Что делать если машина не тормозит
Перейти к содержимому

Что делать если машина не тормозит

  • автор:

Что делать, если отказали тормоза

Любая поломка автомобиля неприятна. Но есть неисправности, которые могут привести к катастрофическим последствиям. Одна из таких – отказ тормозов в движении.

Тормозная система современного автомобиля достаточно надежна. Но она требует регулярной диагностики и замены изношенных деталей. Относительно новые авто чаще всего проходят обслуживание в технических центрах официальных дилеров, где работы выполняются строго по регламенту. Обслуживание же старых машин нередко сводится к замене масла и фильтров – о контроле других важных систем машины просто забывают.

Что может стать причиной отказа тормозов

Причин отказа может быть множество, поэтому перечислим основные. Тормозная жидкость в процессе эксплуатации теряет свои свойства. Несвоевременная замена жидкости – одна из причин отказа тормозов. К поломке может привести критический износ дисков и тормозных колодок. Еще одна причина – механическое повреждение тормозных трубок и шлангов. Кстати, их несвоевременная замена тоже прямой путь к аварии – трубки повреждает коррозия, а резина стареет и трескается.

К отказу может привести попадание на колодки масла, течь или заклинивание тормозного цилиндра, поломка вакуумного усилителя.

Причин много – результат один. Автомобиль остается без тормозов. Что должен сделать водитель в такой ситуации?

Как тормозить, если отказали тормоза

Первая заповедь – не паниковать! Отказ тормозов – ситуация критическая, но правильные действия помогут избежать тяжелых последствий.

Если педаль тормоза «провалилась» или «встала колом», а автомобиль не замедляется – пробуем несколько раз резко нажать на нее. Не помогает? Применяем торможение двигателем, последовательно переключая передачи вниз. Когда скорость машины снизится, останавливаем ее ручным тормозом.
Помните, что нельзя дергать ручник на высокой скорости, особенно на мокрой или скользкой дороге. Блокировка задних колес наверняка приведет к заносу автомобиля. А вот тормозить двигателем можно как на ручной, так и на автоматической коробке. Многие автоматы имеют ручной режим переключения с помощью рычага или подрулевых лепестков. Где его нет — последовательно переводим селектор в режимы ограничения передач, обозначенные 3, 2, L. Включать сразу первую не стоит. Автомат не даст этого сделать, а с ручной коробкой либо сломаете машину, либо заблокируете колеса и улетите с дороги.

Все эти советы хороши, когда скорость не слишком велика, дорога пустая и у водителя есть время и место, чтобы остановить авто. Что делать в случае, когда машина осталась без тормозов на загруженной дороге? От способов типа: сделать восемь полицейских разворотов или включить на ходу заднюю передачу по понятным причинам откажемся. Остается один вариант – искать препятствие, которое поможет затормозить. Притереть машину боком к отбойнику, съехать на дорогу, идущую в подъем.

Чтобы выполнять подобные трюки, нужно иметь не только железные нервы, но и отличные навыки управления автомобилем в экстремальных ситуациях. Далеко не всякий водитель сможет успешно действовать в условиях стресса и нехватки времени. Поэтому нужно помнить, что лучше всего тормозят… исправные тормоза.

Опасные симптомы

Тормоза требуют от водителя особого внимания. Их надежная работа — залог безопасной езды. Поэтому любой, самый малозаметный признак неисправности должен стать предметом немедленного обращения к специалистам. Если при торможении слышен свист или хруст, если педаль стала мягкой или наоборот жесткой, если появилась вибрация или просто снизилась эффективность торможения – машина отправляется на сервис немедленно!

Обращайтесь в технические центры компании FAVORIT MOTORS. Здесь сделают диагностику тормозную системы, выявят неисправности и проведут необходимый ремонт. И тормоза вашей машины всегда будут в порядке.

Научись и выживи: как остановить автомобиль без тормозов

Отказ тормозов — страшный сон любого автомобилиста. Давайте посмотрим, что можно сделать, если все же это происходит в реальности: вы жмете на педаль, пытаясь затормозить и… ничего не происходит.

Feature Image 3

Общие принципы

Независимо от причин, почему в машине пропали тормоза, есть всего три работающих стратегии остановиться:

Самый быстрый и простой — торможение стояночным тормозом. Но тут всегда риск заноса и даже разворота машины. Если у вас есть запас дистанции больше 40 м — совмещайте торможение двигателем, мягко помогая ручником.
Замедление двигателем — самый щадящий способ для машины. Но тормозной путь в таком случае составит порядка 120-150 м.

Контактное торможение — радикальный способ, используйте его только в безвыходной ситуации — если вы едете в людей или в гущу автомобилей на перекрестке.

Главный принцип ситуации, когда у вас отказали тормоза — спасать жизни людей, а не машину. Последнюю всегда можно восстановить.

Алгоритм действий

1. Не паникуйте! Все, что поможет сейчас спасти себя и других — способность четко мыслить и быстро действовать. Паника сделает ситуацию действительно критичной.

2. Включите «аварийку»! Сигнальте впереди идущим машинам и людям. Откройте окно, во-первых, так ухудшится аэродинамика автомобиля, во-вторых, вы сможете голосом предупредить других участников движения о том, что у вас отказали тормоза.

3. Уберите ногу с педали газа, отключите круиз-контроль, если вы на автомобиле с АКПП.

4. Попробуйте прокачать тормоза. Для этого прерывистыми движениями несколько раз интенсивно нажмите на педаль, чтобы высвободить давление в тормозной системе. Не прекращайте пробовать, даже когда будете тормозить другими методами — есть шанс, что давление восстановится и «тормоза» вернутся.

5. Тормозите двигателем. Для этого переключайтесь на «механике» с 4 передачи на 3 или сразу на 2. Понижать передачи надо быстро, но плавно. Бросать сцепление нельзя, это может привести к заносу или машина заглохнет.

На АКПП перейдите в ручной режим и понизьте передачу тоже. Если ручного режима нет, перейдите из режима D в положение 1.

6. Задействуйте «ручник», только не резко! Потяните рычаг медленно и непрерывно. «Ручник» затормозит задние колеса. Если слышен визг тормозов, это не значит, что они заблокировались. Тяните рычаг до трех щелчков, затем еще 1-2 щелчка до полной остановки.

Если в машине электромеханический «ручник», можно попробовать «затянуть» и его! Для этого нужно длительно удерживать кнопку и жать на педаль тормоза. Для электронной системы это сигнал к аварийной остановке.

7. Совмещайте методы: понижая передачу, плавно тормозите «ручником».

156135

8. Если вы один на дороге, и скорость невысокая, немного поворачивайте рулем из стороны в сторону. Повороты увеличат трение колес, машина замедлится. Делать это на высокой скорости и оживленном шоссе нельзя!

9. Попытайтесь заехать на бордюр, чтобы остановить машину. Только крепко держите руль и направляйте автомобиль под углом к бордюру, чтобы преодолеть его. В противном случае, вас может отбросить обратно на дорогу.

10. Если нет времени замедлять автомобиль, и вы летите в людей, используйте ВСЕ, ЧТО ВАС ОКРУЖАЕТ, чтобы ОСТАНОВИТЬ автомобиль. Бордюр, сугроб, уклон, защитное ограждение, любой объект или предмет, о который можно притереться боком, чтобы остановить машину. За городом — съезжайте на гравейку, грязь или траву, только максимально плавно, чтобы не допустить опрокидывания машины. Направляйте автомобиль на небольшие (!) деревья и кустарники.

11. Если ситуация критическая и безвыходная, ударьтесь о зад другой машины. Желательно, чтобы он ехал с той же скоростью — удар о стоящий автомобиль может оказаться слишком серьезный.

12. Перед п.9 все же попытайтесь хотя бы понизить передачу, максимально сбросить скорость.

13. Не глушите двигатель, если отказали тормоза! Вы потеряете управление над автомобилем таким образом. Но если в панике вы выдернули ключ из зажигания, вставьте его обратно, повернув во второе положение. Так хотя бы руль не заблокируется.

14. Когда у вас отказали тормоза и вы остановились, не вздумайте продолжать движение. Даже если педаль снова работает, причину проблемы предстоит выяснить и устранить. Вызывайте эвакуатор.

Профилактика

    • Регулярно проверяйте уровень торомзной жидкости, меняйте ее в бачке раз в 2 года.
    • Осматривайте тормозную систему, проверяйте герметичность трубок и шлангов
    • Во время затяжного спуска для замедления тормозите двигателем. Постоянное давление на педаль тормоза на спусках может вызвать перегрев и закипание тормозной жидкости.
    • После поездок в дождь и проезда луж обязательно просушивайте тормоза — на сухом участке дороги несколько раз плавно нажмите на педаль, чтобы высушить колодки.
    • Не экономьте на качественных колодках и дисках, соблюдайте интервал замены.
    • Не захламляйте салон автомобиля! Небольшая пустая бутылка может попасть под педаль, и вы останетесь без тормозов.
    • При любых утечках жидкости в районе колес или под педалью тормоза, нетипичных ощущениях при нажатии на педаль тормоза — откажитесь от поездки. Вызывайте эвакуатор и отправляйте автомобиль на СТО. Нужно срочно куда-то добраться? Не надо рисковать жизнью — просто вызывайте такси или возьмите авто в прокат.

    О том, как не сбить лося на трассе, мы писали здесь.

    Что делать если отказали тормоза? Пошаговая инструкция для автолюбителей

    В целом, тормозная система и принцип ее работы большинства транспортных средств идентичны. Тормоза состоят из пары замкнутых контуров, отвечающих за 2 колеса. Различают параллельное или диагональное подключение. Если ломается один контур, то второй сохраняет функцию торможения. Хотя в подобных случаях снижается эффективность, а путь полной остановки увеличится в два раза.

    Кроме того, в современных автомобилях есть резервная тормозная система с механическим приводом. Последняя не выходит из строя, даже при поломке основного устройства. К причинам сбоя относятся следующие поломки:

    • Обрывы шлангов и трубопроводов, которые считаются наиболее подверженными механическим повреждениям. Детали не защищены от внешнего воздействия. При сильных ударах камней, касании днищем на твердые преграды возможна утечка жидкости в цилиндр и дальнейшее завоздушивание системы. Цилиндр не сжимает плотно колодки.
    • Срывы тормозных накладок при покупке низкокачественных деталей, неверном использовании и установке. Износ накладки в результате трения колодки и дисков.
    • Протечка цилиндров, к чему могут привести заглушки или повреждение уплотнителя поршней, разрыв трубок или их неплотное соединение.
    • Скапливание влаги в тормозной жидкости при несвоевременной замене.
    • Другими причинами могут стать неисправность вакуумного усилителя, электроники, изношенные сальники и другие неполадки деталей.

    В автошколах редко инструктируют об экстренных способах торможения на дороге. Отсюда и вытекает большое количество аварий с различными последствиями. Во избежание подобного, необходимо своевременно проверять тормоза и систему в целом.

    Меры при неисправности тормозной системы

    Даже если такое происходит крайне редко, необходимо быть готовым к различным обстоятельствам. Заметив, что тормозная система не срабатывает, человек может начать нервничать. Главное взять себя в руки, и действовать по установленной инструкции.

    1. Нельзя поддаваться панике.
    2. Попытаться снова нажать на тормоза. Может сработать у машин с двойной пневматической тормозной системой.
    3. Если не срабатывает, осторожно включить аварийный тормоз. В отличие от стандартного торможения, аварийное требует больше времени.
    4. Постепенно переключить на низкую передачу при механическом управлении. Нельзя с пятой скорости резко переходить на первую, чтобы не повредить трансмиссию. Если же коробка передач автомат – то нужно убрать ногу с педали акселератора. В результате удастся сбросить скорость.
    5. Съехать с дороги, чтобы не мешать другим авто. После замедления скорости, съехать к обочине во избежание ДТП. Важно предупредить об этом других автомобилистов с помощью аварийного сигнала.
    6. Не выключать ТС до полного торможения. Двигатель должен работать до остановки автомобиля, так как при выключении системы зажигания, будет сложно повернуть руль.
    7. Подать сигнал о помощи. После полной остановки, можно вызвать службу экстренной эвакуации или помощи. Нельзя останавливать автомобиль на встречной полосе, или посередине дороги.

    В первую очередь необходимо оставаться спокойным, и не препятствовать движению других машин. Правильные действия в подобной ситуации помогут избежать получения травм и повреждений ТС.

    Маневрирование

    Если тормоза неисправны, то есть еще один способ. Попытаться снизить скорость движения можно перестраиваясь из стороны в сторону за счет дополнительного сопротивления.

    Однако, прием нельзя выполнять на высокой скорости. Это может привести к заносу и неизбежной аварии. Можно направить ТС на подъем. Если водитель опытный, а скорость не превышает 30 км/ч, полезными будут «полицейские развороты» на свободной дороге. Автомобиль разворачивается на 180°, и проехав некоторое расстояние задним ходом направляется обратно. После чего следует движение вперед.

    Контактное торможение

    Тормоза могут также отказать при спуске, а предыдущие способы не сработать. Наиболее радикальным методом замедления является использование препятствий. В качестве последних выступают соседние автомобили, грузовик-тихоход, забор или бордюр. Водителю крупно повезет, если рядом стоящее ТС оборудовано защитным противоподкатным брусом.

    Снизить скорость можно о кустарники, а зимой въехав в сугроб. На городской трассе при низкой скорости получится затормозиться о бордюр колесами одного из бортов. Или всем бортом о забор или дорожные отбойники. Подобный манёвр слишком опасен для новичков. Не нужно дергать ручник, высока вероятность заноса. Машина может опрокинуться на бок.

    На высокой скорости руль повернуть в сторону бордюра под большим углом, а перед проездом направить колеса прямо. Возможен резкий удар руля при перескакивании через бордюр. В подобных случаях не стоит жалеть авто, гораздо важнее жизнь водителя и пассажиров.

    Как избежать поломок?

    Со временем, тормозная жидкость начинает набирать влагу. В результате этого понижается температура кипения. Во время торможения, смесь становится малоэффективной, утрачиваются эксплуатационные свойства. Поэтому необходимо своевременно заменять жидкость указанного типа, или доливать до требуемого уровня.

    При любой возможности водитель должен проводить визуальную диагностику деталей и узлов. Из-за постоянного контакта с грязью и влагой, могут возникнуть проблемы с суппортом. Наиболее частая – закись направляющих или поршня. В результате колодки изнашиваются неравномерно, а тормоза клинят.

    Если при нажатии на педаль тормоза слышится шипение, нужно проверить клапан на срабатывание. При исправной работе, вакуумный усилитель не пропускает воздух. Проверяется деталь на заведенной машине. О проблеме свидетельствуют тугое продавливание педали и сильное шипение на холостом ходу.

    Тормозная система может отказать в случае образования воздушных пробок. Такое бывает в процессе передвижения, и здесь важно действовать моментально. Сбросить газ, а затем пару раз прокачать до упора педаль тормоза.

    Компания «Континент-Авто» предлагает аренду надежного транспорта. Каждая модель проходит тщательный техосмотр перед выездом. Тормозная система предоставленных машин еще ни разу не подвела клиентов. Позаботьтесь о себе и своих близких, выбрав проверенную компанию проката автомобилей!

    Что-то не так с тормозами? Причины неисправности тормозной системы

    Тормозная система — основная система безопасности автомобиля в процессе дорожного движения. Ее задача — коррекция скорости при рабочем режиме езды на авто и экстренное торможение в опасных и аварийных ситуациях. Если тормоза срабатывают плохо или не срабатывают, то угроза попасть в ДТП вырастает максимально.

    Почему тормоза иногда ведут себя неадекватно? В чем причина их неправильной работы и отказа? Всегда ли виноваты именно тормоза?

    Причины неисправности тормозной системы

    Плохое торможение автомобиля не обязательно должно быть связано с неисправностями тормозных механизмов. Тормоза как раз могут быть полностью исправными, но будут работать некорректно, если машина, например, перегружена. Чем выше масса авто, тем больше кинетическая энергия его движения, и погасить ее сложнее. То есть начало торможения будет запоздалым, а тормозной путь длиннее штатного.

    Неравномерное размещение грузов на машине (по длине или по ширине кузова) также может негативно влиять на качество торможения.

    Естественно, на тормозные «реакции» машины влияет износ покрышек и давление в шинах. «Лысая» резина увеличивает тормозной путь автомобиля на 10-50%, так как стертый протектор и недокачанная шина — это снижение плотности сцепки с дорогой.

    Наконец, на качество торможения влияет само дорожное покрытие. Новый гладкий или мокрый асфальт, изношенная дорога с крошащейся поверхностью также дают пониженное сцепление с колесом и существенно увеличивают тормозной путь. Заснеженное или обледенелое покрытие также ухудшает торможение, даже если у авто установлены новые шины по сезону. Особенно снижается с цепка с дорогой в случае, если температура асфальта ниже температурной точки оптимального сцепления покрышек.

    При исправных тормозах поведение машины на дороге будет меняться и в случае, когда есть проблемы с механизмами подвески — рулевыми наконечниками, подшипниками ступиц, шаровыми, амортизаторами. Колеса начинают вести себя неадекватно, и ABS [1] получает от подвески некорректные сигналы.

    Как определить неисправность тормозной системы?

    Тормоза срабатывают плохо

    Теперь обратимся к ситуациям, в которых сама тормозная система не в порядке. Тормоза могут реагировать с замедлением в случаях, когда:

    • Тормозные колодки, диски или барабаны замаслены из-за протекающих ступичных подшипников или намокают после дождя, мойки или преодоления глубоких водных препятствий на дороге (их следует «просушить» непродолжительным прогревочным торможением, либо это сделает автоматически ESP [2] авто).
    • Тормозные колодки сильно, неравномерно изношены, стерты или некондиционны, что не дает плотного прилегания резины к тормозным дискам, вызывает оплавление или разрушение накладок.
    • Тормозные колодки при замене установлены неправильно, либо в зазоры набивается грязь и мелкие посторонние предметы, что приводит к осевому биению тормозных дисков, увеличению свободного хода педали, замедлению срабатывания тормозов или торможению рывками.
    • На раскаленные тормозные диски попадает вода с дорожного покрытия и вызывает термическую деформацию детали (диск «повело»), после чего колодка к нему будет прилегать неплотно.

    Тормоза не срабатывают

    Есть и более опасные ситуации, когда реакция тормозов на нажатие педали отсутствует или появляется с серьезным запозданием, что на большой скорости может привести к ДТП:

    • Поломка вакуумного усилителя или обрыв шланга разрежения на усилителе не выводит тормоза из строя, но требуется максимальное усилие нажатия на педаль, к чему водитель может оказаться не готов.
    • Завоздушивание тормозной системы из-за нарушения герметичности уплотнений на главном и рабочих цилиндрах приводит к несрабатыванию тормозов с первого нажатия (необходимо несколько нажатий), что в критической ситуации крайне опасно. Помочь может только замена изношенных элементов, восстановление герметичности трубопроводов и прокачка системы.
    • Обрыв шлангов в тормозной системе из-за износа может привести к полному отказу тормозов (нужен периодический осмотр и проверка герметичности трубопроводов).
    • Заклинивание поршня в тормозном цилиндре, направляющих суппортов или тормозной колодки ведет к несрабатыванию узла. При обнаружении заклинивания механизма, следует его разобрать, заменить изношенные элементы, почистить и смазать.
    • Некорректная работа ABS [1] из-за одного из элементов может привести к полному отключению системы аварийной блокировки колес. Машина будет тормозить в рабочем режиме, но тормоза не будут срабатывать при экстренной резкой остановке.

    При неожиданном отказе педали тормоза, вы можете использовать ручник. При обнаружении неисправностей в процессе неопасного движения по дороге, сразу сворачивайте на СТО — несрабатывающая педаль тормоза крайне опасна и может вызвать непоправимые последствия.

    Несрабатывающая педаль тормоза крайне опасна

    Немного о правилах торможения

    Умение правильно тормозить в разных дорожных ситуациях очень важно, вне зависимости от того, исправны тормоза или нет. Следует помнить несколько важных правил, которыми пользуются опытные водители:

    • Если в автомобиле отсутствует система экстренной блокировки колес (ABS [1] ), тормоза будут срабатывать на грани блокировки колес, но до момента, когда шины на невращающихся колесах начнут скользить.
    • Если машина оснащена системой ABS [1] , торможение выполнит электроника, но только в случае достаточного усилия на педаль и удержания ее до полной остановки транспортного средства.
    • На скользких дорожных покрытиях (мокрая, заснеженная или обледенелая дорога) прерывистое торможение педалью помогает быстро погасить кинетическую энергию движения авто, сбросить скорость и сократить тормозной путь, не срываясь в занос.

    В заключении следует отметить, что своевременное срабатывание тормозной системы в автомобиле — принципиально важное условие безопасности управления машиной. Поэтому за состоянием, уровнем износа и грамотной регулировкой тормозных механизмов следует внимательно и регулярно следить, быстро устраняя любые мелкие неполадки.

    При обнаружении даже минимальных проблем со срабатыванием тормозов, следует сразу заехать на СТО, чтобы провести диагностику и техническое обслуживание системы. Но даже, если тормоза исправны, всегда учитывайте состояние дорожного покрытия, подвески и покрышек, избегайте перегруза и неравномерного размещения грузов на машине.

    [1] ABS — ( англ. Anti-lock braking system, сокращенно ABS , транслитерация АБС) антиблокировочная система, предотвращающая блокировку колес при торможении.

    [2]ESP — (англ. Electronic Stability Program, сокращенно ESP, транслитерация ЕСП) электронный контроль устойчивости или динамическая система стабилизации автомобиля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *