Что дает низкий руль у мотоцикла
Перейти к содержимому

Что дает низкий руль у мотоцикла

  • автор:

Damper рулевой колонки, в чем его смысл?

Данную опцию можно встретить в комплектации заводских моделей спортбайков, а на гоночном треке вы вряд ли найдете модель без демпфера. Кроссовые мотоциклы также оснащают ими. Кто-то разведет руками, мол – что, зачем?

Демпфер – устройство, которое помогает сглаживать колебания руля. Это не панацея от «воблинга», но полезная примочка для коротких и юрких моделей мотоциклов, вилка которых не имеет большого выноса вперед. Дополнительное подспорье для новичков, которые в любой непонятной ситуации начинают или бороться с рулем или передергивать его.

Принцип работы близок к работе амортизаторов, недаром Damper переводится как «гаситель». Одна часть устройства крепится к неподвижной части мотоцикла, обычно это рама. Вторая часть крепится к рулевой колонке, в основном к траверсе. Варианты креплений зависят от производителя и модели. Прежде чем покупать демпфлер, придется потратить не мало времени, чтобы выбрать подходящий, и не оплошать с крепежом. В любом случае, колебания руля переходят на демпфер, а тот как бы амортизирует его.

По строению бывают:

  • Штоковые, они же телескопические
  • Роторные
  • Пружинные
  • Регулируемые
  • Не регулируемые

Удлиненные вилки уступают коротким в управляемости, но вилки с большим выносом и массой — менее страдают от тряски. Учитывая колеса, которые на чопперах и туристах куда массивнее, нежели на спортбайках или кроссах, тяжелая рулевая база сама по себе частично выполняет роль демпфлера. Вес делает мотоцикл более стабильным, позволяя ему увереннее держаться во время тряски руля.

Некоторые мотоциклисты жалуются, что с установкой демпфера стало труднее управлять мотоциклом, потому что увеличился радиус поворота, руль менее отзывчив. Стандартная жалоба, когда пилот плохо настроил систему или еще не прикатался с ней.

Демпфер полезен тем, что дает рукам пилота отдохнуть. Да, это именно тот случай, когда вы позволяете себе роскошь отпустить руль и выпрямить затекшую спину, не боясь, что ось резко повернется из-за мелкой тряски или неровности дороги.

Калибровка демпфера позволяет настроиться на определенный характер езды. Чем меньше затянут демпфер, тем легче рулится мотоцикл. Оставлять настройки на минимуме — удачный выбор при езде в плотном потоке междурядья или выруливая на парковке, как вариант при условиях плохой дороги и низкой скорости.

Туго затянутый демпфер отнимает свободу резких маневров, но они и не нужны, если вы собрались сжечь бак бензина и резину на треке. Плавные движения, это все, что вам нужно. А турбулентность легкой тряски поглотит установленная система.

Больше того, демпфер гасит толчки и подергивания, когда колесо штурмует легкие неровности. Кроссмена оно, конечно, не спасет в прыжках по ухабам, но эти смелые парни тоже не против воспользоваться роторными устройствами, чтобы облегчить поездки и руль не выворачивался слишком сильно. К слову, именно роторные демферы набирают максимум популярности из-за живучести при падениях мотоцикла.

Обоснованными претензиями городского райдера станут обиды на уязвимость штоковой конструкции при падениях и невозможность поймать оптимального режима, при котором одновременно было бы комфортно быстро маневрировать и полностью погасить воблинг. Увы, придется выбирать между свободой хода руля и фиксаций от тряски.

Клипоны на мотоцикле, когда они нужны?

Руль — та часть мотоцикла, которую так недооценивают. Ну руль и руль. Раньше казалось, что особые преимущества можно было получить его формой, длиной и сплавом металла. По сути, именно длинной и формой решались основные проблемы с удобством управления. Чем тяжелее мотоцикл, длиннее его вилка, тем шире и надежнее должен быть руль.

На быстрых и коротких моделях нет никакого смысла ставить массивный руль, широкий, он не будет способствовать необходимой лежачей посадке. Доморощенные мастера не редко подгоняли нужную длину с помощью болгарки, нынче выбор большой и такие радикальные меры ненужны.

Со временем конструкцию руля на некоторых мотоциклах сменила система клипонов. С этого момента наш мир уже не будет прежним, как и понятие самого руля.

Клипоны представляют собой составную систему из рукоятки, которая крепится одним концом при помощи скоб к траверсе. Положение крепления имеет большое значение.

На спортивных мотоциклах клипоны будут устанавливаться под траверсой, так пилоту будет удобнее управлять мотоциклом в стандартной посадке спортбайка из-за низкого положения клипонов.

Если крепить клипоны на траверсу сверху, то посадка будет ближе к городским и туристическим за счет дополнительной высоты.

В чем выгода ставить клипоны?

Не секрет, что существует большой выбор мотоциклов, где клипоны идут уже с завода. Обычно это спортивные модели, но это не мешает обладателям цельного руля присматриваться к установке клипонов.

Изначально стоковые клипоны сильно ограничены в регулировке, а если быть честными, то практических не регулируются вообще, хотя для русского человека, смекалки и лома нет понятия «невозможно».

При серьезном падении обычный руль реально погнуть. Если Его заменять, то это вызывает достаточно долгую процедуру по поиску стокового заменителя и переустановке тросиков, ручек и тому подобных прилегающих частей с обоих сторон. Даже если вы нашли способ выпрямить руль в первоначальное положение, для демонтажа с него придется все снять.

Когда на вашем мотоцикле стоят клипоны, даже если вы разбили одну ее часть при падении, у вас еще есть надежда найти альтернативу и заметь только одну сторону, а не всю конструкцию целиком.

Случай из жизни, когда два моих знакомых угодили в серьезную аварию. Ехали двойкой, дорога плохая, их занесло и выкинуло с поворота. Мотоцикл боком влетел в яму и оставил там половину клипона с тросом и гашеткой газа. Юмор заключается в том, что авария произошла далеко от города, вызывать эвакуатор означало ждать часов 7-8. Мотоцикл остался жив, как и парни. Те, не долго думая, решили ехать за помощью сами. Водитель рулил остатками клипона и левой целой половиной, а пассажир выжимал гашетку, так как трос не порвался и мотоцикл по-прежнему отзывался на команды. Так с горем пополам они добрались до ближайшего жилого района. Там они отыскали металлическую трубку нужного диаметра и, насколько было возможным восстановили сломанную часть. Дешево-сердито, работает.

Установка тюнингованных клипонов — выбор городских райдеров. Они хороши возможностями регулировки. Кроме того, клипоны создают интересный внешний вид мотоцикла, обычно агрессивный. Для дальних поездок и чопперов их используют редко. Обычный руль формирует удобство прямой посадки и позволяет комфортно управлять длинной вилки и тяжелым колесом.

Клипон — арсенал оригинальных, маневренных, городских мотоциклов.

Руль в мотокроссе

Вопрос о выборе руля встает по разным причинам. Иногда руль просто неудобен (например, слишком низок для езды в стойке), иногда — погнут (результат неудачных приземлений), и уж совсем редко — сломан. Ломают, как правило, те рули, что уже не раз пострадали при падении и были выпрямлены. Не стоит играть с судьбой и пытаться вернуть форму погнутой детали – «выпрямленный» руль может привести к серьезной травме. Подобрать прочный, подходящий под ваш стиль езды и к вашему мотоциклу руль не так сложно. Во-первых, необходимо ориентироваться в ассортименте, а во-вторых, представлять, где и как вы будете ездить.

КЛАССИФИКАЦИЯ

Основные материалы для руля — сталь и алюминий. При равной прочности алюминиевый руль легче стального. На «породистые» кроссачи, а также некоторые модели хард-эндуро производители предпочитают ставить алюминиевый руль (в мотокроссе нагрузки значительно выше, чем в эндуро, и борьба идет за каждый грамм). Стальными рулями комплектуют в основном «гражданские» эндуро. Если же штатный руль не устраивает, начинаем изучать каталоги.

Внедорожные рули бывают двух типов: с диаметром трубы в центральной части 22,2 мм (7/8 дюйма) и 28,6 мм (1 1/8 дюйма). Однако есть еще один — 35 мм (1 3/8 дюйма), который использует бренд Easton. Поэтому не удивляйтесь, когда на прилавке увидите надпись «руль стандарта 7/8» — речь идет именно о месте его крепления. Но при том, что диаметр центральной части может разниться, ручки руля (и расстояние от торца до изгиба) унифицированы с диаметром креплений управляющих рычагов сцепления, тормоза и прочего, отвечающего за движение и остановку байка. 22,2 мм – общий для всех рулей диаметр ручек, поэтому первое, что стоит запомнить: к любому тюнинговому рулю для офф-роуда подойдут все элементы управления от вашего байка.

Самый простой (и наименее прочный) внедорожный руль имеет постоянный по всей длине диаметр трубы 22,2 мм. Для его усиления служит перекладина (перемычка). В стальных рулях она приваривается, а в алюминиевых — жестко крепится через специальные кронштейны. Более прочны рули переменного диаметра (сечения). Здесь в центральной части диаметр трубы достигает 28,6 мм, а ручки «сужены» до стандартных 22,2. Этот руль лучше справляется с нагрузками в продольной плоскости, а также лучше 22,2-миллиметрового гасит вибрации. Руль с переменным диаметром и перемычкой — выбор профессионалов. Он выдерживает множество жестких падений, не изменяя заводскому изгибу. Renthal Twinwall считается самым высокотехнологичным рулем стандарта 28,6 мм с перемычкой. Модели рулей Easton стандарта «1 3/8» выпускаются без перекладины и, как считается, немного уступают Twinwall по прочности. Среди популярных и зарекомендовавших себя с лучшей стороны производителей можно также отметить ProTaper – второго после Renthal производителя внедорожных рулей.

Вот так выглядит заготовка для руля

ГЕОМЕТРИЯ

Выпускается множество геометрических вариантов рулей. Изделию присваивается оригинальный код, который указан на центральной части руля. По нему на сайте производителя можно найти его геометрию. Если на вашем руле кода нет, то необходимо произвести замеры самому.

Вообще, руль имеет шесть параметров, определяющих его форму и размеры, – это ширина, высота, подъем, загиб, длина ручек и ширина области крепления (расстояние между зажимами). Часть этих параметров можно замерить рулеткой (длина ручек, ширина руля и расстояние между зажимами), не снимая руля с байка, но высоту, подъем и загиб ручек без снятия руля не определишь.

Для измерений потребуется ровная горизонтальная поверхность, лист миллиметровки, руль, линейка и маркер. Проще всего измерить высоту и подъем. Для этого укладываем руль в позицию с тремя точками опоры и переносим на бумагу проекции осей всех прямых участков трубы. Затем делаем необходимые замеры на бумаге и переходим к загибу. Его замер удобно производить, перевернув руль так, что центральная часть прижимается к плоскости, а ручки оттопыриваются вверх. Остается замерить расстояние от оси в торце трубы до горизонтальной плоскости и вычесть из результата половину диаметра трубы.

Каждый руль имеет шесть параметров, описывающих его геометрию.

УСТАНОВКА

Для успешной инсталляции на байк необходимо решить вопрос с креплением. Держатели руля могут быть съемными или составлять цельную с траверсой конструкцию. В первом случае переход со стандартного диаметра 22,2 мм на более жесткий 28,6 мм (35 мм) потребует замены зажимов (около $200 за комплект «зажимы + руль»), при этом геометрия изменится только за счет характеристик руля. Во втором случае потребуется установка специальных переходников, которые встанут в штатные 22,2-миллиметровые посадочные места, но увеличат суммарную высоту на величину проставки. Поэтому здесь придется задуматься о такой комбинации руля с переходником, которая даст необходимую высоту, либо заменить верхнюю траверсу с несъемными креплениями на разборную (около $250). У тюнинговых зажимов есть возможность сдвинуть ось центральной трубы руля вдоль продольной оси мотоцикла — за счет ступенчатого сдвига зажимов вдоль траверсы либо с помощью несимметричности самого зажима. В первом случае траверса имеет насечку в виде зубчатой рейки, к которой в разных положениях (ближе или дальше от пилота) можно жестко закрепить зажим. А во втором зажим единожды ставится в одном положении – ближе или дальше от водителя.

Для установки защиты рук на штатный или тюнинговый руль потребуется определить места крепления кронштейнов. Поэтому рассчитывайте оптимальную длину ручек (до изгиба) на руле с учетом креплений. Лучше всего покупать руль вместе с защитой рук либо захватить ее с собой и примерить на месте. Для каждого руля, будь то 7/8 или 1 1/8 дюйма, предусмотрено двойное крепление защиты: кронштейнами в районе крутого подъема и цанговыми зажимами в торцах руля. Для кронштейнов производитель обычно предлагает три варианта крепления: с захватом под 22,2 мм, под 28,6 мм и под конус с переходом от 22,2 к 28,6 мм. Цанговый зажим бывает с двумя диаметрами втулки — для стального руля и для алюминиевого (меньше). Защита продается отдельно от кронштейнов, но в комплекте с двумя вариантами цангового зажима. Примерив на руле, выбираем и докупаем недостающие кронштейны с учетом диаметра той части, к которой будет крепиться кронштейн защиты.

Набор для перехода со стандарта 22,2 мм на 28,6 мм с увеличивающими высоту руля зажимами.

Съемные зажимы и переходники для установки руля большего диаметра на мотоцикл.


Тюнинговая траверса со съемными зажимами.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Выбирая руль, задумайтесь, где вы чаще всего передвигаетесь — по дорогам или вне их. По асфальту на мотоцикле удобно ехать сидя, а на грунте пилот привстает на подножках и переносит вес тела взад-вперед. Для преимущественно стоячей езды лучше подходит высокий руль, для сидячей – низкий. Чтобы определить удобное положение рук на руле, надо поставить байк на подставку, сесть на него и ослабить зажимы. Вращать руль от себя из крайнего нижнего положения до того момента, пока не станет комфортно, и зафиксировать его зажимом. Если в этом положении руль сильно отклонен от вас и ручки торчат вверх, то вам удобнее будет ездить с более высоким рулем. Наоборот, если руль наклонен к вам – более низкий руль. У кроссменов позиция атакующая – они в основном сидят ближе к баку и разгружают заднее колесо. Поэтому для них предпочтителен руль с меньшим загибом ручек. Для эндуристов этот параметр зависит от стиля езды: оттягиваясь назад или сидя посередине – руль с большим загибом, атакуя по-кроссовому — с меньшим.

Выбор руля, который будет максимально удобен, зависит от высоты, подъема, изгиба и в меньшей степени от ширины руля, так как в эндуро предпочтительны более узкие рули для маневрирования в лесу, а для мотокросса – широкие, для лучшего контроля. В то же время ничто не мешает немного обрезать сильно широкий руль, если остальные геометрические характеристики идеально подходят.

Два оставшихся параметра (длина ручек и ширина области крепления) отвечают за возможность установки руля на конкретный мотоцикл и удобство расположения органов управления. Перед установкой нового, более высокого руля следует проверить натяжение приводов органов управления – тросиков газа, проводов и шлангов переднего тормоза. Чаще всего при замене штатного руля проблемы могут возникнуть у эндуро: на руле с укороченной длиной ручек трудно уместить все органы управления, включающие громоздкие пульты управления светотехникой. В этом плане немного проще кроссменам — на руле кроссового мотоцикла из управления присутствует только рычаг сцепления с выключателем зажигания слева и рычаг переднего тормоза с ручкой газа — справа. Не редки случаи (на высоком руле), когда длины, например, шлангов не хватает и приходится вдобавок к рулю их заменять — или разворачивать ручки «низом вверх».

Рули для мотокросса

Несмотря на многочисленные бренды, которые в последние годы наводнили рынок, большая часть продаж рулей для мотокросса и внедорожного мотоспорта приходится всего лишь на нескольких мировых лидеров. Для того, чтобы занять место на прилавках, производитель должен иметь инновационный и полезный продукт, построенный из качественных материалов.

Руль Renthal.jpg

Без сомнения, мировым лидером в области производства рулей для мотокросса и внедорожной мототехники является Renthal (Англия). Компания использует эксклюзивный алюминиевый сплав и передовые производственные процессы, чтобы произвести полный спектр рулей. За более чем 40-летний опыт в производстве рулей они смогли завоевать доверие профессиональных команд и производителей OEM.

Отметим, что на счету Renthal — 176 титулов в мировых мотоциклетных чемпионатах и 173 в сериях АМА, больше, чем у других производителей вместе взятых. Кроме того, с каждым годом увеличивается количество производителей внедорожной мототехники, которые оснащают свои серийные модели рулями Renthal, в их числе Honda, Kawasaki, Suzuki и KTM.

22.jpg

Вторым по величине лидером в производстве рулей и аксессуаров считается компания Pro Taper (США), в ее линейке есть много моделей с различной классификацией и геометрией, которые можно подобрать в соответствии с личными предпочтениями. Также можно рекомендовать такие компании, как: ODI, Mika Metals, TORC 1, TAG Metals и некоторые другие.

23.jpg

Очень интересен руль американской компании Flexx Handlebar, который является достаточно трудоемким и технологичным продуктом. Он произведен из двух различных алюминиевых деталей серии 7000 с использованием новейших технологий в области обработки ЧПУ. Рули сделаны с предельной практической точностью и тщательностью. Строгие допуски проверяются на каждом этапе производства высококвалифицированными специалистами, гарантируя, что каждый экземпляр поступивший в продажу выполнен с беспрецедентной точностью. Но эти рули больше подходят для гонщиков, выступающих в таких дисциплинах внедорожного мотоспорта, как Баха, WORCs и других различных гонках на длинные дистанции, где высокие скорости и нагрузки. Конструкция изначально была предназначена для поглощения сильных ударов. Цена конечно не маленькая (~$360), но, видимо, он того стоит.

Классификация рулей

24.png

Алюминий и сталь — основные материалы, из которых изготавливают рули, они оба прочные, но алюминиевый легче. Из-за больших нагрузок в мотокроссе используют алюминиевые рули, которые бывают двух типов с диаметром трубы в центре 22,2 мм (7/8′) и 28,6 мм (1 1/8”). Диаметр центра руля может быть разным, а вот место для ручек имеет один диаметр — 22,2 мм. Renthal использует чрезвычайно жесткие допуски и эксклюзивный сплав, специально разработанные для изготовления рулей с определенными свойствами, которые помогают уменьшить вибрацию (основная причина усталости гонщика).

Давайте на примере рулей Renthal разберемся в их классификации. К слову, в линейке этого производителя есть рули не только для кроссовых мотоциклов, но и для мини-мотоциклов и ATV.

Renthal® 7/8″ — самый простой (менее прочный и недорогой) и до сих пор популярный внедорожный руль с перемычкой для жесткости. По всей длине у него одинаковый диаметр сечения трубы 22,2 мм (7/8”). В основном их ставят производители серийных кроссовых мотоциклов.

Renthal

Fatbar® занимает лидирующее положение на рынке рулей без перемычки. Благодаря коническому профилю стенки, диаметр центральной части 1-1 / 8″ или 28.6 мм, и он сужается к ручкам до 7/8″ или 22.2 мм. Устанавливаются на серийные модели КТМ и Suzuki.

24.png
Fatbar

Twinwall® (труба в трубе) разработан для более жестких условий гонки. Он имеет запатентованную конструкцию с использованием двух труб, позаимствованную из авиастроения, и сочетает в себе прочность, легкий вес и безопасность. С моментом своего появления в 1998 году Twinwall® стал выбором многих профессиональных гонщиков и команд.

25.png
Twinwall

27.jpg

Геометрия рулей

3.jpg

Теперь, что касается геометрии. Производится много моделей рулей и каждому изделию присваивается свой номер, он указан в центре руля. На сайте производителя можно ознакомиться с таблицами, где указаны различные варианты геометрии, которая имеет шесть параметров, обозначающих его размеры и форму. Руководствуясь этими параметрами и личными предпочтениями гонщик уже сам подбирает свой вариант руля. Например, у Twinwall® — 9 различных вариантов геометрии, у Renthal® 7/8″ и Fatbar® их 17 и 18 соответственно.

Некоторые таблицы есть внизу страницы.

Крепления

Кронштейн.jpg

Еще один немаловажный момент. В линейке каждого серьезного производителя рулей (ProTaper и Renthal) есть различные кронштейны крепления, переходники для установки Twinwall или Fatbar рулей 28,6 мм без смены стандартного крепления (22,2 мм) и «проставки» руля. Эта продукция изготовлена на станках с ЧПУ из алюминиевых заготовок (6082 Т-6) с черной анодированной лазерной гравировкой логотипа, а крепежные шпильки из закаленной хромированной никелевой стали. Например, если гонщик имеет высокий рост, то с помощью «проставок» можно добиться нужной высоты положения руля для комфортной езды.

28.jpg29.jpg

Переходники используются не только для увеличения высоты руля, но в тех случаях, когда нижнее крепление руля приварено к траверсе (на кроссовых мотоциклах до 1996 года и на более поздних эндуро) или вам нужен переход с 22,2 мм на 28, 6 мм руль. Если же вы хотите более высокое положение руля (например, у вас 22,2 мм руль), то лучше выбрать из таблицы на сайте производителя более высокую модель или поставить «проставки».

Для мотокросса они есть двух видов — на 22,2 мм и 28,6 мм руль, а высота варьируется от 10 до 30 мм.

30.jpg

Если же вы хотите перейти со стандартного 22,2 мм руля на 28,6 мм (у вас более «свежий» мотоцикл и съемное крепление руля к верхней траверсе), то достаточно просто купить крепления под «толстый» руль. Крепления руля бывают разной высоты, и вы их можете подобрать под свои предпочтения.

31.jpg

Также существует еще один вид крепления, когда верхнее крепление руля сплошное. С таким креплением шансы на то, что вы «завернете» руль намного меньше, так как уменьшена возможность «скручивания». В основном, такие крепления производят компании, специализирующиеся на тюнинге.

Подведем итог

Что хотелось бы отметить в заключении. Если вы профессиональный гонщик, то ваш выбор — 28 мм руль, который может уменьшить усталость и «забитые» руки. Но если вы гонщик выходного дня и бюджет не позволяет потратить дополнительные деньги на более дорогие рули, то вам вполне хватит и 22,2 мм руля, который и по ныне сохраняет свою популярность. Он легче и дешевле, чем его более дорогие аналоги. Однако, как мы уже говорили ранее — предпочтение полностью зависит от потребностей и выбор, как всегда, за вами.

В качестве напутствия можем сказать, что если вы погнули руль, то не пытайтесь его выпрямить — это нарушит структуру руля и увеличит риск получения травмы! Лучше его сразу заменить на новый. Удачи на трассах!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *