Что будет если не менять подшипник ступицы
Перейти к содержимому

Что будет если не менять подшипник ступицы

  • автор:

Проверяем ступичные подшипники на предмет износа

Во-первых, стоит познакомиться с определением ступичного подшипника и понять, для чего он предназначен.

Ступичный подшипник – это специальная деталь, которая позволяет колесу вращаться плавно, равномерно, стабильно вокруг своей оси.

Ступичный подшипник с неисправностью не может обеспечивать равномерное вращение колеса, оно может начать болтаться. Неисправный подшипник может стать причиной аварии на большой скорости.

Изнашиваться могут как передние, так и задние подшипники. Если изношен задний подшипник, то гул в машине будет постоянным. То есть при движении Вы точно будете слышать его, в таком случае следует определить сторону, с которой идёт характерный шум, и будет понятно, какой из подшипников стоит заменить.

Ситуация с определением немного проще, если гул издают передние подшипники. Нередко достаточно повернуть руль, чтобы шум усилился. Например, Вы можете ехать на автомобиле прямо и не слышать никаких посторонних звуков, но стоит повернуть налево, как появляется гул, это означает, что проблема в подшипнике с левой стороны. Или, напротив, шум становится слышен только справа, соответственно ступичный подшипник гудит с правой стороны.

Для проверки колёс на предмет гула не во время движения, стоит вывесить колесо проблемной стороны, повращать и пошатать его. Если будет слышен гул или обнаружен люфт ступицы, то подшипник нужно заменить в обязательном порядке.

Помимо гула, ступичный подшипник с механическими повреждениями иногда издаёт звуки похожие на хруст или скрежетание, — это предвестник того, что колесо может скоро заклинить. Если ступичный подшипник заклинит на большой скорости – это не будет одним из самых приятных явлений, которые только могут произойти.

Если подшипник сильно износится, то автомобилем будет сложно пользоваться, в частности, его иногда начинает уводить в сторону, но происходит это только при появлении значительного люфта. Контролировать машину становится сложнее, а эксплуатация такого автомобиля категорически запрещена из соображений безопасности.

Как понять, что подшипник ступицы сломался

При продолжительной эксплуатации автомобиля может раздаваться шум разного характера – треск, гул, скрип и т.д. Как правило, это указывает на износ элементов ходовой части машины. Главное – вовремя распознать, если подшипник ступицы шумит, так как его своевременная замена поможет избежать множества проблем и критических последствий.

Ресурс ступичного подшипника

esli-podshipnik-stupitsy-slomalsya

Данная деталь обеспечивает равномерное и плавное вращение колеса и нивелирует его подтормаживание и отклонения по вертикали. Когда автомобиль движется, этот элемент подвергается сильным нагрузкам, поэтому его изготавливают из высокопрочных материалов с целью достижения максимальной степени надежности. Как правило, подшипники ступицы начинают изнашиваться примерно на отметке в 100-120 тысяч км пробега. В случае аккуратного вождения и повышенного качества детали ресурс повышается до 150 тысяч км. Но бывает и так, что изделия от проверенной фирмы ломаются уже через 2-3 тысячи километров. Стоит разобраться, в чем здесь может быть дело.

Причины неисправности изделий

  1. Естественный износ при длительной эксплуатации. Понятно, что спустя долгое время деталь так или иначе исчерпает свой ресурс. А если добавить сюда тяжелые условия использования – постоянная езда на высокой скорости, по разбитым дорогам и с сильной загрузкой, то изделие выйдет из строя еще быстрее.
  2. Потеря герметичности. Повреждение защитных пыльников в процессе монтажа или эксплуатации может привести к вытеканию смазочного состава и проникновению внутрь конструкции песка, грязи и влаги. Все это способствует износу и поломке.
  3. Неправильно проведенный монтаж. В этом случае подшипник будет запрессован в ступицу с перекосом. Скорее всего, замена перекошенной детали потребуется уже через пару тысяч км пробега. Чрезмерная затяжка тоже способствует быстрому выходу из строя, так как для полноценной работы изделие должно обладать определенным осевым зазором. А излишне затянутые гайки провоцируют увеличение внутреннего трения и, как следствие, перегрев. Использование динамометрического ключа поможет проследить, чтобы гайки были закручены с нужным зазором.

Основные признаки неисправности ступичных подшипников

esli-podshipnik-stupitsy-slomalsya

В первую очередь стоит обратить внимание на появление нехарактерных шумов, которых вы раньше не слышали при езде на автомобиле. Если подшипник ступицы начинает гудеть в районе колес и при этом усиливается на поворотах, то проблема очевидна. Тональность может измениться при увеличении скорости.

На некоторых скоростных диапазонах гул может пропадать, но со временем он станет вашим постоянным спутником. Если не принять меры на этой стадии, то появится также хруст и вибрация, дающая отдачу в корпус автомобиля и руль. Это говорит о том, что подшипник почти разрушен, поэтому ездить дальше становится опасно. Нужно срочно отправиться в СТО на ремонт.

Возможно заклинивание разбитого элемента, тогда вместе с ним колесо тоже заклинит. Также в этом случае может деформироваться полуось и повредиться шаровая опора рычага подвески. На высокой скорости движения это приведет к тому, что автомобиль окажется на обочине или перевернется, а если он вылетит на встречную полосу, то велик риск попасть в ДТП.

Диагностика неисправности

Чтобы понять, когда подшипник требует замены, можно провести самостоятельную проверку:

  1. Если позволяет обстановка на дороге, сделайте несколько поворотов вправо и влево на маленькой скорости. Дело в том, что если вы повернули вправо, то нагрузка на правое колесо стало больше, а на левое – меньше. И если в салоне так же слышен шум и гул, то левый ступичный подшипник скорее всего неисправен.
  2. Похожий тест можно провести и гараже. Поднимите автомобиль, разгонитесь до 80 км/ч с выжатым сцеплением и выключите коробку передач. После этого выйдите из машины и послушайте, какое из колес издает гул. Когда колесо перестанет вращаться, раскачайте его пот вертикали – в случае поломки детали вы обнаружите люфт.

Если вовремя заметить неисправность и заменить подшипник ступицы, то можно избежать множества неприятностей с автомобилем, а также сохранить свои деньги и безопасность.

Как вовремя и качественно заменить ступичный подшипник?

Как вовремя и качественно заменить ступичный подшипник?

При разработке современных ступичных узлов перед конструкторами стоит задача обеспечить механизму возможность без проблем работать на пробеге до 1 млн и более километров. И преждевременный выход подшипников из строя при нормальной эксплуатации случается достаточно редко.

Но случаи повреждения подшипников либо их преждевременного износа все же случаются. Водитель должен в первую очередь проверить состояние ступичных подшипников, если при движении они начинают вести себя «нетипично».

Одним из наиболее распространенных симптомов является гул, возникающий при движении и звучащий независимо от подключения трансмиссии. Этот гул может усиливаться в определенном скоростном диапазоне. Такое происходит из-за возникающего резонанса в паре полуось – подшипник. Также сила звука обычно нарастает при прохождении поворотов, особенно затяжных.

Постепенно, если не принимать мер, гул во время движения будет передаваться на рулевое управление. И после поворота руля маневр будет выполняться с некоторым запаздыванием, а на рулевом колесе будут ощущаться периодические толчки.

Потом гул может смениться стуком, сопровождающимся усиленной вибрацией и биением колеса с дефектным подшипником. Не исключено, что вскоре вместо стука появятся громкий треск и хруст. Последствия езды с разрушенным подшипником в ступице могут быть самые негативные.

Разваливающийся, подклинивающий, но кое-как двигающийся подшипник будет перегреваться. И это тепло быстро передастся на тормозной суппорт, тормозная жидкость может закипеть.

В другом варианте развития событий изношенный, люфтящий подшипник может вывернуть колесо ребром при выполнении машиной поворота на небольшой скорости. Это приведет к поломке шаровой опоры рычага подвески и деформирует полуось, последствия такой езды будут как минимум крайне неприятны для водителя.

Распавшийся на фрагменты подшипник может и просто заклинить вращение ступицы. Если это произойдет на высокой скорости, то трагического финала не избежать.

Надо отметить, что времени на раздумья у водителя немного. Автору известен случай, когда от начала гула до полного развала подшипника автомобиль прошел не более 250 километров. Тогда все кончилось благополучно: кроме подшипника, нужно было поменять ступицу и пыльник, а также датчик ABS.

Диагностика подшипника – процесс несложный

Осмотрев после демонтажа вышедший из строя подшипник или то, что от него осталось, можно без труда определить причину поломки. Порой для точного диагноза требуется осмотреть работающие вместе с подшипником детали, проверить качество уплотнений, проанализировать условия эксплуатации с учетом климатических реалий.

Многие считают, что ступичные подшипники выхаживают меньше, чем им положено, главным образом из-за плохих дорог. Однако статистика утверждает, что в 70% случаев причиной преждевременного износа подшипников ступицы является или слишком обильное, а чаще – недостаточное количество смазки, или же использование смазки, не отвечающей требованиям производителя подшипников.

В 18% случаев подшипник теряет свои эксплуатационные качества быстрее, чем положено, из-за попадания воды и/или твердых абразивных частиц. Потому важно контролировать состояние уплотнений на подшипниках и не допускать их порывов. Из-за повреждений уплотнений разогретая смазка будет беспрепятственно вытекать, кроме того, повреждение откроет абразивной пыли доступ к внутренней части ступичного подшипника.

А вот 10% всех инцидентов, приводящих к порче подшипников ступиц, случается из-за неквалифицированного монтажа. Например, установка подшипника изначально с перекосом и последующее «задавливание» его в посадку с чрезмерным усилием или слишком сильное/слабое поджимание конической муфты в тех узлах, где подобные работы по регулированию зазора предусматриваются.

Причиной ускоренного износа ступичных подшипников являются ударные нагрузки в парах «шарик – внешняя обойма» и «шарик – внутренняя обойма». И чтобы убедиться в необходимости замены ступичного подшипника, многие водители не обращаются в автосервисы, а выполняют диагностику в гараже. Колесо переднеприводного автомобиля с подозрительным подшипником поддомкрачивают, а параллельно отключают систему курсовой устойчивости (если она есть). Затем водитель должен заблокировать задние колеса, а диагностируемое колесо на месте разогнать до скорости 80–100 км, с контролем по спидометру. Если подшипник действительно «умирает», то это подтвердит соответствующий звук.

Задние колесные подшипники в гараже проверить сложнее. Нужно вывесить колесо и медленно прокрутить его руками. Если руки ощутят легкое застревание при вращении и слабые рывки по всей окружности, то можно покупать новый подшипник для замены.

Но профессионально определить состояние подшипников колесных ступиц можно на СТО, где есть люфт-детектор или вибростенд. Такие диагностические стенды имитируют движение автомобиля по неровному дорожному покрытию со скоростью 80–120 км/ч. Для этих целей стенд оснащается электродинамическим или гидравлическим вибратором, в зависимости от модели, а вибратор создает колебательные движения в подвеске. Скорость вращения колес, при включенной «нейтралке», задают валы вибростенда. Кроме вибрации, на стенде генерируется и боковое качание, и это выявляет проблемы в ступичных подшипниках и шаровых опорах. Полученные замеры, снимаемые датчиками вибростенда, фиксируются и выводятся на монитор, где сравниваются с параметрами исправного автомобиля из базы данных вибростенда.

Большинство специалистов сходятся во мнении, что не стоит дожидаться очевидных сигналов от подвески, и рекомендуют выполнять диагностику ступичных подшипников каждые 10 000–15 000 км пробега.

Ошибки от незнания

Есть прописные истины: например, при запрессовке подшипника в ступицу усилие необходимо прикладывать к наружному кольцу, а при посадке его на ось – к внутреннему. Но многие водители действуют иначе, и новый подшипник быстро выходит из строя. И при самостоятельном ремонте автомобилисты часто забывают о том, что с уплотнительным кольцом подшипника надо действовать крайне осторожно, не мять и не портить его при установке. Важно также и гайку, поджимающую ступичный подшипник, закручивать с определенным усилием, т.е. с использованием динамометрического ключа. Не зная усилия затяжки, легко можно раздавить подшипник или оставить в ступичном узле излишний люфт, из-за которого подшипник быстро выработает свой ресурс.

При замене ступичных подшипников возникают проблемы, связанные с особенностями конструкций ступичных узлов и работой системы ABS. Датчик ABS легко можно повредить, меняя подшипник: его обычно нужно снимать, а он пластиковый и довольно хрупкий. Имеет значение и какой стороной запрессовывается подшипник по отношению к датчику антиблокировочной системы торможения. Дело в том, что с одной стороны подшипника имеется магнитное кольцо, необходимое для работы ABS. Если подшипник установлен неверно, то система торможения нормально работать не будет. Интересно, что нельзя просто выпрессовать и развернуть неправильно установленный подшипник, его необходимо заменить только на совершенно новый.

По вопросам замены ступичных подшипников стоит обращаться к знающим и проверенным мастерам, несмотря на, казалось бы, невысокий уровень сложности данной операции. Для иллюстрации можно привести такой пример. В некоторых моделях Citroen и Peugeot 307, 308, 408 стопорное пружинное кольцо, фиксирующее подшипник в ступице, вставляется в кольцевой паз, выполненный внутри ступицы. Это пружинное кольцо должно быть установлено строго в определенном положении, иначе оно будет мешать контактам датчика ABS с магнитным кольцом подшипника. Механик, не зная тонкостей конструкции, установил пружинное кольцо неправильно, а когда разобрался, то сдвинул пружинное кольцо в нужное положение по кольцевой канавке при помощи молотка и отвертки. Датчик ABS магнитное кольцо подшипника перестал видеть, так как на магнитном слое появились многочисленные микроцарапины. Водитель вынужден был покупать новый подшипник.

Можно привести и другой пример. Водителю нужно было для замены приобрести ступичный подшипник для Mazda 6 GH, но продавец в магазине ошибся и вместо подшипника для модели Mazda 6 GH продал ему аналогичный подшипник, но для Mazda 6 GG. Геометрические размеры обеих деталей абсолютно одинаковы, но на одной есть магнитное кольцо, работающее с датчиком ABS, а на другой нет. В автомастерской установили подшипник, который им вручил водитель, и на панели управления загорелся сигнал неработающей системы ABS. Водителю пришлось покупать нужный ему новый подшипник.

Разработка все более сложных конструкций ступичных подшипников привела к появлению надежных узлов, требующих при эксплуатации минимума технического обслуживания. Но учитывая, что потребность в замене все же появляется, специалисты рекомендуют, приступая к замене своими силами, тщательно изучить технологию работ, конструкцию узла, подготовить необходимый инструмент или же обратиться на проверенную СТО. И тогда до следующей замены подшипников ступиц автомобиль пройдет не один десяток тысяч километров.

А что будет если не менять ступичный подшипник, даже если он сильно зашумел?

Развалится подшипник и колесо станет сильно болтаться, чревато на скорости улететь с дороги. Я на гудящем подшипнике полгода проездил, развалился зараза. Ехал 30 км в час на развалившемся до автосервиса на ауди 100

Остальные ответы
заклинит, развалится ступица, очень реально улететь.
+ сожрет резину
Колесо может заклинить или вааще отвалиться
Где-нибудь клинанет, а сейчас зима, потом где тебя ловить?
Ничего хорошего машине не будет, лучше поменяй!
если готов с судьбой поиграть езъдий дальше!
Я улетал, (на 8-ми тыс. км на новой машине) лучше меняй. так еще обойму срезать пришлось автогеном.

можешь перегреть диск тормозной, после этого диск может повести, также может заклинить подшипник, поменяешь ступицу. Если ведет в сторону гудящего подшипника машину, когда руль отпускаешь, однозначно надо менять

Рассыпиться сипаратор, выгорнет подшипник, валом сожрёт поворотный кулак и срежет шлицивую, испытал на собственной шкуре))).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *