Чем посыпают дороги зимой в европе
Перейти к содержимому

Чем посыпают дороги зимой в европе

  • автор:

Как за рубежом справляются с зимним бездорожьем

Минувшая зима в Берлине лютовала не на шутку. 20-сантиметровый снежный покров пролежал пять недель. Эти нечаянно-негаданно возникшие обстоятельства осложнили жизнь не только берлинскому предприятию по уборке города, но и владельцам автотранспорта, пешеходам.

Ощутил на себе напасти стихии и городской бюджет. Ведь само предприятие, дополнительные рабочие часы временных сотрудников и материал для посыпания дорог оплачиваются на четверть из средств федеральной земли Берлин. Остальное должны выложить собственники близлежащих к улицам территорий, в основном владельцы домов. А если это многоквартирный дом — собственник дома просто повышает квартплату квартиросъемщиков.

Снегоуборочных машин в Берлине нет, и снег за пределы города никогда не вывозится. А вот прошлой, суперснежной по местным понятиям зимой две тысячи сотрудников предприятия сутки напролет выезжали на чистку улиц. В их ведении находятся почти 20 тысяч километров — расстояние от Берлина до Боливии, шутит Бернд Мюллер. Но даже прошлой зимой снег на проезжей части, как и всегда, моментально убирался.

Посыпать же улицы реагентами в Германии по природоохранным соображениям запрещено. Вместо этого в ход идет. обыкновенная соль. Ее поставляют снегоуборщикам несколько горнодобывающих предприятий. Вот уже на протяжении нескольких лет к соли подмешивается щелочь. Это нужно, чтобы соль приняла полужидкую форму и ее не развеял ветер. Поэтому даже официальное название у нее — «жидкая соль». Дозировка производится электронным путем. Специальный микрокомпьютер в машине рассчитывает количество щелочи, которая должна попасть на «тарелку» с солью, готовой к посыпанию. Однако и соль разрешается применять только на дорогах, по которым ходит общественный транспорт. Ее пагубное влияние на окружающую среду однозначно доказано. Берлинский сенат (правительство) разработал строгие предписания по защите растений и грунтовых вод. Поэтому на один квадратный метр разрешается высыпать всего лишь дозу, равную одной маленькой столовой солонке, — максимально 25 граммов. Причем применять соль разрешается, только когда идет снег.

На всех других улицах, а также автобанах и федеральных трассах соль рассыпать строжайше запрещено. За это штрафуют. Поскольку посыпать или не посыпать пешеходные дорожки и прилегающие улицы решают владельцы земельных участков, на них и ложится вся ответственность. Как правило, они прибегают к помощи частных фирм. Вместо соли разрешается сыпать мелкие камешки или песок.

Перед своими домами бюргеры сами усердно очищают улицу от снега. Каждый немец знает: если кто-то поскользнется на тротуаре перед домом и что-нибудь там себе сломает, платить за ущерб придется владельцу территории. Проезжую часть улиц без общественного транспорта обычно никто не посыпает. Так что вся ответственность ложится на водителей автомобилей. Они должны ехать осторожно и вовремя подумать о замене покрышек. После многочисленных аварий на скользких улицах прошедшей зимой правительство законодательно обязало водителей менять покрышки на зимние. За нарушение предусмотрен штраф — 40 евро.

Соль и крошка. Как борются с гололедом в других странах?

Снегопад в Германии.

В мире немного стран, которые вынуждены в течение полугода бороться с негативными последствиями морозов. Примерно два десятка стран из более чем двухсот живут в условиях экстремального климата и содержат обширную инфраструктуру для борьбы со снегом и льдом на автомобильных дорогах. Чем эти технологии отличаются от российских?

Россия

Соль и песок являются универсальными средствами для борьбы с гололедом уже полторы сотни лет. Еще в 1868 году московская пресса писала о том, что соль не только вредит обуви пешеходов, но и разъедает копыта лошадей, вызывая болезни у животных. С середины 90-х годов прошлого века дорожники отказались от обычной соли, которая накапливалась в почвах и вредила растениям, и перешли на техническую соль (NaCl). В 2001-2002 годах в Москве отказались и от нее и стали закупать твердые хлориды, такие как хлористый кальций, хлорид магния и жидкие растворы. В отличие от соли, они не ухудшают, а, напротив, улучшают состояние почвы, потому что сами являются удобрениями. Давно в Москве не используется и песок, который превращается весной в пыль и забивает канализационные стоки.

Статья по теме

Чтобы предотвратить гололед, используют превентивные меры. До снегопада поливают асфальт солевым раствором из хлористого кальция (22%) и хлористого натрия (6%). С началом осадков снег тает с образованием жижи, которую убирают с помощью грейдеров. Если осадки не прекратились, то поверх снега приходится сыпать твердые реагенты — гранулированные смеси солей. Их задача не дать снегу слежаться и размягчить уже существующий накат.

Жидкие реагенты рассчитаны на определенную температуру, в зависимости от которой меняют пропорции хлористых веществ, натрия и калия. При сильных морозах замешивают хлористый магний, а при температуре до -30 используют чистый кальций.

Скандинавия

На севере Швеции и Норвегии, где редки оттепели и месяцами температура не поднимается выше −15, наряду с похожими на российские технологиями борьбы со снегом и гололедом используются необычные. В морозы, при которых соль и химия уже неэффективны, снег не счищают до асфальта, оставляя слой в несколько сантиметров. Поверх наката наносят «горячий гравий», то есть смесь нагретой до 80 градусов воды с каменной крошкой. В итоге абразивный материал вмораживается в наст и превращается в твердое покрытие, пригодное для передвижения автомобилей. Такие зимники могут функционировать около недели с суточным трафиком около 1,5 тыс. машин, после чего требуется повторное вмораживание гравийной крошки. Правда, подобная технология очень вредна для кузовов автомобилей, так как мелкие камешки, выбрасываемые протектором колес, могут наносить повреждения стеклам и лакокрасочному покрытию.

США и Канада

В Соединенных Штатах основные улицы и крупные магистрали чистятся силами муниципальной техники, а дороги и улицы поменьше убирают частные компании, с которыми государство заключает контракты. Те территории, которые непосредственно прилегают к частным домам, обязаны чистить сами владельцы этих домов. Для очистки улиц и тротуаров в основном используют хлорид магния, он содержит меньше хлора, чем остальные хлориды, а его эффективность при меньшем расходе значительно выше. Между тем в Америке не настолько развита инфраструктура борьбы со снегом по причине отсутствия продолжительной зимы. Если начинается непогода, то власти предпочитают перекрывать трассы, чтобы избежать массовых аварий. Кроме того, в США не принят сезонный переход на зимние колеса.

В Канаде уборка снега очень походит на российскую. Там применяются похожие реагенты на основе хлористого магния. Иногда на улицах городов применяют обычную техническую соль.

Германия

В Германии нет требования очищать трассы до асфальта. Поэтому после снегопадов можно видеть, как грейдеры просто раскатывают снег на дорогах, а потом их посыпают гравийной крошкой или сильно измельченными вулканическими отложениями. После того как весь снег растает, каменную крошку сметают с дороги и собирают в пластиковые контейнеры до следующей зимы.

Из-за небывалого снегопада Красная площадь превратилась в белую.

При сильных снегопадах трудные участки дорог посыпают солью. Делают это только работники специализированных служб. За использование соли в неположенном месте или без разрешения коммунальных служб грозит штраф.

Швеция

На шведском острове Готланд также используется привычные нам химические реагенты и даже соль, однако ведутся эксперименты с другими смесями. К примеру, изучалась эффективность применения соли и сахара с получением смеси в пропорциях 70 / 30. Как оказалось, сахар выступает в качестве катализатора химических реакций, протекающих с выделением тепла, из-за чего лед и снег тают активнее. В некоторых случаях долю сахара увеличивали до 50%. Интересно, что сам по себе сахар нужного эффекта не дает. Он работает лишь в комбинации с соляными растворами.

Однако большого распространения эта технология в Швеции не получила. Дело в том, что смесь соли с сахаром полюбилась диким животным. Они стали выходить на дороги сразу после прохода дорожной техники и слизывать мокрый снег. В итоге возникали аварии. Чтобы не привлекать животных к дорогам, было решено применять сахарные добавки лишь в городах.

Мифы про уборку льда в Европе

Проблема уборки снега и льда стоит остро для любой страны, находящейся в соответствующих климатических условиях. Периодически тестируются различные методы её решения, однако самым распространенным и эффективным по-прежнему остается способ борьбы со снежно-ледовыми отложениями и гололёдом с помощью химических противогололедных материалов.

Среди россиян бытует мнение, что в Европе противогололедные реагенты не используют. Так ли это на самом деле? И как, в таком случае, Старый Свет борется с гололедом на дорогах?

Как ведётся борьба с гололедом в Европе

Борьба с гололёдом в европейских странах отличается тем, что упор здесь сделан на превентивную обработку дорожного покрытия — прогноз образования зимней скользкости и комплексный противогололёдный уход. При риске возникновения гололеда или снегопада, поверхность проезжей части обрабатывается антигололедными составами. Рыхлый и талый снег убирают снегоочистительной техникой, а в случае образования уплотненного снега (наката) в ход вновь идут реагенты.

Скандинавия

  • В Финляндии, Швеции и Дании для устранения скользкости применяют химические антигололёдные средства. В Хельсинки, где снегопады и морозы такие же, как в Москве, а интенсивность движения — свыше 3000 авто в сутки, посыпают дороги противогололёдными средствами. На особо важных участках с точки зрения экологии применяют многокомпонентные составы. И лишь дороги на малоинтенсивных улицах или трассах (менее 3000 автомобилей в сутки), дороги содержат под уплотненным снежным покровом с посыпкой теплой гранитной крошкой.
  • В Норвегии основной упор также сделан на химический способ содержания дорог. Ежегодный расход антигололёдных средств составляет порядка 500 000 тонн. В качестве экспериментальной меры применяется также точечный подогрев городских тротуаров и дорожной поверхности.

В целом в скандинавских странах многокомпонентные антигололёдные составы применяют для борьбы со скользкостью на любых дорогах с нормальной интенсивностью движения.

Остальная Европа

  • В средиземноморских странах Европы климат мягче, однако и здесь возникают проблемы с оледенением дорог. Для борьбы со скользкостью на аэродромных покрытиях и мостах применяют кальциево-магниевый ацетат — безопасный для окружающей среды, но дорогой реагент. Для обработки дорог чаще применяют многокомпонентные антигололёдные средства.
  • Во Франции, Италии, Чехии, Германии, Австрии и Швейцарии для борьбы с образовавшимся на дорогах гололёдом, уплотненным снегом, тоже используют реагенты. Во Франции ежегодное потребление различного вида солей достигает 2 млн тонн. При сильных снегопадах дорожное полотно очищают от снега и льда снегоуборочной техникой.

Заключение

Утверждение о том, что в европейских странах антигололёдные реагенты не используют, — миф. Везде, где есть проблема борьбы с обледенением дорог, применяют реагенты. И Европа не исключение.

Для очистки от гололёда европейцы обрабатывают дорожные поверхности как хлоридом натрия (технической солью), так и более сложными многокомпонентными реагентами, схожими по составу с теми, что используют в России. Более того, западные дорожные службы проявляют значительный интерес к российским разработкам противогололёдных материалов, в частности — к «Бионорду», как к более экологически безопасным составам.

В процессе использования антигололёдных средств тщательно следят за дозировками и оперативно убирают талый снег с противогололёдными составами.

Соль, камни, сточная вода и свекла — что используют в северных странах для борьбы со снегом и гололедом

В марте Тверской суд Москвы должен рассмотреть заявление муниципальных депутатов Ильи Яшина, Константина Янкаускаса и Юлии Галяминой против столичного департамента ЖКХ. В своем заявлении депутаты просят обязать чиновников отказаться от использования химических противогололедных реагентов — ссылаясь на результаты научного исследования, доказывающего, что они вредят здоровью людей, животных, состоянию почв и воды, разрушают одежду и обувь. Что реагенты — это вредно, мы убеждаемся на себе каждую зиму, но можно ли обойтись без них, когда кругом заснежено и скользко? Опыт других северных стран подсказывает, что можно.

Фото: Максим Стулов/Ведомости/ТАСС

Фото: Максим Стулов/Ведомости/ТАСС

Чем плохи реагенты

Бороться с гололедом в принципе можно и без химии — для этого в Москве кое-где используют, например, гранитную крошку — посыпают ею тротуары. Это максимально экологически чистый вариант. Но для автомобильных дорог он не подходит — твердые частицы вредят дорожному полотну. Поэтому тут, как правило, используют противогололедные реагенты — химические соединения, которые растапливают лед и не дают ему снова замерзнуть. Самые распространенные из них — по крайней мере, в России — хлорид натрия (то есть обычная соль) и хлористый кальций.

Соль используют практически везде, ее главный плюс — относительная безопасность, по крайней мере, для здоровья — при этом она успешно разъедает обувь, автомобильные шины и ведет к засолению почв. Хлористый кальций лучше для почв, а также эффективнее — работает при низких температурах. При этом он точно так же разъедает обувь, кроме того,

так называемый модифицированный хлористый кальций — а в качестве реагента, как правило, используют именно его — способен вызвать аллергию у человека и ожоги лап у животных.

Фото: Влад Докшин/«Новая газета»

Фото: Влад Докшин/«Новая газета»

В своем заявлении Яшин, Галямина и Янкаускас цитирует исследование ученых из МГУ, которое датируется 2009 годом. Несмотря на десятилетний срок, сегодня мало что изменилось: основные требования к реагентам установлены в «Отраслевых дорожных нормах», а этот документ не менялся с 2003 года. Авторы исследования подчеркивают: они изучали не сами реагенты, а образцы снега и грязи с московских дорог. Опуская технические подробности, перейдем сразу к выводам ученых.

  1. Во-первых, используемые реагенты вредят почвам — приводят к засолению, которое, в свою очередь, увеличивает коррозию, то есть быстрее изнашиваются трубы и все подземные проводки.
  2. Во-вторых, это ведет к деградации почв в целом, вымиранию части микроорганизмов и замедляет рост растений.
  3. В-третьих, они вредят здоровью: например, если прикоснуться к рассыпанным реагентам ладонью, на коже появится «щелочной ожог» и почувствуется легкое жжение.

Тема: «Москва» || Последняя жертва зимы

Триллер про ботинки и велосипед

Как эти проблемы решают в Европе?

Все зависит от погоды

В городской администрации Хельсинки признают: эта зима выдалась куда суровей, чем предыдущие, и снега было больше — только в январе выпало около 49 сантиметров. В такие зимы расходы на защиту дорог от обледенения растут: так, 24 млн евро, заложенных на эти цели, не хватило — в ближайшее время городской совет должен утвердить перерасход.

«Нынешняя зима отвечает критериям чрезвычайной ситуации, — рассказал «Новой» Туомас Лаутаньеми, инженер-специалист по техническому обслуживанию в администрации Хельсинки. — Город принял специальные меры, в частности, были оборудованы новые места для свалки снега и временные парковочные места для частных автомобилей».

Для сравнения: в среднем за зиму в Хельсинки выгружается около 15 тысяч грузовиков снега — в эту зиму уже выгрузили 30 тысяч.

Главный пункт борьбы со снегом в Хельсинки — вовремя чистить. Все улицы делятся на три категории: главные дороги с активным движением, дорогие средней загруженности и небольшие улицы — преимущественно в жилых кварталах. Дороги первых двух категорий очищаются каждый день до 7 утра, небольшие улицы — раз в три дня. Отвечают за это муниципальная компания Stara и несколько частных подрядчиков, за срыв сроков полагаются серьезные штрафы.

Для борьбы со льдом используется преимущественно соль. «Чтобы сохранить уровень засоления почв настолько низким, насколько возможно, рекомендуется использовать увлажненную соль», — говорит Туомас Лаутаньеми.

Это сравнительно новый способ, который сейчас активно используется в Скандинавии и балтийских странах, но частично пробуется и в некоторых областях России. Принцип простой: соль увлажняется автоматически внутри снегоуборочной машины, а дальше разбрызгивается специальным дозатором в нужных количествах. Преимущества так называемой увлажненной соли — более высокая скорость действия реагента, а также более низкая концентрация самой соли, что хорошо для почв и обуви прохожих.

Для тротуаров и пешеходных улиц используют, как правило, макадам — специальный толченый щебень, перед применением его промывают, чтобы снизить уровень пыли.

Фото: Reuters

Фото: Reuters

«Горячие» дороги

Еще один способ, который используют некоторые северные страны, — подогреваемые дороги. Выглядит это аккуратно: чистые тротуары, от которых идет пар, и стоки по бокам, куда стекают растопленный снег и лед.

В Рейкьявике, столице Исландии, первые подогревающие системы появились еще в середине прошлого века, однако широкого распространения не получили и использовались в основном для растапливания снега на ступенях зданий. В 70-е годы, после усовершенствования системы канализации, когда устаревшие трубы заменили на более новые, подогревать дороги стали активнее.

«Как правило, используется сточная вода из канализаций соседних домов, — рассказал «Новой» инженер департамента окружающей среды и городского планирования Рейкьявика Арнар Снаер Рагнарссон. — Обычно ее не хватает, чтобы растопить весь снег и лед, поэтому в систему дополнительно закачивается горячая вода. Плюс в том, что не нужно использовать ни песка, ни снега, что хорошо для экологии, а также не нужно ничего убирать, поскольку подогревающая система способна растопить все сама».

Главный минус — цена. По словам Рагнарссона, в Рейкьявике подогревают лишь 4% всех дорог, при этом они съедают от 10 до 15% всех расходов бюджета, заложенного на борьбу со снегом.

Из-за этого широкого распространения этот способ все же не получил. В Хельсинки, например, подогревают лишь три улицы в самом центре города. В норвежской столице Осло подогреваемых дорог больше — в основном это тоже центральные улицы. Там используют несколько иную систему: нагревают тротуары с помощью электричества. Это еще дороже.

В целом, хотя установить любую нагревательную систему стоит больших денег, в долгосрочной перспективе это все равно экономия: для очистки улиц в дальнейшем не требуется ни людей, ни машин, ни химикатов.

Съедобные реагенты

В некоторых провинциях Канады — например, в Онтарио и Квебеке — тоже используют соляные растворы, только не на основе воды, а на основе сока сахарной свеклы. В городской администрации Ковансвиля (город на юге Квебека) выяснили, что белый сок сахарной свеклы делает раствор более плотным: в результате соль, которая склонна «отскакивать» от дорожного покрытия, лучше прилипает к нему и эффективнее растапливает лед. Кроме того, за счет собственных кислот свекла тоже работает как реагент — в результате требуется на 30% меньше соли. Свекольно-соляной раствор медленнее застывает и может работать при температурах до –20 градусов.

В американском штате Теннесси, где расположено несколько крупных алкогольных заводов, для борьбы со снегом и льдом используют картофельный сок — побочный продукт, получаемый при производстве водки. Как и свекольный сок, он смешивается с солью и позволяет снизить ее концентрацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *