Что будет с деталями для иномарок
Перейти к содержимому

Что будет с деталями для иномарок

  • автор:

Подорожают ли автозапчасти в России в 2024 году

Директор международной сети автосервисов Fit Service Татьяна Овчинникова рассказала о том, что стоимость автомобильных запчастей в 2024 году может увеличиться от 4% до 7%.

Сергей Петров/NEWS.ru/TACC

По ее словам, это произойдет в том случае, если каких-то серьезных потрясений на рынке не случится, а национальная валюта будет незначительно колебаться.

В комментарии изданию «Газета.ru» Овчинникова добавила, что рынок автозапчастей стабилизировался в 2023 году. Россияне могут выбрать запчасти из широкой линейки брендов, из различных ценовых категорий. Это касается любого автомобиля, любой марки и года выпуска.

Кроме того, рынок насыщен предложением, по некоторым группам товаров отмечается даже профицит, отметила эксперт.

Ранее «РГ» рассказывала о том, какие комплектующие подорожали сильнее всего с начала года. Оказалось, что за свечи зажигания придется переплатить 8%. Сильнее всего выросла цена таких деталей для автомобилей концерна Volkswagen: на 26% для Audi и на 14% для остальных машин компании.

Тормозные диски и колодки подорожали в среднем на 6-7%. В этом сегменте сильнее всего выросли цены на запчасти для японских и российских автомобилей. Стабильно растут цены и на лампы — почти на 5% с начала года. Больше всего в этой категории подорожали комплектующие для автомобилей Ford — на 41%. Интересно, что цены на лампы для Lada, напротив, упали в цене более чем на 30%.

Также в компании «Автодок» отметили, что главная проблема на рынке автозапчастей — контрафакт.

Что будет с ценами на автозапчасти

Стремительно развивающиеся геополитические события вылились в экономические санкции, которые затронули отечественный авторынок. Ситуация вызвала смятение как в ряду автосервисов, так и автовладельцев. Теперь приобретение оригинальных запчастей для иностранных автомобилей стало сложной задачей «А вот это угроза уровня Мстителей», похожей на квест.

Что же в первую очередь влияет на стоимость и доступность деталей в России, мы узнали у специалистов рынка: менеджера компании «ZZap» — системы поиска автозапчастей» Юлии Васильевой и доцента кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта и автосервис» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета Льва Зиманова.

Поставки запчастей из-за рубежа во многом зависят от курса валюты

«Основные факторы, которые влияют на стоимость деталей у дистрибьютеров — логистика, курс валют и рынок. Сейчас в условиях открытости информации продавцы равняются друг на друга. Несмотря на дефицит запчастей, рынок является достаточно высококонкурентным», — рассказала Юлия Васильева, менеджер компании «ZZap» — системы поиска автозапчастей.

Другой собеседник объяснил, что на стоимость деталей для автомобилей влияют различные схемы доставки.

«На стоимость запасных частей влияют, в основном, те же факторы, которые влияют на стоимость автомобилей и других товаров, которые оказались под санкциями. Большая проблема сейчас — это, конечно, доставка запчастей, учитывая, что приходится доставлять различными серыми схемами, параллельным импортом и т.д. Это основной момент в повышении стоимости запчастей», — объяснил доцент кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта и автосервис» МАДИ Лев Зиманов.

Доллар подешевел, а автозапчасти нет….

Цены на автомобильные запчасти повышаются из-за курса валют. Но далеко не всегда, когда курс падает, снижается и цена: «Следует говорить про волатильность курса (статистический финансовый показатель, характеризующий изменчивость цены на что-либо — прим. ред.). У поставщиков существует целый цикл продажи запчастей с момента формирования заказа и его отправки производителю или крупному дистрибьютору до момента его получения. Все это растянуто во времени.

И если продавец, реализуя свой товар, не учитывает волатильность и возможные колебания курса в будущем, то ему просто будет не на что закупить следующую партию товара. Поэтому, когда покупатели ожидают, что доллар упал, и все начнут снижать — этого не будет. Дистрибьюторы должны обезопасить себя для того, чтобы не оказаться с пустыми складами»,— отмечает Юлия Васильева.

Какие автозапчасти пользуются наибольшим спросом на российском рынке?

Сейчас главный запрос покупателей — быстро и дешево. Рынок адаптируется, подчеркнула Юлия Васильева.

— «Запрос конечного покупателя -— нужно дёшево. Под этот запрос подстраиваются все остальные. Второй фактор — это сроки доставки. За скорость клиенты готовы переплачивать, но это отдельная категория покупателей. Сейчас, как показывает практика, если запчасть стоит дёшево и у продавца низкий рейтинг, клиенты все равно пойдут покупать у него».

Чаще всего покупатели ищут кузовные детали, и они готовы их ждать, пояснил Лев Зиманов.

— «У клиентов автосервисов есть запрос по замене кузовных деталей, но из-за сложности в логистике заказчику, приходится ждать. Эти детали достаточно большие, и станции технического обслуживания не могут заказывать большую партию, чтобы они были у них на складе.

Кроме этого, есть еще проблемы в настоящее время с поставками различных электронных элементов для автомобилей (блоками управления, автоматическая коробка передач). Но тут ситуация проблематичная во всем мире».

Проценка в «АвтоДилер Онлайн»

Найдет оригиналы и аналоги на собственном складе автосервиса, а потом покажет предложения поставщиков, подсветив самые оптимальные.

Без запчастей иномарки в РФ не останутся

Сейчас в Россию можно поставить запчасти из разных стран, но вот сроки доставки увеличились:

— «Тут есть несколько вариантов. Первый вариант из Арабских Эмиратов. Правда, есть вероятность получить отказ, от 40 до 70% по запрашиваемым деталям. Такая ситуация была всегда. Но запчасти там стоят дешевле и доставка быстрее. Второй вариант — это поставки из Европы, сейчас они идут через третьи страны. По срокам доставки, это 7-10 дней, минимум на который можно ориентироваться и вам их привезут», — заключила Юлия Васильева.

Средний срок доставки запчастей из-за рубежа, которых нет в России, составляет 25-45 дней. Есть категория запчастей, которых в принципе нет даже на заводе изготовителя, тогда срок доставки увеличивается почти на год.

Но есть и другие причины увеличения сроков доставки автозапчастей:

«Раньше завод производителя автозапчастей был на территории РФ и у него были склады разных уровней: региональный, федеральный. Сейчас производители не содержат ни региональных, ни федеральных складов. Поэтому, сроки доставки значительно увеличились.

В последнее время логистические цепочки совершенствуются. Но тут нужно понимать, у нас сейчас нет единого заказчика автомобильных запчастей. Да, есть компании что поставляют запчасти, но они не могут закрыть по быстроте доставки потребности всех автомобилистов», — объяснил Лев Зиманов.

Дефицит импортных запчастей, колебание курса и сложности с логистикой формируют целый комплекс факторов, которые влияют на ценообразование, но отечественный рынок продолжает адаптироваться к меняющимся условиям.

Скоро в нашем блоге выйдет новый материал о том, как изменился спрос на б/у детали и как распознать поддельные запчасти.

«АвтоДилер Онлайн» —
программа для автосервиса
  • Все для управления СТО
  • Старт за 5 минут
  • Поддержка и обучение
  • От 1 495 р./мес.

Баг в деталях: в РФ могут разрешить выпуск восстановленных запчастей для иномарок

Многие российские компании в настоящий момент не имеют права восстанавливать запчасти для машин иностранного производства. По данным Госдумы, в России такие производители есть, но действуют они на нелегальной основе. Во многих странах подобные предприятия существуют вполне официально, чтобы уменьшить зависимость от поставок по импорту. Между тем страховщики опасаются, что не смогут полноценно чинить пострадавшие в ДТП авто, а перевозчики (и пассажирские, и грузовые) — что часть транспорта придется поставить на прикол без деталей. Новая инициатива депутатов Госдумы может разрешить легитимное промышленное восстановление автокомпонентов для иномарок. По мнению специалистов, такие автодетали могут стать существенно дешевле завозных. Подробности — в материале «Известий».

Во избежание дефицита и дороговизны

По данным Национального агентства промышленной информации (НАПИ), в среднем запчасти на иномарки с начала года подорожали на 10–25%. По сведениям Госдумы, прием машин в ремонт по ОСАГО снизился на 5%. При этом для России действует санкционный запрет на импорт машин, а также комплектующих и сопутствующих товаров для эксплуатации автомобилей ведущих брендов. Ограничения и проблемы с логистикой приводят к тому, что ремонтные мастерские, страховые компании и автодилеры всё чаще сталкиваются с дефицитом и дороговизной запчастей при ремонте машин. При этом большинство российских компаний в настоящий момент не имеют права производить восстановленные запчасти для иномарок. Этот пробел может восполнить готовящийся в Госдуме законопроект.

По 150, и хватит: начинающим водителям могут запретить управлять мощными авто
В МВД обратились с просьбой об изменении ПДД и КоАП

Как сообщил «Известиям» председатель думского комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков, соответствующий документ будет внесен в июне.

— Перед этим мы проводили дискуссию с производителями, страховщиками, с теми, кто работает на этом рынке, — рассказал спикер. — Как известно, стоимость изделий для импортных автомобилей резко выросла. Соответственно, возник вопрос, что делать, чтобы уменьшить стоимость деталей для ремонта. Оказалось, что в России есть компании, которые могут производить изделия на высоком, качественном уровне. Примерно то же самое, несмотря на запреты, сегодня делают и в других странах. Поэтому мы с комитетом по транспорту Госдумы подготовили предложения на этот счет.

запчасти

Фото: ТАСС/Юрий Смитюк

Как пояснил Анатолий Аксаков, для соответствующего качества должны быть установлены строгие требования к компаниям, которые могут организовать производство восстановления оригинальных запчастей на официальном уровне. Правила уже продуманы, и далеко не любой завод автозапчастей сможет выпускать сертифицированные детали для импортных автомобилей, сказал он. — На любом агрегате можно заменить одну-две детали, и он будет функционировать дальше. Мы предлагаем всё это делать легально на промышленной основе, а не на коленке, — дополняет президент Союза транспортников России, член комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Виталий Ефимов. — Должны быть спецоборудование, кадры с определенной сертификацией. Также мы призываем правительство создать систему гарантии на детали на весь их жизненный цикл после восстановления.

Б/удем знакомы: в Совфеде поддержали создание индустрии восстановления запчастей
Поможет ли это снизить дефицит комплектующих и на сколько удешевит обслуживание машин

В настоящее время авторы законопроекта уже обратились в правительство, чтобы оно поддержало инициативу и подготовило определенные нормативные документы. Пока исполнительный орган не отреагировал, уточнили «Известиям» в Госдуме. Однако, как рассказал дежурный пресс-службы кабмина, указанный законопроект в правительство еще не вносился. В самом Минпромторге комментировать документ не стали.

Восстановленная безопасность

Российский союз автостраховщиков (РСА) поддерживает идею создания на национальном уровне индустрии восстановления запасных частей. Там отмечают, что такой вид деятельности требует отдельного законодательного регулирования, поскольку механизм не должен привести к росту угонов и возникновению рисков использования при ремонте восстановленных агрегатов, которые по стандартам безопасности не могут быть таковыми — то есть должны быть только новые.

По данным РСА, наиболее часто при восстановительном ремонте заменяют задний бампер (эта деталь используется в 12,8% ремонтов) и передний бампер (7,1%). В целом, по оценке РСА, к часто используемым при ремонте по ОСАГО запчастям можно отнести 17 наименований. Всё это — различные элементы кузова автомобиля и фары.

запчасти

Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов

Эксперты пока не прогнозируют, насколько восстановленные запчасти будут дешевле, а также в какие сроки возможно создание такой индустрии. Но ожидается, что запуск процесса восстановления соответствующих запчастей и их использования в ремонте, в том числе по ОСАГО, снизит стоимость ремонта и сократит его сроки.

Бой в тяжелом весе: продажи грузовиков с начала года выросли на 40%
Китайские бренды выходят в лидеры рынка коммерческой техники

— Развитие производства запасных частей и комплектующих — значимый вопрос автоотрасли, — говорят в ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД). — Сейчас, к примеру, у нас нет своих автоматических коробок передач, поэтому необходимо их восстановление. Очень важно, чтобы планируемые производства проходили все необходимые сертификации и проверки безопасности. По данным РОАД, на текущий момент по брендам в наличии есть только половина запчастей, а остальное — под заказ с увеличенным сроком доставки. Если выбирать из двух — выпуск аналогов и использование восстановленных запчастей, — то производство аналогов выглядит предпочтительнее по причинам безопасности, легитимности, отмечает директор НАПИ Татьяна Арабаджи.

запчасти

Фото: РИА Новости/Кирилл Брага

— У нас есть производители запчастей, которые уже много лет выпускают аналоги для иностранных легковых и коммерческих автомобилей. Есть российские поставщики, которые поставляли свою продукцию на конвейеры по производству иномарок или иностранным поставщикам первого уровня, — указала собеседница.

Какими должны быть требования

Заводы и компании должны создать производство, обеспечивающее в полном объеме требования технических регламентов ЕАЭС, и не только ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных и транспортных средств». Так считает исполнительный директор ассоциации «Объединение автопроизводителей России» Игорь Коровкин.

Теория «Атома»: российский электромобиль получил необычные двери
«Кама» показала прототип своего первого электрокара

— Какие бы государство ни назначало требования к производителям автокомпонентов для иностранных авто, основные инженерные разработки, правила технической безопасности и гарантии к автотранспортным средствам устанавливает автопроизводитель, — замечает председатель Региональной ассоциации станций технического обслуживания Ольга Селезнева. — При конфликте подрядчика (автосервиса) и автовладельца суды встают на сторону технологии ремонта, установленной автопроизводителем. Других юридических практик нет. Эксперт НТИ «Автонет» Московского Политеха, старший преподаватель кафедры «Автомобили» ФГБОУ ВО МАДИ Юрий Фурлетов напоминает, что при составлении требований для заводов и компаний, которые захотят выпускать обновленные запчасти для импортных авто, можно было бы ориентироваться на уже существующие ГОСТы.

авто

Фото: ТАСС/Юрий Смитюк

С этим согласен и главред специализированного журнала «Движок» Роман Зубко. Другой вопрос, что в ГОСТах, как правило, содержатся некие минимальные требования к качеству автозапчастей и компонентов, отмечает он. Детали же для современных машин зачастую должны выдерживать нагрузки, превышающие российские госстандарты. Так что ориентироваться в любом случае придется на требования автопроизводителей и, соответственно, отталкиваться при развитии индустрии восстановления от характеристик оригинальных деталей, полагают эксперты.

Выпить пилюлю: за какие лекарства можно остаться без прав
Верховный суд уточнил правила приема медицинских препаратов водителями

Медленно, но верно

Сейчас в России можно наладить восстановление практически всех металлических автодеталей, считает Юрий Фурлетов. — Расходники, а точнее их аналоги, производятся в России достаточно давно. Что касается остального перечня запчастей, их можно наладить, — говорит он. — У нас в стране есть соответствующие компетенции и оборудование. Желательно избежать так называемых кустарных производств в гараже, как это происходит в некоторых других странах, которые находятся под санкциями. По мнению специалиста, ценовой ряд данных запчастей может быть сопоставим и, скорее всего, даже дешевле, если брать в расчет иностранные аналоги, которые завозятся в Россию по параллельному импорту.

авто

Фото: ТАСС/Александр Рюмин

Учитывая потенциал отечественного автопрома и сегмента малого бизнеса, возможности производства широкого спектра запасных деталей остаются обширными, убежден декан экономического факультета Кубанского государственного университета Игорь Шевченко.

Чего не хватает

В настоящее время новых оригинальных иностранных запчастей стало не хватать российским автомобильным предприятиям, в частности АвтоВАЗу, обращает внимание ведущий аналитик «Дрома» Игорь Олейников. Уже сейчас рынок автозапчастей для отечественных машин на 60% представлен аналогами, произведенными в России.

Приключения электрических: водителей СИМ заставляют соблюдать ПДД
«Известия» приняли участие в профилактическом рейде ГИБДД

Рынок также столкнулся с дефицитом систем ABS, подушек безопасности и лямбда-зондов. Из-за нехватки этих компонентов АвтоВАЗ, например, стал выпускать упрощенные «Гранты» и «Нивы». Блок и насос ABS представлены только б/у запчастями — новых в продаже почти нет. С датчиком ABS ситуация складывается чуть лучше — их уже выпускает российский производитель Startvolt. Подушек безопасности на автомобили Lada в продаже почти нет, как и компонентов от нее. Редко встречаются аналоги производства «Автоград-Д». — На рынке запчастей для иномарок ситуация складывается по-другому, — говорит Игорь Олейников. — На примере Renault и Nissan отчетливо видна нехватка комплектующих в большинстве сегментов. В дефиците детали кузова, интерьерные и экстерьерные запчасти, оптика, стекло.

авто

Фото: ТАСС/Александр Рюмин

По оценке экспертов «Дрома», среди самых дефицитных запчастей доля аналогов составляет менее 40%. Однако наиболее востребованные позиции, например ходовку, расходники, подвеску, на 70–90% удалось заменить неоригинальными комплектующими. Хуже всего дела обстоят с интерьерными запчастями. — Для любых других иностранных авто, будь то Ford, Hyundai, Kia или Volkswagen, найти комплектующие также сложно, — отмечает Игорь Олейников. — Нет кузовных и интерьерных запчастей, однако их довольно безопасно можно заменить б/у или восстановленными деталями. В дефиците агрегатные запчасти: КПП, двигатель в сборе, электронные блоки управления.

Что будет с ценами на запчасти в 2024 году. Прогнозы

Фото: Shutterstock

В России сохраняется дефицит запчастей на автомобили ушедших марок, зато становится проще достать запчасти на китайские машины. При этом эксперты констатируют рост числа подделок. Что ждет автомобилистов при ремонте автомобилей в 2024 году.

Ремонт машин станет дороже

Согласно опросу, проведенному Союзом автосервисов России, в 2023 году три четверти авторемонтных организаций увеличили цены на свои услуги. 60% при этом признались, что цены выросли на 10–20%. При этом 109 из 145 владельцев автосервисов, участвовавших в опросе, заявили, что собираются повысить цены еще раз в 2024 году в среднем на 10%. Речь идет как о стоимости самих работ, так и запчастей, а также расходных материалов, которые продает сервис и за качество которых он несет ответственность.

Фото: Shutterstock

Фото: Autonews.ru

Однако в начале 2023 года цены на запчасти снижались, особенно на расходные материалы. Этот тренд наблюдался со второй половины 2022 года. Тогда рынок корректировался после ажиотажного спроса на расходники, которые закупали впрок весной 2022 года. 2023 год вообще прошел немного легче, чем 2022-й, говорит президент ассоциации Российские автомобильные дилеры (РОАД) Алексей Подщеколдин. «Действительно, в 2023 году мы наблюдали подорожание в первую очередь кузовных запчастей на 30–40%, а порой и на 100%. Это связано с усложнением логистики, падением курса рубля, сложностями с переводом средств из России в иностранные банки и повышением стоимости кредитов», — признает Подщеколдин. В то же время в РОАД уверены: если не произойдет новых негативных событий, таких как дальнейшее ослабление рубля и повышение ключевой ставки Центробанком, то за счет оптимизации новых бизнес-схем можно ожидать снижения себестоимости поставок запчастей через третьи страны на 5–10%.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

Запчасти есть, но не все

Уход традиционных автобрендов из России, а также введенные санкции привели в первую очередь к сложностям с поставками оригинальных деталей ушедших марок, говорит член правления Союза автосервисом Илья Плисов. По его словам, это особенно ощущается при кузовном ремонте. Дефицит уже привел к росту цен, и сейчас отремонтировать машину по ОСАГО, используя новые оригинальные детали, попросту невозможно. «Фактически ни один расчет не позволит отремонтировать автомобиль только оригинальными запчастями. Текущий расчет на основании справочников РСА ориентируется преимущественно на цены аналогов. В среднем сумма расчета вдвое ниже от оценки с оригинальными запчастями», — констатирует эксперт. По мнению Плисова, в 2024 году эта ситуация сохранится, так как причин для ее изменения пока нет. При этом Подщеколдин объясняет, что вообще без запчастей российские автомобилисты в 2024 году не останутся. «Поставки запчастей в Россию оказались очень выгодны для таких стран с небольшой экономикой, как Грузия, Армения, Киргизия. Иностранные производители на словах декларируют приверженность санкциям, а на деле тоже стараются идти российским автомобилистам навстречу», — говорит Подщеколдин.

Контрафакта будет больше

В 2022 и 2023 годах с рынка ушли не только традиционные автопроизводители, но и компании, поставлявшие расходные запчасти и материалы. При этом пока не все автомобилисты решаются перейти на использование их аналогов, говорит Плисов. В результате создается почва для увеличения количества подделок заведомо низкого качества.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

«Поддельные запчасти делают за границей, а масла — тут, в России. В контрафакте клиентов привлекает красивая упаковка и низкая цена», — объясняет эксперт. По его словам, на начало 2024 года обострилось противостояние между автосервисами и маркетплейсами. Последние предлагают запчасти по привлекательным ценам, однако при их установке в случае последующей поломки ответственность в первую очередь несет сервис, который проводил ремонт. В результате автосервисы оказываются перед выбором, соглашаться обслуживать клиентов, которые приезжают со своими запчастями, или настаивать на покупке деталей у них самих, рискуя столкнуться с отказом и потерять возможность заработать хотя бы на выполнении работ. Покупка расходников у сервиса, впрочем, тоже не гарантирует спасения от контрафакта, признает эксперт. «Некоторые сервисы находят возможность заработать двух-трехкратную маржу», — не отрицает Плисов. Подщеколдин подтверждает эту тенденцию и опасения коллег из Союза автосервисов. Но, по его мнению, клиенты сами должны начать сотрудничать с продавцами, чтобы решить эту проблему. «Действительно, условия для торговли поддельными запчастями и расходниками стали очень благоприятными. Но клиент должен понимать, что, покупая импортное премиальное моторное масло по цене бюджетных российских спецификаций, он обманывает сам себя. Плюс появляется все больше возможностей по независимой экспертизе качества товара. Если клиенты озаботятся качеством, а производители, автосервисы и автодилеры станут работать совместно, проблему удастся минимизировать», — подчеркивает Подщеколдин.

Трудностей в переводе с китайского все меньше

Еще одной тенденцией 2024 года, по мнению Подщеколдина, станет заметный уже сейчас прогресс в сегменте запчастей для машин из Китая. Эксперт напоминает, что в 2023 году продажи китайских машин в России выросли в несколько раз, что привело к некоторым сложностям с поставками запчастей для их ремонта.

Фото: Autonews.ru

Фото: Autonews.ru

«Оказалось, что мы и китайские партнеры в прямом смысле говорим на разных языках. Электронные переводчики хорошо справляются с разговорным языком, они даже готовы перевести слово «колесо», но на таком термине, как мультиредуктор, дают сбой», — говорит глава РОАД. Подщеколдин рассказывает, что уже в 2023 году начата большая работа по грамотному техническому переводу с китайского языка каталогов запчастей и руководств по ремонту и обслуживанию китайских машин. «Скоро заказать нужную запчасть без проблем можно будет на таких сервисах, как AliExpress на русском языке. Цены там низкие», — убежден глава РОАД. Он также отмечает большой интерес китайских производителей сменных комплектующих для автомобилей к России: «Мы стали рынком номер один для китайских машин. Желающих привезти к ним запчасти из КНР очень много», — отметил представитель РОАД. Единственной проблемой эксперт называет логистику. По его словам, железнодорожные и автотранспортные коридоры из Китая в европейскую часть России уже перегружены, а морской путь через Суэцкий канал осложнен обострением военных конфликтов в регионе.

Количество российских марок будет увеличиваться

  • Календарь автомобилиста: главные изменения 2023 года
  • Все об ОСАГО 2024: правила, нюансы, лайфхаки и подводные камни
  • 9 самых интересных подарков автомобилисту на Новый год
  • Правила сдачи на права в 2024 году изменят. 5 пунктов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *