Что делать если лишили водительских иностранных прав
Перейти к содержимому

Что делать если лишили водительских иностранных прав

  • автор:

6. Особенности производства по делам о нарушениях правил иностранными гражданами и лицами без гражданства

6.1. Иностранные граждане и лица без гражданства на территории Российской Федерации за нарушения правил подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами России.

Исключение составляют иностранные граждане, которые согласно действующим законам и международным договорам пользуются иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации <**>. Вопрос об их ответственности решается дипломатическим путем.

К иностранным гражданам относятся все граждане зарубежных государств, имеющие национальное гражданство, подтвержденное соответствующими документами, включая граждан государств — членов СНГ.

6.2. При нарушении правил лицом, пользующимся иммунитетом, после проверки документов, удостоверяющих личность, составляется протокол, а документы возвращаются владельцу.

В случае невозможности лица, пользующегося иммунитетом, присутствовать при составлении протокола, после разъяснения ему допущенного нарушения, протокол составляется в его отсутствие.

6.3. При управлении транспортным средством лицом, пользующимся иммунитетом и находящимся в состоянии опьянения, он отстраняется от управления транспортом и ему предлагается пройти освидетельствование на состояние опьянения в установленном порядке. В случае отказа от прохождения освидетельствования на него составляется протокол за уклонение от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения. О данном факте докладывается дежурному по подразделению ГАИ (органу внутренних дел).

6.4. Протокол и другие материалы о нарушении правил иностранными гражданами, пользующимися иммунитетом, в 5-дневный срок направляются в ГАИ МВД, ГУВД, УВД для последующей передачи их в Управление государственного протокола МИД России, МИД республики в составе Российской Федерации или дипломатическое агентство, о чем иностранный гражданин уведомляется на месте совершения нарушения.

6.5. Дела о нарушениях правил иностранными гражданами, не пользующимися иммунитетом, рассматриваются, как правило, в тот же день, но не позднее трех суток с момента выявления нарушения.

6.6. При совершении водителем — иностранным гражданином, не пользующимся иммунитетом, нарушения правил, за которое предусмотрена административная ответственность в виде штрафа или лишения права управления транспортным средством, водительское удостоверение изымается.

Если к водительскому удостоверению временное разрешение не предусмотрено, то оно выдается ему подразделением Госавтоинспекции по месту совершения нарушения.

6.7. В случае лишения права управления транспортными средствами иностранного гражданина, прибывшего в Россию в качестве автотуриста или выполняющего международную перевозку грузов (пассажиров), информация о допущенном нарушении и принятых мерах в течение суток направляется заказной корреспонденцией соответственно в МИД Российской Федерации, МИД республики в составе Российской Федерации или дипломатическое агентство.

Административный протокол и иные документы, подтверждающие нарушение правил, остаются на хранение в подразделении ГАИ (органе внутренних дел) по месту наложения взыскания и по истечении срока лишения направляются в МИД Российской Федерации, МИД республики в составе Российской Федерации или дипломатическое агентство.

6.8. При наложении административного взыскания в виде штрафа водительское удостоверение возвращается ему лично либо высылается в МИД Российской Федерации, МИД республики в составе Российской Федерации или дипломатическое агентство после представления квитанции об оплате штрафа.

6.9. В случае вынесения постановления о лишении права управления транспортными средствами иностранного водителя, осуществляющего в России технологические перевозки в соответствии с межправительственными соглашениями (на стройках, лесозаготовках и др.), водительское удостоверение пересылается в подразделение ГАИ по месту временного учета транспорта, где оно хранится в установленном порядке до истечения срока лишения.

По истечении срока лишения права управления транспортными средствами невостребованное водительское удостоверение высылается в МИД Российской Федерации, МИД республики в составе Российской Федерации или дипломатическое агентство.

6.10. Взыскание штрафов за нарушение правил с иностранных граждан, работающих в России в соответствии с межправительственными соглашениями (на стройках, заводах, фабриках и др.) или обучающихся в учебных заведениях, производится на общих основаниях.

6.11. При оформлении дорожно — транспортных происшествий с участием водителей транспортных средств иностранных владельцев в протоколе в строке «номерной знак» регистрационные национальные номера автотранспорта (буквенные и цифровые символы) копируются.

Дополнительно в строке протокола «Место учета транспортного средства» вносятся сведения: наименование и адрес страховой компании, номер, срок действия, дата и место выдачи страхового документа. Водителям выдаются справки (приложение 3).

Иностранным гражданам, осуществляющим международные автомобильные перевозки грузов, отметка о дорожно — транспортном происшествии и характере повреждения транспортных средств (повреждение таможенных пломб, груза, нарушение целостности кузова, брезента) вносится также в таможенную грузовую декларацию.

В России изменят систему получения водительских удостоверений

ООО «Киа Россия и СНГ» (115054, г. Москва, Валовая ул., д. 26) ведет деятельность на территории РФ в соответствии с законодательством РФ. Реализуемые товары доступны к получению на территории РФ. Мониторинг потребительского поведения субъектов, находящихся за пределами РФ, не ведется. Информация о соответствующих моделях и комплектациях и их наличии, ценах, возможных выгодах и условиях приобретения доступна у дилеров Kia. Товар сертифицирован. Не является публичной офертой.

© 2024 ООО «Киа Россия и СНГ»

Лишили прав: когда и как их забрать обратно

Срок лишения прав начинает течь через десять дней после получения водителем постановления. При подаче им жалобы — после вынесения решения апелляцией. Если затем в течение трех дней водитель не отдаст «корочки» ГИБДД, то срок приостановится. Возобновится только после того, как инспектор получит от автомобилиста водительское удостоверение. Чтобы в дальнейшем снова вернуться за руль, придется по новой сдать теоретический экзамен на знание ПДД, оплатить все штрафы, а в некоторых случаях предоставить в ГИБДД медицинскую справку.

Лишение прав занимает второе место среди наказаний для водителей. По статистике судебного департамента при Верховном суде, ежегодно около 400 000 автомобилистов остается без водительских удостоверений. Это равно населению таких городов, как Белгород или Тверь. Лидерами по нарушениям стали водители, которые ездят за рулем пьяными, отказываются проходить медицинское освидетельствование или оставляют место ДТП.

Максимальный срок лишения по КоАП – два года. Но если водитель неправильно его посчитает или забудет сдать права, то останется без них на бОльший срок. Чтобы не ошибиться и потом вернуться за руль, рекомендуем ознакомиться с этой пошаговой инструкцией.

Шаг 1. Определяем срок окончания лишения

Водитель обязан сдать удостоверение в ГИБДД в течение трех дней после вступления в силу постановления суда. Если он этого не сделал, то срок прерывается и начнет течь, когда автомобилист передаст права полицейским или заявит об их утрате. Ситуация будет выглядеть следующим образом:

  • 13 января 2021 – лишение судом прав на 1 год
  • 20 января 2021 – получение постановления
  • 2 февраля 2021 – вступление в законную силу решения (через 10 дней с момента получения)
  • 25 июля 2021 – сдача прав в ГИБДД
  • 26 июля 2022 – получение водительского удостоверения в ГИБДД

Так, в 2016 году мировой судья из Барнаула рассматривала дело о лишении Георгия Житникова* прав за управление машиной пьяным. В судебном заседании водитель предупреждал судью, что уже потерял права. Поэтому сдавать в ГИБДД ему будет нечего. Судья забрала у Житникова права на 1,5 года и выписала штраф 30 000 руб. по ч. 1 ст. 12.8 КоАП.

Автомобилист считал, что срок лишения начнет течь автоматически после вступления в силу постановления. Через полтора года Житников обратился к инспектору за новым удостоверением. Тот ему разъяснил, что срок лишения не истек, так как водитель не сдал «корочку» и не написал заявление об утрате. Водитель ему не поверил. Он считал, что разъяснения суду об утере достаточно для течения срока. Лишь 28 ноября 2018 года по совету друзей он решил перестраховаться и подал в ГИБДД нужное заявление. Спустя некоторое время Житников пришел забирать права. Но полицейский отказал ему, так как срок лишения не истек.

Не согласившись, автомобилист подал иск на полицейских в Индустриальный районный суд г. Барнаула Алтайского края. Житников настаивал, что инспектор лишь устно рассказал о необходимости подать заявление об утрате. Никто в письменном виде образец ему не давал. Поэтому автомобилист не может получить права из-за халатности полицейских. Так как в первый раз он обращался в ГИБДД в октябре 2017 года, то с этого момента должен исчисляться срок лишения. Он уже давно истек. Тогда инспектор обязан возвратить ему водительское удостоверение.

Суд установил, что устное обращение к полицейскому об утере прав не «запускает» сроки. Так как Житников подал письменное заявление 28 ноября 2018 года, то он сможет забрать водительское удостоверение лишь 25 мая 2020 года. При этом закон обязывает автомобилиста самостоятельно подать заявление об утрате. К тому же мировой судья объяснял Житникову, как правильно сдавать права и что делать, если тот их потерял. Это подтверждается распиской заявителя. Соответственно, водителю несколько раз разъяснили спорный вопрос, но он разрешил его только спустя два года (дело №2а-920/2019). Алтайский краевой суд оставил такое решение без изменений (дело № 33а-4095/19).

Если автомобилиста снова лишат прав, то наказания не суммируются. Сначала закончится срок по первому, затем продолжится по следующему, как в этом примере:

  • 3 марта 2021 – сдача прав в ГИБДД на 4 месяца
  • 30 мая 2021 – вынесение судом нового решения о лишении прав на 1 год
  • 4 июля 2021 – предполагаемая дата возврата удостоверения
  • 5 июля 2022 – возврат удостоверения в ГИБДД

Если водитель не сдаст права и продолжит ездить за рулем после лишения, инспектор выпишет ему штраф 30 000 руб., назначит арест до 15 суток или обязательные работы до 200 часов по ч. 2 ст. 12.7 КоАП «Управление авто лицом, не имеющим соответствующего права».

Шаг 2. Находим подразделение ГИБДД, где хранится водительское удостоверение

Водитель забирает удостоверение в том подразделении ГИБДД, куда его сдавал. Его точное название есть в постановлении суда о лишении прав. Автомобилист может обратиться в канцелярию суда. Работники подскажут, куда ему нужно идти.

Если водителю неудобно забирать права в месте хранения, то он может сделать это в другом месте. Для этого необходимо подать заявление (в письменной или электронной форме) с просьбой направить удостоверение в другое подразделение ГИБДД (п. 6 Правил о возврате водительского удостоверения).

Шаг 3. Сдаем экзамен на знание ПДД

Водитель обязан сдать теорию после лишения прав. Он может это сделать после истечения половины срока лишения. Для этого нужно записаться на экзамен, подав заявление через Госуслуги, портал «Автокод» (для москвичей) или лично в ГИБДД.

У водителя есть 20 минут, чтобы ответить на вопросы о дорожном движении. Если автомобилист допустит 1 ошибку, то будет дополнительно отвечать на 5 дополнительных вопросов за 5 минут. За 2 ошибки придется решать 10 дополнительных вопросов за 10 минут.

Если водитель открыл несколько категорий, например, «А, В» или «С, D», то он будет отвечать на вопросы по высшей категории. Например, при наличии прав категории «В, C» автомобилист будет сдавать экзамен по комплекту вопросов из категории «С». Если он завалит экзамен, то сможет сдать его повторно только через 10 дней (п. 3, 4 Правил о возврате водительского удостоверения).

Шаг 4. Гасим задолженность по штрафам

Автомобилист сможет получить удостоверение только после оплаты всех штрафов за нарушение ПДД согласно ч. 4.1 ст. 32.6 КоАП. Если приставы не смогли добиться от него их уплаты в течение двух лет, то водителю не нужно его оплачивать (ч. 1 ст. 31.9 КоАП).

Шаг 5. Получаем медицинскую справку

Этот шаг обязателен только для водителей, которых суд лишил прав за

  • управление машиной в состоянии опьянения (ч. 1 ст. 12.8 КоАП);
  • отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ч. 1 ст. 12.26 КоАП);
  • за употребление алкоголя после ДТП (ч. 3 ст. 12.27 КоАП).

Для получения медицинского заключения автомобилисты проходят обследование у терапевта, психиатра, нарколога, окулиста, ЛОРа, невролога и сдают необходимые анализы.

При этом водитель обязан сдать экзамен, оплатить штрафы и получить справку, даже если потерял удостоверение или срок лишения уже истек. Без этого он не получит новые права, а инспектор ГИБДД выпишет ему штраф до 15 000 руб. по ч. 1 ст. 12.7 КоАП.

Так, в 2014 году суд забрал права у иностранца Арута Минасяна* на два года и оштрафовал на 30 000 руб. за отказ от медосвидетельствования. Водитель сдал «корочку» только в 2016 году. Срок лишения закончился одновременно со сроком действия прав. Водитель подумал, что теперь он может просто получить новое удостоверение. Для этого в 2018 году Минасян обратился в ГИБДД в Ярославле. Инспектор отказал ему, так как после лишения нужно сдать теорию, получить справку от врачей и оплатить все штрафы. К тому же его «корочка» осталась в Москве, поэтому вернуть ее без заявления не получится. Автомобилист считал, что иностранные граждане не сдают экзамен по знанию ПДД в России. Поэтому он получил национальное удостоверение на родине в Армении.

В марте 2020 года инспектор ГИБДД остановил Арута Минасяна. Пробив его права по базе, он выяснил, что Минасян был лишен прав. При этом для их возврата он не выполнил необходимые условия. Поэтому выписал ему штраф 10 000 руб. по ч. 1 ст. 12.7 КоАП.

Автомобилист с наказанием не согласился и подал жалобу в Ленинский районный суд г. Ярославля. По его мнению, наличие прав из Армении разрешает ему ездить за рулем по России. А российские права Минасян не забрал из-за отказа полицейского.

Судья Роман Прудников оставил штраф в силе. Ведь водитель не выполнил требования для возврата прав после лишения. При этом водительское удостоверение из Армении не исключает санкцию по ч. 1 ст. 12.7 КоАП. Помимо этого, штраф за отказ от медосвидетельствования в 2014 году Минасян также не оплатил. Поэтому инспектор обоснованно назначил ему наказание (дело № 12-117/20).

Эту позицию поддержал Ярославский областной суд. Судья Андрей Аксенов установил, что действия инспектора ГИБДД являются законными. Он еще раз напомнил водителю, что после лишения необходимо получить справку, оплатить все штрафы и сдать теорию. Тем более, иностранные граждане вправе сдать экзамен на знание ПДД в России. А наличие новых прав из Армении не освобождает его от ответственности по законам РФ (дело № 30-2-303/2020).

Шаг 6. Собираем документы и предоставляем в ГИБДД

Чтобы получить права после лишения, водитель передает инспектору исчерпывающий пакет документов:

  • паспорт;
  • медицинское заключение по форме «003-В/у»;
  • документы об отсутствии долга по штрафам за нарушение ПДД, если у полицейского нет этой информации из системы.

После проверки бумаг инспектор возвратит автомобилисту водительское удостоверение в день его обращения (п. 6 Правил о возврате водительского удостоверения). Полицейские хранят права 3 года после окончания срока лишения. Если водитель не придет за ними в этот срок, то их уничтожат (ч. 5 ст. 32.6 КоАП).

Эксперты рассказали, с какими трудностями могут столкнуться водители при возврате прав

Адвокат и автоюрист Сергей Радько говорит, что сложности возникают из-за неправильного определения срока лишения. Так, канцелярия суда не всегда отправляет постановление с отметкой о вступлении в силу в ГИБДД. Поэтому у водителя, который пришел сдавать удостоверение, могут его не принять. Ведь инспектор еще «не знает» о начале срока лишения. Другая проблема – несерьезное отношение водителей к сдаче прав, отмечает эксперт. Некоторые из них отправляют удостоверение по почте. Потом приходится долго выяснять, почему его не приняли полицейские и где оно сейчас находится.

Ведущий юрист Европейской Юридической Службы Орест Мацала поясняет, что к спорной ситуации по возврату прав относится их получение не в месте хранения. Зачастую водители пропускают 30-дневный срок для подачи соответствующего заявления в ГИБДД по месту жительства. Тогда инспектор вправе отказать в направлении этой бумаги. И автомобилисту придется забирать удостоверение по месту его сдачи.

Рубрика «Вопрос–ответ»

Адвокат и автоюрист Сергей Радько отвечает, что поскольку удостоверение в ГИБДД не поступило, оно фактически не сдано. Ведь водитель даже не подал заявление о его утрате. Поэтому срок лишения начнет течь только после обнаружения его на почте либо получения в ГИБДД заявления об утрате.

Адвокат и автоюрист Сергей Радько поясняет, что в этой ситуации инспектор неправ. Ведь водитель подал заявление об утере вовремя. Соответственно, срок лишения начал течь и истек. Но утраченное, а впоследствии обнаруженное удостоверение все равно нужно сдать в ГИБДД как недействительное.

Адвокат и автоюрист Сергей Радько говорит, что водитель обязан снова пройти медкомиссию. Инспектор не примет во внимание медицинские справки, полученные ранее совершения нарушения. Кроме того, срок действия медицинского заключения составляет 1 год, поэтому заключение 2017 года является недействительным.

* Имя и фамилия изменены редакцией.

К вопросу об исполнении наказания, связанного с лишением иностранных граждан специального права на управление транспортными средствами Текст научной статьи по специальности «Право»

DEPRIVATION OF A SPECIAL RIGHT / PROHIBITION TO ENGAGE IN A CERTAIN ACTIVITY / FOREIGN CITIZEN / DEPARTURE FROM THE RUSSIAN FEDERATION / EXECUTION OF PUNISHMENT / LEGAL REGULATION / LEGAL UNCERTAINTY / ЛИШЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРАВА / ЗАПРЕТ НА ЗАНЯТИЕ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / ИНОСТРАННЫЙ ГРАЖДАНИН / ВЫЕЗД ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ / ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ / ПРАВОВАЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Брюхнов Александр Анатольевич, Журавлев Владимир Вячеславович, Кутякин Сергей Алексеевич

В статье рассматривается вопрос практической реализации положений международных нормативных правовых актов в части возврата иностранному гражданину удостоверения на право управления транспортными средствами при выезде из Российской Федерации . Анализируются неурегулированные законодательством вопросы применения пункта «а» статьи 42 Конвенции о дорожном движении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Брюхнов Александр Анатольевич, Журавлев Владимир Вячеславович, Кутякин Сергей Алексеевич

Прекращение права на управление транспортными средствами по медицинским основаниям
Юридическое удостоверение в зарубежных государствах

Отдельные аспекты доказывания, связанные с применением норм Конвенции о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения

Вопросы применения административных процедур сотрудниками ГИБДД МВД России в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства

Проблемы исполнения постановлений о лишении права управления транспортными средствами
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF PRACTICAL IMPLEMENTATION OF THE PROVISIONS OF THE ROAD TRAFFIC CONVENTION RELATED TO THE ISSUANCE OF A DRIVERS LICENSE TO FOREIGN CITIZENS WHO ARE DEPRIVED OF A SPECIAL RIGHT TO DRIVE VEHICLES

The article deals with the issue of the practical implementation of the provisions of international regulatory legal acts, in terms of returning a certificate to the foreign citizen for the right to drive vehicles when leaving the Russian Federation. The issues of application of clause «a» of Article 42 of the Convention on Road Traffic, which are not regulated by legislation, are analyzed.

Текст научной работы на тему «К вопросу об исполнении наказания, связанного с лишением иностранных граждан специального права на управление транспортными средствами»

УДК 343.8 ББК 67.409

© 2019 г. Брюхнов Александр Анатольевич,

доцент кафедры уголовного права и криминологии Ростовского юридического института

МВД России кандидат юридических наук, доцент.

Журавлев Владимир Вячеславович,

преподаватель-методист факультета профессиональной подготовки Рязанского филиала

Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя.

Кутякин Сергей Алексеевич,

доцент кафедры административного и финансового права Академии ФСИН России

кандидат юридических наук, доцент.

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛНЕНИИ НАКАЗАНИЯ, СВЯЗАННОГО С ЛИШЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН СПЕЦИАЛЬНОГО ПРАВА НА УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ

В статье рассматривается вопрос практической реализации положений международных нормативных правовых актов в части возврата иностранному гражданину удостоверения на право управления транспортными средствами при выезде из Российской Федерации. Анализируются неурегулированные законодательством вопросы применения пункта «а» статьи 42 Конвенции о дорожном движении.

Ключевые слова: лишение специального права, запрет на занятие определенной деятельностью, иностранный гражданин, выезд из Российской Федерации, исполнение наказания, правовая регламентация, правовая неопределенность.

Bryukhnov Alexander Anatolyevich — associate professor of the Department of criminal law and criminology of the Rostov law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in law, associate professor.

Zhuravlev Vladimir Vyacheslavovich — teacher trainer of the faculty of vocational preparation of the Ryazan branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot.

Kutyakin Sergey Alekseevich — associate professor of the Department of administrative and financial law of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, PhD in law, associate professor.

PROBLEMS OF PRACTICAL IMPLEMENTATION OF THE PROVISIONS OF THE ROAD TRAFFIC CONVENTION RELATED TO THE ISSUANCE OFA DRIVERS LICENSE TO FOREIGN CITIZENS WHO ARE DEPRIVED OFA SPECIAL RIGHT TO DRIVE VEHICLES

The article deals with the issue of the practical implementation of the provisions of international regulatory legal acts, in terms ofreturning a certificate to the foreign citizen for the right to drive vehicles when leaving the Russian Federation. The issues of application of clause «a» of Article 42 of the Convention on Road Traffic, which are not regulated by legislation, are analyzed.

Keywords: deprivation of a special right, prohibition to engage in a certain activity, foreign citizen, departure from the Russian Federation, execution of punishment, legal regulation, legal uncertainty.

Стремительно меняющиеся социальные и культурные, политические и экономические отношения в жизни современного общества породили серьезные миграционные (от латинского «migration» — переселение) процессы, связанные с перемещением значительных групп людей из одного государства в другое. Данный вопрос является актуальным для современной России, поскольку на ее территории постоянно находятся миллионы

иностранных граждан. Многие из них при управлении транспортными средствами допускают грубые нарушения Правил дорожного движения, что влечет назначение не только административного, но и уголовного наказания, связанного с лишением специального права (запрета на занятие определенной деятельностью).

На сегодняшний день нормативный акт, регламентирующий правовые отношения по

вопросу выдачи водительского удостоверения иностранному гражданину до окончания срока лишения специального права, в случае выезда такого лица за пределы России, отсутствует. По нашему мнению, существующая нормативная неурегулированность порождает невозможность практической реализации принятых Россией обязательств в рамках соблюдения международных нормативных правовых актов. Поэтому предлагается рассмотреть: вопросы исполнения наказания, связанного с лишением специального права иностранного гражданина; порядок выдачи водительского удостоверения в случае его выезда за пределы Российской Федерации.

В ч. 1 ст. 17 Конституции РФ закреплено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Международным правовым документом, устанавливающим единые принципы в области дорожного движения, является Конвенции дорожного движения (принята 8 ноября 1968 года в Вене). В ней говорится, что органы государственной власти стран, ратифицировавших ее, могут лишить водителя права управления транспортными средствами, предоставленного национальным или международным водительским удостоверением, в случае нарушения им норм права, предусматривающих применение данного вида наказания.

В этом случае компетентный орган, который лишил водителя специального права на управление транспортными средствами, может изъять водительское удостоверение до истечения срока назначенного наказания или до момента выезда водителя из данной территории, в зависимости от того, какой срок наступает раньше (п. «а» ч. 1 ст. 42).

В соответствии с ч. 1 ст. 2.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) иностранные граждане привлекаются к административной ответственности на общих основаниях.

Действующее административное и уголовное законодательство предусматривает, что лишение специального права, как вид наказания, устанавливается за грубое или систематическое нарушение пользования этим правом и выражается в запрете на занятие деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами в пределах установленного санкцией правонарушения срока. Лише-

ние специального права и запрет на занятие деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами (далее — лишение специального права), назначается судьей.

В рамках данной проблемы необходимо разобраться с понятием «компетентный орган», то есть определить субъект, обладающий властными полномочиями по решению рассматриваемого вопроса. Определение этого термина в Конвенции дорожного движения отсутствует. Вместе с тем его можно встретить в Конвенции о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях Правил дорожного движения (далее — Конвенция о взаимном признании): «компетентные органы» — органы (должностные лица), уполномоченные в соответствии с национальным законодательством договаривающейся стороны рассматривать дела об административных нарушениях Правил дорожного движения.

Таким образом, в законодательстве Российской Федерации предусмотрены два возможных варианта его толкования:

— судебная власть, должностные лица которой вправе рассматривать дела об административных правонарушениях и преступлениях и назначать наказание, связанное с лишением специального права;

— исполнительная власть, должностные лица которой исполняют решения суда, связанные с лишением специального права. В рассматриваемом случае ими выступают Госавтоинспекция и уголовно-исполнительная инспекция.

Наделить властными полномочиями по принятию решения о выдаче водительского удостоверения иностранному гражданину, выезжающему за пределы Российской Федерации, на наш взгляд, целесообразно органы (должностных лиц), осуществляющие исполнение вступивших в законную силу судебных решений.

Во-первых, это позволит снизить нагрузку на судей, а во-вторых, решит вопрос своевременности внесения сведений о принятом решении в информационные базы данных.

Аналогичная позиция отражена в решении Верховного Суда Республики Крым от 26.05.2016 г. № 12-670/2016 по жалобе гражданина Республики Украина на постановление судьи Симферопольского районного суда Республики Крым. В нем указано, что постановление судьи по делу об административном правонарушении в отношении иностран-

ного гражданина, которому назначено наказание в виде лишения права управления транспортным средством, подлежит направлению для исполнения в орган внутренних дел и исполняется в соответствии с нормами КоАП РФ с учетом международного законодательства. Решение вопроса о возврате иностранному гражданину водительского удостоверения, изъятого за совершение административного правонарушения, влекущего лишение специального права, при выезде такого лица за пределы Российской Федерации подлежит рассмотрению на стадии исполнения постановления о лишении прав [9].

Следующим моментом, требующим конкретизации, является определение критериев выезда иностранного водителя за пределы Российской Федерации, как основополагающего обстоятельства для выдачи водительского удостоверения. Порядок пересечения государственной границы регламентируется Федеральным законом от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее — Федеральный закон).

Законодатель установил исчерпывающий перечень документов, которые иностранный гражданин обязан предъявить при въезде в Российскую Федерацию и выезде из нее: документы, удостоверяющие его личность, и визу. Кроме того, иностранный гражданин обязан получить и заполнить миграционную карту, подлежащую возврату при выезде такого лица из Российской Федерации. (ст. 25.9. Федерального закона).

Данный перечень документов, по нашему мнению, целесообразно взять за основу как базовый при рассмотрения вопроса, связанного с выдачей водительского удостоверения иностранному гражданину. Необходимо предусмотреть возможность приложения иных документов, доказывающих принятие иностранным гражданином решение о выезде из Российской Федерации, например проездных билетов. Предоставление последних, впрочем, не может являться обязательным, поскольку пересечение границы государства возможно как на личном транспорте, так и без его использования.

Следующим важным моментом, необходимым для принятия решения о возврате удостоверения на право управления транспортными средствами, является исполнение лицом, привлеченным к ответственности, на-

ложенных на него обязанностей: сдать удостоверение в орган, осуществляющий исполнение наказания, уплатить все наложенные штрафы. В последнем случае, по нашему мнению, не должно быть привязки к проступку, послужившему основанием для лишения специального права, поскольку орган, осуществляющий исполнение наказания, обязан системно реализовывать принцип неотвратимости наказания.

Данное положение полностью согласовывается с ч. 4.1. ст. 32.6 КоАП РФ, которая определяет, что основаниями для возврата водительского удостоверения на право управления транспортными средствами, изъятого у лица, привлеченного к административной ответственности, является истечение срока лишения специального права, уплата всех наложенных административных штрафов за правонарушения в области дорожного движения, прохождение проверки знания ПДД РФ.

Обязанность осужденного выплатить штраф, наложенный приговором суда, в установленный законом срок закреплена в ч. 1 ст. 31 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее -УИК РФ).

Более того, в соответствии с п. 3 ст. 28 Федерального закона выезд, из Российской Федерации иностранным гражданам может быть ограничен в тех случаях, когда они не выполняют обязательства, установленные решением суда.

Включение в перечень документа о прохождении лицом медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, на наш взгляд, является нецелесообразным, поскольку оно подтверждает отсутствие заболеваний, препятствующих управлению автомобилем. В рассматриваемом же случае выдача иностранному гражданину водительского удостоверения не восстанавливает его право на управление транспортными средствами.

Следует отметить, что в целях реализации принципа неотвратимости наказания при рассмотрении вопроса выдачи водительского удостоверения могут быть применены пункты 3 и 11 ст. 26 Федерального Закона. В соответствии с ними въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину может быть не разрешен в случае, если иностранный гражданин имеет неснятую или

непогашенную в установленном законом порядке судимость за умышленное преступление, совершенное на территории России или за ее пределами, а также неоднократно привлекался к административной ответственности за установленный законодательством РФ перечень правонарушений.

Применение указанных положений, по нашему мнению, необходимо рассматривать как обязательное условие возврата иностранному гражданину водительского удостоверения в целях недопустимости совершения им в будущем посягательств на охраняемые государством общественные отношения в области безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.

Крайне важен вопрос прерывания срока лишения специального права на управление транспортными средствами в случае удовлетворения заявления и выдачи иностранному гражданину водительского удостоверения.

В соответствии с ч. 2 ст. 32.7 КоАП РФ при уклонении лица, лишенного специального права, от сдачи водительского удостоверения в орган, осуществляющий исполнение наказания, срок лишения специального права прерывается. Возобновление течения срока лишения специального права начинается со дня сдачи лицом водительского удостоверения либо его принудительного изъятия или получения органом, исполняющим этот вид административного наказания, информации об утрате указанного документа.

Следует учесть, что ч. 1 ст. 36 УИК РФ предусматривает, что в срок лишения специального права не засчитывается время, в течение которого осужденный занимался запрещенной для него деятельностью, связанной с управлением транспортным средством.

Таким образом, исходя из действующего законодательства, выдача иностранному гражданину водительского удостоверения до истечения срока лишения специального права не дает юридических оснований для его прерывания органами (должностными лицами), осуществляющими исполнение наказания в рамках норм КоАП РФ и УИК РФ.

По нашему мнению, этот пробел должен быть устранен путем возложения на орган (должностное лицо) обязанности вносить в информационные базы данных сведения о прерывании срока лишения специального права до получения сведений о выезде иностранного гражданина из Российской Феде-

рации. Это позволит исключить возможность злоупотребления со стороны иностранного гражданина правом на возможность получения водительского удостоверения при выезде из Российской Федерации.

Исключением из этого правила являются случаи, которые позволяют применять положения Конвенции о взаимном признании. Следует учесть, что возврат иностранному гражданину водительского удостоверения фактически делает невозможным исполнение административного наказания в части лишения специального права на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 2 Конвенции о взаимном признании, при назначении наказания за нарушение Правил дорожного движения, в случае невозможности его исполнения, компетентные органы государственной власти направляют в уполномоченные органы запрос об исполнении наложенного взыскания из места совершения правонарушения в место проживания лица, совершившего нарушение. В этом случае, в соответствии со ст. 4 Конвенции о взаимном признании, сроки исполнения взыскания приостанавливаются до получения такого запроса компетентными органами страны проживания иностранного гражданина. Данное обстоятельство дает правовые основания для прерывания срока лишения специального права на территории Российской Федерации.

Важным условием применения Конвенции о взаимном признании является ограниченный круг договаривающихся сторон, что делает невозможным ее использование в отношении граждан иностранных государств, не ратифицировавших ее. Кроме того, Конвенция о взаимном признании регулирует только порядок исполнения наказаний в области административного законодательства и не может являться основой для признания решений компетентных органов, вынесенных в рамках уголовного судопроизводства, например приговоров, вынесенных за совершение преступлений, предусмотренных ст. 264, 264.1 УК РФ.

Это обстоятельство делает целесообразным рассмотрение вопроса о дополнении Конвенции о взаимном признании соответствующими нормами по реализации запрета на право заниматься определенной деятельностью на территории стран, ратифицировавших Конвенцию.

Особое внимание следует обратить на судебную практику по вопросу применения положений пункта «а» ч. 1 ст. 42 Конвенции дорожного движения, которая крайне мала и не отличается информативностью.

Отметим решение Верховного суда Республики Крым от 26.05.2016 г. № 12-670/2016 по жалобе гражданина Республики Украина П. на постановление судьи Симферопольского районного суда Республики Крым, которым он был признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ. Отказывая в удовлетворении доводов жалобы по применению ч. 1 ст. 42 Конвенции о безопасности движения, суд указал, что ни одно положение Конвенции не должно толковаться как препятствующее компетентным органам стран, ратифицировавших ее, запретить водителю, имеющему национальное или международное водительское удостоверение, управлять транспортным средством, если он был лишен такого права за нарушение норм национального законодательства. Иностранному гражданину, привлекаемому к ответственности на общих основаниях, судьей может быть назначено такое административное наказание, как лишение специального права на управление транспортным средством в соответствии с нормами КоАП РФ. В то же время, как отметил суд, административным законодательством Российской Федерации не предусмотрены условия, при которых наказание, указанное санкцией статьи КоАП РФ, может быть сокращено [9].

Выводы суда свидетельствуют о том, что положения Конвенции о дорожном движении толкуются только как право компетентного органа назначать иностранному гражданину наказание в виде лишения специального права в виде права управления транспортным средством, в то время как лицо, привлекаемое к ответственности, апеллирует к возможности возврата водительского удостоверения в связи с выездом за пределы Российской Федерации, не оспаривая, по сути, само наказание. Помимо этого, на наш взгляд, судья необоснованно рассматривает возврат водительского удостоверения иностранному гражданину как возможность сокращения срока лишения специального права, не акцентируя внимания на исполнении наказания иным способом.

Интересна позиция суда, изложенная в постановлении Московского городского суда

от 24.10.2012 г. № 4а-223/12 по жалобе иностранного гражданина Р. Как следует из материалов дела, при составлении протокола об административном правонарушении Р. указал в качестве места своей регистрации адрес на территории иностранного государства, однако в качестве своего фактического проживания указал адрес в России. Обосновывая отказ в удовлетворении ходатайства Р. о возврате водительского удостоверения в связи с выездом за пределы Российской Федерации, суд указал, что местом проживания Р. является территория РФ. Представленный Р. в качестве подтверждения действительности своих намерений покинуть территорию России проездной документ судом не был принят во внимание по следующему основанию: «копия железнодорожного билета надлежащим образом не заверена, что не позволяет установить действительность данного проездного документа» [10].

Изложенные судьей выводы, на наш взгляд, могут быть подвергнуты критике, так как постоянная регистрация на территории иностранного государства не лишает возможности Р. временно пребывать в России. Более того, миграционное законодательство прямо обязывает иностранного гражданина в установленный срок получить такую регистрации на территории Российской Федерации. Это обстоятельство, в то же время, не лишает иностранного гражданина права выехать за пределы России. Ставя под сомнение подлинность представленного Р. проездного документа, суд по своему внутреннему убеждению применяет несуществующие ограничения, поскольку не мотивирует, кем и на каком основании должен быть заверен представленный документ. Кроме того, в указанной ситуации следует учесть право суда сделать запрос в соответствующую транспортную организацию для подтверждения или опровержения своих доводов.

Таким образом, рассматривая совокупность приведенных законодательных пробелов, необходимо отметить, что вопрос, связанный с возможностью выдачи водительского удостоверения иностранному гражданину в случае его выезда за пределы Российской Федерации, является дискуссионным, требует дальнейшего рассмотрения и нормативного регулирования в целях реализации принятых международно-правовых обязательств.

Для решения обозначенных проблем полагаем, что необходимо принять соответствующее постановление Правительства РФ, регламен-

1. Конвенции дорожного движения // СПС «КонсультантПлюс».

2. Конвенции о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях Правил дорожного движения // СПС «КонсультантПлюс».

3. Конституции Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс».

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // СПС «КонсультантПлюс».

5. Уголовный кодекс Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс».

6. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс».

7. Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // СПС «КонсультантПлюс».

8. Федеральный закон от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

9. Решение Верховного суда Республики Крым от 26.05.2016 г. № 12-670/2016 // СПС «КонсультантПлюс».

10. Постановление Московского городского суда от 24.10.2012 г. № 4а-223/12 // СПС «КонсультантПлюс».

тирующее основания и порядок реализации положений п. «а» ч. 1 ст. 42 Конвенции дорожного движения.

1. Convention on Road Traffic // LRS «Consult-antPlus».

2. The Convention on Mutual Recognition and Enforcement of Decisions on Cases of Administrative Violations of Road Traffic Rules // LRS «Con-sultantPlus».

3. Constitution of the Russian Federation // LRS «ConsultantPlus».

4. Code of the Russian Federation on administrative violations // LRS «ConsultantPlus».

5. Criminal Code of the Russian Federation // LRS «ConsultantPlus».

6. Criminal Executive Code of the Russian Federation // LRS «ConsultantPlus».

7. Federal Law of 15.08.1996 No 114-FL «On the procedure for departure from the Russian Federation and entry into the Russian Federation» // LRS «ConsultantPlus».

8. Federal Law of 01.04.1993 № 4730-1 «On the State Border of the Russian Federation» // LRS «ConsultantPlus».

9. The decision of the Supreme Court of the Republic of Crimea № 12 05.26.2016 № 12-670/ 2016 // LRS «ConsultantPlus».

10. Resolution of the Moscow City Court of 24.10.2012 № 4а-223/12 // LRS «ConsultantPlus».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *