Что будет с автокредитами в 2022 году
Перейти к содержимому

Что будет с автокредитами в 2022 году

  • автор:

Эксперты рассказали, почему россияне стали чаще брать автокредиты

Российские банки в прошлом году выдали автокредитов на 1,32 трлн руб., следует из данных НБКИ. Результат вдвое выше показателей 2022 года, и в дальнейшем он, скорее всего, не сократится даже при высоких ставках. О том, какая сейчас ситуация на рынке автокредитов, почему предлагаются скидки на автомобили, и что будет дальше, рассказали опрошенные «Российской газетой» эксперты.

Абрамов Денис/ ТАСС

Сколько банки выдали автокредитов в 2024 году

Пока процентные ставки были относительно доступны, на новые и подержанные машины формировался высокий спрос: росли и продажи автомобилей, и объем выданных кредитов, в том числе за счет роста цен. С января по ноябрь, например, средний чек автокредита поднялся на 32% и достиг 1,56 млн руб., говорят в Национальном бюро кредитных историй (НБКИ). В декабре он опустился, но несильно.

По запросу «РГ» в кредитном бюро подсчитали, что общее количество выданных автокредитов (на новые машины и с пробегом, — прим. редакции) составило 930 тыс., что на 68,9% больше, чем годом ранее. Как отмечают эксперты агентства «Автостат», за весь год в России было продано 1,06 млн новых легковых машин. Цифры достаточно высокие (если сравнивать с предыдущим годом, на 69% больше), но все-таки ниже показателей докризисных лет.

Объясняя причину такого скачка, директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков отметил, что это — эффект низкой базы: все дело — в радикальном падении выдачи автокредитов в 2022 году. «Кроме того, в 2023 году рост выдачи по сравнению с предыдущим годом был связан с возобновлением госпрограмм льготного автокредитования, а также с увеличением предложения новых автомобилей», — говорит эксперт. В текущим году, считают в «Автостате», рынок новых легковых автомобилей может вырасти еще на 18%, до 1,25 млн.

Казалось бы, неоднократное повышение ключевой ставки во втором полугодии 2023-го должно было охладить автокредитование и проявиться уже в четвертом квартале. Но, по словам экспертов, здесь не все так однозначно. «Если говорить о конце прошлого года, то уровень спроса и выдачи автокредитов оставались достаточно высокими, несмотря на выросшие ставки», — рассказал «Российской газете» Волков.

Причин у этого может быть несколько: как субсидируемые производителями ставки, так и всевозможные акции и скидки, стимулировавшие продажи в конце года, поясняет эксперт. Количество выдач действительно снизилось в декабре — до 78,9 тыс. против 91,2 тыс. в августе, но остается выше среднего показателя в первом полугодии.

Какая ситуация сейчас, и что будет дальше

В разговоре с «РГ» Марина Дембицкая, руководитель «Открытие Авто» (блока автобизнеса в банке), указала на то, что итоги января текущего года «оказались для рынка и многих игроков очень даже неплохими». Спрос со стороны населения на автокредиты, по словам эксперта, оставался стабильно высоким и даже превысил показатели прошлогоднего января на 15%. «В том числе более чем на треть выросло количество заявок на новые автомобили», — отмечает она.

Средний чек автокредита в январе, по данным Дембицкой, составил 1,78 млн руб., на новые машины — 2,12 млн руб., на автомобиль с пробегом — 1,53 млн руб. В сравнении с январем прошлого года он вырос на 63%. Увеличился при этом и средний срок — с 70 до 77 месяцев.

«Спрос на автокредиты у граждан пока остается на довольно высоком уровне. Поэтому в 2024 году мы ожидаем объемов выдач, сопоставимых с 2023 годом, или выше. Даже несмотря на рост ключевой ставки и, соответственно, удорожание кредитов для заемщиков», — считают в НБКИ.

В 2024 году эксперты ожидают объемов выдач автокредитов на уровне 2023 года или даже выше

Схожего мнения придерживаются в «Открытие Авто», где прогнозируют замедление темпов роста кредитования до 7-9% по оптимистическому сценарию и повтор результатов по базовому. По словам Дембицкой, в ближайшие месяцы число потенциальных клиентов, готовых обратиться за автокредитами, может снизиться, но спрос на заемные средства остается еще достаточно высоким из-за ожиданий населения.

«В данном контексте стоит уточнить, что ряд автопроизводителей в январе 2024 года повысил поддержки дилерам на уже поставленные автомобили. Это было связано с тем, что объемы поставок превзошли темпы продаж за два месяца», — объяснил причину дисконтов заместитель гендиректора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Ренат Тюктеев. В результате складывается ощущение, будто стоимость автомобилей падает, но это временно. «И в перспективе ближайших месяцев пока нет предпосылок сохранить или увеличить дисконты», — говорит он.

В целом рост ставки ЦБ, как отмечает Тюктеев, негативно отражается на доле автокредитования: она постепенно снижается. Эксперт ожидает, что в ближайшие месяцы данная тенденция продолжится.

«По итогам первого квартала рынок потеряет до 15% своих кредитных респондентов, — прогнозирует он. — В сегменте новых автомобилей усредненный процент продажи автомобилей в кредит сейчас составляет около 47%. Более скромный уровень кредитных сделок фиксируется на вторичном рынке — ниже 40».

Какие факторы могут поддержать рынок

Поддержку рынку точно окажут субсидии от государства и производителей авто, появление новых брендов и увеличение отгрузок недорогих машин российского производства, отмечает Дембицкая.

Существующие скидки от дилеров могут продлиться до конца февраля, считает Тюктеев. Схожее мнение высказала и Дембицкая. Однако в агентстве «Автостат» считают, что на дисконт можно рассчитывать не только в начале года, но и в первой его половине. «Это будет своего рода альтернативой снижению цен», — рассказали там.

Авторынок ждет решений

Насколько обоснованы опасения относительно подорожания кредитов на покупку машин

Продажи машин в кредит могут резко сократиться из-за повышения ключевой ставки. Потенциально дорогие займы попросту отпугнут клиентов, считают опрошенные “Ъ FM” участники автомобильного рынка. Регулятор 15 августа внепланово повысил основной показатель с 8,5% до 12%. Это произошло на фоне растущих шесть месяцев подряд объемов автокредитования в России.

Выйти из полноэкранного режима

Развернуть на весь экран

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

По подсчетам аналитического агентства Frank RG, в июле банки выдали гражданам более 113,5 тыс. займов на покупку машины на 165 млрд руб. Это на треть больше, чем было в июне, как в деньгах, так и в штуках. В этом году больше половины проданных автомобилей приходилось именно на кредитные сделки, и резкое повышение может затормозить рынок, говорит соучредитель автоцентра «Долавто» Сергей Климов:

«В связи с резким увеличением стоимости машин за последние год-два выросли их продажи именно в кредит. Люди не в состоянии платить наличными в таком объеме, но поскольку необходимость в автомобилях не отпадает, идут на кредитование чаще, чем раньше. Доля большая, и мы не рассчитываем, что всю ее потеряем.

На сколько вырос объем выдачи автокредитов

Мы пока не знаем, на сколько поднимется цена кредитов. Если тоже на 3,5%, то это будет серьезный удар, рынок просядет. Тогда как минимум на половину сократится объем кредитов. Но что-то мне подсказывает, что реальные ставки по займам не вырастут на столько».

При этом сами автокредиты до последнего времени дешевели. По данным того же Центробанка, ставки сроком более 3 лет по итогам июня упали ниже 14% впервые с декабря 2021-го. Годом ранее показатель достигал почти 15%. Последний раз регулятор резко повышал ключевую ставку в марте 2022-го — до 20%. После этого рынок автокредитования практически рухнул, и сейчас сценарий может повториться, говорит руководитель отдела продаж финансовых услуг группы компаний «Автодом» Юлия Кысина:

«Если мы говорим о новых автомобилях, то доля кредитных продаж составляет примерно 40%, если о машинах с пробегом, она на уровне 30-35%.

В связи с повышением ключевой ставки есть опасения — мы видим некую параллель с 2022 годом, когда у нас практически остановились продажи автомобилей в кредит. Спрос на займы резко упадет. До повышения ключевого показателя ставка по кредитованию в автосалонах была в среднем 17,6-18,3%, после его увеличения будет порядка 23,5-25%».

Российские власти неоднократно вводили в стране льготное автокредитование. С марта текущего года оно распространяется на машины отечественного производства стоимостью до 2 млн руб. При этом покупателю доступна 20-процентная базовая скидка на уплату первоначального взноса по кредиту. Правда, такая программа затрагивает только медработников, сотрудников из сферы образования, а также участников боевых действий на Украине и членов их семей.

Сколько выдаваемых банками ссуд приходится на подержанные машины

Премьер-министр Михаил Мишустин в начале августа поручил Минпромторгу, Минэкономразвития и Минфину до 1 октября проработать развитие программы льготного автокредитования. Если это произойдет, то позволит поддержать и рынок таких займов, и сам автопром, считает директор агентства Vector Market Research Дмитрий Чумаков:

«Программа важна, она уже показала себя как эффективную, причем как точечно, когда она работала на определенную группу покупателей, так и в более широком масштабе. Сейчас можно ожидать повышения ставок по автокредитам по многим продуктам, особенно что касается машин, которые поставляются в Россию из-за рубежа, в частности, по каналам параллельного импорта. И наличие программ поддержки по авто, которые делают в РФ, положительно повлияет на развитие производств транспортных средств в стране.

Особенно это важно в контексте того, что на площадках автомобильных компаний, которые покинули российский рынок, будут развиваться другие производства. Эти бренды заинтересованы в том, чтобы обеспечить необходимый спрос. То есть, получается, это в интересах и бизнеса, и покупателей, и государства».

Как автокредиты переводят на китайский

Доля купленных в кредит новых автомобилей в России за последние полтора года менялась неравномерно. По подсчетам «Автостата», в начале прошлого года она находилась в диапазоне 45-50%, а в марте рухнула до 8%. Тогда банки практически перестали выдавать кредиты на покупку машин на фоне начавшейся специальной военной операции. Однако затем рынок кредитования стал понемногу расти, и в августе доля кредитов в общем объеме автопродаж достигла 56%. В сентябре она снижалась до 49%. ВТБ позднее в январе прогнозировал, что в этом году в кредит продадут почти каждый второй новый автомобиль.

  • Автокредитование подписаться отписаться

Эксперты рассказали, когда автокредиты станут доступнее

Эксперты рассказали, когда автокредиты станут доступнее

Центробанк с июля прошлого года последовательно, 5 раз подряд, повышал ключевую ставку с 7,5% до 16% на сегодняшний день. Это естественным образом привело к удорожанию автокредитов, обеспечивавших в минувшем году порядка 40% всех продаж новых машин. Эксперты, опрошенные агентством «АВТОСТАТ», рассказали, когда и при каких условиях ставки по автокредитам начнут снижаться.

По прогнозу начальника управления развития партнерских программ и стратегических сегментов «Росбанк Авто» Вячеслава Якубчика, рынок автокредитования вышел на плато по ставкам и текущий уровень ставок будет стабилен в случае сохранения ключевой ставки. Снижаться ставки начнут в случае пересмотра ключевой ставки ЦБ в сторону снижения.

«Представители ЦБ прямо сообщали, что для достижения цели по инфляции жесткую денежно-кредитную политику придется сохранять в течение года, если потребуется. В течение первых двух кварталов 2024 года я бы не ждал снижения ключевой ставки – проинфляционные факторы остаются существенными: значительное влияние оказывает и будет продолжать оказывать рост расходов государственного бюджета. В базовом сценарии, который не предполагает усиления санкций и ухудшения международной торговли, ЦБ прогнозирует среднюю ключевую ставку по году в 12,5 – 14,5%. То есть при благоприятном развитии событий мы можем ориентироваться на снижение ставки до 9 – 10% к концу года», – комментирует старший проектный лидер Frank RG Станислав Сухов.

Как ожидает директор департамента розничных продуктов «Абсолют Банка» Виталий Костюкевич, регулятор перейдет к смягчению денежно-кредитной политики во втором полугодии 2024 года. Скорее всего, это будет плавное снижение, и вряд ли ключевая ставка к концу года достигнет однозначных значений, поэтому и ставки в сегменте автокредитования также не преодолеют этой отметки. Снижение ставок будет происходить на сопоставимую величину со снижением ключевой и может составить, по нашим ожиданиям, 3 – 5 п.п.

В свою очередь, руководитель «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие») Марина Дембицкая отмечает, что в целом сегодня ставки отнюдь не заградительные – в 2022 году бывало и хуже, при этом кредитование не было остановлено. Текущая ключевая ставка приведет, скорее, к ограничению риска (и одобрения), но не к остановке выдач. Несмотря на рост ставок, спрос на автокредиты остается еще достаточно высоким на фоне ожиданий населения в направлении еще большего роста цен на автомобили и ключевой ставки.

«В 2024 году, по нашим прогнозам, объемы продаж в сегменте продолжат расти. Несмотря на прогнозируемый высокий уровень ключевой ставки большую часть года, будут поддерживать дальнейшее расширение ассортимента китайских машин и увеличение числа субсидированных кредитных программ», – резюмирует вице-президент ВТБ, начальник управления партнерских продаж авто Владимир Высоцкий.

О том, как ужесточение денежно-кредитной политики Центробанка сказалось на требованиях банков к заемщикам, – читайте в нашей рубрике «Вопрос эксперту».

Что нужно знать об автокредитах перед 2024 годом?

В России автокредитование показывает рост как по количеству выданных займов, так и в денежном объеме

Начнем с количества. В сентябре 2023 года выдано почти 80 тыс. автокредитов. Это меньше, чем в прошлые месяцы года, но по сравнению с аналогичным периодом 2022 года число наоборот выросло на 47%.

Причины роста — появление новых брендов на рынке и, соответственно, увеличение продаж. Вторая причина — возобновление в начале 2023 года государственной программы льготного автокредитования.

Что касается денежного объема, то в январе-августе 2023 года было выдано автокредитов на сумму 760 млрд руб. — на 76% больше, чем за аналогичный период 2022 года.

При этом по сравнению с 8 месяцами 2021 года их объем в текущем году также вырос, но на 6%.

В любом случае, это рекордный показатель объемов выдачи автокредитов в первые 8 месяцев года за всю историю наблюдений.

Здесь рекорд связан связан с нестабильностью курса валют и последующим ростом цен на автомобили, а также с повышением ключевой ставки .

Статистика доказывает, что на автокредитование в России пока высокий спрос — покупатели привыкают к новым брендам и готовы брать на них кредиты.

Есть ли глобальные причины, почему рынок автокредитов будет расти дальше?

Одна их них — быстрая цифровизация, произошедшая на фоне пандемии. Мировой автобизнес перенес этапы покупки авто в онлайн, в том числе, автокредитование. Такой шаг облегчил для покупателей оформление кредита и это привело к их более быстрой выдаче и, соответственно, к росту количества.

В результате уроков «пандемии» и автобизнес, и банки до сих пор активно внедряют Платформы онлайн-кредитования в свои бизнес-процессы. Сейчас на западе существует множество таких сервисов — все они предлагают перенести рутинные шаги получения и расчета кредита в онлайн — от простого калькулятора до реального одобрения.

В России такие решения предлагает Платформа еКредит. Сервис позволяет рассчитать ежемесячный платеж без привязки к конкретному автомобилю и получить онлайн-одобрение на новый или автомобиль с пробегом не выходя из дома. У TradeDealer есть готовая интеграция с продуктами еКредит — благодаря ей покупатели в пару кликов оформляют автокредит на вашем сайте, а вы получаете клиентов с одобрением и сохраняете комиссионное вознаграждение.

Все заявки с Платформы TradeDealer отображаются в привычных сервисах — CRM, почта и другие, а также в личном кабинете еКредит. Это удобно для ваших специалистов КСО — они в одном месте видят, сколько клиентов рассчитало кредит, подали заявку на онлайн-одобрение, и могут быстро связаться с ними.

Краткий вывод — рынок автокредитования на подъеме. Упростите процесс оформления кредита для клиентов — предлагайте им пройти часть сделки удаленно. Это поможет увеличить количество оформленией и позволит не потерять прибыль на кредитных продуктах.

29 ноября 2023 года TradeDealer собирает автобизнес на третью неформальную встречу URAL TALKS. В этот раз тема мероприятия — работа отделов F&I у автобизнеса. Представители рынка без камер поделятся секретами, как рекламируют F&I услуги и организуют бизнес-процессы, а CEO еКредит Кирилл Ларин расскажет, что ждать от автокредитов в 2024 году и когда можно вернуться к онлайн-продажам F&I на сайтах.

Хотите подключить сервис онлайн-одобрения кредита на ваш сайт? Мы с радостью проведем личную видеопрезентацию решения, расскажем о плюсах и стоимости. Пишите на welcome@tradedealer.ru и договоримся о времени онлайн-встречи. Желаем удачных продаж!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *