Что лучше лишение прав или административный арест
Перейти к содержимому

Что лучше лишение прав или административный арест

  • автор:

Водители готовы выбрать более суровое наказание, если оно не лишит их работы

Водители готовы отсидеть 15 суток ареста, лишь бы не лишиться прав. Однако суды считают арест более суровым наказанием и отказывают им в этом. Как пример, недавнее дело которое рассматривал 2-й кассационный суд. Там водитель просил применить к нему такую меру наказания, как арест. Но суд на это не пошел, оставив в силе наказание, принятое нижестоящими судами.

В случае мелкой аварии сотрудникам ГИБДД рекомендовано не применять статью о лишении прав.

В случае мелкой аварии сотрудникам ГИБДД рекомендовано не применять статью о лишении прав. / Сергей Михеев

История проста. Некий водитель Калашников слегка задел чужое авто и уехал. Обидно, пострадавшему водителю — обидно. Но повод ли это лишать виновника прав? А вдруг он действительно не заметил, что поцарапал чужую машину? Музыка громко играла в салоне, другие отвлекающие факторы были. Если бы он причинил серьезный вред машине или, не дай бог, покалечил бы человека, — это был бы один разговор.

Но при совершенно незаметных повреждениях лишиться прав на год тоже обидно. Особенно если о ДТП ты узнаешь месяц спустя.

Тем не менее закон суров, но это закон. Калашников обжаловал решение мирового судьи, а затем апелляционного суда во 2-м кассационном суде. Причем он даже не просил вовсе отменить ему наказание. Его просьба заключалась в том, чтобы переквалифицировать его с лишения прав на арест.

Тут стоит пояснить: если бы в отношении водителя был вынесен арест, пусть даже по полной программе, то есть на 15 суток, то, отсидев бы в камере на казенных харчах этот срок, он вышел бы на свободу белым и пушистым и с правами. А так — ходи год пешком.

Но итог был неутешителен. 2-й кассационный указал, что довод жалобы о наличии оснований для изменения постановления путем замены наказания в виде лишения права управления на административный арест не может быть принят во внимание, так как административный арест является более суровым наказанием, ограничивающим гарантированное Конституцией РФ право лица на свободу передвижения. Его применение ухудшило бы положение привлеченного к административной ответственности лица, что недопустимо.

Грубо говоря, 15 суток лишения свободы — это гораздо более серьезная мера, чем год пешком. Даже если от руля зависит свобода перемещения человека, его семьи, а также заработка и бизнеса. По мнению суда.

По мнению простых обывателей — наоборот. Как рассказал известный защитник прав автомобилистов Петр Шкуматов, сейчас даже некоторые юристы дают советы тем, кто к ним обращается с подобными вопросами, срочно получить огромное количество штрафов и не оплачивать их. Например намотать несколько кругов ночью по МКАД и попасться на огромном превышении скорости. Тогда водителя сочтут якобы злостным нарушителем и назначат арест вместо лишения прав.

Суд не может поменять лишение права управления на арест, поскольку арест — более строгая мера, ограничивающая свободу гражданина

Однако все юристы, с которыми беседовал корреспондент «РГ», считают эту идею и незаконной, и бесперспективной. Как пояснил юрист Кирилл Муратов, любой неоплаченный штраф считается уже отягчающим вину обстоятельством. Его поддерживает и адвокат Сергей Радько. По его словам, это может сыграть свою роль, а может и не сыграть. И водителю назначат и лишение прав, и требование оплатить штрафы в двойном размере. В общем, овчинка выделки не стоит.

Между тем та самая часть 2 статьи 12.27 — оставление места происшествия — стала уже кормушкой для мошенников. По словам Петра Шкуматова, на стоянке около какого-нибудь торгового центра ставится машина, которая подкарауливает незадачливого водителя. Водитель трогается с парковки, мимо него проезжает автомобиль мошенников. Главное, чтобы это было видно на камерах парковки. Затем помощники мошенников быстренько наносят потертости на том и другом автомобиле. И дело в шляпе. Нарушитель, якобы совершивший аварию, скрылся с места ДТП. Ему предлагают оплатить. Но даже не ущерб, а уход от ответственности. Ибо при наличии видео он не сможет доказать, что столкновения не совершал. А это уже не 5-10 тысяч рублей. Речь идет о сотнях тысяч.

В связи с этим экспертный совет по автомобильной безопасности при Комитете Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов поднял вопрос о том, чтобы вообще пересмотреть эту статью. В частности, хотя бы добавить примечание, что в случае возмещения ущерба, при отсутствии пострадавших людей, вторую ее часть — лишение прав или арест — в отношении якобы нарушителей не применять.

Лишение или штраф: как обычно решают суды

Водители знают, что в Административном кодексе есть такие правонарушения, ответственность за совершение которых может быть альтернативной: предупреждение или штраф, штраф или лишение права управления, лишение права или административный арест. Чаще всего закон предлагает выбирать между лишением и штрафом.

Решение вопроса о том, какую меру применить, лежит на лице, рассматривающем дело. В подавляющем большинстве случаев это будет либо сотрудник ГИБДД, либо судья. Все решения о лишении прав и аресте принимаются только судьей.

Поэтому, если альтернатив этим видам наказаний закон не предусматривает (например, управление транспортным средством в состоянии опьянения), то Госавтоинспекция после проведения необходимых процедур просто оформляет необходимые документы и передает пакет в суд. Но по тем составам правонарушений, где альтернативой лишению может быть штраф (например, выезд на встречную полосу), решение может принять и полиция.

slide image for gallery: 26907 | Профилактический рейд ГИБДД Москвы «Нетрезвый водитель»

slide image for gallery: 26907 | Профилактический рейд ГИБДД Москвы «Нетрезвый водитель»

slide image for gallery: 26907 | Профилактический рейд ГИБДД Москвы «Нетрезвый водитель»

slide image for gallery: 26907 | Профилактический рейд ГИБДД Москвы «Нетрезвый водитель»

Как правило, непосредственно на дороге инспектор ДПС на себя такую ответственность взять не может, поэтому его задача — зафиксировать нарушение документально и передать в «группу разбора» своего подразделения, где все обстоятельства рассмотрят более досконально и примут решение.

Туда же вызывают самого нарушителя, чтобы получить от него объяснения. Вердикт может быть одним из двух: оштрафовать своей властью или направить материалы в суд. Впрочем, есть и третий вариант: освободить водителя от ответственности, если служивые сочтут нарушение недоказанным.

Что такое формула «НОНД»?

У разрешения дела в суде тоже могут быть три исхода: лишить прав, оштрафовать или отпустить с миром. Поэтому, вопреки сложившемуся мнению, направление материалов с альтернативными наказаниями в суд вовсе не гарантирует автоматического лишения прав. Это означает лишь то, что Госавтоинспекция не захотела брать на себя ответственность за рассмотрение дела.

imagespecial image for: 81763

В этом есть своя логика, так как считается, что у судьи больше времени и полномочий для досконального изучения всех обстоятельств, поэтому он сможет принять более взвешенное решение. Впрочем, на практике это не совсем так, ведь, в отличие от ГИБДД, у мирового судьи (именно он рассматривает такие дела в первой инстанции), как правило, не «набита рука» на разбор дорожных прегрешений, да и свободного времени совсем не вдоволь.

Поэтому судебные решения в отношении нарушителей ПДД часто готовятся по шаблону на основании материалов, собранных дорожной полицией. Отсюда-то и появилась формула «НОНД — нет оснований не доверять сотруднику полиции».

Судья — это человек, а значит, его можно склонить на свою сторону

Впрочем, справедливости ради, формальный подход применяется далеко не всегда. На что рассчитывать водителю? Прежде всего, ему надо понимать, что наряду со всеми документальными доказательствами судья имеет право использовать свои внутренние убеждения — это прямо предусмотрено законом.

Поэтому при рассмотрении дела в ходе судебного заседания многое зависит от поведения самого обвиняемого в нарушении правил дорожного движения. Его искреннее раскаяние или, наоборот, твердая уверенность в том, что он ничего не нарушал, и, главное, умение обоснованно доказать это судье, могут сыграть позитивную роль.

Эвакуация нарушителя

Человеку в мантии не чужды ни эмпатия, ни здравый смысл, поэтому он может полностью оправдать нарушителя или наказать по низшей планке, предусмотренной законом.

Хотя наряду с субъективными факторами есть и объективные моменты, которые принимаются во внимание при разборе. Наряду с качеством собранных доказательств это еще и «портрет» самого водителя.

Подразделение ГИБДД к пакету документов, направляемых в суд, прикладывает распечатку с историей его нарушений за последний год. Если это список на нескольких страницах, поверьте, убедить судью в том, что на встречке водитель оказался непредумышленно, вряд ли получится.

Выбор наказания: штраф или лишение водительских прав

Возможность передачи материалов в суд по делам, по которым может быть назначено альтернативное наказание (как правило, штраф или лишение права управления), нередко используется нечистыми на руку сотрудниками ГИБДД для вымогательства взятки примерно с такой аргументацией: «есть возможность решить вопрос на месте, а в суде тебя гарантированно лишат прав». На эти провокации лучше не поддаваться.

В доказательство — статистика Научного центра БДД МВД России относительно вероятности лишения права управления. Она учитывает все рассмотренные дела — не только в суде, но и в ГИБДД.

content image for: 81763

Так, за выезд на встречную полосу (часть 4 статьи 12.15 КоАП РФ) прав лишают лишь каждого 38-го нарушителя, за превышение скорости более чем на 80 км/ч (часть 5 статьи 12.9) или повторное на 60-80 км/ч (часть 7 статьи 12.9) — каждого 23-го.

Такая же вероятность отлучения от руля за езду без регистрационных знаков или при их маскировке (часть 2 статьи 12.2). Только каждого 18-го водителя лишают прав за повторное управление незарегистрированной машиной (часть 1.1 статьи 12.1) и 14-го — за повторный же проезд на запрещающий сигнал светофора (часть 3 статьи 12.12).

slide image for gallery: 27826 | Припаркованные на улицах Москвы автомобили с умышленно скрытыми государственными регистрационными номерами

slide image for gallery: 27826 | Припаркованные на улицах Москвы автомобили с умышленно скрытыми государственными регистрационными номерами

slide image for gallery: 27826 | Припаркованные на улицах Москвы автомобили с умышленно скрытыми государственными регистрационными номерами

slide image for gallery: 27826 | Припаркованные на улицах Москвы автомобили с умышленно скрытыми государственными регистрационными номерами

Самые высокие шансы вместо штрафа или освобождения от ответственности лишиться прав у тех, кто совершил ДТП с легким и средним вредом здоровью (каждый 4-й и 3-й по частям 1 и 2 статьи 12.24 КоАП РФ соответственно).

Впрочем, приведенные сведения — вовсе не повод легкомысленно относиться к правилам дорожного движения. Во-первых, многие из этих нарушений — наиболее распространенные причины ДТП, ну а тех, кто погиб (они тоже в этой статистике), прав уже никак не лишить. Во-вторых, вовсе не факт, что повезет и вам.

Арест за нарушение ПДД

За тяжкие нарушения правил дорожного движения водитель может попасть под арест. Рассказываем, за какие нарушения назначают такое наказание и в каких случаях может быть альтернативная мера.

Обновлено: 12.12.2022

Когда назначают арест

Арест считается крайней мерой административного наказания — его назначают в исключительных случаях, когда совершено грубое нарушение или есть отягчающие обстоятельства. Например, неоднократные нарушения ПДД, судимость, состояние опьянения за рулем, есть пострадавшие.

Решение об аресте принимает только суд — он может назначить альтернативную меру наказания: штраф, лишение прав или обязательные работы. Это зависит от тяжести нарушения, личности водителя и смягчающих обстоятельств.

Арест не применяется:

  • к инвалидам I и II группы;
  • к беременным женщинам;
  • к женщинам или отцам-одиночкам, у которых есть дети до 14 лет;
  • к несовершеннолетним водителям;
  • к военнослужащим и лицам, призванным на военные сборы;
  • к сотрудникам спецслужб и должностным лицам, например: Следственного комитета, органов внутренних дел, системы исполнения наказаний.

За какие нарушения могут назначить арест

В административном кодексе есть несколько нарушений, за которые предусмотрен арест.

Вождение автомобиля после лишения. По ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ за управление автомобилем водителем, который был лишён прав, предусмотрен арест на срок до 15 суток. Альтернативное наказание — штраф 30 000 ₽ или обязательные работы до 200 часов.

Вождение без прав в состоянии опьянения. Водителю, который никогда не получал водительские права или был лишен, за управление автомобилем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения могут назначить арест от 10 до 15 суток по ч. 3 ст. 12.8 КоАП. Альтернатива аресту — штраф 30 000 ₽.

Отказ от медосвидетельствования водителем без прав. За отказ пройти проверку на алкогольное или наркотическое опьянение могут применить арест на 15 суток по ст. 12.26 КоАП. Такая мера назначается только водителям, которые не получали прав вообще или были лишены. Альтернативное наказание — штраф 30 000 ₽.

Оставление места ДТП. Водителя, который скрылся с места аварии, могут арестовать на 15 суток по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Чаще всего в судебной практике применяют альтернативное наказание — лишение прав на срок до 1,5 лет.

Просрочка оплаты штрафа.На оплату штрафа у водителя есть 60 дней. Если просрочить этот срок — в течение 3 месяцев после этого могут привлечь по статье 20.25 КоАП и назначить арест до 15 суток. Альтернативное наказание:

  • арест имущества;
  • запрет выезда за границу;
  • штраф в двукратном размере от изначальной суммы.

Невыполнение требований инспектора. За езду с тонировкой, незаконным тюнингом или без страховки инспектор вправе выписать письменное требование устранить нарушение. Если водитель его не выполнит, и его повторно остановят — могут назначить арест до 15 суток по ч. 1 ст. 19.3 КоАП. Альтернативное наказание — штраф 500-1000 ₽. Читать подробнее о штрафе за отсутствие ОСАГО →

Мелкое хулиганство на дороге. Арест на 15 суток также могут назначить за выяснение отношений с другим водителем на дороге: нецензурную брань, оскорбления, порчу имущества или причинение телесных повреждений. Эти действия попадают под части 1 и 2 ст. 20.1 КоАП, альтернативным наказанием могут назначить штраф 500-1000 ₽.

Чтобы не допустить просрочки оплаты штрафа, лучше самостоятельно отслеживать информацию о штрафах с камер. Письмо может потеряться на почте или не дойти до вас, если живете не по прописке. Штраф на Госуслугах можно пропустить, если отключены уведомления на телефоне.

Телефон

Мобильное приложение «Штрафы ГИБДД»

Уведомления о штрафах и оплата онлайн.

  • самые полные данные по штрафам из официальных баз ГИБДД, АМПП и МАДИ
  • все детали штрафа: время, место на карте, статья ПДД и фото для штрафов с камер
  • сообщаем о новых штрафах и напоминаем о сроках оплаты, чтобы была скидка и не было просрочек
  • оплата штрафов картой, Apple Pay и Google Pay с официальной квитанцией
  • поддержка по электронной почте

Лишение прав или арест за скрытие с места ДТП?

За скрытие с места ДТП предусмотрена ответственность по статье 12.27 КоАП РФ в виде лишения права управления на срок от 1 года до 1,5 лет или административный арест на срок до 15 суток. Штраф за данное нарушение не предусмотрен. Дело рассматривается в ГИБДД на стадии расследования и материал передается федеральному судье. В ГИБДД не выносят решение о наказание водителя.

Назначить наказание в виде лишения права управления или ареста за скрытие с места ДТП? Данное решение принимает суд. Арест назначается в 1 случае из 500, поскольку арест считается более суровым наказанием и судьи не очень охотно его применяют, несмотря на просьбы многих водителей.

Как оспорить нарушение

В ходе рассмотрения дела, судьей оценивается совокупность всех факторов и обстоятельств и здесь очень важно какую линию защиты выбрать чтобы избежать лишения прав. Помните, что если Вы договорились компенсировать пострадавшей стороне все повреждения это ни на что не влияет — лишение прав предусмотрено не за повреждения, а за сам факт скрытия с места ДТП. Именно поэтому Автоюрист всегда требует прекращения производства по делу.

Важно знать

При рассмотрении дела не важно какие повреждения получил второй участник ДТП. Принимается во внимание сам факт скрытия с места ДТП.

После прекращения дела пострадавшей стороне ремонт оплачивается по ОСАГО. Если Вы будете лишены прав и будет доказан факт скрытия, то ремонт придется оплачивать Вам.

Получите бесплатную консультацию в компании «Автоюрист». Мы расскажем как избежать лишение права управления и урегулировать конфликт со вторым участником ДТП. Закон позволяет выиграть дело и наши специалисты знают как это сделать.

Выигранные дела

В офисах компании «Автоюрист» Вы сможете ознакомиться с более чем 3000 постановлений и решений суда всех инстанций.

Получить бесплатную консультацию автоюриста за 10 минут

Вы также можете позвонить по телефону 8-800-505-1395. Звонок бесплатный.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *