Что контролирует температуру воды в двигателе
Перейти к содержимому

Что контролирует температуру воды в двигателе

  • автор:

Как проверить температуру охлаждающей жидкости

Специалисты расскажут, как проверить температуру охлаждающей жидкости. Инструкция по проверке и устранению неисправностей пошагово.

Тепловые зазоры деталей бензиновых и дизельных моторов рассчитываются инженерами и конструкторами с учетом прогрева до определенной рабочей температуры. Поэтому силовой агрегат автомобиля реализует заложенные мощностные и динамические характеристики в определенном температурном диапазоне. Пагубно влияют на непрогретый мотор высокие обороты сразу после его пуска, но еще большую опасность вызывает перегрев. Водитель авто должен постоянно контролировать степень нагрева силового агрегата. Для этого нужно знать, как проверить температуру охлаждающей жидкости и каким способом контролировать ее во время поездки.

Температурный датчик: назначение и неисправности

  • регулировка подачи топлива в цилиндры силового агрегата;
  • коррекция угла опережения зажигания;
  • включение или выключение вентилятора радиатора охлаждения.

Датчик представляет собой термистор, сопротивление которого уменьшается при нагреве. Он помещен в специальный корпус, контактирующий с охлаждающей жидкостью, циркулирующей в системе. При неправильном измерении датчиком температуры ОЖ и передаче в ЭБУ заниженных или завышенных значений возможны следующие негативные моменты:

  • рывки при наборе скорости автомобилем;
  • увеличенный расход топлива;
  • плавающие обороты холостого хода;
  • затруднительный пуск мотора;
  • перегрев двигателя и полная остановка;
  • отсутствие сигналов на включение вентилятора;
  • детонация в цилиндрах.

Как водитель контролирует нагрев ОЖ

Для определения температурного режима работы силового агрегата на приборной панели предусмотрен индикатор со шкалой, показывающий фактический нагрев теплоносителя в системе. Шкала содержит цифровые значения градусов, а также цветовые элементы для акцентирования внимания водителя на граничных значениях нагрева охлаждающей жидкости. По прибору удобно контролировать:

  • процесс прогрева силового агрегата;
  • достижение мотором рабочего температурного режима;
  • нагрев системы до критического значения.

Исправно работающая система охлаждения позволяет поддерживать оптимальный режим работы силового агрегата в диапазоне +80‒90 °С, несмотря на то что при сгорании горючей смеси температура в цилиндре составляет более +2 000 °С. Данное температурное значение считается оптимальным для работы силового агрегата. Благодаря индикатору водитель своевременно определит возможное закипание ОЖ, успеет остановить машину и заглушить мотор для устранения неисправностей.

Измерение температуры теплоносителя

При выходе из строя температурного датчика существует альтернативный способ, как проверить температуру охлаждающей жидкости. Для этой процедуры можно воспользоваться мультиметром (тестером) с функцией измерения температуры. Подойдет обычный бытовой прибор. Мультиметры с функцией измерения степени нагрева комплектуются специальной термопарой. Процесс определения нагрева проводится в следующей последовательности.

  • Прикрепить датчик мультиметра к датчику охлаждающей жидкости, установленному на блоке цилиндров.
  • Для прочной фиксации воспользоваться силиконом.
  • Через определенное время (несколько минут) на дисплее прибора считать значение температуры охлаждающей жидкости.

Также полученное значение позволяет сделать вывод о температурном режиме силового агрегата. Нагрев непосредственно антифриза можно измерить аналогичным способом, зафиксировав датчик мультиметра силиконом на патрубке. При использовании термопары для проведения измерений необходимо обеспечить надежный контакт с поверхностью. Приборы способны измерять значения в широком диапазоне, поэтому подходят для водителей, которые решают, как проверить температуру охлаждающей жидкости при неисправности датчика.

Опасность перегрева двигателя

Если не осуществляется контроль над температурой ОЖ, то при неисправности системы водитель не сможет своевременно принять меры для недопущения повышения нагрева до критического значения. В результате:

  • антифриз начинает кипеть и усиленно испаряться;
  • от двигателя не отводится излишек тепловой энергии;
  • детали цилиндропоршневой группы перегреваются;
  • деформируются элементы контура;
  • тепловые зазоры сокращаются до критического значения, и происходит заклинивание поршней.

Для восстановления двигателя после такой неисправности потребуется проведение дорогостоящего капитального ремонта. При использовании в системе охлаждения дистиллированной воды температура кипения составляет +100 °С, поэтому использование специального состава с температурой кипения не менее +110 °С намного эффективнее и безопаснее для мотора.

Восстановление температурного режима

При загорании сигнального индикатора (лампочки) на панели приборов или, когда стрелка указателя температуры показывает критические значения, а также после появления других признаков перегрева охлаждающей жидкости водитель должен сразу заглушить мотор и принять меры для устранения проблемы. Необходимо выполнить:

  • диагностику (визуальный осмотр) контура перед заливанием охлаждающей жидкости на отсутствие протечки;
  • тестирование радиатора на целостность (герметичность);
  • проверку уровня антифриза в расширительном бачке;
  • при пониженном уровне долить требуемый объем жидкости.

Для недопущения перегрева необходимо проверять исправность электронного датчика. Современные модели автомобилей имеют встроенную систему диагностики, поэтому нужно обращать внимание на исправность контрольной лампочки на приборной панели. Визуальный контроль уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке должен осуществляться водителем систематически.

Каждый водитель должен знать, как проверить температуру охлаждающей жидкости, чтобы обеспечить безопасную работу двигателя в любых условиях эксплуатации. Работа силового агрегата эффективна при оптимальном нагреве антифриза. Автопроизводители рекомендуют начинать движение сразу после пуска мотора, не раскручивая силовой агрегат до высоких оборотов. В таком режиме температура охлаждающей жидкости поднимется до рабочего показания значительно быстрее.

Как произвести контроль состояния системы охлаждения двигателя?

Система охлаждения двигателя в автомобиле выполняет защитную функцию. Её основное предназначение – предотвращение перегрева мотора и удержание его температуры в пределах рабочей, коей является 80-90 градусов. Однако, случается, что и в ней возникают неисправности, предотвратить которые можно с помощью регулярного контроля состояния системы и её своевременного обслуживания.

На работу мотора оказывают влияние несколько факторов. В первую очередь, конечно, его исправность. Долголетие агрегату обеспечивает регулярное обслуживание, подразумевающее замену масла и проверку состояния прокладок, шлангов и патрубков, ведущих к нему. Некоторые из них являются частью охлаждающей системы, напрямую влияющие на температуру мотора.

Система охлаждения двигателя состоит из большого и малого кругов циркуляции тосола, по сути являющимися упомянутыми выше шлангами и патрубками, радиатора и термостата. Малейшее нарушение работы одного из узлов может привести к утечки охлаждающей жидкости и последующему за этим перегреву двигателя. Поэтому важно постоянно следить за температурой ОЖ с помощью датчика на панели приборов.

Контроль состояния системы охлаждения двигателя производится не реже одного раза в год. Он подразумевает внимательный осмотр всех шлангов и их соединений, которые при обнаружении признаков устаревания заменяют на новые. Свидетельством износа того или иного узла будут служить следы утечки.

Для нормальной работы системы охлаждения необходимо регулярно проводить замену тосола. Обычно процедура производится в автосервисе не реже одного раза в три года. В случае необходимости её можно производить чаще. Делается это обычно после обнаружения неспособности жидкости справляться со своим предназначением, чаще всего это происходит зимой, когда плотность тосола становится ниже предельно допустимой и не выдерживает низкую температуру окружающего воздуха.

Замена тосола обычно производится в условиях автосервиса. Связано это с тем, что жидкость по своей сути ядовита и утилизировать её необходимо соответствующим образом. Тосол нельзя просто так вылить на землю, потому что это неизбежно навредит экологии. Тем не менее, соблюдая технику безопасности, произвести процедуру можно и самостоятельно.

Слив охлаждающей жидкости производится с помощью специального сливного крана. В случае его отсутствия можно отсоединить термостат и слить жидкость через ведущие к нему шланги. Сливать тосол следует на остывшем моторе, в противном случае из-за его высокой температуры можно получить ожог. Также необходимо внимательно следить за тем, чтобы химикат не попал на открытые участки кожи. Поэтому все работы следует проводить в защитных перчатках.

Заливают тосол также на холодном двигателе до максимальной отметки расширительного бачка. Перед началом восполнения его уровня рекомендуется включить печку, установив её на максимум. По окончании залива расширительный бачок следует плотно закрыть крышкой, после чего провести запуск двигателя, дождаться момента открытия термостата и проследить за уровнем тосола. Если он не упал, значит, система работает исправно.

Температура охлаждающей жидкости

Специалисты SINTEC расскажут, при какой температуре замерзает и закипает антифриз. Какая температура охлаждающей жидкости должна быть в норме.

Зазоры всех деталей двигателя автомобиля рассчитаны на нагрев до рабочей температуры. По этой причине производительность, максимальная мощность и экономное потребление топлива обеспечиваются при достижении силовым агрегатом оптимального температурного режима. Нагрев мотора контролируется водителем через температуру охлаждающей жидкости. Уменьшает ресурс двигателя и является причиной многих неисправностей как недостаточно нагретый теплоноситель, так и перегрев системы охлаждения. Поэтому водитель всегда должен иметь информацию касательно состояния охлаждающей жидкости и отслеживать симптомы, указывающие на закипание теплоносителя.

Датчик для измерения нагрева ОЖ

  • При наборе скорости происходят рывки.
  • Повышается потребление топлива.
  • Неустойчивая работа на холостом ходу.
  • Не запускается мотор или запускается с трудом.
  • Происходят нагрев силового агрегата до критического значения и полная остановка.
  • Несмотря на высокую температуру, не включается вентилятор радиатора.
  • При нажатии на педаль акселератора появляется детонация в цилиндрах.

Контроль температуры теплоносителя

Индикатор нагрева ОЖ на приборной панели имеет шкалу или сигнальную лампу, по которой водитель определяет как нагрев мотора до рабочей температуры, так и закипание охлаждающей жидкости. На шкале могут быть цифровые показатели или красная зона. Индикатор предоставляет возможность осуществлять контроль:

  • Как происходит прогрев двигателя после стоянки автомобиля.
  • Нагрева антифриза до рабочей температуры.
  • Поддержания температуры в разрешенном диапазоне при разной нагрузке на мотор.
  • Начала кипения антифриза.

Если система охлаждения и механизмы двигателя поддерживаются в исправном состоянии, то теплоноситель нагревается до 85–95 °С и эффективно циркулирует в системе. При повышенных нагрузках на мотор теплоноситель может временно нагреваться до 100 °С и больше. Данная температура должна поддерживаться в системе как при эксплуатации автомобиля в жару, так и при движении в холодное время года.

Движение стрелки прибора к красной зоне указывает на перегрев антифриза, поэтому водитель должен остановить машину, заглушить двигатель и разобраться с неисправностью. Нельзя допускать закипания ОЖ, поскольку для двигателя будут негативные последствия. Антифриз, доведенный до кипения, быстро испаряется, а его присадки перестают выполнять свои функции.

Как контролировать температуру ОЖ без датчика

Электронный датчик, измеряющий температуру антифриза, может в любой момент выйти из строя. Поэтому водитель должен уметь измерить степень нагрева охлаждающей жидкости для недопущения дорогостоящего ремонта. Зная, какая температура охлаждающей жидкости должна быть, можно использовать обычный бытовой, но лучше профессиональный мультиметр.

Если у прибора есть функция измерения нагрева поверхности, то он комплектуется термопарой. Для измерения нагрева жидкости мультиметром необходимо термопару зафиксировать к корпусу датчика измерения температуры, и через несколько минут на дисплее будет значение нагрева двигателя. Температуру антифриза можно измерить, если прикрепить термопару мультиметра к патрубку. При этом нужно обеспечить хороший контакт термопары с плоскостью измерения нагрева.

Прибор измеряет нагрев в широком диапазоне, поэтому может использоваться водителем. Если автовладельцу необходимо знать температуру силового агрегата в разных режимах работы и условиях эксплуатации, то необходимо воспользоваться дополнительным датчиком измерения температуры.

Важность соблюдения температурного режима

Если не принять своевременно меры по предотвращению повышения температуры охлаждающей жидкости, то возникнут негативные последствия для силового агрегата автомобиля:

  • Закипание теплоносителя и усиленное испарение.
  • Снижение эффективности отвода тепла от мотора.
  • Перегрев и деформация деталей поршневой группы.
  • Нарушение геометрии охлаждающего контура.
  • Сокращение тепловых зазоров деталей.
  • Заклинивание и остановка мотора.

При таких симптомах понадобятся квалифицированные работы в объеме капитального ремонта. При нецелесообразности ремонта двигатель подлежит замене. Если в системе охлаждения используется дистиллированная вода, то она закипит уже при 100 °С. Качественные антифризы Синтек характеризуются повышенной точкой кипения (не менее 110 °С), что намного безопаснее для двигателя. Охлаждающая жидкость синего и зеленого цвета не закипит при нагреве до 115 °С. Антифриз с органическими присадками может выдерживать до 125 °С.

Кипение ОЖ указывает на серьезные проблемы в двигателе автомобиля. Антифриз может закипеть в следующих случаях:

  1. Низкий уровень теплоносителя в расширительном бачке. Незначительное понижение объема жидкости связано с естественным испарением и устраняется доливкой небольшого количества очищенной воды или антифриза. Если уровень упал ниже отметки min, то в системе с большой вероятностью происходит утечка жидкости.
  2. Залипание термостата. Антифриз постоянно прогоняется по малому кругу без радиатора и не охлаждается. В результате нарушается тепловой баланс двигателя.
  3. Образование пробок из попавшего в систему воздуха при неграмотном заливе ОЖ в систему.
  4. Выход из строя вентилятора, создающего дополнительный поток воздуха.
  5. Загрязнение сот радиатора, из-за которого снижается эффективность передачи тепла в атмосферу от теплоносителя.

Поддержание оптимальной температуры

Система охлаждения эффективно отводит тепло от стенок цилиндров и поддерживает температуру антифриза в заданном диапазоне. После пуска холодного мотора ОЖ начинает циркулировать по малому кругу, в который входят следующие элементы:

  • Рубашка охлаждения мотора.
  • Водяной насос.
  • Термостат.
  • Теплообменник отопителя салона.

После прогрева теплоносителя до 80–85 °С начинает постепенно открываться термостат, направляя антифриз по большому кругу через радиатор. Благодаря множеству сот в радиаторе теплоноситель охлаждается и снова направляется к рубашке охлаждения двигателя. Если температура антифриза продолжает расти, то по сигналу датчика температуры блок управления включает вентилятор. Созданный принудительно поток воздуха более эффективно и быстро охлаждает циркулирующую жидкость.

При понижении температуры охлаждающей жидкости вентилятор выключается. При дальнейшем понижении степени нагрева теплоносителя начинает закрываться термостат, предотвращая его циркуляцию через радиатор. Таким образом, постоянно поддерживается оптимальная (рабочая) температура антифриза в любых условиях эксплуатации автомобиля.

С целью компенсации избыточного давления в системе, образующегося при нагревании теплоносителя, в контур подключается расширительный бачок. Компенсация давления происходит благодаря крышке с клапаном. Если антифриз остывает, то образуется разрежение в системе. Чтобы уравнять давление, срабатывает впускной клапан на крышке расширительного бачка. Если клапан крышки бачка выйдет из строя, то увеличивающееся давление повредит патрубки и шланги.

Устранение неисправностей в системе

Температура охлаждающей жидкости не должна быть больше или меньше установленного значения. В случае когда при движении на автомобиле водитель заметил, что горит сигнальная лампочка перегрева антифриза, а стрелка индикатора приближается к красной зоне, необходимо:

  • Немедленно остановиться с соблюдением правил дорожного движения.
  • Заглушить мотор.
  • Принять меры для устранения проблемы.

В специализированном автоцентре мастера проведут визуальный осмотр и диагностику контура, а также всех элементов с целью устранения протечки жидкости. Специалисты выполнят тестирование радиатора и расширительного бачка на предмет наличия микротрещин. Также подлежит проверке электронный датчик, измеряющий температуру циркулирующего теплоносителя.

Для нормального функционирования и поддержания рабочей температуры антифриза система охлаждения должна регулярно обслуживаться. Необходимо своевременно менять антифриз через указанные производителями интервалы. Заливать в систему нужно только качественный теплоноситель. При использовании охлаждающей жидкости на протяжении длительного времени качество ее присадок ухудшается, поэтому состав теряет свои свойства. Должен регулярно проводиться визуальный контроль уровня жидкости в расширительном бачке.

Охлаждающая жидкость Синтек отвечает требованиям по качеству, очень быстро нагревается до рабочей температуры и обеспечивает мотору нормальный тепловой режим функционирования. Если знать, какова норма температуры охлаждающей жидкости, то можно поддерживать систему охлаждения в исправном состоянии и безаварийную работу двигателя в любых условиях эксплуатации.

Термостат: какова его роль в системе охлаждения двигателя?

Каждый современный автомобильный двигатель имеет систему охлаждения. Она предназначена для предотвращения перегрева силового агрегата. Одним из ее важнейших элементов является термостат. Какую же роль он выполняет?

Особенности и принцип работы термостата

Главное предназначение устройства — поддержание заданной температуры на одном уровне. Для этого оно используется и в различном оборудовании и технике — в холодильниках, водонагревателях и т. д.

Термостат выполняет в системе охлаждения двигателя важную функцию — регулирует температуру охлаждающей жидкости. Если антифриз слишком холодный, то устройство нагревает его, чтобы ускорить запуск мотора, а если чрезмерно горячий, то обеспечивает отвод тепла от него. Благодаря этому двигатель функционирует более эффективно. По этой причине в некоторых автомобилях устанавливают 2 и более термостатов, чтобы обеспечивать максимально точную регулировку температуры во всех контурах системы охлаждения.

Внешне устройство выглядит как подвижный клапан. Внутри него установлен термоэлемент, который реагирует на изменение температуры антифриза. В зависимости от того, холодный ли он или горячий, термостат начинает функционировать в определенном режиме: в первом случае клапан закрывается, а во втором, наоборот, открывается. Температура, при которой это происходит, может разниться у разных моделей двигателей.

Поломка термостата охлаждения двигателя

К корпусу термостата подсоединено 3 патрубка. По одному поступает охлажденный антифриз из радиатора, по второму — нагретый (из двигателя). А по третьему он движется к водяной помпе. Если антифриз холодный (например, при попытке завести мотор зимой), то термостат закрывается и блокирует его поток к радиатору, направляя по малому контуру охлаждения. А если охлаждающая жидкость слишком горячая, то устройство открывается. Антифриз поступает к радиатору. Здесь он охлаждается. Именно так устройство регулирует температуру антифриза.

Термостаты системы охлаждения двигателя STRON

Таким образом, роль термостата в системе охлаждения нельзя недооценивать. Если он вдруг выйдет из строя, вы можете приобрести новое устройство, обратившись в компанию корейского производителя STRON. Они очень надёжны и не отличаются от оригинальных запчастей. Более того компания даёт на все свои изделия 3 года гарантии или 80 000 км пробега.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *