* Данные АО «ППК» («Паспорт промышленный консалтинг») – совместного предприятия АО «Электронный паспорт» и ООО «АВТОСТАТ».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *