Чем вариатор отличается от автомата простыми словами
Перейти к содержимому

Чем вариатор отличается от автомата простыми словами

  • автор:

Вариатор или автомат: что лучше?

Традиционная гидромеханическая автоматическая коробка передач предлагалась и предлагается на широчайшем разнообразии моделей. Бесступенчатая коробка передач, оно же вариатор, в последнее время получила большее распространение, но российская аудитория в массе своей относится к ней настороженно. Давайте разберемся, чем отличается вариатор от «автомата» и какие преимущества и недостатки у них есть?

Depositphotos / VOSTOCK Photo

Поиски ответа на этот вопрос длятся не один год и как правило резюме не в пользу вариаторов. Фанаты «гидромеханики» апеллируют к нежной и спорной конструкции бесступенчатых агрегатов, однако все не так однозначно, а плюсы и минусы есть у обеих конструкций. Перед тем как затрагивать их сильные и слабые стороны, углубимся в «анатомию» для более полного понимания принципов работы агрегатов данных типов.

Вариатор или бесступенчатая коробка передач

Вариатор или CVT (Continuously Variable Transmission) существенно отличается по своему устройству не только от гидромеханического «автомата», но и любой другой коробки передач. Одна из его ключевых особенностей является отсутствие фиксированных передач. Вместо этого есть диапазон, в котором находится плавно изменяемое передаточное число.

Вариатор устроен совершенно иначе, нежели механическая КП, преселективная роботизированная коробка передач с двумя сцеплениями или классический «автомат» ввиду применения в нем двух шкивов. Роль передачи может играть как металлический ремень, так и цепь, передающая усилия между ведущим валом от двигателя к ведомому валу, идущему к колесам. Передаточное число меняется благодаря изменению диаметра валов. Другими словами, когда ведущий шкив «разведен», ремень охватывает малый диаметр и получается своего рода высшая передача. Когда шкив сведен, ремень охватывает большой диаметр, что соответствует максимальному передаточному числу или движению на первой передаче. Жесткая связь по передаче крутящего момента от двигателя к колесам – усилие передается механически, а не посредством давления масла – позволяет получить высокий КПД. При этом на практике вариатор работает довольно специфично – при разгоне стрелка тахометра «подвисает» на высоких оборотах и автомобиль плавно ускоряется под монотонный гул двигателя. Нередко эта особенность вызывает раздражение у пользователей, поэтому некоторые производители используют коробки передач с запрограммированными передачами, имитирующими работу обычной АКП.

Автоматическая коробка передач

В основе широко распространенного агрегата лежит гидротрансформатор. Он играет роль автоматического сцепления, передавая крутящий момент от вала двигателя, и работает от давления масла (трансмиссионной жидкости).

Также конструкция включает в себя редуктор с парами шестерен, находящиеся в постоянном зацеплении, фрикционы, гидроблок и масляный насос высокого давления.

Плюсы и минусы вариатора

Первая очевидная сторона бесступенчатой коробки передач – это плавность хода. Авто с вариатором ускоряется без рывков и «ступеней», которыми отличается гидромеханическая автоматическая трансмиссия и «роботы» с одним сцеплением. У вариатора, как уже было сказано, более коэффициент полезного действия и лучше топливная экономичность. Также принято считать, что при штатных режимах эксплуатации вариатор работает в более комфортных условиях благодаря электронному управлению, которое выбирает оптимальные параметры. Таким образом, по потребительским свойствам вариаторы хороши и как правило с ними разгон быстрее чем ожидаешь.

© Depositphotos / VOSTOCK Photo

Увы, недостатков, причем, довольно специфичных тоже хватает. Вариатор накладывает определенный отпечаток на управление автомобилем и требует соблюдения определенных правил эксплуатации. На машине с вариаторной коробкой передач крайне не рекомендуется практиковать агрессивный стиль вождения с резкими стартами. Буксовать в снегу и грязи также нежелательно, причем для бесступенчатой коробки передач также губительно резкое восстановление сцепления колес (появление «зацепа») после пробуксовки. Буксировка с выключенным двигателем приведет к поломке CVT, исключением является транспортировка с вывешенной ведущей осью. Практика показала, что как минимум в ряде случаев вариаторам не очень хорошо живется со сравнительно мощными двигателями, развивающими 250 и более «лошадей» из-за высокой нагрузки.

Масло для коробок передач данного типа предотвращает трение металла по металлу. Оно стоит недешево, а сам агрегат чувствителен к его качеству. Есть и проблемы с ремонтом вариаторов, особенно, в небольших городах – ряд экспертов утверждает, что процесс восстановления до конца не изучен.

Плюсы и минусы автоматической коробки передач

Ресурс – это, пожалуй, первое, что выгодно отличает традиционный «автомат» от вариатора. Истории известны как агрегаты с высокой надежностью, так и откровенно слабые, но в среднем их ходимость, как принято считать, все-таки выше, чем у бесступенчатых коробок передач. Конструкция их за долгие годы эксплуатации хорошо изучена, а ремонт зачастую не представляет каких-либо сложностей и проблем. Автоматическая коробка передач в меньшей степени требовательна к качеству масла, хотя и для нее принципиальна важна регулярная замена трансмиссионной жидкости – об этом мы говорили неоднократно.

Наконец, ездить на «автомате» привычнее из-за особенностей его принципа действия – при наборе скорости происходит рост оборотов, сопровождающийся сменой передач.

Недостатки, разумеется, тоже присутствуют. Одна из слабых сторон традиционной автоматической коробки передач – низкий коэффициент полезного действия из-за потерей в гидротрансформаторе. Иногда можно буквально почувствовать, как лошадиные силы «вязнут» в трансмиссионной жидкости. Как следствие, автомобили с гидромеханическими АКП могут расходовать больше топлива. Иногда в адрес машин с «автоматами» слышатся упреки в том, что они медленнее аналога с механической коробкой передач. Так было раньше, но сейчас далеко не у всех автомобилей есть версии с тремя педалями, да и современные многоступенчатые агрегаты меняют ступени столь быстро, что говорить о какой-либо медлительности не приходится. Тем не менее недостатком иногда можно считать алгоритм работы коробки передач – АКП, бывает, работает не слишком логично, словно, не понимая, чего от нее хотят.

Чем отличается вариатор от автомата? Полный обзор двух популярных видов КПП

О механический коробках передач давно все известно и изучено. Казалось бы, и об автоматических коробках передач достаточно много информации. Но с появлением на рынке моделей автомобилей с вариатором перед покупателями авто появился большой вопрос. Оказалось, довольно сложно выбрать между АКПП и вариатором (CVT). Все дело в том, что коробка-автомат уже привычная тема, а вариатор — относительно новая модификация КПП: усовершенствованная, экономичная и современная. Так что лучше? Вариатор или автомат? Какая разница между вариатором и автоматом? Об этом детально поговорим в этой статье.

АКПП: плюсы и минусы автомата, техническая часть, особенности

Первое подобие современной автоматической коробки передач появилось в начале прошлого столетия. В 1903 году была собрана гидромуфта, которая выполняла гидродинамическую передачу и развязывала мотор и винт корабля. Такая гидромуфта до сих пор используется в каждой АКПП и является ее неотъемлемой частью. Впервые автоматическая коробка передач была установлена в автомобиль американцами в 1940 году. За весь период времени коробка модифицировалась, но ее принцип остался неизменным — в основе каждой коробки-автомат лежит редуктор и гидротрансформатор (ГДТ). ГДТ выполняет роль плавного переключения передачи. Редуктор, за счет шестерен, выполняет сцепление с гидротрансформатором. В итоге получается цельная конструкция.

Технический конструктив автомата

Конструкция автоматической коробки автомат практически доведена до идеала в большинстве современных моделей автомобиля. Возможно, именно поэтому 50% продаж мирового рынка присущи АКПП.

Гидротрансформатор передает крутящий момент под давлением масла, диски с фрикционами отвечают за сцепление, муфты отвечают за переключение передачи. В конструкцию также включены гидроблок и насос высокого давления.

Безусловно, техническая часть АКПП очень сложная, каждая деталь в ней выполняет важную функцию. Но наиболее значимую роль играют вышеперечисленные детали.

Почему ломается АКПП?

Как показывает практика, причиной поломки в большинстве случаев является сам автовладелец, который халатно относится к вопросу технического обслуживания АКПП, эксплуатирует авто при очень высоких нагрузках. Очень редко встречаются производственные браки, хотя и они имеют место быть.

Несвоевременная замена масла и замена расходников — самая распространенная причина образования поломок. Грязная рабочая жидкость, езда более 70 000 км на нем без замены приводят к катастрофическим последствиям. Они затрагивают абсолютно все жизненно важные детали коробки.

Масло (ATF) играет ключевую роль в АКПП. Оно смазывает все детали и дает давление, без которого узел не может работать. Логично, что старое, черное масло негативно воздействует на всю коробку, приводя ее в неисправность. Конечно же, если отсутствует ТО коробки, то даже при чистом масле могут быть проблемы из-за естественного износа деталей, которые должны вовремя меняться.

Как продлить жизнь автомату?

В первую очередь, всегда ориентироваться на регламент, диктуемый производителем по частоте замены масла в АКПП. В зависимости от модели коробки, возраста автомобиля частота замены может варьироваться от 30 до 60 тысяч километров пробега. Это обязательное требование! Чтобы коробка побегала дольше, рекомендуется:

  • Вместе с маслом менять фильтр (если масло грязное, фильтр будет таким же);
  • Промывать поддон от продуктов износа;
  • Промыть маслом радиатор, который контролирует температуру в системе коробки передач;
  • Прочистить магниты.

Помните! Не существует автоматических коробок передач, которые не требуют обслуживания!

Особое внимание уделяйте коробке, если покупаете автомобиль б/у. Лучше сразу проверить состояние масла в мастерской или заменить его.

Преимущества АКПП

Ключевое отличие АКПП от вариатора заключается в том, что коробка-автомат отлично изучена. Она давно на рынке и знакома всем мастерам и автолюбителям. Следовательно, в вопросе необходимости ремонта АКПП больших проблем не появится. Ремонтируют коробку автоматического переключения автомат каждая автомастерская. К тому же, ремонт наиболее дешевый, так как конструкция АКПП проще, чем вариатора, да и запчастей на рынке предостаточно.

Но есть и еще не менее важные плюсы автоматической трансмиссии:

  • Удобное вождение. Водителю не нужно думать, когда переключить передачу, автомат все делает сам;
  • Экономия на масле. Да, для автомата необходима специальная рабочая жидкость. Но в доступной продаже много разновидностей и их цена ниже, чем стоимость масла для вариаторной коробки;
  • Мягкое переключение передачи на высокой скорости;
  • Очень редкое образование поломок электронной части. АКПП взаимодействует с электронным блоком управления, который является мозгом узла. Но на него приходится всего 20-30% от всего принципа управления автомобилем. Остальное — классическая механика;
  • При должном уходе за коробкой она проедет 300 000 — 400 000 тысяч и не потребует капиталки.

Недостатки АКПП

Увы, но даже такая, казалось бы, совершенная конструкция имеет свои значимые недостатки по сравнению с вариаторной трансмиссией:

  • Более низкий КПД. Автомат не может похвастать хорошим сцеплением с мотором. За это отвечает ГДТ, который работает за счет давления масла. Поэтому часть КПД уходит на этот процесс;
  • Толчки во время переключения. Так как передачи есть, то при их переключении могут ощущаться толчки;
  • Сниженная динамика;
  • Больший расход масла. Для АКПП необходимо до 10 литров ATF, для вариатора — до 8, для механики — до 3.

Объективно, недостатки АКПП не такие уж и серьезные на фоне прочности и надежности агрегата. Но для автовладельцев они могут быть решающими в пользу выбора вариатора. Поговорим подробнее об этой модификации трансмиссии.

Подробно о CVT: плюсы и минусы вариатора, как отличить вариатор от автомата

Хотя вариатор считается более новой модификацией коробки передач, ее прототип был создан самим Леонардо Да Винчи, который разработал схожую систему для работы мельницы. А вот для автомобилей вариатор начал использоваться только в 50-60 годах прошлого столетия. Впервые он был задействован в автомобиле DAF, а позже идею подхватил автопроизводитель Ford. На сегодняшний день многие концерны, выпускающие автомобили высокого класса, используют бесступенчатую трансмиссию.

Конструкция вариатора

Основное отличие вариатора от автомата заключается в том, что первый не имеет скоростей. За работу коробки отвечают два шкива, расположенные друг напротив друга, и перетянутые металлическим тросом (именно так визуально можно отличить вариатор от автомата).

Именно ремень имитирует переключение передач в зависимости от положения. В момент раздвижения ведущего шкива, трос двигается по меньшему диаметру, имитируя 5-6 передачу. Когда шкив двигается по большему диаметру, выполняется имитация 1 передачи.

Движения шкивов происходит очень плавно. И хоть фактически передач нет, передаточные числа полностью им соответствуют, как в АКПП. Это позволяет вариатору предоставлять максимальное КПД, что улучшает динамику автомобиля и позволяет ему плавно брать разгон.

Почему вариатор ломается?

Вариаторная коробка имеет очень сложную конструкцию и крайне требовательна к обслуживанию. Его необходимо проводить каждые 50-80 тысяч пробега, иначе проблем не избежать. Как показывает практика нашей мастерской, именно отсутствие ТО приводит к ряду поломок:

  • Несвоевременная замена масла;
  • Забитый гидроблок;
  • Проблемы с ремнем;
  • Сбои в электронике.

Ресурс трансмиссии порядка 100 — 150 тысяч километров. Даже при систематической замене масла по истечению этого пробела рекомендуется заменить ремень. Это делает вариатор более капризной КПП.

Преимущества CVT

  • Автомобиль с вариатором — идеальный вариант для водителей-новичков. Водителю не нужно думать о переключении передач, нет рывков;
  • КПД вариаторной коробки выше на 8-10% по сравнению с АКПП. Поэтому динамика автомобиля лучше, это ощущается сразу с момента трогания;
  • Разгон автомобиля гораздо динамичнее — отдельный плюс водителям, предпочитающие быструю езду со старта;
  • Меньше потребляет топлива;
  • Меньше необходимо масла
  • Хорошая устойчивость авто на высоких оборотах.

Вариатор, с точки зрения его плюсов и ощущений за рулем, более современный вариант коробки передач. Он предоставляет комфорт во время езды, делает машину мягче в ходу, что непременно ощутимо “бывалым” автолюбителям.

Недостатки вариаторной коробки

Хоть CVT — более новая модификация КПП, она не пользуется столь лихой популярностью, как АКПП. И вот почему:

  • Очень и очень сложная конструкция. Это делает ремонт вариатора гораздо сложнее и очень дорогостоящим. Кроме этого, из-за небольшой популярности автомобилей с вариатором в Киеве, да и вообще в Украине, очень мало мастерских занимаются ремонтом этой коробки. В результате у автовладельца появляется серьезная проблема в поиске хороших мастеров, которые действительно могут помочь в вопросе ремонта;
  • Каждые 100 000 — 150 000 тысяч километров пробега нужно менять ремень. Это удовольствие отнюдь не из дешевых;
  • По большей мере вариаторная коробка состоит из электроники, которая нередко выходит из строя. Найти точно проблему нелегко. Опять-таки, из-за сложности в конструкции;
  • Масло. Это отдельная тема. Масло необходимо специальное, конкретно под определенного автопроизводителя. Будете использовать другое — поломки не избежать. Найти специальное масло не так-то и легко, да и стоит оно дорого.

Еще один важный нюанс, который нужно указать именно здесь. Это ряд технологических нюансов в конструкции вариатора. Если появляется поломка, то для ее устранения необходимо специальное оборудование. Оно очень дорогое. Поэтому станции технического обслуживания не стремятся его закупать.

Официальные автодилеры также не всегда соглашаются на ремонт какой-либо детали коробки, предлагая ее заменить полностью. Купить в Украине необходимую деталь очень сложно, это большая редкость.

Перечень недостатков уже отвечает на вопрос, почему вариатор хуже автомата. Мы не можем так сказать однозначно, но точно одно — вариаторная коробка гораздо требовательнее, чем АКПП.

Так что лучше: вариатор или автомат?

Мы привели ключевые плюсы и минусы каждого вида коробки переключения передач. Выводы делайте сами.

Мы можем лишь сказать. Если вы любите езду на высокой скорости, нравится ощущать хорошую динамику своего автомобиля, выжимая из него по максимуму и хотите попробовать что-то новое, то вариатор — хороший вариант.

Автоматическая коробка передач, по сравнению с вариаторной, более традиционный выбор. Она спокойная, относительно неприхотливая, имеет свои нюансы (причем у каждого производителя свои особенности) и не такая требовательная. Но при этом уступает в показателях динамики и потребностям в масле и топливе своему оппоненту.

При выборе автомобиля взвесьте преимущества и недостатки, а после решайте, что для вас лучше — автомат или вариатор.

Вариатор или автомат: что лучше?

Вариатор или автомат: что лучше?

Соотношение автомобилей с тем или иным типом трансмиссии разное в зависимости от страны. По данным «Автостат» в 2016 году доля новых легковых автомобилей, оснащенных автоматической коробкой переключения передач (АКПП или АТ), в России превысила 50%. И с тех пор эта цифра только растет. Конкуренцию им все чаще составляют модели с бесступенчатой трансмиссией (вариатором). Они пока не способны похвастаться такой же популярностью, как и авто с АКПП, однако их все чаще можно встретить на наших дорогах.

В чем разница между коробками вариатор и автомат, и какому типу трансмиссии стоит отдать предпочтение при покупке машины? Разбираемся с принципом работы, достоинствами и недостатками, и выбираем самый надежный вариант.

Принцип работы вариатора (CVT)

Бесступенчатая трансмиссия или вариатор (в автомобилестроении — CVT) представляет собой механизм, в котором крутящий момент от двигателя передается на ведущий шкив и далее ведомому с помощью цепной или ременной передачи. Шкивы имеют коническую форму, и за счет перемещения стального ремня (цепи) вдоль их осей изменяются рабочие диаметры валов и как следствие — меняется передаточное отношение. Именно поэтому такую конструкцию называют бесступенчатой: передаточное отношение меняется плавно, и как таковые ступени с фиксированными значениями передачи крутящего момента отсутствуют. Исключение составляют гибридные модели, в которых наряду с вариатором применяется двухступенчатый редуктор. Также можно встретить решения, в которых за счет электроники имитируется переключение передач.

У вариатора нет ничего общего с механикой, а с АКПП его объединяет только работа в автоматическом режиме. При этом по внешнему виду последние типы трансмиссии отличить может только специалист.

Обслуживание CVT

Внутри корпуса бесступенчатой коробки передач находится трансмиссионная жидкость. Ее задачей является не только смазывание всех подвижных элементов, но и изменение своих характеристик в зависимости от созданного давления. Так, при повышении давления сила трения между ремнем и конусами возрастает, предотвращая проскальзывание передачи в месте контакта.

Трущиеся детали являются источником металлических примесей, способных забить гидроблок, фильтры и радиатор. Поэтому каждые 60 тыс. км рабочую жидкость и фильтры необходимо полностью менять, очищать магнитные уловители, а все каналы — промывать под давлением. В противном случае из-за пригаров и отложений автоматика не сможет создавать необходимое давление жидкости, что приведет к быстрому износу коробки: на конусах и ремне появятся задиры, и как следствие — разрыв передачи и повреждение трансмиссии без возможности ее восстановления.

В зависимости от характера вождения каждые 120-150 тыс. км необходима замена ременной (цепной) передачи, а из-за неудовлетворительного состояния шкивов — шлифовка конусов.

Плюсы и минусы вариаторной коробки передач

Идеальных трансмиссий не бывает, и вариаторная коробка — не исключение из этого правила. Она обладает множеством достоинств, но и не лишена недостатков.

  • простота управления. Водителю не нужно переключать передачи и выжимать сцепление, работает как АТ;
  • плавное изменение скорости. Переключение передач не ощущается, потому что их нет. И в этом состоит основная разница между вариатором и автоматом;
  • высокий КПД. Ведущий и ведомые шкивы имеют жесткое соединение, поэтому крутящий момент передается максимально эффективно, автомобиль лучше разгоняется. В среднем выигрыш составляет до 10% по сравнению с автоматическими коробками с гидротрансформатором;
  • экономия топлива. Расход меньше на 1-2 литра по сравнению с АКПП, что объясняется предыдущим достоинством.

Если речь идет о новых или автомобилях с пробегом до 30-40 тыс. км, то список достоинств может пополнить высокая надежность. При должном обслуживании и спокойной манере езды вариаторная коробка не доставляет хлопот. Для подержанных машин с такой трансмиссией ситуация обратная, потому что остаточный ресурс напрямую зависит от того, как за авто ухаживал прежний владелец.

  • сложные ремонт и обслуживание. Из-за того, что конструкцию такого типа начали активно использовать в автомобильной промышленности только последние 10 лет, мастеров, способных починить и правильно обслужить вариаторную коробку в несколько раз меньше, чем специалистов по автоматическим трансмиссиям. Отсюда и более высокие затраты на все виды работ;
  • частая замена рабочей жидкости. Нарушение регламента по замене трансмиссионной жидкости фатально, и его необходимо делать чаще, чем в АКПП. Усложняет ситуацию то, что требуются специальные составы, которые стоят очень дорого. Замена на дешевые аналоги приводит механизм к выходу из строя;
  • повышенный износ. Привод необходимо менять каждые 120-150 тыс. км пробега;
  • сложная электроника. Примерно половина задач решается с помощью электронных систем, которые не всегда работают стабильно;
  • особые требования к манере вождения. Вариатор не любит резких стартов и торможений, при которых конусовидные шкивы и ременная передача испытывают колоссальные нагрузки.

Как отличить вариатор от автомата

Далеко не всегда удается отличить визуально одну трансмиссию от другой. Самый простой способ узнать, вариатор или автомат на машине — изучить техническую документацию. Наличие аббревиатуры CVT говорит само за себя. Если же там встречаются обозначения AT или A, то автомобиль оснащен автоматической коробкой переключения передач. То же можно сказать и про обозначения на корпусе агрегата.

Обозначения на коробке передач

Многое можно понять и по рычагу. В случае с вариатором, он часто имеет надпись CVT. Если обозначения нет, необходимо посмотреть на селектор. В случае с вариатором будут только режимы P, R, N, D и L.

И даже если внешне не удается определить тип трансмиссии, достаточно проехать пару километров, чтобы ощутить разницу. Если говорить про отличие вариатора от автомата простыми словами, то автомобиль с первым типом коробки будет иметь плавный монотонный разгон, лишенный каких бы то ни было рывков. Но и из этого правила есть исключения: гибридные модели, а также те, в которых имитируются переключения передач.

Автоматическая коробка передач (AT)

Конструкция у АКПП намного сложнее, чем у вариаторной коробки. Если описывать устройство автоматической трансмиссии коротко, то это агрегат, объединяющая в себе гидротрансформатор и коробку переключения передач. В состав первого входят насосное (соединено с валом двигателя) и турбинные колеса (соединено с валом КПП), а также реактор, который находится между ними. За передачу крутящего момента отвечает трансмиссионная жидкость, нагнетаемая лопастями насосного колеса и регулируемая реактором.

Для преобразования скорости вращения вал турбинного колеса соединен с многоступенчатой коробкой, в состав которой входит несколько планетарных редукторов. Ее работа построена на том же принципе, что и у МКПП, но вместо блокирующих муфт и синхронизаторов здесь установлены фрикционные пакеты. Они представляют собой несколько свободно вращающихся металлических колец, которые сжимаются под действием гидравлических толкателей в момент переключения передачи. За это отвечает электроника, которая регулирует работу масляного насоса.

Передачи переключаются в автоматическом режиме, избавляя водителя от необходимости их переключения. Плавность и своевременность переключения зависит от количества редукторов: их может быть четыре, пять, шесть и больше — а также настроек автоматики.

Обслуживание АКПП

Все элементы АКПП погружены в трансмиссионную жидкость (простыми словами, масло), которая циркулирует в системе, смазывая, очищая и охлаждая коробку передач. Постоянное изменение ее температуры, попадание частиц с фрикционных дисков и других подвижных частей конструкции, а также просто время — все это сказывается на вязкости и смазывающих свойствах. Поэтому утверждение о том, что в автоматах не нужно менять масло, и оно залито на весь срок службы коробки — просто миф.

Проверять уровень жидкости и ее состояние следует минимум раз в год или каждые 15 тыс. км пробега. Через 60-80 тыс. км или раз в три года необходима замена рабочей жидкости. При активной эксплуатации автомобиля (езда по бездорожью, частые ускорения и торможения, пробуксовки) делать это рекомендуется еще чаще — раз в 40 тыс. км.

В зависимости от поведения АТ делают это путем полного или частичного вытеснения. Полное обслуживание включает промывку системы и замену всех фильтров. При наличии сбоев с переключением передач или выхода коробки из строя проводится компьютерная диагностика и меняются изношенные части механизма.

При своевременном обслуживании автомат может прослужить больше 400 тыс. км пробега без капитального ремонта — его ресурс в несколько раз больше по сравнению с CVT.

Плюсы и минусы автоматической коробки передач

Говорить однозначно о том, что АКПП лучше любых других агрегатов справляется со своими функциями, было бы неправильно. Несмотря на продуманную конструкцию и многолетний опыт эксплуатации в автомобилестроении, автомат, как и любой другой тип трансмиссии, обладает своими особенностями. Перечислим основные из них.

  • легкое управление. Все переключения происходят автоматически и требуют от водителя только нажатия педали газа;
  • сохранение ресурса двигателя. Запрограммированное переключение передач и наличие промежуточного узла гидротрансформатора снижают риски чрезмерного износа мотора;
  • надежность. За работу агрегата примерно на 80% отвечает механическая часть, и только 20% — электроника;
  • исключение отката назад. При движении в гору отпущенная педаль газа не станет причиной того, что авто покатится назад, в отличие от вариатора, где нельзя убирать ногу с газа;
  • простота ремонта и обслуживания. Специалистов по АКПП можно найти в любом городе, все расходники есть в свободной продаже, представлен большой выбор трансмиссионной жидкости, которая дешевле той, что используется в CVT.
  • потери КПД. Из-за особенностей конструкции и нежесткого сцепления валов эффективность передачи крутящего момента в среднем ниже на 10% по сравнению с механикой и вариатором;
  • повышенный расход топлива. Расход выше до 15% при движении по городу в сравнении с другими типами трансмиссий. Однако разница становится практически незаметной на трассе;
  • рывки при переключениях передач. Чем меньше ступеней, тем заметнее переключение между ними, что может доставлять дискомфорт;
  • динамические характеристики. Из-за необходимости переключения передач автомобиль с АКПП медленнее разгоняется, чем модели с другими коробками.

Вариатор или АКПП – что лучше и надежнее

Чтобы определиться с выбором, необходимо понимать, в каких условиях будет использоваться автомобиль. Если это размеренная езда по городу, то по уровню комфорта машины с автоматом не идут ни в какое сравнение с вариатором. Для более тяжелых условий, резких ускорений и торможений, движению по бездорожью лучше подходит АКПП.

По оценкам экспертов журнала «За рулем», за автомобилями с вариаторами будущее, и в ближайшее время половина новых машин будет оснащаться именно таким типом трансмиссии. Пока же при выборе между авто с вариатором и автоматом надежнее оказываются последние варианты. Просто потому, что они более распространенные, их дешевле обслуживать и ремонтировать.

На автопортале Mogo можно выбрать подходящий седан, хэтчбек, универсал или кроссовер с любой коробкой передач. Все представленные модели прошли комплексную диагностику и при своевременном обслуживании прослужат долгие годы. Их можно купить за полную стоимость или в лизинг, подобрав комфортные условия финансирования.

Автомат или вариатор: что лучше и надежнее?

Фото: Toyota

Автоматические трансмиссии на автомобилях зачастую называют одним общепринятым наименованием «автомат», однако по принципу действия и конструкции они могут кардинально отличаться друг от друга.

На сегодняшний день существует множество видов автоматических трансмиссий, однако на легковых автомобилях чаще всего применяют коробки передач трех типов: классические гидромеханические автоматические трансмиссии, роботизированные коробки передач, а также бесступенчатые вариаторы, которые часто обозначают аббревиатурой CVT.

Конструктивно все они отличаются и имеют как свои преимущества, так и недостатки. Однако раньше всех широкое распространение получили классические автоматы, которые уже больше 70 лет применяются на легковых машинах.

Фото: Shutterstock

Фото: Michael Hartmann / imagebroker.com / Global Look Press

Следом широко начали устанавливать роботизированные трансмиссии, которые долгое время вызывали скепсис у автовладельцев из-за не очень надежной конструкции. Впрочем, с годами они модернизировались, и кризис недоверия к роботизированным коробкам передач был успешно пройден.

А сейчас все большее распространение на современных машинах начали получать бесступенчатые вариаторы, которые идут по пути, уже когда-то пройденному «роботами». Так что давайте разбираться, что собой представляет вариатор, как он работает, какие у него минусы и плюсы, а также насколько он надежнее и лучше в сравнении с классическим автоматом.

Что такое вариатор и как он работает?

Вариатор — это вид автоматической коробки передач, который передает крутящий момент от двигателя к колесам и способен плавно менять передаточное отношение в некотором диапазоне регулирования. Изменение передаточного отношения может производиться автоматически, по заданной программе или вручную. В автомобилестроении такой тип трансмиссии также обозначают аббревиатурой CVT (Continuously Variable Transmission).

Фото: Олег Лозовой / РБК

Фото: Олег Лозовой / РБК

Удивительно, но изобрели вариатор даже гораздо раньше, чем обычные «автоматы», но применяли его все же не на автомобилях. Патент на вариатор был выдан еще в конце XIX века и сначала он использовался для изменения скорости вращения валов на станках.

А первый автомобиль с таким типом трансмиссии появился лишь в 1950-х. Вариатор впервые начал устанавливаться серийно на автомобили марки DAF, которая в те годы производила не только грузовики, но и легковушки. Потом их начали устанавливать на некоторые модели Volvo, а конце 1990-х и начале 2000-х вариатор c фирменном наименованием Tiptronic использовался на младших седанах Audi. Но по-настоящему широкое распространение вариаторы получили лишь сейчас.

Вариаторы бывают нескольких типов: клиноременные со шкивами переменного диаметра, цепные, тороидальные. Первый тип — самый распространенный. Так что рассмотрим, как он устроен и работает.

Автомобиль, оборудованный такой трансмиссией, на первый взгляд ничем не отличается от машин с обычным автоматом — педалей всего две, и рычаг переключения режимов трансмиссии с положениями P, R, N, D, схожий с машинами с традиционной АКП. Но работает вариатор совершенно по-другому, а именно в нем нет фиксированных передач. Изменения передаточного отношения происходит не «переключениями», а плавно и незаметно, благодаря ремню или цепи, который в разных положениях вращается по специальным коническим шкивам.

В зависимости от диаметра шкивов в месте вращения ремня или цепи меняется и передаточное отношение и изменяется скорость вращения и крутящий момент выходного вала, который дальше передает тягу на приводы и колеса. Поэтому при работе вариатора нет толчков при трогании с места, и тем более нет никаких «переключений передач».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *