Чем отличается акпп от вариатора
Перейти к содержимому

Чем отличается акпп от вариатора

  • автор:

Автомат или вариатор: что экономичнее и надежнее?

Существует множество видов автоматических трансмиссий, однако на легковых автомобилях чаще всего применяют коробки передач трех типов: АКПП, роботизированные коробки передач, бесступенчатые вариаторы, которые часто обозначают CVT.
Конструктивно все они отличаются и имеют свои ряд преимуществ, так и недостатки. Раньше всех стали популярны именно классические автоматы, которые уже более 80 лет устанавливаются на легковых автомобилях.
Вслед за ними широко начали устанавливать роботизированные трансмиссии, которые долгое время вызывали сомнение у автовладельцев из-за не очень надежной конструкции. С годами они модернизировались, и степень недоверия к роботизированным коробкам передач немного упало.
Большее распространение на современных машинах начали получать бесступенчатые вариаторы, которые идут по пути, уже когда-то пройденному «роботами».

Что такое АКПП? Как она работает?

Автоматическая коробка передач (АКПП) — это устройство, работа которой позволяет ей в процессе движения транспортного средства самостоятельно определять наиболее подходящее доступное передаточное отношение и переходить с одного передаточного отношения на другое, обеспечивая упрощенную для водителя процедуру трогания с места, а также автоматически выполнять переключения, подстраивая внешнюю скоростную характеристику двигателя под заданную водителем скорость движения в текущих дорожных условиях.

Плюсы автомата(АКПП)

Легкое управление. С точки удобства трогания с места и принципа действий для водителя современный вариатор ничем не уступает автомату, однако благодаря все тем же переключениям гидромеханическая коробка позволяет точнее дозировать тягу и лучше справляется при разгонах во время маневров и обгонов.
Простое и доступное обслуживание. Жидкость для работы гидротрансформатора, которую зачастую ошибочно называют «маслом», также требуется специальная с допусками. Однако в сравнении со смазочным материалом вариатора она не столь дорогая. К тому же ее замена требуется не столь часто. Да и электронных компонентов в современных автоматах хоть и много, но все же меньше, чем в вариаторе.
Высокая надежность. За более чем 80 лет АКПП прошла целую череду изменений и доработок, так что по части надежности по-прежнему остается одним из лучших решений среди автоматических коробок передач.

Минусы автомата(АКПП)

Недостаточная динамика. Современные автоматы работают очень быстро и плавно, однако потери в гидротрансформаторе и небольшие разрывы потока мощности в нем все же сказывается на динамических характеристиках автомобиля, оснащенного такой трансмиссией.
Низкая производительность. Потери мощности и крутящего момента в жидкости гидротрансформаторе влияют на коэффициент полезного действия. КПД силовой установки автомобилей с традиционным АКП все же ниже, чему у машин с механической коробкой передач, роботом или вариатором.
Увеличение потребления топлива. Из-за потерь в гидротрансформаторе расход топлива на автомобилях с автоматом, всегда чуть выше, чем на машинах с другим типом трансмиссий.

Что такое вариатор? Как он работает?

Вариатор — это вид автоматической коробки передач, который передает крутящий момент от двигателя к колесам и способен плавно менять передаточное отношение в некотором диапазоне регулирования. Изменение передаточного отношения может производиться автоматически, по заданной программе или вручную. В автомобилестроении такой тип трансмиссии также обозначают аббревиатурой CVT (Continuously Variable Transmission).
Удивительно, но изобрели вариатор даже гораздо раньше, чем обычные автоматы, но применяли его все же не на автомобилях и не получили широкое распространение. Патент на вариатор был выдан еще в конце XIX века и использовался для изменения скорости вращения валов на станках.
А первый автомобиль с таким типом трансмиссии появился лишь в 1950-х годах. Вариатор впервые начал устанавливаться на конвейере автомобилей марки DAF, которая в те годы производила не только грузовики, но и легковые автомобили. Затем начали устанавливать на некоторые модели Volvo, а конце 1990-х и начале 2000-х годах вариатор c фирменным наименованием Tiptronic использовался на младших сериях седанов марки Audi. Но по-настоящему широкое распространение вариаторы получили лишь сейчас.

Плюсы вариатора

Плавность движения. Благодаря отсутствию переключений передач вариатор обеспечивает более высокую плавность хода, чем другие типы автоматических трансмиссий. Динамичный разгон. Благодаря отсутствию переключений в вариаторе в отличие от других типов трансмиссий не происходит разрыва потока мощности, соответственно разгон у машин с такой трансмиссией получается более динамичным.
Высокий КПД. Вариатор обеспечивает более высокий КПД всей силовой установке автомобиля благодаря уменьшению потерь при его работе. В процентах этот показатель может быть на 5-10% выше, чем у других типов автоматических передач.
Экономичность. Более высокий КПД обеспечивает и более высокую эффективность, поэтому вариатор позволяет тратить меньше топлива по сравнению с автоматами и повысить экономичность автомобиля.

Минусы вариатора

Плавные ускорения. Вариатор позволяет машине быть динамичнее, но из-за все того же отсутствия переключений он не всегда быстро ускоряет машину сходу. Управлять тягой двигателя во время обгонов на машине с вариатором намного сложнее.
Сложная электроника. Все современные вариаторы оснащены управляющей электроникой, чьи программное обеспечение достаточно сложное. Оно нередко выходит из строя и требует перепрошивки блоков управления.
Дорогостоящее обслуживание. В вариаторах используется специальные смазочные материалы, которые требуют замены при его обслуживании. Межсервисный интервал у таких трансмиссий не очень большой, однако масло для вариаторов весьма дорогое. И оно, как правило, не заменяется более дешевыми аналогами, поскольку использование несоответствующего смазочного материала может привести к серьезной поломке и дорогостоящему ремонту.

Отличие вариатора от автомата с экономической точки зрения

Трансмиссионная жидкость. Замена жидкости в вариаторе происходит чаще и дороже.
Расход топлива. Топливо в машине с вариатором более экономично.
Ремонт. Обслуживание и ремонт вариатора намного дороже, чем эксплуатация машины. Вариатор — довольно сложный и чувствительный механизм.
Хотя вариатор дороже в обслуживании, но сама коробка дешевле автомата. А при правильном использовании может служить долго и без ремонта.

Какое устройство лучше по надежности?

Чтобы определить степень надежности устройств, ставится ряд сложных условий:
— езда по бездорожью;
— высокие скорости;
— спортивная езда.
Вариатор не справляется с тяжелыми условиями. Его конструкция не выдерживает нагрузок. Здесь лучше подойдет АКПП.
Предназначение вариатора — плавное движение без резких ускорений.

Что лучше: вариатор или автомат?

Каждая их эти трансмиссий имеет как свои неоспоримые преимущества, так и недостатки. Так что конечный выбор в пользу модели с тем или иным типом автоматической коробки передач будет зависеть от целей и задач, которые вы ставите перед автомобилем.

По своим техническим характеристикам, вариатор получает преимущество над классическим гидромеханическим автоматом. Это касается и динамики разгона, и невысокого расхода топлива, и плавности хода из-за отсутствия переключений. Вместе с тем, такая трансмиссия капризна по части управляющей электроники, а также достаточно дорогая в обслуживании и в ремонте в случае возникновения такой необходимости.

Автомат не столь эффективен, не обеспечивает такую же высокую плавность хода, да и расход топлива у машин с такой трансмиссией все же немного выше, чем у схожих машин с вариатором. Однако он обеспечивает куда более интересные технические характеристики, лучше работает во время ускорений ходом, а также более прост в обслуживании и обладает высокой надежностью.

Если для вас важнее экономичность, то выбор лучше сделать в пользу вариатора, а если в приоритете находится динамика и надежность, то классический автомат окажется более рациональным решением.

Коробка автомат и вариатор – в чем отличия

Многие водители считают, что коробки передач делятся на две группы: механические и автоматические. В некотором роде это действительно так, но автоматическая коробка передач бывает классическая, которую все привыкли называть “автоматом” (АКПП), и вариатор (CVT). Оба этих варианта коробок передач сейчас прочно вошли в массовый сегмент автомобильного рынка. Но при этом ходит много слухов, часть из которых правдива, о надежности, экономичности, скоростных характеристиках каждой из них. В рамках данной статьи рассмотрим, какие действительно имеются плюсы и минусы у вариатора и автомата, и чем они отличаются друг от друга.

Оглавление: 1. Коробка автомат - Из-за чего ломается коробка автомат - Какой ресурс у автомата - Плюсы и минусы автомата 2. Вариатор - Из-за чего ломается вариатор - Какой ресурс у вариатора - Плюсы и минусы вариатора 

Обратите внимание: В рамках данной статьи рассмотрены именно автоматическая коробка передач и вариатор. На рынке еще присутствует так называемый “робот” — это еще одна группа автоматических трансмиссий. В процентном соотношении вариатор и робот устанавливаются примерно на 25% автомобилей с автоматической трансмиссией в данный момент, а полноценный автомат на оставшихся 50%.

Коробка автомат

Стандартная автоматическая коробка передач используется на массовых автомобилях гораздо дольше, чем вариатор, оттого и имеется миф о ее большей надежности.

Конструкция такой коробки передач немного может отличаться, в зависимости от производителя, но, в целом, устроена она следующим образом. Крутящий момент от двигателя передается через гидротрансформатор. Работа проходит под давлением, то есть между агрегатами нет жесткого зацепления. Можно подумать, что из-за отсутствия жесткого зацепления и ломаться нечему, но это не так. В конструкции автоматической коробки передач присутствуют валы с планетарной передачей и стальные диски с фрикционами, при сжатии и разжатии которых происходит переключение передач, то есть подключение необходимых муфт. Еще два важных элемента в конструкции автомата — это гидроблок и насос высокого давления.

Из-за чего ломается коробка автомат

Рассмотрев упрощенно конструкцию работы автомат, можно понять, что на самом деле конструкция автоматической коробки передач достаточно простая. Чаще всего причиной ее поломки является неправильное обслуживание. Водители зачастую не меняют масло в АКПП, что и приводит к серьезным проблемам.

В процессе работы коробки передач масло в ней постепенно теряет свои свойства и в нем появляется много мусора. Это приводит к тому, что забиваются элементы коробки передач — фильтры, гидроблок, радиатор и так далее. В итоге, масляный фильтр не может работать нормально и создавать необходимое давление, что приводит к прокручиванию фрикционов на металлических дисках. Водитель ощущает эту проблему как толчки при переключении коробки передач, либо вовсе коробка перестает включать нужные передачи.

Указанные выше проблемы в коробке передач могут привести к еще большим неприятностям, вплоть до физического повреждения планетарных шестерен и износа фрикционной накладки гидротрансформатора.

Обратите внимание: Приобретая б/у автомобиль с автоматической коробкой передач, обязательно убедитесь, что у масла АКПП нет запаха гари. Если такой запах присутствует, это явно указывает на наличие прогаров у фрикционов и их высокий износ. Коробка передач с такими дефектами долго не проработает.

Какой ресурс у автомата

Водители, которые привыкли ездить на механике, часто говорят, что не переходят на автомат из-за их малого ресурса работы. Такое мнение сложилось об автоматических коробках передач довольно давно, несмотря на то, что многие автопроизводители выпускают крайне надежные АКПП.

Например, многие японские автомобили выпуска конца 80-90х годов на АКПП до сих пор передвигаются на родных автоматах, над которыми проводились минимальные работы, тогда как их пробег уже превышает 500 тысяч километров.

На самом деле, ресурс автомата напрямую зависит от его обслуживания. Несмотря на то, что в книгах на по технической эксплуатации автомобиля не всегда указывается необходимость смены масла в АКПП, делать это нужно обязательно каждые 50-70 тысяч километров пробега. Вместе с заменой масла в автомате нужно обязательно заменить масляный фильтр и очистить радиатор. В идеале при выполнении таких работ также убрать скопившуюся на дне корпуса автомата стружку и другие продукты отработки.

Плюсы и минусы автомата

Выделим явные плюсы автоматической коробки передач:

Отметим и минусы автомата:

  • Низкая динамика. Разгоняться автомобиль на автомате будет медленнее, чем на механической коробке передач (при умелом использовании) или на вариаторе;
  • Наличие передач. Несмотря на плавность работы, некоторые при переключении передач толчки водитель может ощущать. У вариаторов такой проблемы нет, поскольку фактически нет переключения передач;
  • Затраты КПД на работу. Поскольку работа происходит при помощи гидротрансформатора под давлением масла, при этом отсутствует прямое соединение трансмиссии с двигателем, тратится частично КПД. Из этого вытекает и больший расход топлива на автомобилях с АКПП.

Как можно видеть, автоматическая коробка передач надежная, но имеет не идеальные мощностные характеристики. Тогда как вариатор можно считать ее некоторой противоположностью.

Вариатор

Такие коробки передач начали устанавливаться на автомобиле в середине 20 века, но сразу массовость они не набрали. Но о них вспомнили, когда потребовались коробки, которые имеют меньший расход КПД, чем обычный автомат, и при этом не требуют от водителя усилий при переключении передач.

Вариатор принято называть бесступенчатым. Как можно понять, в отличие от автомата, такая трансмиссия не имеет привычных скоростей. Конструкция коробки подразумевает наличие ведущего и ведомого шкива, которые располагаются параллельно друг другу. Они соединены друг с другом металлическим ремнем в форме трапеции. Конусы вариатора имеют сдвижные половины. В момент, когда ведущий шкив раздвинут, вращение ремня идет по малому диаметру, можно считать это аналогом высокой передачи на автомате. Когда же шкив сдвинут, ремень вращается по большому диаметру, тем самым получается максимальное передаточное число, то есть первая передача.

В зависимости от плавного передвижения шкива, меняется передаточное число. Это и приводит к повышению/понижению скорости, хотя как таковых скоростей, как в автомате, в вариаторе нет. Поскольку передача момента от двигателя к трансмиссии и колесам жесткая, удается свести к максимуму передачу КПД.

Из-за чего ломается вариатор

Как и в случае с автоматом, к выходу из строя вариатора ведет его неправильное обслуживание. Такие коробки передач еще более требовательные к маслу, чем автоматы. Замена масла в вариаторе также проводится каждые 50-70 тысяч километров, и здесь это делать обязательно. Если не заменить вовремя масло в вариаторе, тогда:

  • Масляный насос засорится, из-за чего не сможет создавать достаточное давление;
  • Ремень начнет пробуксовывать, поскольку валы не смогут его достаточно сжимать и разжимать;
  • Это приведет к повышенному износу ремня и его разрыву, что станет причиной повреждения других компонентов вариатора.

Также стоит отметить, что в вариаторе гораздо больше электронных компонентов, нежели в обычном автомате. Соответственно, больше вероятность их выхода из строя.

Какой ресурс у вариатора

В отличие от обычного автомата, вариатор менее продолжителен по сроку службы. Даже если следить за ним и своевременно менять масло, он сможет проходить около 120-150 тысяч километров пробега, после чего порвется ремень, и это приведет к серьезным повреждениям других компонентов коробки. Чтобы этого не произошло, рекомендуется на 120-150 тысячах километров пробега выполнить замену ремня вариатора.

Как можно понять, водитель автомобиля с вариатором должен знать, что нужно проводить своевременные диагностические и ремонтные работы с коробкой, иначе это приведет к необходимости ее капитального ремонта или замене. Чаще всего водители об этом не задумываются, не отличая вариатор от автомата, и это приводит к серьезным проблемам.

Плюсы и минусы вариатора

К плюсам вариаторов можно отнести:

  • Повышенный КПД. У вариаторов КПД примерно на 5-10% выше, чем у автоматов. Это сказывается и на расходе топлива, который на автомобилях с вариаторами меньше;
  • Плавность хода. Отсутствие передач ведет к плавной работе коробки передач;
  • Быстрый разгон. Из-за отсутствия необходимости переключения передач разгон на автомобиле с вариатором более плавный;
  • Легкое управление. Как и в случае с автоматом, в вариаторе водителю достаточно выбрать нужный режим работы, чтобы автомобиль поехал.

Минусов у вариаторов также достаточно:

    Сложность обслуживания и ремонта. Как отме

Как можно понять из сравнения, автомат и вариатор имеют свои плюсы и минусы. Однозначно нельзя сказать, что одна из коробок лучше, а другая хуже. При правильном обслуживании, как одна, так и вторая способны проработать достаточно долго.

Разница между вариатором и автоматической коробкой передач: в чем отличие коробки автомат от вариатора

Самые главные критерии при выборе автомобиля – надежность, комфорт и безопасность. В первую очередь, необходимо понимать, для чего приобретается авто, а также в каких условиях будет эксплуатироваться машина. При этом нужно определиться не только с силовой установкой, но и с видом установленной трансмиссии.

Если говорить о трансмиссии автомобиля, то на сегодня можно выделить два вида: механическая и автоматическая. Более того, автоматом может быть классическая АКПП, вариатор CVT или коробка-робот. С учетом того, что первые два типа наиболее распространены, далее мы рассмотрим отличие вариатора от автоматической коробки передач.

Отличие коробки автомат от вариатора

Вариатор автомат в чем разница

Прежде всего, хотя в плане функциональности данные КПП похожи, каждая из указанных типов трансмиссий сильно отличается друг от друга, имеет свои достоинства и недостатки. Если сравнивать классический автомат и вариатор CVT, АКПП появилась на автомобилях намного раньше.

Классическая автоматическая коробка переключения передач на многих авто представлена ступенчатым гидромеханическим автоматом. Переключение скоростей происходит автоматически, то есть без участия водителя. Прямая связь между ДВС и колесами автомобиля отсутствует. Передача крутящего момента осуществляется посредством двух турбин и рабочей жидкости в гидротрансформаторе.

Основные составляющие АКПП:

  • механизм управления КПП, который реализован при помощи гидравлической и электронной системы;
  • гидротрансформатор (служит сцеплением, функцией которого является преобразование и передача крутящего момента для плавного переключения передач);
  • планетарная коробка передач.

Достоинства автоматической коробки:

  • надежность;
  • комфорт и удобство вождения;
  • ремонтопригодность.

Также АКПП имеет и свои недостатки:

  • потери в гидротрансформаторе приводят к повышенному расходу топлива;
  • высокая производственная стоимость агрегата (сложные технологические процессы);
  • регулярное и дорогое техническое обслуживание;
  • трудоемкие и дорогие ремонтные работы;
  • повышенные эксплуатационные требования и ограничения.

Например, особенности эксплуатации АКПП включают в себя необходимость в прогреве коробки, особенно в холодное время года. Также нужно делать паузу между переключением режимов «R» и «D». Требуется избегать резких стартов, не допускать пробуксовок коробки при преодолении сложных участков и т.д.

  • Вариаторная коробка переключения передач (CVT) также является одной из разновидностей автоматической трансмиссии. При этом вариатор – бесступенчатая коробка передач, которая плавно изменяет скорость вращение колес в зависимости от скорости вращения коленчатого вала двигателя. Если просто, крутящий момент изменяется посредствам двух конусов и ременного соединения между ними.

Вариаторные коробки могут различаться по устройству:

  • бесступенчатая коробка с тороидной передачей (передача усилия осуществляется посредством конусовидных дисков и роликов, заменяющих ремень);
  • бесступенчатая коробка с цепной передачей (передача мощности за счет звеньев цепи) или коробка с ременной передачей трапециевидного сечения. Изменение передаточного числа происходит посредством сведения и разведения шкивов при движении автотранспортного средства.

Отметим, что второй тип вариатора (цепной или ременной) более распространен. Сама коробка CVT, как и АКПП, имеет гидротрансформатор в качестве сцепления. Как и автоматическая коробка, вариатор получил свои плюсы и минусы.

Основные преимущества вариаторной коробки:

  • плавное изменение скорости (без рывков, вибраций или толчков);
  • скорость увеличивается без постороннего шума;
  • двигатель всегда работает в оптимальном режиме;
  • тяга более ровная и постоянная, высокая топливная экономичность.

Что касается недостатков:

  • данный агрегат не рассчитан на высокие нагрузки, имеет меньший ресурс, чем АКПП;
  • отмечается высокая сложность и дороговизна ремонтных работ:
  • устанавливается в паре с маломощными моторами (при большом крутящем моменте ремень проскальзывает на конусах, отмечен быстрый износ ремня и выработка на конусах);
  • качественная работа коробки сильно зависит от исправности различных электронных датчиков, причем выход из строя указанных датчиков приведет к сбою в работе всей трансмиссии;
  • высокая стоимость рабочей жидкости, необходимость в более частой замене масла в вариаторе;
  • строгие ограничения при буксировке автомобиля с вариаторной коробкой переключения передач.

Подведем итоги

Как видно, основное отличие вариатора от автоматической коробки передач состоит в устройстве. Также, исходя из вышесказанного, можно выделить несколько важных отличий данных типов автоматических КПП.

Прежде всего, количество скоростей в АКПП может доходить до восьми, в вариаторе CVT неограниченное количество ступеней. Также автомобили с АКПП более востребованы, так как они надежнее, однако цена на них выше.

Хотя вариатор изначально дешевле, в дальнейшем его дороже обслуживать, чем АКПП. При этом ремонт вариатора отличается высокой сложностью и дороговизной. В итоге, разобравшись с тем, в чем разница между вариатором и автоматом, можно сделать выбор с учетом ряда особенностей рассмотренных выше типов автоматических трансмиссий.

Реклама наших партнеров

Акционные товары

Addinol Giga Light MV 0530 LL (5W30) 5 л

Addinol Giga Light MV 0530 LL (5W30) 5 л

Addinol Premium 0530 FD (5W30) 5 л

Addinol Premium 0530 FD (5W30) 5 л

Addinol Premium 0530 C3-DX (5W30) 5 л

Addinol Premium 0530 C3-DX (5W30) 5 л

Addinol Super Light 0540 (5W40) 5 л

Addinol Super Light 0540 (5W40) 5 л

  • Моторные масла
    • Для легковых автомобилей
    • Для грузовых автомобилей
    • Для смешанного автопарка
    • Для 4-х тактных двигателей
    • Для 2-х тактных двигателей
    • Газомоторные масла
    • Суда и рельсовый состав
    • Тракторные масла
    • Для газонокосилок
    • Автоматическая КП
    • Механическая КП
    • Гидродинамические редукторы
    • Антифриз
    • Стеклоомыватель
    • Tормозная жидкость
    • Очистка двигателя
    • Масляный фильтр

    Новые записи в блоге

    • 01.08.2023 Снятие головки блока цилиндров: правильный демонтаж ГБЦ
    • 19.07.2023 При перегазовке хлопки в глушителе: карбюратор, инжектор, дизель
    • 07.07.2023 Что можно понять по цвету свечей зажигания при проверке
    • 05.07.2023 О чем говорит нагар на свечах зажигания и его цвет
    • 28.06.2023 После запуска двигателя черный или сизый дым

    Вариатор или автомат (АКПП): Чем они отличаются?

    Раньше выбор автомобиля был очевиден. Они выпускались с механикой на борту и оставалось лишь выбрать марку и модель. Чуть позже стали выпускаться авто с автоматом. Но, так как автомат стоил баснословных денег и не был доработан, большинство все же отдавало предпочтение механике. Сегодня же, когда появилось несколько видов автоматической трансмиссии, а классическая АКПП доведена до идеала, выбор стал гораздо затруднительнее. Особенно, когда речь идет о вариаторе. CVT — вариаторная коробка передач считается новейшей модификацией АКПП, имеет свое особенное техническое строение и преимущества. Она дарит невероятную динамику, экономию топлива и потрясающее удобство управления автомобилем. Так что лучше вариатор или автомат ? К ак отличить вариатор от автомата? Что выбрать: вариатор или АКПП? Давайте разбираться.

    Подробно об АКПП

    Самая первая модель автоматической коробки передач, точнее, ее подобия, устанавливалась на корабли. Она представляла собой гидравлическую муфту, выполняющую гидродинамическую передачу, развязывая двигатель и винт судна. К слову, гидромуфта по-прежнему используется в современных моделях АКПП. В середине 20 века стали производиться американские автомобили с автоматической трансмиссией под капотом. И несмотря на то, что прошло много времени, принцип работы коробки остался, изменился лишь концепт и модификация. Основой коробки остался гидротрансформатор (бублик, ГДТ), выполняющий переключение передачи. Помогает ему этом редуктор и шестерни. В результате выходит цельная конструкция с множеством механических частей, взаимосвязанных между собой.

    О конструктиве автоматической трансмиссии

    Автоматическая коробка передач стала полностью продуманной и доработанной. Это идеальная конструкция в своем роде. Именно поэтому ее используют в половине случаев выпуска автомобилей разной ценовой категории. К слову, в зависимости от цены автомобиля варьируется качество АКПП. Это факт.

    Тем не менее, она заключает в себе стандартную комплектацию, в которую входит гидротрансформатор, гидроблок, фрикционные диски, муфты, маслонасос.

    Конечно, это лишь малая часть механических частей АКПП, но они считаются самыми важными, позволяя коробке выполнять свою основную функцию.

    Причины поломки АКПП

    Несмотря на свою надежность и прочность, АКПП все же ломается. Ведь она частично состоит из механических частей, требующих уход и обслуживание.

    Чаще всего поломки АКПП происходят из-за отсутствия своевременного обслуживания. Значимую роль играет и эксплуатация автомобиля, не соответствующая рекомендациям производителя. К ключевым причинам относится:

    • несвоевременная замена масла и расходников АКПП;
    • несвоевременное ТО с частичным ремонтом или заменой изношенных деталей;
    • неправильный стиль вождения: слишком динамический, частые резкие стопы и старты, езда по бездорожью, дрифтование, длительные простои в пробках, перепад температур, езда на холодном масле;
    • естественный износ;
    • производственный брак.

    Производственные браки встречаются крайне редко. Но такое возможно. Точнее, коробка может иметь очевидные недостатки, когда при ее производстве был упор на экономию бюджета. Такое происходит при выпуске недорогих автомобилей.

    Самая часто встречаемой проблемой, из-за которой происходят поломки, является грязное и старое масло. Трансмиссионная жидкость играет ключевую роль в системе коробки передач. Оно циркулирует между механическими деталями, смазывает их, уменьшая трение. От него зависит давление, температура в системе. Поэтому, когда масло снижает свое качество и ухудшается консистенция, это негативно отражается абсолютно на каждой детали АКПП.

    Не существует АКПП, которые не требуют замену масла и обслуживания. Утверждение о залитом масле на весь срок — хороший маркетинговый ход производителей. Каждая коробка нуждается в свежем масле. Разница лишь в периодичности процедуры. Более устаревшие модели АКПП требуют замены масла каждые 30-50 тысяч километров пробега. Более новые — 60-80 тысяч километров. Здесь имеет значение не только периодичность, но и качество масла. Важно использовать высококачественное (в идеале, оригинальное) масло. Чем ниже качество АТФ, тем выше вероятность частых поломок АКПП и дорогостоящего ремонта.

    Как продлить ресурс АКПП

    Чтобы продлить ресурс автоматической коробки передач, необходимо выполнять два простых правила:

    1. Проходить ТО согласно установленному регламенту.
    2. Соблюдать правила эксплуатации.

    Прохождение технического обслуживание и его частоста указаны в техническом мануале от производителя. Но периодичность может меняться в зависимости от стиля вождения и частоты использования автомобиля. Наиболее точную информацию скажут опытные мастера после осмотра АКПП. Важно вовремя менять масло и расходные элементы. Это значительно продлит жизнь коробки и поможет ей отработать весь отведенный ей срок.

    Правила эксплуатации включают езду на прогретом масле и соблюдение рекомендаций производителя.

    Важно постоянно поддерживать состояние коробки, самостоятельно проверять количество и качество трансмиссионной жидкости.

    Если вы приобретаете подержанный автомобиль, первое, что должны сделать — пройти диагностику, а после нее заменить технические жидкости.

    Преимущества классической коробки автомат

    АКПП изучена вдоль и поперек. Поэтому все минусы устранены, а конструкция доведена до идеала. Каждая СТО выполняет ремонт АКПП, широкий выбор оригинальных и неоригинальных запчастей в доступе. Поэтому поддерживать состояние коробки несложно.

    Помимо этого, АКПП дает ряд других важных плюсов:

    • удобство эксплуатации для водителя. Не нужно давить педаль сцепления, не нужно беспокоиться о моменте переключения передачи. Автомат все сделает сам. Остается лишь управлять авто и получать удовольствие;
    • неплохая динамика и разгон, мягкость в движении;
    • разнообразие масел. В отличие от вариатора, коробка очень лояльна к виду масла. Сейчас на рынке огромное количество различных торговых марок по разным ценам. Можно сэкономить, выбрав оптимальный вид по умеренной цене;
    • большой ресурс. В зависимости от модификации коробки и качества, своевременности обслуживания ресурс АКПП может составлять 500 000 километров пробега без капитального ремонта. Такой ресурс не может обеспечить ни один существующий автомат.
    • надежная автоматика. По статистике, на поломку автоматике приходится не более 25% случаев. Остальное, как правило, это механическая часть, которая страдает из-за износа и некачественного масла.

    Недостатки АКПП

    Мы здесь для того, чтобы сравнить коробку-автомат и вариатор. Поэтому приведем минусы АКПП по сравнению с CVT.

    • сниженный коэффициент полезного действия. АКПП характерно не лучшее сцепление с двигателем, так как за него отвечает гидротрансформатор. И львиная доля КПД уходит именно к нему;
    • большой требуемый расход масла. Для АКПП нужно аж до 10 литров масла. К примеру, для вариатора требуется до 8 л, а для механики и вовсе не более 3-х л.;
    • ощутимые рывки во время переключения передачи — это характерно только механике и АКПП. Ни одна другая коробка передач не имеет такого свойства;
    • более низкая динамика по сравнению с вариатором.

    Возможно, именно из-за этих недостатков некоторые владельцы автомобилей выбирают вариатор. И это вполне справедливо, ведь вариаторная коробка передач — уникальный продукт, дарящий ценные преимущества. Мы рассмотрели плюсы и минусы автомата, идем дальше.

    Подробно о CVT (вариаторе)

    Прототип вариаторной коробки передач был разработан самим Леонардо Да Винчи и был использован для мельницы. Конечно, современные вариаторы выглядят иначе, однако принцип работы сохранен. В середине прошлого века первые вариаторы стали использоваться при производстве автомобилей DAF, а чуть позже уже перешли в массовое использование концерном Ford. Со временем идею подхватили большинство производителей. Сегодня многие производят авто с вариатором на борту. Особенно при выпуске люксовых автомобилей.

    Конструкция вариаторной коробки переключения передач

    Вариатор не имеет скоростей. Это потрясающее отличие от АКПП. Работает CVT благодаря двум шкивам и натянутому металлическому ремню между ними. Шкивы меняют положение, трос идет по определенной оси и имитирует передачу. Например, если ремень крутится по меньшей оси, это имитирует 5 и 6 передачу. По большей — 1 и 2.

    Вариатор полностью визуально отличается от АКПП. Конструкция выглядит футуристично и при этом дарит прекрасные характеристики езды. Шкивы двигаются мягко и плавно, дают передаточные числа, но при этом сохраняют высокое КПД. Это дает автомобилю хороший разгон и отличную динамику.

    Причины поломки вариатора

    Самое уязвимое в вариаторе место — ремень. Металлический трос постоянно трется о металлические шкивы. Со временем ремень стирается и рвется. Это приводит к очень дорогостоящему ремонту, так как сам трос — не из дешевых.

    Вариатор очень требователен к обслуживанию. Очень важно:

    • вовремя менять масло (примерно, каждые 50-80 тысяч километров пробега);
    • наблюдать за состоянием гидроблока и своевременно промывать его.

    Систематическая диагностика — неотъемлемое действие при эксплуатации вариатора. Нередки проблемы в электронике.

    В большинстве случаев виновником поломок по-прежнему остается автовладелец. Неправильная эксплуатация авто, отсутствие должного ТО и замены масла постепенно, но быстро убивают вариатор. Результат — дорогой ремонт.

    Преимущества вариатора

    Перейдем к хорошим новостям. И это преимущества CVT. И их, по сравнению с АКПП, немало:

    • вариаторная коробка передач — оптимальный выбор для новичков. Здесь не нужно следить о переключении передачи, вообще нет рывков;
    • коэффициент полезного действия CVT выше КПД АКПП на 10%. И это ощутимо, как только нажимается педаль газа. Автомобиль плавно, но динамично набирает скорость;
    • разгоняется авто гораздо быстрее. Если вы любите полихачить, вариатор — для вас;
    • факт — вариатор потребляет гораздо меньше бензина, чем АКПП. Коробка очень экономична в этом вопросе. Так же и расход масла, о котором мы уже говорили;
    • на высоких оборотах автомобиль хорошо устойчив.

    С точки зрения конструктива, вариатор — более современный вид трансмиссии. Те, кто давно за рулем, непременно оценит его преимущества. Но для начала учтите недостатки коробки.

    Недостатки вариатора

    Вариатор по праву считается новым видом коробки передач. И хоть он не менее продуман, наличие недостатков делает CVT менее популярным. К слову, в Украине очень малая доля покупаемых авто приходится на этот вид коробки. Вот почему:

    • конструкция вариаторной коробки очень сложная. Очень мало есть мастеров, которые досконально ее знают. Отсюда и проблема с обслуживанием и ремонтом. Ремонт вариатора в Киеве выполняют единичные СТО. Потому что большинство автомастеров больше ориентированы на механику и АКПП. Оно и понятно из-за небольшой популярности CVT. Отсюда вытекает большая проблема для автовладельцев — высокая стоимость ремонта и ТО. Детали на вариатор стоят баснословных денег. Особенно, когда речь идет о ремне, который обязательно придется менять уже через 150 тысяч километров пробега;
    • малый ресурс вариатора без капиталки. Рвется ремень — нужна капиталка;
    • вариатор в большей мере состоит из электронной части, которая частенько выходит из строя. Найти и определить поломку бывает очень сложно из-за сложности конструктива и отсутствии настоящих профессионалов по вопросу ремонта CVT;
    • ограничения в масле. Вариатор очень требователен к качеству масла и требует определенный вид. Найти его в Украине не так и просто, да и стоит оно немало. Использовать другое масло категорически запрещено. Можно найти достойную альтернативу оригиналу, но и здесь придется повозиться.

    Для ремонта и обслуживания вариаторной коробки передач нужно специальное, высококачественное и дорогостоящее оборудование. Отнюдь не каждое СТО готово выложить крупную сумму денег на его закупку. Это тоже значимый минус. В связи с этим восстановить деталь соглашается не каждый мастер. Чаще всего рекомендуют сразу менять деталь, а это гораздо дороже.

    Приведенные минусы становятся ответом на вопрос, почему вариатор хуже автомата. Однако мы не станем утверждать, что CVT однозначно хуже. Но то, что он более требователен — это факт. Чтобы определить что лучше, оцените плюсы и минусы вариатора.

    Подведем итоги. Что лучше: вариатор или автомат?

    АКПП — традиционный вариант и выбор большинства украинских водителей. Она дарит удобство вождения, проста в обслуживании и при этом по умеренным ценам. Но если вы — любитель динамической езды, автомат — не для вас. В таком случае лучше рассмотреть вариатор.

    Несмотря на минусы вариаторной коробки передач, она дарит небывалое удобство и комфорт вождения. Автомобиль движется плавно и динамично, нет толчков и рывков во время переключения передачи, что типично для классической коробки-автомат. При этом вариатор более экономичен в вопросе расхода топлива и масла.

    Однозначно выбрать что-то лучшее из двух вариантов достаточно сложно. Но отличие акпп от вариатора очевидны. Имеет значение ваши предпочтения и запросы относительно автомобиля. Мы же привели объективные преимущества и недостатки. Оцените их и сделайте свой выбор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *