Что будет если не закрыть крышку антифриза
Перейти к содержимому

Что будет если не закрыть крышку антифриза

  • автор:

Крышка расширительного бачка: зачем она нужна и что будет при её неисправности?

Длительная эволюция ДВС не могла изменить главного: он так и остался тепловой машиной, а потому от исправности его системы охлаждения зависит очень многое. Затрагивая тему основных причин утечек антифриза, мы вспоминали в числе вероятных вариантов и крышку расширительного бачка. Порой эта небольшая деталь портит жизнь многим автомобилистам и их автомобилям куда больше, чем можно себе представить. Сегодня мы будем подробно разбираться в том, какую роль она играет в системе охлаждения, и что может произойти при её неправильной работе, а также как купить качественную крышку расширительного бачка и даже отремонтировать её.

Зачем нужна крышка расширительного бачка?

Расширительный бачок выполняет роль компенсационного: нагреваясь, охлаждающая жидкость заметно расширяется в объеме. В очень старых автомобилях отдельного расширительного бачка не было, а его роль играл сам радиатор.

Пробка радиатора при этом выполняла ту же задачу, что и на современных машинах: благодаря наличию в конструкции пароотводного (выпускного) клапана она поддерживала пусть и небольшое, но избыточное давление (0,45-0,55 кгс/см2) в системе, что позволяло воде закипать лишь при 109-112 градусах.

Также в крышке радиатора был предусмотрен воздушный клапан, отрегулированный на разрежение (0,01-0,10 кгс/см2). Его задача была противоположной – не допустить создания слишком низкого давления внутри системы.

Современная крышка расширительного бачка хоть и выглядит иначе, чем «винтажная» пробка радиатора, но устроена похоже. Как правило, внутри пластикового корпуса предусмотрены два клапана – выпускной и впускной.

Задача первого – «стравить» давление, если оно достигло предела, предусмотренного производителем. Поскольку современные моторы имеют более высокие рабочие температуры, чем у двигателей прежних поколений, выпускные клапаны крышки бачка у них могут открываться при давлении до 1,5 кгс/см2, причем этот параметр строго регламентируется для каждого конкретного мотора.

Впускной клапан открывается при 0,03-0,13 кгс/см2, что позволяет избежать чрезмерного разрежения в системе. Некоторые производители конструктивно объединяют два клапана в один, но их суть от этого не меняется.

Почему нужно так точно контролировать давление в системе охлаждения?

Поддержание нужного давления в системе важно по двум причинам. Во-первых, оно не должно быть слишком низким, чтобы антифриз мог закипать при более высокой температуре, чем это происходит при атмосферном давлении. Ведь многие современные моторы во время работы могут нагреваться до 120 градусов и более, в то время как большинство охлаждающих жидкостей при нормальных условиях закипает уже при 110 градусах. Повышенное давление позволяет избежать перегрева и закипания антифриза даже при высоких температурах.

Ну а во-вторых, давление в системе охлаждения не должно быть слишком высоким, чтобы избежать утечек антифриза и разрывов резиновых патрубков и пластикового расширительного бачка – то есть, сохранить систему герметичной. Кстати, сохранению герметичности нередко мешает не только некачественная работа клапанов крышки бачка, но и посадочные поверхности заливной горловины или резьба на самой крышке: если они плохо обработаны – жди утечек.

Увидеть в наше время подобное качество обработки привалочных плоскостей на продающихся в магазинах бачках для Лады можно редко – а потому и идеальной герметичности соединений ждать не стоит

Какие бывают крышки?

Рассмотрим несколько разных крышек расширительного бачка на примере переднеприводной Лады. Для нее в продаже можно встретить едва ли не десяток крышек самых разных производителей. Они могут заметно отличаться по цвету корпуса, надписям, резьбе и «начинке», но суть от этого не меняется: выпускной клапан должен срабатывать при 1,1 атмосферы (так обычно в простонародье называют параметр давления килограмм-сила на квадратный сантиметр).

Обе эти крышки абсолютно новые, но одна исправна, а другая – нет. Но узнать об этом можно только после проверки или установки на автомобиль ​

К сожалению, встречающиеся в продаже крышки бывают хорошие и плохие, то есть качественные и не очень. А это значит, что они могут допускать избыточное давление в системе заметно выше нормального – 1,3-1,5 кгс/см2 и даже выше!

Некоторые крышки могут сбрасывать давление до требуемого, но делают это слишком долго и неохотно. Ну а еще крышка может не держать и половины от нужного избыточного давления, открывая выпускной клапан уже при 0,5-0,6 атмосферы.

И то, и другое, и третье практически одинаково плохо. В первых двух случаях избыточное давление в системе будет удерживаться на более высоком уровне, в третьем – не достигать требуемого параметра. То есть, в первых двух случаях о неисправности крышки водитель может узнать только после разрыва патрубка или расширительного бачка, а во втором машина может «кипеть», выпуская пар через крышку бачка, даже если на улице не жарко.

Что будет при неисправности клапанов в крышке?

Самый частый вариант – заклинивший либо неправильно работающий выпускной клапан. В этом случае в системе создаётся чрезмерное избыточное давление, жертвой которого могут стать многие элементы – сам расширительный бачок, патрубки, радиаторы… Если вы видели стоящие в жаркий день на дороге машины с открытым капотом и лужей под ними, причиной появления этой лужи могла быть именно крышка с неисправным выпускным клапаном.

Бачок, радиаторы, кран, патрубки – список деталей, поврежденных из-за неправильно работающей крышки, может быть довольно длинным

Один из визуальных признаков неисправности выпускного клапана – чрезмерно раздувшийся бачок. К сожалению, это можно определить далеко не на всех автомобилях, поскольку у многих машин бачки сделаны из непрозрачного и не слишком эластичного материала. Также высокое давление приводит к подтеканию антифриза в соединениях, даже если они достаточно сильно затянуты.

При наличии избыточного давления бачок может немного раздуваться, но не каждый водитель может определить это визуально

Неисправность впускного клапана выражается в том, что патрубки, особенно крупные, а иногда и бачок визуально сжимаются. Чрезмерное разрежение в системе также не добавляет долговечности её деталям.

Как выбрать и проверить крышку расширительного бачка?

Определить правильность настроек клапанов в крышке визуально невозможно. Для этого нужен пусть и несложный, но специальный стенд с манометром, на который накручивается крышка. Затем в установке создаётся сначала избыточное давление, а затем разрежение. Полученные цифры сравнивают с заводскими параметрами в таблице.
В реальности же никаких проверочных приспособлений в магазинах обычно нет, а роль проверочного стенда выполняет уже сам двигатель. То есть, при выборе крышки в магазине можно ориентироваться лишь на косвенные показатели – цену, производителя и визуальное качество изготовления. А уже после замены крышки нужно понаблюдать за тем, создаёт ли она избыточное давление в системе. Одним из признаков этого можно считать поддержание нормальной рабочей температуры без признаков закипания охлаждающей жидкости: если двигатель долго работает, и из-под крышки не идет пар, то все в порядке. Некоторые автовладельцы проверяют давление в системе, чуть приоткручивая крышку при прогретом двигателе: в этом случае должно раздаться шипение, которое говорит о сбросе давления, которое поддерживает исправная крышка. Такая проверка действенна, но небезопасна: если крышку внезапно сорвет, кипящая охлаждающая жидкость может фонтаном ударить из бачка и обжечь руки и лицо.

Еще один существенный повод задуматься об исправности крышки – потеря герметичности системы или последовательный выход из строя её деталей: бачка, радиаторов, крана отопителя и так далее. Наконец, чрезмерно греющийся двигатель при чистом радиаторе и исправном термостате также является поводом для осмотра крышки.

Ну а чтобы «на глаз» убедиться в исправности впускного клапана, можно открутить крышку и сжать один из толстых патрубков, после чего снова закрутить её. Если патрубок примет прежнюю форму, то в системе не создаётся чрезмерного разрежения.

из-за забывчивости забыл завинтить крышку бачка антифриза.

раза три (видимо склероз смолоду)) В рервый раз проехал с открытой крышкой около 4 км, и увидел, что из под капота идет пар, тормознул — антифриз кипит и выливается через крышку бачка наружу. Закрыл, дальше плехал. На следующий день долил антифриз и снова забыл закрыть крышку, но проехал уже 6 км. Вышел — закрыл крышку. Еду обратно через 5 часов, смотрю снова пар из-под капота. Ну думаю — пе. ец, что за башка (((. Открываю — оказывается не закрыл плотно крышку бачка. Все это не повлияло ли на работу двигателя и не перегрелся ли он, хотя по датчику температуры все нормально. Даже во воемя эксцессов температура не повышалась. ((. Движок контрактный, недавно установили, с пробегом 6 тысяч. Но вроде работает нормально. Вроде как-будто обороты плавают, хотя стрелка тахометра на одном месте постоянно. Или у меня в голове обороты плавают.)). Машинка паркетник . Может ли нарушится работа движка от таких тройных недлительных поездок?

Лучший ответ

ничего не будет))) я помню вообще без крышки ездил дня три пока новая не пришла по заказу, только горловину тряпкой затыкал что бы особо не плескалась

Остальные ответы

Как крышка расширительного бачка может «убить» мотор

Крышка расширительного бачка системы охлаждения двигателя стоит копейки и, вроде бы, ничего важного в ней нет. На самом деле, неисправность детали может привести к серьезным проблемам. Портал «АвтоВзгляд» рассказывает, как избежать неприятностей.

Поделиться

Изображение Как крышка расширительного бачка может «убить» мотор

Крышка эта — не просто пластиковая деталь, используемая для того, чтобы антифриз не выливался из бачка омывателя. В конструкции крышки есть два клапана — предохранительный и впускной (вакуумный).

Первый предназначен для сброса избыточного давления. То есть, когда мотор холодный, он закрыт. Это делает систему герметичной, позволяет двигателю прогреваться и создавать необходимое давление в системе охлаждения. Впускной клапан действует наоборот: он «всасывает» воздух из атмосферы. Дело в том, что при остывании антифриза (когда двигатель заглушен), объем жидкости уменьшается. Падает и давление, а этот клапан препятствует появлению эффекта вакуума в системе.

Если вакуумный клапан неисправен, атмосферное давление начнет давить на систему и воздух станет просачиваться через соединения патрубков в антифриз. Это создаст в системе охлаждения воздушную пробку, а так же может привести к разрыву или трещинам патрубков, которые давно не меняли. Возможно, что лопнет расширительный бачок или появиться течь в основном радиаторе или радиаторе отопителя. А так и до перегрева двигателя недалеко.

Немцы представили седан Audi A3 нового поколения

Премиальная «четырехдверка» подросла в габаритах

Фото: Audi

Читайте также

Закипание антифриза из-за неисправной крышки — так же довольно частое явление. Такое происходит, когда крышка не может держать необходимое давление в системе или не может его стравить. Самое серьезное, что может грозить двигателю в этом случае — прогар прокладки между блоком цилиндров и головкой блока. Подобное приведет к капитальному ремонту мотора.

Как проверить крышку

Сделать это довольно просто. Для этого нужно с утра, когда мотор еще холодный, открыть капот и осмотреть все патрубки. Если они деформированы, или выглядят сдавленными, значит вакуумный клапан неисправен и крышку надо заменить на новую.

Предохранительный клапан проверяем следующим образом. Заводим мотор и ждем, пока он не нагреется до рабочей температуры. После, очень аккуратно, начинаем откручивать крышку расширительного бачка. Если услышите шипящий звук выходящего воздуха — значит с клапаном всё в порядке.

ГАЗ начал продажи нового «бездорожника»

Появилась новая версия «Садко NEXT»

Фото производителя

Читайте также

Подпишитесь на канал «Автовзгляд»

Не закрутил крышку расшир. бочка и поехал. Хуже будет?

Забыл закрутить крышку расширительного бочка, прогрелся и проехал 5-7 км. Потом вспомнил.

Могут ли быть негативные последствия для двигателя?

П.С. Машина пока вроде ездит после этого случая нормально. Авто — ВАЗ 2113 «Самара»

29 лет за рулем, Киев
Сообщения: 13939
С нами с 13.07.2005

Редагувати Відповісти Цитувати Форма швидкої відповіді

не будет проблем. утром на холодную уровень жидкости проверь и при необходимости долей.
давление в системе охлаждения позволяет поднять температуру кипения охлаждающей жидкости до 120-125град. охлаждайка на основе воды обычно закипает при 100.

Кривой Рог
Сообщения: 109
С нами с 09.02.2010

Редагувати Відповісти Цитувати Форма швидкої відповіді

а как насчет завоздушить систему?

Сообщения: 12
С нами с 25.02.2010

Редагувати Відповісти Цитувати Форма швидкої відповіді

В ответ на:
не будет проблем. утром на холодную уровень жидкости проверь и при необходимости долей.
давление в системе охлаждения позволяет поднять температуру кипения охлаждающей жидкости до 120-125град. охлаждайка на основе воды обычно закипает при 100.

Вроде не кипела. Почувствовал запах тосола в салоне. Когда закрыл крышку — тосол был выше верхней метки на 0,5 см., а перед этим долил где-то не доходя 0,5 см до верхней метки.

Сообщения: 12
С нами с 25.02.2010

Редагувати Відповісти Цитувати Форма швидкої відповіді

В ответ на:
а как насчет завоздушить систему?

Кривой Рог
Сообщения: 109
С нами с 09.02.2010

Редагувати Відповісти Цитувати Форма швидкої відповіді

В ответ на:

В ответ на:
а как насчет завоздушить систему?

Воздух засосало 100%. надо слить тосол и заново залить дабы исключить возможность появления воздушной пробки!

приверженец
Сообщения: 450
С нами с 29.12.2007

Редагувати Відповісти Цитувати Форма швидкої відповіді

в крышке бачка есть конструктивная щель, для притока-оттока воздуха при увеличении объема тосола из-за нагрева. А у топикстартера получилось ехать с большой дырой. ИМХО — ничего страшного не случилось. Если, температура двигателя по прибору, такая-же как и была раньше,- забей

Змінено lask (07:18 18/03/2010)

Достоевский
47 лет (27 лет за рулем), Киев
Сообщения: 7160
С нами с 29.08.2001

Редагувати Відповісти Цитувати Форма швидкої відповіді

В ответ на:
Воздух засосало 100%. надо слить тосол и заново залить дабы исключить возможность появления воздушной пробки!

«советы космического масштаба и космической же глупости»

если при старте двигателя уровень в расширительном бачке был на отметке min — ничего не завоздушило

Достоевский
-0 лет за рулем, Киев
Сообщения: 8052
С нами с 13.03.2007

Редагувати Відповісти Цитувати Форма швидкої відповіді

Ничего её (машине) не случиться.

приверженец
49 лет, Донецк
Сообщения: 459
С нами с 18.06.2008

Редагувати Відповісти Цитувати Форма швидкої відповіді

В ответ на:

В ответ на:
Воздух засосало 100%. надо слить тосол и заново залить дабы исключить возможность появления воздушной пробки!

«советы космического масштаба и космической же глупости»

если при старте двигателя уровень в расширительном бачке был на отметке min — ничего не завоздушило

Совершенно верно! Какая пробка, какой слив тосола? Это ж придумать такое надо было.
2 ТС: Забудь про свою крышку. Машине это пофигу вобще! Если не понимаешь, зачем эта крышка нужна, объясню на 2х пальцах:
ЧТОБЫ ОЖ НЕ ВЫПЛЕСКИВАЛАСЬ ПРИ ЕЗДЕ. ВСЕ!
Самое страшное, что могло произойти (если уровень тосола в бачке был в норме) — мог наплескать тосола вокруг бачка. И всё.
Даже если наплескал — ниччо страшного.

Сообщения: 550
С нами с 04.02.2010

Редагувати Відповісти Цитувати Форма швидкої відповіді

Я умудрился пробку плохо закрутить и поехать.
потом остановился и попробовал закрутить. а сам открутил. Понял что такое теплый двигатель

А какие последствия будут.

приверженец
49 лет, Донецк
Сообщения: 459
С нами с 18.06.2008

Редагувати Відповісти Цитувати Форма швидкої відповіді

Если на руку пар попал — могут быть последствия для руки.
Двигателю пробка расширительного бачка по боку. Я ж вроди объяснил ее предназначение.
А, и еще — чтоб грязь не попадала в тосол!

старый писатель
16 лет за рулем, Киев
Сообщения: 862
С нами с 21.09.2005

Редагувати Відповісти Цитувати Форма швидкої відповіді

В ответ на:
Если на руку пар попал — могут быть последствия для руки.
Двигателю пробка расширительного бачка по боку. Я ж вроди объяснил ее предназначение.
А, и еще — чтоб грязь не попадала в тосол!

В твоей машине именно так и есть. т.к. на радиаторе есть заливная горловина с пробкойс клапаном.
На зубилах же радиатор без заливной горловины. Соответственно пробка расширительного бачка с клапаном. И если эту пробку не закрыть — не будет создаваться рабочее давление в системе охлаждения. Может привести к незначительному выкипанию ОЖ. Не смертельно.

Топикстартеру:
Не заморачивайся. На холодном двигателе проверь уровень ОЖ. Все.

приверженец
49 лет, Донецк
Сообщения: 459
С нами с 18.06.2008

Редагувати Відповісти Цитувати Форма швидкої відповіді

В последнем вопросе была 2107. Ей точно побоку.
По зубиле вопрос был у ТС. Там воздух не попал, перегрева не было за 5 минут. Так что проблему высасывали из пальца Ну а в принципе, для них это давление — вопросов нет.

47 лет (28 лет за рулем), Львов
Сообщения: 4730
С нами с 29.04.2009

Редагувати Відповісти Цитувати Форма швидкої відповіді

В ответ на:
В ответ на:

В ответ на:
а как насчет завоздушить систему?

Воздух засосало 100%. надо слить тосол и заново залить дабы исключить возможность появления воздушной пробки!

Я конэчно не гЭксперт, но по моему имху это совет из разряда «менять застоявшийся воздух в шинах». Или в зубилках все настолько сложно

Сообщения: 12
С нами с 25.02.2010

Редагувати Відповісти Цитувати Форма швидкої відповіді

Спасибо всем. Вобщем успокоили. Понаблюдаю за уровнем ОЖ и думаю все будет нормально.

43 года (16 лет за рулем), Жуткий город: девок нет, в карты никто не играет
Сообщения: 5760
С нами с 11.08.2007

Редагувати Відповісти Цитувати Форма швидкої відповіді

В ответ на:
В ответ на:

В ответ на:
а как насчет завоздушить систему?

Воздух засосало 100%. надо слить тосол и заново залить дабы исключить возможность появления воздушной пробки!

к чему эти слохности? можно заехать передом на какое нибудь возвышение и погазовать 2-3 минуты, система сама выгонит воздух

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *