Что делать если скрипят тормоза
Перейти к содержимому

Что делать если скрипят тормоза

  • автор:

Скрежет при торможении. Основные причины скрипа тормозов.

Проблема скрежет при торможении время от времени касается каждого автомобилиста. Еще бы – протяжный свист при торможении, пугает и настораживает. Но всегда ли необходимо сразу ехать в ближайший сервис или даже вызывать для этого эвакуатор? В большинстве случае – да. Скрип тормозов (колодок) в любом случае верный сигнал о неисправности одного из самых критичных узлов автомобиля, напрямую связанного с Вашей безопасностью. Давайте попробуем разобрать четыре основные причины – почему скрипят тормоза на машине?

Скрипят тормоза не только при торможении, но и в процессе поездки.

Тормозные колодки оснащены специальными металлическими «лепестками», когда поверхность колодки стирается в процессе эксплуатации «лепесток» касается диска и возникает противный скрежет тормозов. Это сделано специально – для надежной индикации, что колодки пора заменить. Кроме того, у некоторых автомобилей, есть специальный датчик – сигнальная лампочка, и при необходимости замены тормозных колодок она загорается.

Как самому проверить, что тормоза скрипят из-за износа?

Если на Вашем автомобиле дисковые тормоза, можно просто попробовать вывернуть руль до упора в сторону и посветить фонариком на колодку, можно «на глаз» определить толщину колодки. Если толщина более чем приличная, а тормоза скрипят при движении – нужно незамедлительно обратиться в СТО. Если для Вас кажется сложным определить толщину колодок на «глаз», сразу обратитесь за проверкой на износ колодок в ближайший сервис.

Толщина колодки легко определяется «на глаз».

Толщина колодки легко определяется «на глаз».

Скрип тормозов (колодок) возникает из-за их вибрации.

При торможении, естественно создается сильная вибрация в зоне действия колодки и тормозного диска, при этом возникают скрипы и даже протяжные «визги». Обычно для того, чтобы избежать посторонних звуков между колодкой и поршнем суппорта устанавливается специальная «противоскрипная» пластина, поглощающая вибрацию. Бывает что в некоторых, не совсем чистых на руку, СТО такие прокладки просто теряют или специально выбрасывают, чтобы клиент скорее приехал к ним с новой проблемой – свистом тормозов и поменял практически новые колодки.

Бывает так, что старая пластина проржавела и разрушилась, а новой нет в комплекте колодок, и её нужно было заказывать отдельным артикулом. Здесь совет простой – если Вы недавно меняли колодки в СТО и тормоза опять начали свистеть, то просто обратитесь в другой сервис, чтобы убедиться что работы были выполнены в точности со всеми требованиями.

Скрипят новые колодки, что делать?

Кроме отсутствия «противоскрипной» пластины есть и другие причины, почему новые, только что замененные, колодки начинают противно скрипеть. Во-первых, стоит обратить внимание на качество изготовления самих колодок, необходимо не экономить в таком вопросе как тормозная система, и брать только оригинальные расходные материалы. Бывает, что колодкам просто необходимо как следует притереться, и через пару дней (обычно до недели интенсивной езды) скрип пропадет сам по себе.

Если свист новых колодок не пропадает длительное время, это веская причина обраться в СТО, т.к. шансов на то, что проблема с посторонним шумом тормозов решиться сама по себе очень мало.

Заехал в грязь и колодки стали скрипеть!

Еще одна, классическая проблема, скрежета тормозов – жидкая грязь или глина, попадая рабочую поверхность тормозных колодок, высыхает и издает ужасные звуки – от скрипа до протяжного воя! Поэтому если с проблемой скрипа Вы столкнулись после поездки по бездорожью (выехали с федеральной трассы на местную дорогу где-нибудь в глубинке). Необходимо снять колесо, хорошо промыть его, почистить суппорт и элементы тормозной системы (кроме поверхности трения) металлической щеткой, а, затем, воспользоваться специальным средством для очистки тормозных дисков.

С колодками все нормально, но тормоза все равно скрипят.

Колодки могут свистеть, если они потеряли подвижность в суппорте, то есть «закисли». В таком случае поможет смазка, не смейтесь, смазка для тормозов. Причем не одна, а две и обе антискрипные. Для работы «плавающего» суппорта необходимо тонким слоем Liqui Moly Anti-Quietsch-Paste (артикул 7656, красного цвета) смазать направляющие пальцы суппорта. Причем не поверх старой смазки, а тщательно удалив старую и обезжирив поверхности при помощи Schnell-Reiniger (артикул 1900). Пазы суппорта, в которые вставляются колодки, также нужно тщательно очистить и нанести смазку, Liqui Moly Bremsen-Anti-Quietsch-Paste (артикул 7585, голубого цвета). В завершение обслуживания стоит очистить и обезжирить сам тормозной диск, используя Schnell-Reiniger (артикул 1900). Все эти нехитрые мероприятия поддерживают тормозные механизмы в постоянном тонусе, причем воя, писка или скрежета тормоза больше не издают!

Более подробно технология по уходу за тормозами описана в специальном разделе обслуживание тормозной системы.

Ухаживайте за своей машиной, и она, обязательно, будет Вам благодарна!

Купить нашу продукцию Вы можете рядом с домом у одного из наших партнеров — продукция Liqui Moly на карте Вашего города.

Скрипят тормозные колодки – это к НАМ!

Тормозная система автомобиля должна находиться в идеальном состоянии, поскольку от нее напрямую зависит безопасность водителя при движении. Довольно часто реагировать на изменение ситуации на дороге приходится молниеносно, и тормоза в таком случае не должны подвести.

Одним из главных симптомов неисправности тормозной системы является появление скрипа при торможении. Если в тормозной системе возникают посторонние шумы, это раздражает любого автомобилиста. Даже если скрип и скрежет не несут никакой угрозы транспортному средству, от них хочется побыстрее избавиться.

Причин подобному поведению тормозов масса, и чаще всего принято считать, что скрипят именно тормозные колодки. При этом появиться скрип может не только при работе старых колодок, но и сразу после установки новых. Рассмотрим, с чем это может быть связано.

Скрип возникает как следствие вибрации колодок. В момент торможения они сжимают тормозной диск и одновременно вибрируют, в результате возникает крайне неприятный звук. Существует множество сопутствующих факторов, усугубляющих ситуацию, каждый из которых следует рассмотреть отдельно.

Причина – в материалах колодок и дисков

Материалы, из которых изготавливаются фрикционные детали тормозной системы, как правило, засекречены производителями. При подборе состава для тормозных колодок основной задачей считается — сбалансировать эффективность тормозного процесса и износостойкость деталей. Жесткий материал колодки обеспечивает качественный тормозной процесс, но порождает пресловутый скрип, а более мягкий не скрипит, но и не отличается долговечностью.

luchshie-tormaznie-kolodki.jpg

Кроме того, может возникнуть «конфликт» между материалами колодок и тормозных дисков, вследствие чего возникает нежелательный звук. В некоторых случаях целесообразно поискать более совместимые фрикционные накладки от сторонних производителей, но практика показывает, что при замене дисков желательно обновлять и колодки, выбирая комплектующие одной фирмы.

Новые тормозные колодки должны приработаться

Если колодки недавно заменялись, то не стоит тревожиться по поводу их скрипа. При производстве на них напыляется специальное покрытие, которое и становится причиной неприятных звуков. Со временем слой истирается, колодки прирабатываются и все сторонние шумы исчезают. Если есть желание устранить проблему быстро, можно выехать на пустынную трассу и пару раз резко притормозить. Возможно, новые колодки недостаточно плотно прилегают к поршню, в таком случае следует дополнить их специальными противоскрипными пластинами, выпускаемыми, как правило, в комплекте с колодками. Если скрип не исчезает по истечении времени, то значит, что в тормозной системе существует более серьезный «конфликт» и требуется детальная диагностика.

Не всегда виноваты тормозные колодки

Для того, чтобы разобраться с нежелательным звуком, нужно рассматривать тормозную систему в целом. Источником шумов может стать, например, износившийся или деформированный тормозной диск. Кривизну дисков может вызвать, перегрев либо попадание воды на разогретые детали. Проблему стоит также поискать в ступичном подшипнике, проверив степень его износа.

Еще одна проблема, которая приводит к скрипу тормозов – это заклинивание суппорта. Как известно, суппорт и поршень для эффективного торможения должны свободно перемещаться – сжимать и разжимать тормозные колодки. Если этого не происходит и после нажатия на педаль колодки сжались, а при отпускании педали они не разжимаются, возникает перегрев, который и приводит к скрипу. Чаще всего заклинивают суппорты по весьма банальной причине – порванный пыльник. Мало кто из водителей проверяет пыльники на наличие физических повреждений, тогда как своевременная проверка зачастую позволяют предотвратить возникновение дефекта более дорогостоящей детали. Если порвался пыльник, и грязь с дороги забилась в суппорт, вскоре начнет появляться ржавчина и суппорт выйдет из строя. Помимо этого, при отсутствии пыльника быстрее изнашиваются тормозные колодки и тормозной диск. Обязательно проверьте пыльники, если у вас возникает скрип при торможении автомобиля.

73f9c78s-960.jpg

Если имеется проблема с износом ступичного подшипника, слышать скрип вы будете не только при торможении, но и при разгоне автомобиля. Связано это с тем, что разбитый ступичный подшипник начинает нагревать ступицу колеса. Поскольку тепло не рассеивается, также идет нагрев на тормозной диск, колодки и другие детали тормозной системы.

Если ступичный подшипник сильно износился, необходимо его срочно поменять. Эксплуатация автомобиля с неисправным подшипником чревата заклиниванием колеса, что может вылиться в неожиданный занос автомобиля на дороге при движении.

e025bfcs-960.jpg

Аналогичным образом влиять на «звуковое сопровождение» может чуть ли не каждая деталь тормозной системы – поршни, направляющие суппорта, манжеты и т.д. Выход: все, что надо, почистить и смазать, что надо – заменить.

Грязь, влажность, перепады температур

Высокая влажность вкупе с пониженной температурой часто становится причиной свиста и скрипа. Такие климатические условия особым образом влияют на материал, из которого выполнены фрикционные пластины. Проблема устраняется вместе со сменой погоды, при желании можно несколько раз резко притормозить. Вызвать скрип, хоть и не сильно выраженный, может и жара, особенно в условиях езды по городу – с частыми разгонами и остановками у светофора. Особенно это ощущается, если тормозные диски не оснащены системой вентиляции. Разогретые детали начинают «шуметь», но по мере остывания проблема самоликвидируется.

В процессе эксплуатации на тормозных дисках могут образоваться концентрические борозды, углубления от износа появляются и на колодках. Попавшие в эти углубления частицы пыли и грязи при трении также часто становятся причиной досаждающих звуков.

8c6a6e2s-960.jpg

Решение несложное: все очистить и промыть. Очевидно, что поводов «поскрипеть» у тормозной системы немало, следует тщательно анализировать: когда, при каких обстоятельствах появились звуки, что им предшествовало. Если причина не очевидна, то лучше доверить диагностику и устранение проблем мастерам сервиса. Как правило, вопрос решается заменой износившихся частей и проточкой дисков.

Как избавиться от скрипа тормозов?

Скрипит как несмазанная телега. Многие уже не помнят смысла этой поговорки. Скрипели несмазанные оси. А вообще, скрип порождает вибрация. В телеге это было моментальное «приваривание» втулки колеса к оси и последующий срыв. Когда эти процессы происходили с частотой, воспринимаемой ухом человека (20 Гц – 20 кГц), наши предки и слышали скрип.

Оси автомобилей давно снабжены шариковыми либо роликовыми подшипниками. Кстати, семантика этого слова определяется приставкой и корнем – «под шипом». Теперь там никаких микроприхватов уже быть не может. Тем не менее машины продолжают скрипеть, а причины всех этих немузыкальных звуков – тормозная система автомобиля. Причем процессы происходят по такому же сценарию, как и на телегах при недостатке колесной мази. Также тормозная колодка при замедлении автомобиля на миллисекунду «прирастает» к диску или барабану, а затем срывается. Этот процесс многократно повторяется, порождая визг или скрип. Причем если вы затормозите с блокировкой колес на автомобиле без антиблокировочной системы, тормозные колодки скрипеть перестанут, зато раздастся визг резины по асфальту. И там явления будут схожими. Получается, что тормоза должны скрипеть так же, как скрипит палец по стеклу? Нет. Исправные колодки «верещать» не должны.

Конечно, скрипа можно избежать смазкой поверхностей, что для тормозов недопустимо. Второй способ – не давать тормозной колодке совершать свободных колебаний. Расскажу о методах гашения колебаний тормозных колодок:

Тормозные колодки

На нерабочие стороны тормозных колодок установлены специальные металлические противоскрипные накладки. Скосы на рабочей поверхности тоже сделаны не просто так. Казалось бы, они вредны – уменьшают рабочую поверхность, но эта мера сдвигает резонансную частоту колебаний.

На нерабочие стороны тормозных колодок установлены специальные металлические противоскрипные накладки. Скосы на рабочей поверхности тоже сделаны не просто так. Казалось бы, они вредны – уменьшают рабочую поверхность, но эта мера сдвигает резонансную частоту колебаний.

Скрип тормозов

С этой же целью на рабочей поверхности колодки выполняют одну или две прорези.
С этой же целью на рабочей поверхности колодки выполняют одну или две прорези.

Тормозные колодки

Порой, чтобы победить вибрации, конструкторы вынуждены были проектировать специальную пластину, крепящуюся лапками к задней стороне колодки. Пластина гасит колебания колодки относительно поршня рабочего цилиндра или скобы суппорта.

Порой, чтобы победить вибрации, конструкторы вынуждены были проектировать специальную пластину, крепящуюся лапками к задней стороне колодки. Пластина гасит колебания колодки относительно поршня рабочего цилиндра или скобы суппорта.

Тормозные колодки

На задней стороне внутренних тормозных колодок зачастую крепят специальные выгнутые элементы, входящие в углубления поршней. Так предотвращают взаимные перемещения, которые могут на определенных режимах генерировать шум.

На задней стороне внутренних тормозных колодок зачастую крепят специальные выгнутые элементы, входящие в углубления поршней. Так предотвращают взаимные перемещения, которые могут на определенных режимах генерировать шум.

Тормозная система

Колебания колодок относительно направляющей гасят фигурно изогнутые скобы из нержавеющей стали. Они помимо противоскрипной функции еще и предотвращают заедание колодок вследствие коррозии.

Колебания колодок относительно направляющей гасят фигурно изогнутые скобы из нержавеющей стали. Они помимо противоскрипной функции еще и предотвращают заедание колодок вследствие коррозии.

Тормозная система

На общей раскладке тормозного механизма переднего колеса мы можем увидеть, помимо некоторых перечисленных, еще один элемент, борющийся с вибрациями, – на одном из пальцев установлена демпфирующая втулка.

На общей раскладке тормозного механизма переднего колеса мы можем увидеть, помимо некоторых перечисленных, еще один элемент, борющийся с вибрациями, – на одном из пальцев установлена демпфирующая втулка.

Тормозная система

В тормозном механизме Дастера применена специальная проволочная скоба из пружинной стали. Она также снижает вибрации суппорта тормозного механизма и тем самым ликвидирует скрип.

В тормозном механизме Дастера применена специальная проволочная скоба из пружинной стали. Она также снижает вибрации суппорта тормозного механизма и тем самым ликвидирует скрип.

Тормозная система

Конструкторы Шевроле Круза, видимо, устав от борьбы с вибрациями внутри тормозного механизма заднего колеса, вынуждены были применить выносной элемент. Так, на нижнем пальце появилась этакая «бобышка» — массивная металлическая втулка, соединенная через подобие резинового сайлент-блока.

Конструкторы Шевроле Круза, видимо, устав от борьбы с вибрациями внутри тормозного механизма заднего колеса, вынуждены были применить выносной элемент. Так, на нижнем пальце появилась этакая «бобышка» — массивная металлическая втулка, соединенная через подобие резинового сайлент-блока.

Тормозная система

Барабанные тормозные механизмы защищают от паразитных вибраций, выполняя на поверхности, соприкасающейся с колодкой, углубления и нанося специальную вязкую тугоплавкую смазку.

Барабанные тормозные механизмы защищают от паразитных вибраций, выполняя на поверхности, соприкасающейся с колодкой, углубления и нанося специальную вязкую тугоплавкую смазку.

Наши рекомендации

Причинами скрипа тормозов могут быть предельный износ колодок, а также попадание в канавку колодки относительно крупного камня. Впрочем, камень мог угодить в щель между диском и тормозным щитом. Но в последнем случае звук не зависит от нажатия на педаль тормоза.

Обратите внимание, что на вашем автомобиле могут быть установлены акустические индикаторы износа колодок. И тогда появление противного визга при торможении однозначно укажет на необходимость замены колодок.

Чтобы новые тормозные колодки не скрипели, перед их установкой нужно тщательно очистить все сопрягаемые поверхности. Существуют автопрепараты в аэрозольной упаковке, нанеся которые на поверхности тормозных механизмов можно получить пленку, предотвращающую появление скрипа. Если после замены колодок вас по-прежнему преследует скрип, то можно попробовать пересобрать все соединения с применением такого препарата. Не помогло — поставьте другие колодки.

Подпишитесь на «За рулем» в

Как бороться со скрипом тормозов

Любые посторонние звуки в автомобиле, например, постоянный скрип или скрежет при нажатии на педаль тормоза, — повод для беспокойства и сигнал к диагностике проблемы.

Есть много причин, почему скрипят тормоза, и не все они связаны с поломками в системе. Но такие звуки могут раздражать, вызывать у водителя усталость, отвлекать от управления. А в таком состоянии и до аварии недалеко.

Рассмотрим, почему появляется скрип тормозных колодок, что делать в такой ситуации, нужно ли срочно ехать в автосервис.

Скажем сразу: решить проблему со скрипом смазкой тормозного диска нельзя! Звук пропадёт, но и тормоза перестанут работать!

Почему появляется звук при нажатии на тормоз

Для остановки транспортного средства при нажатии на педаль неподвижная часть тормоза (суппорт) с установленными внутри колодками прижимает движущиеся элементы, связанные с колесом (диск или барабан). Во время этого система нагревается, в результате чего происходит незначительное изменение геометрии металлических частей.

При нагревании металл расширяется всего на несколько сотых миллиметра, из-за высокой скорости и напряжения механизма это приводит к вибрациям. Они усиливаются в случае попадания грязи в тормозную систему или из-за неисправности элементов. Также появляется звук: писк или скрип.

Почему возникает скрип

Найти причину непросто:

  1. Такой ошибки нет на приборной панели: определить проблему можно только субъективно — на слух или при нажатии на педаль.
  2. Скрип — не всегда признак неисправности: он может появиться при полностью работоспособной системе автомобиля.

Например, в спортивных машинах норма, когда проявляется скрип при торможении. Это связано с тем, что колодки очень плотно прилегают к дискам.

Система с керамическими элементами и вовсе начинает корректно работать только после разогрева: в холодном состоянии будет сильный скрип.

Сигнал датчика износа

У некоторых моделей тормозных колодок есть «скрипун». Это своеобразный датчик, который сообщает о том, что необходимо поменять колодки. Внешне он выглядит как пластина из металла, которая уходит в тормозную колодку на всю её глубину, а сверху — выступает на 2–3 мм. Обычно такие датчики устанавливают только на два колеса: по одному на переднюю и заднюю ось.

Когда накладка на датчике стирается до установленного производителем значения, появляется характерный звук, который напоминает скрип или писк. Это сигнал, что пора сменить тормозные колодки.

Полностью полагаться на «скрипуны» не стоит. Если колодки изнашиваются неравномерно, то есть риск повредить тормозной диск.

Проблемы с колодками

У колодок есть ресурс использования. Когда они стираются до критического уровня, при торможении машины водитель будет слышать сильный скрип, который переходит в скрежет.

Износ колодок сопровождается увеличением тормозного пути, нестабильностью при нажатии на педаль. Также появляются вибрации.

Скрип может появиться после установки нового комплекта — это нормально. Неприятный звук пропадёт после того, как фрикционные накладки притрутся к диску: обычно это происходит через 300–400 км пробега.

Использование некачественных запчастей

Корректную работу автомобиля обеспечивает максимальная совместимость каждого элемента в нём. Только оригинальные запчасти подходят друг к другу идеально. При покупке аналогов даже самого высокого качества есть риск появления расхождения, например, в геометрии или размере.

Некачественные тормозные колодки и диски часто изготавливают из дешёвого металла, плотность и состав которого может отличаться от оригинальных деталей. Также в аналогах может быть недостаточное количество противоскрипных присадок и смазки, из-за чего неприятный звук при торможении не пропадает даже при длительной обкатке.

Желательно, чтобы колодки и тормозной диск были одной фирмы. Так процесс притирки пройдёт быстрее.

Попадание грязи и пыли

Тормозная система в большинстве случаев открыта. На её поверхность может попадать грязь и абразивные частицы, например, песок. В результате механического трения может быть характерный скрип. Но на эффективность торможения обычно это не влияет.

Появление писка может вызывать и попадание технической жидкости на поверхность системы. Нередко это случается во время ремонта или технического обслуживания. В таком случае звук должен исчезнуть самостоятельно.

Если тормозная система скрипит из-за попадания грязи в течение долгого времени и во время движения, нужно разобрать весь механизм, проверить работу суппортов.

Коррозия металла

Скрип может появиться из-за коррозии металлических частей на тормозах. Это наблюдается после длительной стоянки автомобиля, мойки или езды во влажную погоду.

Следы ржавчины на диске авто проходят самостоятельно через 10–30 км пробега. Ускорить решение проблемы можно экстренным или интенсивным торможением.

Сильное торможение

Система может перегреваться из-за слишком сильного или длительного торможения, например, при спуске с горы или движении по неровной дороге. В этом случае скрип появляется из-за деформаций металла при высоких температурах.

Обращаться в автосервис в такой ситуации нужно, если неприятный звук не пропадает, сильно снизилась эффективность торможения даже на ровной поверхности.

Как избавиться от скрипа тормозов

Если при торможении появился неприятный звук, который сохраняется при движении, не всегда нужно обращаться в автомастерскую. Для начала стоит разобраться в причине появления скрипа.

На что обращать внимание:

  • Если колодки или диск только заменили, нужно подождать. Посторонние звуки должны пройти со временем. Если после 400 км пробега они сохранились, необходимо проверить состояние системы.
  • Определить состояние колодок можно и своими силами. Для этого придётся снять колесо с той стороны, где есть скрип. Затем нужно оценить внешний вид тормозной накладки: её толщина должна быть не менее 4 мм.
  • Если скрип начался из-за попадания грязи, её можно устранить самостоятельно: снять колесо, колодки, убрать загрязнения сухой и чистой тряпкой.
  • Смазать места контакта суппорта с диском, направляющие. Для этого нужно использовать специальную смазку для тормозной системы от автопроизводителей. Средства с графитом в составе, литол и обычная противоскрипная смазка не подойдут.
  • В некоторых случаях достаточно изменить стиль вождения: почаще активно тормозить, стараться совершать поездки ежедневно. Это поможет избежать появления ржавчины и коррозии металлических частей.

Если скрип сохраняется и после всех профилактических мероприятий, следует заменить колодки или сам диск в зависимости от их состояния.

Менять колодки стоит вместе с дисковой или барабанной системой, сразу на две оси. Лучше всего выбирать оригинальные детали, а если возможности нет, покупать запчасти одного производителя и серии.

Чтобы избежать скрипа, необходимо обслуживание тормозной системы. Колодки и диск — расходные запчасти, которые меняют по плану ТО для машины. После покупки б/у авто их замена обязательна: это позволит контролировать износ и его равномерность для каждого колеса.

Коротко о главном

Скрип появляется при трении металлических частей тормозной системы. Он не всегда связан с неисправностью: если торможение эффективное, а колёса не заклинивают, причина может быть в попадании грязи, технической жидкости.

Скрип могут вызывать изношенные колодки или датчик износа, а также детали тормозной системы после замены.

Выявить причину писка можно самостоятельно, но в автосервисе выявить причину будет легче. Также важно помнить и про профилактику: своевременное ТО, замену всех необходимых расходников и использование противоскрипной смазки.

Приобрести тормозные колодки от проверенных поставщиков можно в сети «Колёса Даром». В продаже модели от отечественных и импортных производителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *