Цены на бензин на сколько поднимут
Перейти к содержимому

Цены на бензин на сколько поднимут

  • автор:

Что будет с ценами на бензин в 2023 году. Прогнозы экспертов

Правительство поставило задачу удержать рост цен на топливо в 2023 году в пределах инфляции. Какие факторы будут влиять на стоимость бензина и дизтоплива на АЗС в новом году и придется ли больше платить

Фото: Anton Belitsky / Global Look Press

Фото: Anton Belitsky / Global Look Press

В России в 2022 году бензин при инфляции в 11,1% подорожал на 0,6%, а дизель — на 8,4%. Таким образом, как считают власти, в стране удалось удержать рост цен на топливо. Что будет со стоимостью бензина и дизеля в 2023 году, эксперты и аналитики говорят с осторожностью. Правительство в свою очередь уверяет, что постарается сделать все возможное, чтобы рост цен на нефтепродукты на внутреннем рынке оставался не выше инфляции. Autonews.ru выяснил, какие главные факторы в 2023 году будут влиять на стоимость топлива и следует ли ждать ее изменения.

Издержки и рост акцизов

Как и в прошлые периоды, в 2023 году на розничные цены на бензин и дизель будут влиять несколько факторов, рассказал в беседе с Atonews.ru директор по медиапроектам КРОС и автор исследования «Ландшафт влияния. Исследование отраслевых ассоциаций и деловых объединений» Петр Кирьян. Первый — рост акциза на моторное топливо в 2023 году на 4%. Эксперт подчеркнул, что это не транслируется в рост цен на АЗС на 4%, но вносит вклад в небольшой рост цен. Второй — НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), если курс рубля будет показывать тенденцию к снижению относительно доллара и евро, то «в рублях» издержки нефтяных компаний будут расти. Наконец, свою роль сыграет позиция правительства по топливному демпферу — от того, как будет работать этот механизм, зависит, насколько долго АЗС будут готовы не переписывать ценники в новом году. �� За оторванный на заправке пистолет могут лишить прав. Что нужно знать «Если брать отдельные рынки, то там мы уже год наблюдаем маркетинговые приемы АЗС нефтяных компаний. Цены на топливо понемногу ползут вверх, но для держателей карт лояльности, приложений и постоянных клиентов применяется система скидок, которая частично компенсирует общий, пусть и небольшой, но все-таки рост цен», — объяснил Кирьян.

Эмбарго и потолок цен

В свою очередь, руководитель аналитического центра «Независимого топливного союза» Григорий Баженов считает, что ценообразование на топливо в 2023 году будет во многом зависеть от правил, которые будут действовать на внутреннем и внешнем рынке в 2023 году. Например, следует помнить о введении эмбарго Евросоюзом, который является главным покупателем нефтепродуктов из России. По мнению эксперта, это может серьезным образом повлиять на доходность нефтяной отрасли. Также нужно не забывать о потолке цен. Баженов считает, что в любом случае эти нововведения наверняка будут обходиться, но все равно влияние на дисконт по отношению к российской нефти может быть существенным.

Фото: Allexander Makarov / Russian Look

Фото: Allexander Makarov / Russian Look

«Это означает, что экспортеры будут серьезным образом терять в деньгах. В части нефти это менее проблематично, потому что поставки в значительной степени можно будет перенаправить. Что касается нефтепереработки, тут все более проблематично. Дело в том, что азиатские рынки, куда перенаправляются в основном наши товары, предпочитают покупать дешевое сырье, а не нефтепродукты, потому что у них есть свои мощные НПЗ. Вторая проблема — дефицит танкеров, которые перевозят нефтепродукты», — рассуждает Баженов. Как считает эксперт, в таких условиях объемы нефтепереработки будут снижаться и, как следствие, уменьшатся объемы нефтедобычи. По мнению Баженова, никакой катастрофы с ценами из-за этого не произойдет, но важным моментом будет то, как правительство поведет себя по отношению к этим проблемам. �� Как снизить цены на бензин в России. Изучаем на примере Польши «Если регуляторные требования сохранятся на прежнем уровне, то цены на бензин и дизельное топливо вряд ли будут увеличиваться как-то значительно», — подчеркнул он.

Что будет с ценами на топливо в 2023 году

Как заявил в интервью ТАСС вице-премьер России Александр Новак, в 2023 году власти будут стремиться не допустить роста цен выше инфляции. По словам чиновника, для этого в России действует демпфер — «уникальный инструмент, который сглаживает колебания мировых цен».

При его применении, если экспортные цены на бензин и дизельное топливо выше условных внутренних, государство компенсирует производителям часть этой разницы. При этом в обратном случае нефтекомпании перечисляют часть прибыли в бюджет. Также Новак добавил, что считает удержание роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке не выше инфляции стратегической задачей.

Фото: Lennart Preiss / dpa / Global Look Press

Фото: Lennart Preiss / dpa / Global Look Press

Ведущий аналитик компании «Алгоритм Топливный Интегратор» Виктор Костюков в беседе с Autonews.ru не исключил рост цен на бензин в 2023 году, однако предположил, что он не будет иметь сверхбыстрый темп. Эксперт привел в пример статистику Росстата, согласно которой по итогам 2022 года цены на бензин АИ-92 выросли на 0,7%, а стоимость топлива марки АИ-95 увеличилась на 1,2%. По словам Костюкова, такие цифры в том числе вызваны падением спроса на бензин. Причем эта тенденция будет, скорее всего, продолжаться и в следующем году. «Пониженный спрос на бензин будет наблюдаться и в 2023 году. Поэтому нам стоит ожидать аналогичных цифр с прошлым, 2022 годом. Цены на топливо должны удержаться в пределах инфляционного показателя. Налоговая нагрузка на нефтяников будет расти, а рынок остается очень слабым», — резюмировал Костюков. �� История заправок: от цистерн с топливом до искусственного интеллекта При этом эксперт считает, что надеяться на снижение цен на топливо не стоит. По его словам, розничная стоимость бензина падает очень редко.

Сезонность и цены на топливо

Григорий Баженов также напомнил, что цены на топливо могут зависеть от сезонности. По словам эксперта, тут многое зависит от спроса. Например, летом он может быть выше, поэтому цены на топливо могут немного вырасти. «Весной-летом количество предложений остается на обычном уровне, а спрос увеличивается. Дело не только в поездках на дачи и автопутешествиях, но также стоит помнить о посевных работах и связанных с этим процессах. В период экономической активности также обычно растут котировки на бирже и, как следствие, могут увеличиться цены на топливо. Главный вопрос — на каком уровне мы вошли в высокий сезон. Например, если у нас низкие биржевые цены, то никакого эффекта на стоимость топлива может и не быть совсем, и наоборот. Однако в любом случае рост цен тут будет совсем небольшой», — предположил Баженов.

Фото: Uwe Lein / DPA / Global Look Press

Фото: Uwe Lein / DPA / Global Look Press

  • Какие автомобили и откуда чаще всего угоняли в 2022 году. Антирейтинг
  • «Все растет в цене». Как подорожали запчасти в 2022 году
  • Доллар снова начал расти. Что будет с ценами на машины в 2023 году

Бензин Аи-95 вырос в цене на бирже до очередного исторического рекорда

Оптовая стоимость бензина Аи-95 поднялась до очередного исторического рекорда. Эксперты считают, что стоимость топлива на бирже могла подтолкнуть вверх попытка СПбМТСБ «вмешаться в механику торгов». Биржа ввела 23 августа аукцион открытия на некоторых заводах европейской части России

Стоимость бензина марки Аи-95 в европейской части России 23 августа выросла на бирже до рекордных 70 579 рублей за тонну, на 1,32%. Котировки растут второй день подряд, пишет «Коммерсантъ», в начале недели они опустились ниже уровня 70 000 рублей за тонну. Эксперты видят причину как в ослаблении рубля, так и в экспериментах с торгами открытия на Санкт-Петербургской материально-товарной сырьевой биржи (СПбМТСБ).

Цена на бензин Аи-92 увеличилась на 1,6%, до 62 700 рублей за тонну. Стоимость дизельного топлива выросла на 0,3%, до 66 400 рублей за тонну, но она ниже достигнутого 17 августа пика в 67 900 рублей за тонну. Эксперты видят причину возобновления роста стоимости топлива в ослаблении рубля, которое увеличивает экономическую привлекательность экспорта. Спрос на внутреннем рынке остается высоким в сезон отпусков, а предложение ограничено из-за ремонтов на нескольких НПЗ. Окончательные решения по ограничению экспорта нефтепродуктов правительство не приняло.

Материал по теме

Спрос на нефтепродукты, в первую очередь дизельное топливо, увеличился с уборочной и началом осенней посевной. Минэнерго 22 августа призвало нефтяные компании сдерживать мелкооптовые цены на дизельное топливо в сельскохозяйственных регионах. В Минэнерго признали «некоторые сложности с ритмичностью поставок» по железной дороге в южном направлении в туристический сезон. В РЖД проблему на юге связали с длительным простоем цистерн в ожидании слива грузополучателями.

Цены на Аи-92 и дизтопливо уже достигли уровня, при котором нефтяные компании могут потерять выплаты по демпферу за август. Они обнуляются, если фактические оптовые цены отклоняются от индикативной цены более чем на 10% для бензина и на 20% для дизтоплива. По расчетам независимого эксперта Михаила Турукалова, компании рискуют потерять демпфер, если средние за оставшиеся шесть торговых дней августа индексы дизтоплива и Аи-92 составят около 67 700 и 63 600 рублей за тонну соответственно.

Материал по теме

Турукалов полагает, что вклад в рост цен 23 августа могла внести попытка СПбМТСБ ввести новый формат торгов — аукцион открытия на ряде заводов европейской части России — и отсутствие доступно изложенных разъяснений и рекомендаций от биржи, каким образом следует использовать этот инструмент, анонсированный лишь в конце рабочего дня 21 августа. По словам эксперта, это привело к массовому выставлению 23 августа заявок на покупку с максимально возможными ценами («в потолок»), из-за чего аукционы открытия по бензину Аи-92 не состоялись и было заключено лишь несколько маркерных аукционных сделок с дизтопливом.

«Попытки биржи «вмешиваться в механику торгов» лишь добавляют участникам рынка уверенности, что проблему высоких цен невозможно решить за счет увеличения продаж бензина и дизтоплива», — сказал собеседник газеты. По данным Росстата, за неделю, завершившуюся 21 августа, средняя стоимость бензина в России выросла на 0,6%, с начала месяца — на 1,7%. С начала 2023 года бензин на АЗС подорожал на 6,6%, это почти вдвое превышает накопленную инфляцию (3,6%).

Материал по теме

В июле совокупные выплаты по демпферу, по данным Минфина, составили 78,6 млрд рублей. По оценке Reuters, в августа они могут стать рекордными за полтора года: для автобензина по итогам августа демпфер может вырасти на 46% по сравнению с июлем, до 39 7000 рублей за тонну, для дизтоплива — на 55%, до 33 400 рублей за тонну. В июле совокупные выплаты по демпферу, по данным Минфина, составили 78,6 млрд рублей.

цены на бензин

Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

Лента новостей

В Минобороны Франции объяснили слова Макрона об отправке войск на Украину Политика, 22:11

Число пострадавших при обстреле поселка в Брянской области выросло до 5 Политика, 21:51

Байден предупредил о мрачных последствиях для Украины без помощи США Политика, 21:49

Крид выиграл суд по делу о блокировке его аккаунта на Twitch Общество, 21:21

Киев обвинил Москву в попытке организовать «Майдан-3» Политика, 21:16

Крупнейшие мемкоины резко выросли в цене. Кто на них заработал Крипто, 21:08

Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 21:00

Видите в ChatGPT конкурента?

Узнайте, как превратить нейросеть в помощника, в интенсиве РБК Pro

Купить интенсив

ВСУ подтвердили отход войск из сел под Авдеевкой Политика, 20:55

КХЛ вынесла предупреждение «Торпедо» из-за поведения болельщиков Спорт, 20:47

ЦБ впервые раскрыл детали обсуждений при решении по ставке Финансы, 20:45

Во Франции начали проверку из-за изъятого из дома Алена Делона оружия Общество, 20:38

Глава ОКР выразил уверенность в участии сборной России в Олимпиаде-2028 Спорт, 20:31

Названы районы Москвы, где вторичное жилье в 1,5 раза дороже новостроек Недвижимость, 20:16

Главу узбекского землячества внесли в список террористов и экстремистов Политика, 20:07

  • О компании
  • Контактная информация
  • Редакция
  • Размещение рекламы

Социальные сети

Новости регионов

Уведомления

  • RSS Новости
  • Оповещения RBC.ru

РБК Новости

Другие продукты РБК

  • Домены и хостинг
  • Медиапоиск и анализ
  • Знакомства
  • РБК Компании
  • Информация об ограниченияхПравовая информация
  • О соблюдении авторских прав

Юридическая информация

  • Информация об ограничениях
  • Правовая информация
  • О соблюдении авторских прав

© АО «РОСБИЗНЕСКОНСАЛТИНГ», 1995–2024 . Сообщения и материалы сетевого издания «РБК» (зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 03.12.2021 за номером ЭЛ №ФС77-82385) сопровождаются пометкой «РБК». 18+ letters@rbc.ru

Котировки мировых финансовых инструментов предоставлены Reuters

Чтобы отправить редакции сообщение, выделите часть текста в статье и нажмите Ctrl+Enter

Цена бензина рекордно выросла. Спрашиваем экспертов, что вообще происходит с топливным рынком

Цены на бензин держались практически на постоянном уровне весь прошлый год, но летом 2023 года пошли вверх: так, по данным агрегатора Fuelprice, средняя стоимость бензина АИ-92 и АИ-95 прибавила с начала мая 1,5 рубля за литр. Такие же данные приводит Росстат, отмечая увеличение цен на 3%. Столь интенсивно стоимость топлива последний раз нарастала осенью 2021 года, но в 2022 году стабилизировалась на фоне резкого падения оптовых цен. Сейчас ситуация обратная: в июле биржевая стоимость популярных марок бензина установила исторический рекорд, и цена за тонну прибавила 69 и 63% для бензина АИ-92 и АИ-95 соответственно. Эксперты считают, что это может ускорить подорожание топлива, а дополнительным фактором является отмена с 1 сентября ряда льгот для нефтяных компаний. Подробнее — в нашем разборе.

Насколько критичен рост цен?

С кризиса 2018 года, когда стоимость топлива скакнула на 3–4 рубля за месяц, между правительством РФ и нефтяными компаниями действует соглашение об ограничении динамики розничной цены уровнем инфляции. С тех пор это правило выполнялось: например, в 2021 году стоимость бензина увеличилась на 8,4% при официальном уровне инфляции как раз 8,4%. В 2022 году на фоне резкого снижения оптовых цен стоимость бензина не упала, но оставалась практически неизменной весь год, но со второго квартала 2023 года начала интенсивно прибавлять. С начала года прирост составляет чуть более 3%, что вполне укладывается в «правило инфляции», однако эти 3% достигнуты не за полгода, а за два месяца, ведь в первом квартале цены оставались стабильными.

Стоимость бензина АИ-92 сейчас составляет примерно 45–46 рублей за литр, бензина АИ-95 — в районе 50 рублей, но на некоторых АЗС доходит и до 53 рублей

Один из факторов, повлиявших на стоимость топлива, — резкий рост оптовых цен. Так, год назад тонна бензина АИ-92 стоила порядка 37 тысяч рублей, бензина АИ-95 — 41 тысячу. Сейчас эти цифры составляют 60 тысяч и 67 тысяч рублей соответственно. Однако из-за упомянутого соглашения с правительством нефтяные компании не меняют розничную цену в пропорции к оптовой, то есть пока механизм сдерживания продолжает действовать.

В обмен на выполнение этого условия правительство дает нефтяным компаниям ряд бонусов, например так называемый демпферный механизм. Это схема, при которой нефтяным компаниям компенсируется часть разницы между экспортной и внутренней стоимостью нефтепродуктов, чтобы стимулировать отгрузки на российские АЗС. Однако с 1 сентября размер этого демпфера сократится вдвое, что создаст давление на внутренние цены.

Традиционным фактором, влияющим на отгрузки топлива летом, является ремонт нефтеперерабатывающих заводов, хотя часть экспертов называют эти оправдания лишь маскировкой настоящих проблем.

«АЗС продают бензин в убыток»

Вице-президент Российского топливного союза Ринат Фаттахов считает увеличение розничных цен вполне ожидаемым и естественным процессом.

— В прошлом году официальная инфляция составила 12%, самая высокая за последний 10 лет, бензин подорожал на 8 копеек, — заявил он. — Как он может не догнать свою цену? К тому же сейчас у нефтяников выросли зарплаты. Подорожали энергоресурсы, железо, асфальт, бетон — всё, что связано с производством и логистикой. Кроме того, на данный момент оптовая цена на бензин выше розничной. Это нужно понимать всем. АЗС продают бензин в убыток, и если бы они увеличили цены эквивалентно оптовым, то мы бы видели рост в 7–10 рублей, но этого не будет.

Он отмечает, что уменьшение с 1 сентября демпфера окажет психологическое влияние на рынке, но эксперт не прогнозирует резкого роста цен:

— Важный момент: в мае и июне проводили плановые ремонты. Сейчас заводы выходят с ремонтов, в ближайшее время может произойти насыщение рынка бензином и цены стабилизируются, — уверен Ринат Фаттахов.

В ответ на критику, что топливо в нефтеносной России стоит дороже, чем во многих других странах, специалист отвечает:

— Многие говорят, что у нас в стране много нефти. Но у нас и воды много. Литр воды стоит примерно столько же, сколько литр бензина. Но чтобы произвести бензин, нужно построить заводы, трубопроводы, нефтебазы, АЗС. Бензин стоит 47 рублей. Воду наливают, фильтруют и поставляют в магазин, стоит она тоже 47 рублей и больше.

Тем же, кто недоволен стоимостью бензина, Ринат Фаттахов советует отказаться от машин на классическом топливе:

— [Нужно тогда] переходить на другое топливо или электромобили. У нас, к примеру, стоимость сжиженных углеводородных газов составляет меньше 50% от цен на бензин. Сейчас появляются метановые заправки, осваивают альтернативное топливо. Многие таксисты переходят на СУГи, а есть и электромобили, которые во многих регионах не облагаются налогами. Конечно, зимой батарея электромобиля будет садиться, но есть и гибридные машины, которые и на электричестве могут ездить, и на моторном топливе. Переоборудование обычных автомобилей тоже стоит недорого. Надо апеллировать цифрами, а не эмоциями, — подытоживает специалист.

«Когда последует резкий окрик?»

Реагируя на комментарии Рината Фаттахова, вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин отмечает и другую сторону проблемы — отсутствие контроля за качеством топлива на АЗС.

— Сейчас на заправках нам под видом топлива могут продать всё что угодно, — говорит Антон Шапарин. — Росстандарт лишен контрольных полномочий. И цены можно переписать. Нефтяники видят и то, что на резкий рост цен государство реагирует, скажем так, крайне спокойно. Когда нефтянку курировал Дмитрий Козак, любые резкие колебания цены приводили к жестким мерам со стороны регулятора. Собирали, разъясняли, требовали, угрожали. Был, в частности, введен и ценовой демпфер. Сейчас не так, сейчас всё мягко. Интересно, где та точка, за которой последует резкий окрик?

«Одно исключает другое»

Председатель партии «Справедливая Россия — за правду» Сергей Миронов считает, что официальная версия резкого роста оптовых цен не выдерживает критики, и настаивает на принятии новых правил игры на рынке.

— Правительство объясняет происходящее сезоном ремонтов на НПЗ, но уверяет, что дефицита бензина в России нет. Господа, а вам не кажется, что одно исключает другое: если дефицита нет, при чем здесь ремонт, а если этот фактор сказывается, значит дефицит всё же есть? Но если его нет, к чему тогда призывы к нефтяникам отдавать приоритет поставкам на внутренний рынок, который, по вашим же словам, полностью обеспечен? — задается вопросами Сергей Миронов.

Он считает, что механизм демпфера уже не спасает ситуацию, предлагает отменить его, а также вдвое снизить акцизы и кратно увеличить отгрузки нефтепродуктов на биржу. Кстати, акциз на топливо непрерывно рос все последние годы (последний раз — в январе 2023 года), и сейчас для бензина класса «Евро-5» составляет рублей за тонну. То есть в цене каждого литра бензина зашито около 11 рублей акцизов.

Пока никто не спешит заправляться впрок и ажиотажа на заправках не видно

«Ситуация управляемая, хаоса нет»

Представители Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи убеждены, что ситуация под контролем.

— Я считаю, что ситуация управляемая. Здесь ни хаоса, ни ажиотажа, ничего такого мы не видим. Ситуация с ценами управляемая. Думаю, что мы с ней, как обычно, справимся и пройдем этот период, — заявил президент биржи Алексей Рыбников.

Вице-президент биржи Антон Карпов добавил:

— Если брать сегодняшнюю ситуацию, то уровень цен еще даже не дошел до цены отсечения, которая заложена в Налоговом кодексе по демпферу, когда компании перестанут получать из бюджета платежи за реализацию топлива на внутреннем рынке.

Другими словами, у компаний еще остается запас «на вырост» с точки зрения соотношения экспортных и внутренних цен.

Впрочем, куда сильнее стоимости бензина изменилась цена новых автомобилей в России. Дилеры даже жалуются на дефицит автомобилей, поскольку компании тормозят отгрузки, готовясь к новому витку повышения цен. На этом фоне россияне всё чаще пересаживаются на подержанные автомобили.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *