Чем отличается москвич 403 от 407
Перейти к содержимому

Чем отличается москвич 403 от 407

  • автор:

Загадки индексов: почему 403-й Москвич шёл за 407-м и куда пропали 404, 405, 406 и 409?

Советские автомобили 50-60-х годов обычно носили какой-то цифровой индекс, и он не менялся ни при каких модернизациях. Первая «Волга» всегда звалась ГАЗ-21, ну может, в первые годы М-21. Популярный «Газик» всегда звался ГАЗ-69, даже когда его строили на УАЗе. Первый «Запорожец» всегда был ЗАЗ-965. Но существовало одно исключение. На заводе МЗМА для «Москвичей» применялась какая-то запутанная нумерация. Первая модель популярного семейства носила номер «Москвич-402», потом ему на смену пришел Москвич-407, а последний вариант семейства назывался Москвич-403. Эта непоследовательная система индексов многих сбивала с толку и в 60-х, и в наши дни. Мы разберемся в её причинах, а заодно расскажем, куда пропали промежуточные номера 404, 405 и 406.

ГАЗ-21 ЗАЗ 965

Много цифр не бывает!

И ндекс модели в советском автопроме играл существенную роль. Он был необходим для составления конструкторской документации на автомобиль в сборе и на каждую деталь. Причём у каждой детали каждого автомобиля был свой индивидуальный индекс. Он состоял из обозначения модели и через чёрточку – собственного, обычно семизначного индекса детали. Например, 408-1602515 — это «грибок распорный манжеты привода включения сцепления». По этим индексам конструкторы следили за документацией и вводили в неё изменения, производственники получали указания поставить столько-то деталей с указанным индексом на конвейер, а столько-то в запчасти.

Отдельными приказами вводились изменения – с такого-то числа такую-то деталь заменить другим индексом, а для такой-то изменить материал или технологию. По этим же индексам составлялись каталоги запчастей, а снабженцы заказывали их. Остро необходимы были индексы в любых переписках со смежными производствами, выпускавшими комплектующие.

Но существовал и индекс всей модели автомобиля в сборе, обычно определявшийся ГОСТом, общим для всех заводов Министерства автомобильной промышленности принципом индексации и Техническими условиями (ТУ) на каждую модель. С 1945 года работало правило трёхзначных индексов, где каждому заводу выделялся свой набор цифр. Например за ГАЗом закреплялись числа от 1 до 99, за ЗИСом, потом ЗИЛом – от 100 до 199, за МЗМА – от 400 до 449. Нередко отдельный индекс присваивали кузову или двигателю. Например, ГАЗ-30, это был кузов «Победы», а ГАЗ-81 – кабина и оперение ГАЗ-51.

Первым числом 400 обозначались шасси и двигатель первой, полностью скопированной с Опеля модели Москвича. Вопреки заблуждению, её выпускали не по «немецкой документации», а по полному комплекту чертежей, вычерченному в ОГК МЗМА. Эти чертежи действительно существуют, и я видел их своими глазами. Но кузову присвоили отдельный индекс 420, а автомобиль в сборе по ТУ назывался Москвич-400-420. Индекс 401 появился в 1946 году и обозначал новые или модернизированные узлы, которые в ОГК разрабатывали уже полностью самостоятельно, без оглядки на Opel: двигатель, коробку передач, ручной тормоз и так далее. Их внедряли в производство в течении восьми лет, и только в 1954-м, после полного завершения модернизации, были переизданы ТУ, и автомобиль переименовали в Москвич-401-420.

Москвич-400-420 и Москвич-401-420 внешне не отличались

Война моторов

Осенью 1949 года главный конструктор завода Н.И. Борисов под давлением своего заместителя А.Ф. Андронова утвердил в Министерстве технический проект полностью нового автомобиля «Москвич» современной конструкции, не скопированного ни с какой иномарки, под перспективным индексом шасси и двигателя 402. Кузов по-старинке обозначили отдельным числом 425. Первые компоновки и даже ходовые образцы отличались от будущей серийной модели, как автомобили другой марки. Но оба индекса продолжали действовать в течение всех лет опытно-конструкторских работ. Поэтому основные детали кузова всех седанов семейств 402, 407 и 403 попали в каталоги запчастей под числом 425, а в среде автолюбителей возникло жаргонное словосочетание «четыреста двадцать пятый кузов».

Москвич-402 425

Серийное производство машин этого семейства началось в апреле 1956 года. По ТУ базовый седан носил марку Москвич-402-425. Новый автомобиль получил более вместительный салон, по сравнению с предшественником, а значит, увеличенные габариты и массу. Поэтому он требовал более мощного двигателя. Это было ясно с самого начала, и с 1950 по 1955 годы шел поиск модели нового мотора.

Первыми вариантами были два очень разных мотора. Нижнеклапанный увеличенного рабочего объема получил индекс шасси 402, а второй двигатель отличался комбинированным ГРМ с верхними впускными и нижними выпускными клапанами. Его назвали 403. Оба мотора экспериментальный цех построил в 1951 году, и их испытывали на первом ходовом макетном образце Москвича-402-425, а также на спортивных машинах. Андронов, теперь уже главный конструктор, и начальник КБ двигателей Е.В. Кнопф быстро поняли, что такая схема ГРМ бесперспективна, а будущее исключительно за верхнеклапанными механизмами.

Первый макетный Москвич-402-425 1951 Первый макетный Москвич-402-425 1951

Первый макетный Москвич-402-425 1951

Первый верхнеклапанный вариант, во многом оригинальный, предложил в 1953 году конструктор И.И. Окунев. Этому двигателю достался индекс 404. По результатам испытаний мотор усовершенствовали. Сохранив рабочий объём и ряд конструктивных особенностей, второй вариант верхнеклапанного мотора переименовали в 405.

Надо сказать, индексы этих двух двигателей попали в открытую печать через много лет в исторических статьях Л.М. Шугурова в журнале «За рулём». Но Шугуров представил дело так, будто это какие-то специальные двигатели для гоночных машин. Это не верно. Действительно, по одному-два построенных образца моторов 404 и 405 испытывали на спортивно-гоночных прототипах заводской команды. Но, скажем, 404-х двигателей построили, как минимум, 8. Сколько 405-х существовало в металле, неизвестно, но точно несколько. Все эти моторы испытывали на стендах, но главное, на опытных образцах седанов Москвич-402-425, а некоторые даже на гражданских машинах со старым 420-м кузовом. Спорт был второй, вспомогательной специальностью двигателей 404 и 405, стендом для проверки одного экземпляра в экстремальных условиях. Названные двигатели предназначались для обычного гражданского автомобиля и их образцы проходили всесторонние испытания на строившихся экспериментальным цехом седанах.

Москвич-402 425

В воспоминаниях Андронова о моторах 404 и 405 сказано скупо: «не были допущены к производству». Основная версия – они не соответствовали существовавшему оборудованию цеха «Мотор», а министерство не выделило заводу средств на реконструкцию. Но есть и более интересная версия.

Видимо, кому-то пришла в голову идея вывести «Москвич» в более высокий класс. Для этого, как тогда считалось, надо увеличить рабочий объём двигателя с 1,1 до 1,5 л. И такой мотор, полностью новый, появился в 1955 году. Не странно, что ему дали номер 406. Об этом двигателе известно мало, описания его конструкции противоречивы. Но у меня в руках побывал Протокол заседания технического совета Минавтопрома, состоявшегося в ноябре 1955 года, где обсуждали, выпускать двигатель 406, или нет.

Удивительно, но против Андронова ополчились его же коллеги конструкторы. Знаменитый А.А. Липгарт выступал агрессивно, требуя запретить МЗМА создавать «Москвич» более высокого класса. В значительно менее резкой форме его поддержал А.Н. Островцев, когда-то главный конструктор КИМа, в войну ушедший на ЗИС. Ведущий специалист по внедорожникам В.А. Грачёв убеждал, что полноприводный Москвич-410 с 1,5 литровым мотором по тяговым качествам встанет в ряд с ГАЗ-69, а это недопустимо. Издержки плановой экономики.

ГАЗ-69

Сторонниками двигателя 406 оказались генералы и полковники, представлявшие Министерство обороны. Им как раз понравилась идея маленькой мощной машины, а «Москвич» со свойствами ГАЗ-69 вообще вызвал восторг. Но авторитет военных не спас ситуацию. Министерство автомобильной промышленности не выделило МЗМА средств на реконструкцию цеха «Мотор».

Оставался один вариант — разрабатывать верхнеклапанный двигатель, который можно было бы выпускать на существующем оборудовании, при этом максимально возможно увеличив рабочий объём. И.И. Окунев с коллегами И.А. Гладилиным и Я.В. Горячим сконструировали такой мотор, законно присвоив ему индекс 407. Но в начале 1956-го этот двигатель был, мягко говоря, не готов к производству. А автомобиль в целом – хоть завтра на конвейер.

Поэтому в качестве временного компромисса выбрали самый простой нижнеклапанный двигатель 402, спроектированный под руководством В.А. Митрофанова. От мотора 401 он отличался увеличенным с 1074 до 1220 см рабочим объёмом и выросшей с 26 до 35 л.с.мощностью. Так пошедший в серию в апреле 1956-го седан получил «первородный» индекс семейства Москвич-402-425.

Рестайлинг по-советски

Конструкторы и испытатели ОГК сумели довести до готовности двигатель 407 осенью 1957 года. Тем временем кузовщики колдовали над небольшими и простыми деталями, позволяющими облагородить автомобиль: комплект молдингов на боковину, новые яркие обивочные материалы. Практически сделали модификацию «Люкс». Появление нового двигателя сам бог велел совместить с внедрением улучшенной отделки. Чтобы подать новинку поэффектнее, ей и присвоили новое наименование Москвич-407.

Москвич-407 1957

Официальной датой начала выпуска Москвича-407 считается май 1958 года. Но в заводских приказах и отчётах мне удалось найти информацию о том, что моторы 407 рабочим объёмом 1358 см3 и мощностью 45 л.с. завод выпускал небольшими партиями по 50-100 штук уже с октября 1957-го. Их поначалу ставили больше на универсалы Москвич-423, которые небольшими партиями строил цех малых серий – эта машина нуждалась в мощном двигателе больше, чем седан.

Чем «Москвич-403» отличается от «407» и почему М-403 стал последним серийно выпускавшимся автомобилем в серии 402–407?

6c9e0a16a123d6974c27693c729e106f_w650.jpg

Комментарии: 1 08.11.2021 Автомобиль «Москвич-403» производили в одно и то же время с «Москвичом-407» и «Москвичом-408». В серии 402-407 модификация «403» стала последней серийной, чему есть свои причины. М-403 комплектовался другими передней подвеской, рулевым управлением и подрамником, чем М-407. Первый получил все эти компоненты именно от М-408.

Мотор для 403-го и 407-го был одинаковым — четырехцилиндровым, бензиновым емкостью 1,4 литра и мощностью 45 л.с. Он взаимодействовал с задним приводом. Инженеры в 1964 году модифицировали агрегат М-407Д: появились упорные полукольца коленвала, а диаметр коренных шеек коленвала увеличился до 57 мм с 51 мм.

62cfff7ee40e7f9f25b231d70283feca_w650.jpg

«Москвич-403» получил трехсоставные задние фонари, у 407-го были двухсоставные. М-403 сходил с конвейера четырехместным, но задний ряд все равно являлся очень просторным. Руль этого автомобиля оснащался кольцом звукового сигнала, переключатель поворотов находился с левой стороны, а на М-407 он располагался на верхней части рулевой колонки. Привод сцепления на «Москвиче-407» механический, а на М-408 — гидравлический. Массовое производство М-408 требовало множество кузовных элементов, но предприятия испытывали сложности с выштамповкой этих деталей, поэтому завод приступил к выпуску М-403. Он не стал переходной модификацией между 407-м и 408-м, но оказался последней серийной машиной серии. Кстати, Москвич-403 имел такие варианты исполнения: М-403 — базовая модель-седан; М-403Т — модификация «такси». М-403Э — экспортная модификация, которая отличалась внешней облицовкой; М-403Ю — модификация в южном климатическом исполнении; М-403ЭЮ – экспортная модификация в южном климатическом исполнении.

Чем Москвич-403 отличается от Москвича-407

москвич, ретро

Комментарии: 1 23.11.2021 Малолитражный отечественный автомобиль Москвич-403 был создан для всех слоев населения. За базу взяли модель М-407. Серийная сборка транспортного средства производилась на заводе МЗМА в период с 1962 по 1965 годы включительно. Производство модели Москвич-403 осуществлялось параллельно с автомобилями Москвич-407, которые были более востребованными в своем сегменте. Всего за время массового выпуска с конвейера сошло 105 726 единиц.

fe02613e115badd8202d2f174d1b26fe_w650.jpg

В движение автомобиль М-403 приводил 1,4 литровый мотор, мощностью 45 лошадиных сил. Вместе с ним работала механическая коробка передач. Максимальная скорость составляла 115 километров в час. Разогнаться до 100 километров в час удавалось за 36 секунд. Под капотом М-407 находился бензиновый мотор, мощностью 45 лошадиных сил, работающий в паре с механикой и задним приводом. Однако разогнаться до 100 километров в час удавалось за 32 секунды.

329ffd2e8b32b0f1b7b024062552e1d7_w650.jpgНебольшое багажное отделение позволяло перевозить только несколько сумок с продуктами. М-403 четырехместный. Не нужно забывать, что это малолитражный автомобиль, но, несмотря на этот факт, для двух пассажиров места на заднем диване предостаточно. У М-407 багажник был более вместительным. be54c0b2001e90ab5df778ba4e9113dc_w650.jpgВ салоне было еще одно отличие от М-407, которое заключалось в рулевом колесе. Руль в М-403 другой, он травмобезопасный, с кольцом звукового сигнала. Переключатель поворотов на М-403 находится с левой стороны, на М-407 он занимал центральное место на рулевом колесе. Педали в М-403 были подвесные, а в М-407 напольные. f2b10cce50b4ef80d718d79ff68d0ad0_w650.jpg d85776a44ef9da3b54c14ecba9c4bc9f_w650.jpgС технической точки зрения главное отличие транспортных средств было в динамике. М-407 более быстро набирал скорость, уверенно чувствуя себя на дорогах, а вот М-403 был более медленным. Ранее издание CAR.RU рассказывало и о других отличиях этих моделей друг от друга.

Чем Москвич-403 отличается от Москвича-407

Малолитражный отечественный автомобиль Москвич-403 был создан для всех слоев населения. За базу взяли модель М-407.

Чем Москвич-403 отличается от Москвича-407

Серийная сборка транспортного средства производилась на заводе МЗМА в период с 1962 по 1965 годы включительно. Производство модели Москвич-403 осуществлялось параллельно с автомобилями Москвич-407, которые были более востребованными в своем сегменте. Всего за время массового выпуска с конвейера сошло 105 726 единиц.

В движение автомобиль М-403 приводил 1,4 литровый мотор, мощностью 45 лошадиных сил. Вместе с ним работала механическая коробка передач. Максимальная скорость составляла 115 километров в час. Разогнаться до 100 километров в час удавалось за 36 секунд. Под капотом М-407 находился бензиновый мотор, мощностью 45 лошадиных сил, работающий в паре с механикой и задним приводом. Однако разогнаться до 100 километров в час удавалось за 32 секунды.

Небольшое багажное отделение позволяло перевозить только несколько сумок с продуктами. М-403 четырехместный. Не нужно забывать, что это малолитражный автомобиль, но, несмотря на этот факт, для двух пассажиров места на заднем диване предостаточно. У М-407 багажник был более вместительным.

В салоне было еще одно отличие от М-407, которое заключалось в рулевом колесе. Руль в М-403 другой, он травмобезопасный, с кольцом звукового сигнала. Переключатель поворотов на М-403 находится с левой стороны, на М-407 он занимал центральное место на рулевом колесе. Педали в М-403 были подвесные, а в М-407 напольные.

С технической точки зрения главное отличие транспортных средств было в динамике. М-407 более быстро набирал скорость, уверенно чувствуя себя на дорогах, а вот М-403 был более медленным. Ранее издание CAR.RU рассказывало и о других отличиях этих моделей друг от друга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *