Через сколько километров регулировать клапана
Перейти к содержимому

Через сколько километров регулировать клапана

  • автор:

Когда нужна регулировка клапанов

Этот механизм (гидрокомпенсатор) имеется на всех современных автомобилях, но если у вас его нет, то придется регулировать тепловой зазор клапанного механизма «в рукопашную».

Если регулировкой пренебрегать, то с течением времени клапана начинают стучать, причем стук этот будет усиливаться с количеством пройденных километров. Стучать будет как на холодном моторе, так и на прогретом.

Естественно, что это существенно снизит ресурс как самого клапанного механизма, так и двигателя автомобиля в целом, поскольку от исправности элементов поршневой группы зависит работоспособность всех узлов силового агрегата.

Кроме стука в двигателе, невыставленный или неправильно выставленный зазор клапанов может повлечь и появление такой неприятности, как прострелы в глушителе.

Обычно хлопки начинают проявляться на прогретом моторе, сначала при работе ДВС под нагрузкой, а затем, с усилением неисправности, и при работе мотора на холостых оборотах.
Это связано с тем, неправильный тепловой зазор на такте сжатия не позволяет клапану закрыться полностью, что нарушает герметичность камеры сгорания.
В следствие этого, часть топливного заряда может попадать в выпускной коллектор и воспламеняться там.
Решить проблему может только регулировка клапанов и выставление правильного теплового зазора.

Отсутствие гидрокомпенсатора в моторе требует от автовладельца более внимательного отношения к своему автомобилю, поскольку периодичность проведения работ по регулировке клапанов определяется не производителем, а эмпирически, в процессе эксплуатации.
Проще говоря, появление шума при работе двигателя говорит о том, что пора регулировать клапаны пришла.

На автомобилях отечественного производства это случается примерно через 25-30 тысяч километров пробега.
На импортных машинах, где выставленный клапанный зазор в моторе ведет себя более стабильно, в два раза реже, примерно через 60-70 тыс.км пробега.
Однако, принимая во внимание, что иномарки без гидрокомпенсатора, это, как правило, сильно не новые автомобили в возрасте, то и необходимость в регулировке теплового зазора у них может возникать чаще, примерно, как у отечественных машин, плюс минус 5-10 тыс. км. пробега.

Специфика клапанного механизма при регулировке теплового зазора потребует определенных знаний и специальных инструментов, поэтому весь процесс лучше доверить профессионалам автосервиса.

Так, например, при выставлении зазоров необходимо учитывать тип ДВС.
Это касается соблюдения температуры двигателя, при которой регулировка клапанного зазора будет максимально точной.
Эти данные можно найти в руководстве автопроизводителя по ремонту конкретного мотора.
Чаще всего «регулировочная» температура это 20-25 градусов. Если температура будет выше предписанной, то отрегулировать клапана правильно без корректировки не получиться.

Измерение зазора производится специальным щупом под винтом регулировки, причем таких щупов может понадобиться несколько, чтобы исключить погрешность.

Следует иметь ввиду, что с первого раза выставить идеальный зазор технически невозможно.
Это связано с тем, что после фиксации зазора контргайкой, его величина неизбежно сбивается. Опытный мастер сделает нужную поправку на выявленную погрешность затяжки и немного увеличит зазор.

Уменьшать зазоры не рекомендуется, поскольку регулировка проводится на не прогретом, не работающем двигателе.
После пуска мотора и прогрева всех элементов ЦПГ, клапанный тепловой зазор станет меньше.
Умышленное уменьшение теплового зазора для снижения шумности мотора в дальнейшем повлечет негативные последствия в виде перегрева и прогара клапана, износа кулачков распредвала.

Производить регулировку клапанов на моторах с регулировочными шайбами несколько проще, но и здесь потребуется опыт подобных работ и опять же специальный инструмент.

Также будет важным соблюдение рекомендованной производителем температуры двигателя и точность измерений.
Их нужно делать дважды, до и после полного оборота распредвала. Размеры должны совпасть, в противном случае регулировку и замеры необходимо сделать заново.

Цены на регулировку клапанов двигателя
Наименование Двигатель Отечественные Иномарки
Поиск неисправности двигателя руб/час от 1000 1250
Клапан (притирка ) за 1 шт от 300 500
Клапана (регулировка ) зазоров 16 клапанов 16 клапанов от 1800 2200
Клапана (регулировка ) зазоров 8 клапанов 8 клапанов от 1100 1200
Распред. вал с регулировкой клапанов (с /у) V-образный V-образный от норматив
Распред. вал с регулировкой клапанов (с /у) однорядный однорядный от 1100 3500
Распред. Вал с регулировкой клапанов (с /у) оппозитный оппозитный от норматив

Как регулировать клапана

Водитель-новичок при появлении постороннего металлического стука из-под капота начинает паниковать и пытается как можно быстрее записаться на сервис. Но опытный автолюбитель понимает, что такой шум является признаком неправильной настройки тепловых зазоров в клапанном механизме ДВС. Зная, как отрегулировать клапана, можно устранить неисправность своими руками.

Что такое регулировка клапанов в автомобиле

Под этим термином понимают процесс установки просвета между кулачком распределительного вала и клапанным механизмом. Он предусмотрен производителем транспортного средства. Владелец автомобиля регулирует не сами клапана, а промежуток между двумя деталями узла подачи топлива и отвода отработанных газов.

Настройка нужна из-за особенностей функционирования двигателя внутреннего сгорания. Во время его работы для движения поршня в цилиндре воспламеняется топливно-воздушная смесь. В процессе горения она выделяет большой объем газов, которые толкают поршень. Он соединен с коленчатым валом, передающим момент вращения на трансмиссию автомобиля.

Эта схема предусматривает поступление бензина в цилиндры и отвод из них продуктов горения. Для выполнения этой задачи используются клапана. Они работают в определенной последовательности, чтобы открывать и закрывать подачу в нужный момент. Их движение синхронизирована с другими частями силового агрегата.

Клапаны подают топливо в цилиндр по входному каналу, запирают его в момент воспламенения, затем открывают выходной канал для вывода газов через выхлопную систему. Их движение в нужном порядке обеспечивает коленвал, который своими кулачками поднимает и опускает клапан в нужный момент. Зазор между этими двумя деталями и нужно регулировать.

регулировка клапанов.jpg

Как работает двигатель при неправильно отрегулированных клапанах

Характерным признаком неправильной регулировки является металлический стук, который доносится из-под капота авто. Он особенно хорошо слышен при нажатии на педаль газа и во время работы мотора до его прогрева.

Кроме того, регулировка клапанов необходима в таких случаях:

  • уменьшение мощности двигателя внутреннего сгорания;
  • снижение динамики разгона автомобиля;
  • нестабильная работа ДВС.

Обратите внимание, что эти симптомы могут говорить и о других поломках. Поэтому перед тем как отрегулировать клапана , необходимо провести диагностику двигателя.

Как отрегулировать клапана в двигателе

Регулировка зазора клапанов производится несколькими способами:

  1. Автоматически. Новые автомобили оснащены гидравлическими компенсаторами, которые сохраняют размер теплового зазора в процессе эксплуатации авто. Для поддержания нужного расстояния используется давление моторного масла.
  2. С помощью винтов. Для изменения просвета между клапаном и кулачком вала используется винт на толкателе. Он вращается вправо или влево, чтобы уменьшить или увеличить зазор. Для проверки просвета применяется набор щупов.
  3. Шайбами. Регулировка клапанов на автомобиле производится металлической шайбой нужной толщины.

Для самостоятельного выполнения этой работы необходимо точно знать, как правильно регулировать клапана и иметь соответствующий опыт.

Важность регулировки клапанов

Стандартная конструкция двигателя внутреннего сгорания предусматривает установку 2+ клапанов на один цилиндр. Они выполняют разные задачи:

  • впускной — впрыскивает топливо;
  • выпускной — отводит продукты сгорания смеси.

В силовом агрегате есть газораспределительный механизм (другое его название — клапанный), который отвечает за этот процесс.

По мере нагревания мотора металлические детали увеличиваются. Во избежание заклинивания системы подачи топливо-воздушной смеси инженеры сделали зазоры между кулачком и клапаном. Для нормальной работы силового агрегата эти просветы должны быть строго определенных размеров.

Отсутствие регулировки в течение долгого времени уменьшает КПД мотора, снижает его характеристики и увеличивает износ. Вот несколько примеров, зачем регулировать клапана:

  • Зазор маленький — клапан и седла будут подгорать во время работы;
  • Зазор большой — отверстие для впрыска смеси или отвода газов открывается не полностью, что нарушает режим работы двигателя.

Разберемся, как понять, что надо регулировать клапана . Явным признаком неисправности будет характерный металлический «цокот» и снижение динамических характеристик авто.

Частые вопросы о регулировке клапанов в машине

У владельцев машин с минимальным опытом технического обслуживания транспортных средств регулировка клапанов ДВС вызывает много вопросов. Разберем наиболее частые из них.

Что будет, если не регулировать клапана.

Изменение просвета между кулачком вала и клапаном негативно отражается на работе ДВС. Последствия возникают независимо от того, в какую сторону произошло изменение.

  • падение компрессии в цилиндрах из-за негерметичного закрытия клапана;
  • прорыв раскаленных газов в трубопровод подачи топлива или выпускную систему;
  • увеличение тепловой нагрузки на детали газораспределительного механизма;
  • перегрев и разрушение (прогар) клапана;
  • увеличение нагрузки на катализатор выхлопной системы;
  • повреждение поверхности цилиндра из-за абразивных частиц, попадающих внутрь;
  • снижение срока эксплуатации распредвала из-за ударной нагрузки на него;
  • уменьшение тяги двигателя из-за нарушения фаз газораспределения в цилиндрах.

В результате машина будет «тянуть» намного хуже, а мотору быстрее понадобится капитальный ремонт.

Регулировка клапановв.jpg

Зачем нужна регулировка клапанов двигателя

Для ответа на вопрос, зачем регулировать клапана автомобиля, необходимо понимать принцип работы газораспределительного механизма и роль, которую играет зазор.

  1. Если просвета не будет вообще, кулачок распределительного вала будет давить на клапан, что приведет к неполному закрытию отверстия в цилиндре. Результатом будет ухудшение компрессии, износ тарелки и седла клапана.
  2. Если просвет будет слишком большим, увеличится износ газораспределительного механизма и двигателя в целом. Клапана открываются позднее или меньше, чем этого требует цикл работы цилиндра.&nbsp

Нарушение режимов функционирования ДВС приводит к потере технических характеристик и повышенному расходу топлива.

Когда нужно делать регулировку клапанов

Производители транспортных средств могут указывать периодичность регулировки клапанов в рекомендациях по обслуживанию автомобилей. Опытные владельцы машин советуют проводить эту процедуру через 80 тыс. км. пробега. Во избежание поломок и увеличения ресурса ДВС лучше выставлять просветы через 50 тыс. км. независимо от марки и модели машины.

Особенно тщательно необходимо подходить к проверке, если в авто установлено газобаллонное оборудование. В этом случае выполнять процедуру лучше через 30 тыс. км. Связано это с повышенной температурой сгорания газа в цилиндрах, что приводит к большему нагреву деталей ГРМ.

Также уменьшить периоды между диагностикой нужно на тюнингованных или форсированных моторах. Например, если владелец авто сделал чип-тюнинг. В этом случае нагрузки повышаются, поэтому контролировать зазоры необходимо чаще.

Какие симптомы могут свидетельствовать об измененных зазорах

Независимо от количества пройденных километров следует проверять наличие симптомов неправильной работы газораспределительного узла.

По каким признакам надо производить регулировку клапанов:

  • мотор стал издавать сильный шум во время работы;
  • слышен цокот клапанов, который не пропадает после прогрева;
  • увеличился расход бензина во время езды;
  • снизилась тяга и мощность ДВС.

При покупке авто с пробегом процедуру проверки зазоров лучше включить в ближайшее ТО вместе со сменой масла и других технологических жидкостей.

Как часто нужно настраивать зазоры и какой их размер должен быть

Слесари по ремонту и регламентному обслуживанию машин предлагают такие периоды настройки зазоров клапанов:

  • Через 80 тыс. км. — если автомобиль эксплуатируется без превышения штатных нагрузок, водитель ездит аккуратно, по равнинной местности и не буксирует прицепы.
  • Через 50 тыс. км. — когда машина тюнинговалась для увеличения мощности двигателя, используется интенсивно и под высокой нагрузкой.
  • Через 30 тыс. км. — для автомобилей, в которых в качестве топлива используется газ. Необходимое оборудование может устанавливаться с завода или самостоятельно после приобретения машины.
  • Сразу после покупки — если транспортное средство приобретено с рук и предыдущий владелец не может подтвердить периодичность проведенных регламентных ТО. В этом случае регулировка клапанов проводится превентивно, чтобы избежать повышенного износа мотора.

Расстояние между кулачком вала и клапаном составляет десятые доли миллиметра. В зависимости от марки и модели авто оно равно от 0,1 до 0,4 мм. Замеры этих величин производятся с помощью пластин-щупов, которые можно приобрести в магазине автозапчастей. Они имеют разную толщину с шагом в 0,05 мм.

Точные данные для регулировки зазоров клапанов своими руками необходимо уточнить в руководстве по ремонту авто конкретной марки. Учитывайте, что зазор на впуске и выпуске будет разным из-за неравномерного нагрева этих деталей во время работы.

Если собственник машины не имеет необходимых знаний и опыта, поможет специалист или опытный знакомый.

Порядок регулировки клапанов в машине

Разберемся, как проводится регулировка клапанов ГРМ. Технология выполнения этой операции зависит от автомобиля и подробно описана в документации производителя. Ниже изложен примерный алгоритм действий.

Автоматическая установка зазоров

Новые транспортные средства не нуждаются в этой операции. Для поддержания величины зазора в них используются гидрокомпенсаторы. Они способны компенсировать изменение просвета при нагреве за счет давления масла, используемого для смазки силового агрегата.

Гидравлические компенсаторы регулировать не нужно. Основная задача владельца машины в этом случае — следить за их чистотой и работоспособностью. В случае обнаружения грязи и заклинивания деталей, рекомендуется проконтролировать размер зазоров и при необходимости, восстановить начальное значение.

Регулировка винтами

Технология выставления нужного просвета между кулачком распредвала и клапаном зависит от автомобиля. Для примера изучим порядок действий, предусмотренный для российской машины ВАЗ 2107.

Прежде всего разберемся, какая температура должна быть при регулировке клапанов. Все работы проводятся на полностью остывшем моторе, чтобы избежать теплового расширения металлических деталей.

В «семерке» клапаны открываются путем оказания механического воздействия эксцентричным кулачком распределительного вала. Он давит на шток рычага. Регулировать нужно расстояние, которое образуется между кулачком в месте, противоположном эксцентрику.

Для придания узлам ГРМ нужного положения необходимо использовать следующую таблицу.

Угол коленвала Угол распредвала Цилиндр Клапан
0 0 4, 3 8, 6
180 90 2, 4 4, 7
360 180 1, 2 1, 3
540 270 3, 1 5, 2

Начинать работу нужно с поворота коленвала таким образом, чтобы поршень четвертого цилиндра достиг верхней мертвой точки. В этом случае впускной и выпускной клапан нужного цилиндра будут находиться в закрытом состоянии.

Затем следует повернуть коленвал еще до тех пор, пока метка на звездочке не совпадает с риской на корпусе. Далее нужно использовать пластину толщиной 0,15 мм для замера и гаечные ключи на 13 и 17 для вращения регулирующих гаек.

Схема действий следующая:

  1. Вставить измерительный щуп в промежуток между кулачком вала и рычагом шестого клапана. Он должен двигаться с небольшим усилием.
  2. Если пластина болтается или не помещается в задор, необходима регулировка.
  3. Увеличивать и уменьшать тепловой зазор можно с помощью регулирующего болта и контргайки. Таким образом необходимо выполнить проверку клапанов под номерами 6 и 8.

После этого алгоритм действий повторяется для остальных цилиндров. Выставить в нужное положение все элементы ГРМ можно путем вращения коленвала на 180 градусов. Это позволит провернуть распределительный вал на 90 градусов. На каждом этапе производится выставление зазоров клапанов, указанных в таблице выше.

Обратите внимание, что необходимо строго соблюдать описанную последовательность операций, не путать угол проворота и номера. В противном случае ГРМ будет работать неправильно.

Если у владельца авто есть минимальный навык работы с инструментами и понимание принципов работы двигателя внутреннего сгорания, регулировка клапанов ГРМ не вызовет трудностей.

Регулировка шайбами и толкателями

В автомобилях некоторых производителей с приводом на передние колеса, выставление зазора производится с помощью шайбы. Порядок действий будет таким же, что описан выше. Исключением является лишь то, что вращать болт не понадобится.

Для изменения расстояния используются тонкие шайбы. На них нанесена маркировка, обозначающая толщину деталей. Для выставления зазора необходимо вставить ее в газораспределительный механизм.

Иногда определить толщину шайбы по маркировке невозможно. В этом случае можно измерить ее микрометром или штангенциркулем, которые позволяют определять размеры в долях миллиметра.

Также автомобилисты ранее использовали для настройки двигателя индикатор и рейку. Плюс такого варианта в том, что просвет выставляется с учетом физического износа деталей газораспределительного механизма. Им можно пользоваться в том случае, если вы приобрели автомобиль с большим пробегом.

  1. Вал вращается до совпадения меток на элементах ГРМ.
  2. На головку блока цилиндров устанавливается рейка. На нее ставится индикатор.
  3. Лапка индикатора монтируется на кулачок распределительного вала. Далее он перемещается вверх, чтобы стрелка индикатора прошла 52 деления.

Если стрелка прошла меньше или больше делений, следует отрегулировать зазор с помощью винта или шайбы в зависимости от модели автомобиля.

Периодичность регулировки клапанов

От способа выставления зазора между элементами ГРМ зависит периодичность регулировки. Работники сервисных центров с большим опытом предлагают такие варианты:

  • При регулировке винтами проводить процедуру рекомендуется через 10-40 тыс. км. пробега машины.
  • При регулировке с помощью шайб промежуток может быть большим и составляет от 20 до 100 тыс. км.

На практике владельцы авто больше ориентируются на режим эксплуатации автомобиля. Если машина используется с высокой интенсивностью и в экстремальных режимах, регулировка понадобится раньше. Особенно когда слышен «цокот» в моторе после его прогрева.

Заключение

В двигателе внутреннего сгорания нужно постоянно сохранять тепловой зазор между клапаном и распредвалом, который предусмотрен конструкцией авто. В противном случае владелец машины столкнется с падением мощности, уменьшением времени эксплуатации и другими неприятностями.

Руководствуясь инструкцией, можно отрегулировать клапана самостоятельно. Но если вы не уверены в своих силах, лучше доверить эту процедуру профессионалам.

Регулировка клапанов: что это, зачем нужно, и что будет, если ее не делать

Если вы становились свидетелем сцены, когда опытный автомобилист деловито открывал капот машины (вашей или своей), некоторое время вслушивался в звук работающего мотора, а потом многозначительно произносил фразу «клапаны надо отрегулировать», но при этом для вас его слова были не понятнее звука двигателя, который он слушал, то сегодня мы попробуем этот пробел восполнить. Что такое регулировка клапанов, зачем она нужна, когда ее нужно делать, и что будет, если ее не делать совсем? И почему на многих машинах регулировка клапанов вообще не нужна? Давайте разберемся.

Что такое регулировка клапанов?

Р абота обычного поршневого двигателя предполагает подачу в цилиндры топливовоздушной смеси и отвод из них отработавших газов. Обе функции выполняют клапаны – соответственно, впускные и выпускные, попеременно открываясь в нужное время для наполнения и опорожнения цилиндра. Управляет их работой распределительный вал, имеющий специальные кулачки, которые воздействуют на верхнюю часть клапана, открывая его в цилиндр. Конструкций приводного механизма существует несколько – распредвал может воздействовать на клапаны почти непосредственно, надавливая кулачком на толкатели, или, к примеру, через специальные коромысла, толкая один их конец, в то время как другой давит на клапан. Но в любом из случаев в конструкции есть интересующая нас особенность: тепловой зазор между кулачком распредвала и деталью клапанного механизма, которая открывает клапан. Ведь рабочая температура деталей двигателя, особенно клапанного механизма и собственно клапанов, очень высока, а при нагревании металл имеет свойство расширяться, что приводит, в частности, к удлинению клапана. Именно для компенсации этого расширения нужен тепловой зазор, а регулировка этого зазора и называется «регулировкой клапанов»

Да, с логической точки зрения формулировка «регулировка клапанов» не совсем верна. Клапан при нормальных условиях, когда на него не давит кулачок распредвала, закрыт: тарелка клапана плотно прижата пружиной к седлу в головке блока цилиндров, а должная герметичность обеспечивается фасками на обоих элементах. Соответственно, никакая регулировка клапану здесь не требуется – а вот тепловой зазор должен быть правильным. То есть, более корректно говорить не «регулировка клапанов», а «регулировка теплового зазора привода клапанов».

Зачем нужна регулировка клапанов?

Если представить себе комбинацию «клапан – толкатель – распредвал» без теплового зазора – то есть, плотно прилегающими друг к другу при неработающем двигателе, то несложно понять, что при выходе на рабочую температуру на удлинившийся клапан, «вытягиваемый пружиной из цилиндра» в сторону распредвала, из-за температурного расширения начнет постоянно давить этот самый распредвал, приводя к небольшому сжатию пружины и неплотному закрытию клапана. То есть, при достижении рабочей температуры клапан фактически перестанет полноценно выполнять одну из своих функций: плотно закрываться для герметизации камеры сгорания и ее изоляции от впускного или выпускного тракта.

Второй вариант – увеличение теплового зазора: например, из-за износа поверхностей кулачков распредвала и элементов привода клапанов. В этом случае даже после достижения двигателем рабочей температуры между распредвалом и клапанным механизмом будет оставаться зазор, а касаться они будут ударно и только в момент воздействия кулачка. Это уже пагубно влияет на ресурс клапанного механизма, но есть и другие последствия: клапан будет открываться чуть позже и не полностью – а значит, ухудшится наполняемость цилиндра топливовоздушной смесью.

Что будет, если не регулировать клапаны?

Если не регулировать клапаны своевременно, это приведет к изменению теплового зазора. При этом и увеличение, и уменьшение теплового зазора, как мы уже поняли, негативно влияет на ресурс и работу двигателя. Уменьшение зазора означает неполное закрытие клапанов, которое приводит к ряду последствий. Негерметичность камеры сгорания из-за приоткрытого клапана приводит к падению компрессии и прорыву раскаленных газов во впускной или выпускной тракт (в зависимости от того, впускной или выпускной клапан приоткрыт).

Кроме того, стоит отметить значительно увеличивающуюся тепловую нагрузку на клапаны. Ведь плотный контакт закрытого клапана с седлом – это одно из важных условий его охлаждения, а если клапан неплотно прилегает к седлу, охлаждение ощутимо ухудшается. Особенно это касается выпускных клапанов: впускные дополнительно охлаждаются поступающей в цилиндры топливовоздушной смесью, а вот выпускные обеспечивают выход отработавших газов крайне высокой температуры, и для них охлаждение в зоне контакта с седлом имеет критическую важность. В крайнем случае плохое охлаждение клапана из-за малого теплового зазора может привести к его перегреву и разрушению – так называемому прогару. Кроме того, прорыв горящей топливовоздушной смеси в выпускной тракт повышает нагрузку на катализатор (а при его разрушении абразивная пыль может повредить и цилиндры).

Последствия увеличения теплового зазора несколько иные. Как было сказано выше, оно приводит к ударному воздействию распредвала на клапанный механизм, что негативно сказывается на его ресурсе, а также к несвоевременному и неполному открытию клапана. Ухудшение наполнения цилиндра топливовоздушной смесью при этом означает нарушение фаз газораспределения и снижение отдачи мотора: то есть, он будет хуже тянуть.

Как узнать, каким должен быть тепловой зазор?

В целом величина теплового зазора, разумеется, очень невелика, это десятые доли миллиметра – примерно 0,1-0,4 мм. При этом ее обычно определяют с помощью набора щупов с шагом в 0,05 мм и менее – то есть, соблюдается точность до сотых. Стоит отметить, что тепловой зазор для впускных и выпускных клапанов различается: как мы уже знаем, выпускные клапаны нагреваются сильнее – а следовательно, сильнее увеличиваются в размерах и требуют большего теплового зазора.

На практике знать конкретные значения теплового зазора нужно только для регулировки – то есть, если вы не занимаетесь ей самостоятельно, эти цифры вам не слишком пригодятся.

Как узнать, когда регулировать клапаны

Периодичность регулировки клапанов, если она предусмотрена конструкцией мотора, указывается в руководстве по эксплуатации автомобиля. В целом эта процедура выполняется не так часто – обычно это каждые 50-80 тысяч километров. Однако и более частая проверка не повредит – особенно если машина оснащена газобаллонным оборудованием, так как газовое топливо повышает тепловую нагрузку на мотор.

Ну а если автомобиль приобретен не новым, и его пробег уже немаленький, то регулировка теплового зазора точно не будет лишней – нужно лишь выяснить, предусмотрена ли она конструкцией.

Как регулировать клапаны?

Существует несколько конструктивных вариантов регулировки теплового зазора. К примеру, один из вариантов – это подбор шайб нужной толщины, которые вставляются между толкателем клапана и кулачком распредвала. Для регулировки зазора он сначала замеряется с имеющейся шайбой, а потом шайба при необходимости заменяется на другую, большей или меньшей толщины. Альтернативный вариант при схожей конструкции – подборка не регулировочных шайб нужной толщины, а самих толкателей с необходимыми параметрами.

Такой метод регулировки мы наглядно показывали в отдельном материале на примере Renault Logan.

Почему на некоторых моторах клапаны регулировать не нужно?

Неоднократное уточнение о том, что регулировка клапанов должна быть предусмотрена конструкцией мотора, весьма важно: ведь многие двигатели этой процедуры не требуют. Зависит это от того, оснащен ли мотор гидрокомпенсаторами: это устройства, предназначенные для автоматической регулировки теплового зазора. Они работают за счет масла, поступающего в них из двигателя (поэтому, собственно, и называются « гидро компенсаторами») и полностью исключают необходимость периодической ручной регулировки клапанов. Сами они, конечно же, тоже не вечны – о необходимости их проверки и замены говорит все тот же цокающий стук, не исчезающий вскоре после запуска, а порой даже после прогрева двигателя. Однако главное, что нужно знать в контексте этого материала – это то, что моторам, оснащенным гидрокомпенсаторами, регулировка клапанов не нужна.

Регулировка клапанов: что это и зачем она нужна

Фото: Shutterstock

Одним из важных элементов двигателей внутреннего сгорания являются клапаны, благодаря которым в цилиндры поступает топливная смесь. Но бывает, что клапаны начинают плохо выполнять свою работу.

Что такое регулировка клапанов

Регулировка клапанов — это процесс, при котором настраиваются так называемые тепловые зазоры между кулачком распредвала и деталями клапанного механизма. То есть при регулировке клапанов корректируются не сами клапаны, а именно зазоры между ними и другими деталями.

В цилиндре обычного автомобильного двигателя происходит сжигание смеси топлива и воздуха. В результате там образуются продукты сгорания, которые толкают поршень, а он в свою очередь вращает коленвал, соединенный с трансмиссией. Затем отработавшие газы удаляются из цилиндра в выхлопную систему.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

То есть смесь топлива и бензина должна сначала попасть внутрь цилиндра, а затем «лишние» газы должны выйти оттуда. Подавать смесь в цилиндры двигателя нужно не «когда попало», а строго в определенный момент и в требуемом количестве. Иначе двигатель нормально работать не сможет. Также газы должны и выводиться вовремя. Для этого и нужны клапаны, которые открываются и закрываются в нужное время, запуская в цилиндр смесь и выпуская отработанные газы.

Двигатели оборудуются так называемым распределительным валом. Упрощенно схема его работы примерно такова. Он вращается вместе с коленвалом и «толкает» специальными кулачками клапаны, заставляя их то открываться, то закрываться.

Во время работы детали двигателя сильно нагреваются. А при нагревании тела имеют свойство расширяться. При проектировании мотора обязательно учитывается это явление. Ведь иначе после того, как двигатель нагреется, то клапаны будут работать не так, как задумывалось инженерами. Поэтому делается так называемый тепловой зазор между деталями клапанного механизма и распредвалом. Регулировка этого зазора и называется «регулировкой клапанов».

Если клапаны не отрегулированы, то это может привести к увеличению расхода топлива

Если клапаны не отрегулированы, то это может привести к увеличению расхода топлива (Фото: Shutterstock)

Зачем нужна регулировка клапанов

Регулировка клапанов требуется для своевременного их срабатывания и правильной работы двигателя. Если же клапаны не отрегулированы, то могут быть неприятные последствия.

  1. «Неправильный» тепловой зазор может привести к снижению мощности двигателя, а также увеличению расхода топлива.
  2. Неотрегулированные клапаны гораздо сильнее изнашиваются.
  3. Длительная эксплуатация двигателя с неотрегулированными клапанами приводит к преждевременному износу практически всех деталей мотора, следовательно, к необходимости капитального ремонта.

Кроме того, «неправильные» зазоры могут ухудшить экологичность выхлопа: в выхлопную систему может попасть несгоревшее топливо. И это влияет не только на экологию, но на износ катализатора.

Когда нужна регулировка клапанов

Следует вовремя осуществлять регулировку клапанов. На старых машинах она делается примерно раз в 60-80 тыс. км пробега (но все зависит от конструкции двигателя, манеры езды водителя, периодичности обслуживания и пр).

Поэтому автовладельцу стоит обращать внимание на симптомы, которые указывают на необходимость регулировки.

  • Характерный металлический стук при работе двигателя (особенно в случаях, когда он не проходит при прогреве мотора).
  • Снижение мощности и, соответственно, ухудшение разгона.
  • Повышенный расход топлива.
  • Неустойчивые обороты на холостом ходу.

Конечно, эти признаки могут говорить как о «неправильном» тепловом зазоре, так и о других неисправностях. В любом случае игнорировать их не стоит.

Как регулируют клапаны

Способов регулировки несколько. Расскажем про самые распространенные из них.

  • Автоматическая регулировка. На современных автомобилях регулировка клапанов обычно делается «сама». Для этого двигатели оснащаются так называемыми гидрокомпенсаторами. Эти устройства поддерживают заданный тепловой зазор, используя давление моторного масла.
  • Регулировка винтами. В этом случае мастер использует регулировочный винт на толкателе, который взаимодействует с клапаном. Винт вращается и либо приближается к клапану, уменьшая зазор, либо отдаляется от него, а зазор, соответственно, увеличивается. Для контроля зазора используется специальный щуп.
  • Регулировка шайбами. Толкатель снимается, и под него подкладывается тонкая металлическая шайба.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *