Что должно быть на азс
Перейти к содержимому

Что должно быть на азс

  • автор:

Какие документы должны быть на заправке

Какие документы должны быть на заправке

Автозаправочные станции – они из самых посещаемых общественных мест. Ежедневно тысячи водителей заезжают на каждую пополнить запасы бензина, купить масло, да и просто перекусить в дороге. Не стоит забывать, однако, что столь популярное место относится к категории мест повышенной опасности. Поэтому контролирующие органы столь требовательны к процессу организации реализации нефтепродуктов.

Чтобы начать работать, владелец автозаправки должен подготовить массу документов. Некоторые из них хранятся в офисах компании. Но ряд бумаг должен быть непосредственно на автозаправочной станции.

Список документов, которые должны быть на каждой АЗС впечатляет. Он несколько отличается в зависимости от вида заправки. Так для передвижных АЗС, контейнерных заправок и блок-пунктов требований чуть меньше. Но в целом список очень схож.

К стационарным заправочным станциям требования жестче, потому как расположены они чаще всего в черте города или поблизости, где очень высокое сосредоточенье транспортных средств и людей.

Остальные виды АЗС расположены вдоль автотрасс. Концентрация транспорта там меньше. Но это отнюдь не значит, что требования к мерам безопасности на них ниже.

Законодатель установил обязательный список документов на АЗС, который условно можно разделить следующим образом.

1. Документы на саму станцию, ее оборудование, право собственности

Сюда относятся все организационно-правовые бумаги и разрешения и всевозможные технические паспорта и допуски. Деятельность на АЗС без них не возможна в принципе. Это такие бумаги как:

  • паспорт АЗС с ее электрической и технологической схемами, а также со схемами молниезащиты и заземления;
  • формуляры и техническое описание на топливные и маслораздаточные колонки;
  • паспорта и градуировочные таблицы на резервуары.

Работать заправка обязана в соответствии с правилами ее технической эксплуатации. Строго следует исполнять и требования с инструкций по технике безопасности и пожарной безопасности. А следование инструкции по эксплуатации очистных сооружений поможет сохранить экологию планеты. Из этой же сферы и инструкция по сбору отработанных нефтепродуктов, если на заправке осуществляется их сбор.

Понятно, что владелец бизнеса должен получить соответствующую лицензию и зарегистрировать свое дело.

2 Документы, связанные с реализацией

К ним относятся всевозможные инструкции о порядке учета талонов на нефтепродукты и отпуска нефтепродуктов по талонам, а также образцы этих талонов. В последнее время на смену талонам все активнее приходят топливные карты как сами производителей ГСМ, так и ряда процессинговых центров, таких как «Премиум Карт». Их использование экономит и время и деньги владельца карты, а также приносит ряд преимуществ для самих АЗС. Понятно, что оператор должен уметь обращаться с этим платежным средством.

На видном месте должны быть размещены прейскуранты розничных цен на ГСМ, и паспорта качества на каждый вид топлива, а также перечень услуг, оказываемых владельцам транспортных средств. Не стоит забывать о сертификатах на другие сопутствующие товары. На информационном стенде можно также узнать график работы заправки, имена и фамилии операторов и руководства, ответственного за пожарную безопасность, охрану труда. Ну и конечно же любимая всеми книга жалоб и предложений.

3. Журналы и бумаги, регламентирующие порядок работы оператора.

Оператор АЗС – должность очень ответственная. Знать и уметь он должен многое. Потому как от его действий зависит не только качество обслуживание клиентов, но и их жизнь, в случае не соблюдения установленных своих обязанностей.

В своей работе операторы АЗС, помимо должностной инструкции, руководствуются рядом инструкций по работе с аппаратурой отпуска нефтепродуктов. Инструкции указывают, как реализовывать топливо в зависимости от способа оплаты за него. Расфасованные нефтепродукты, автозапчасти оператор записывает в книгу по учету движения расфасованных нефтепродуктов, запасных частей к автомобилям.

Операторы расписываются в специальном журнале за технику безопасности и за охрану труда. При передаче смены коллеге, отражают это в книге приема и сдачи дежурств.

Поступление нефтепродуктов, учет ремонта оборудования, расход электроэнергии, заявки на завоз топлива, учет оборудования, инвентаря и имущества отражаются в соответствующих журналах. Поверки средств измерения отражены в графике, а оснащенность автозаправочной станции средствами измерения перечислена в табеле.

Посещения и осмотр АЗС контролирующими органами в специальном журнале.

Кроме всего названного у оператора должна быть под рукой информация о плане и порядке действия при возникновении ЧП.

4. Правила для посетителей

Как вести себя на заправке, следует знать назубок. Конечно, никто не заставит посетителя рассказывать правила наизусть. Но исполнение некоторых поможет Вам не просто заправить автомобиль с комфортом, но и спасти Вашу жизнь. Вряд ли кто-то в здравом уме станет курить на АЗС или баловаться с другими огненными предметами. Это очевидно. Тем не менее, все эти правила собраны в специальные документы, обязательные к прочтению и исполнению.

К этим документам относятся правила поведения водителей при заправке автотранспорта и правилах поведения при нахождении на территории АЗС, правила, регламентирующие очередность обслуживания автотранспорта, схема проезда по территории станции.

Вся информация должна быть предоставлена на русском языке в хорошо различимом и читаемом виде.

Несмотря на столь внушительный список документов, качество обслуживания на станциях, ровно, как и качество реализуемого топлива оставляют желать лучшего. Водители часто жалуются на поломку авто из-за разбавленного бензина, пишут жалобы и на низкого уровня сервис на АЗС.

Проверяющих и контролирующих органов над деятельностью станций немало. Это и Росстандарт, и Роспотребнадзор, и ФАС, и налоговая, и прокуратура, если понадобиться. Но плановые проверки Росстандарт проводит не чаще одного раза в три года. Причем проверять компанию, зарегистрированную менее года назад нельзя в принципе. Этим пользуются некоторые недобросовестные владельцы АЗС. Они просто перерегистрируют свой бизнес на другое лицо, и годовой срок «непроверки» начинается вновь.

Представители контролирующих органов помимо документов, которые должны быть на заправке, проверяют класс топлива, полноту данных, отраженных в чеке. Могут проверить наличие мерника на заправки и его. Паспортам качества топлива и соответствию им топлива в резервуарах уделяется особое внимание. В случае выявления подделки этого документа к делу подключается прокуратура.

Но проблема в том, что, о плановой проверке контролеры обязаны сообщать заранее. Руководство к моменту проверки заправки готовится основательно. Приводят в порядок не только документы, которые должны быть на заправке, но и устраняют все остальные недочеты. А кое-кто и контрафактный бензин скрывает. Это на нет сводит саму суть контроля и дает возможность не чистым на руку игрокам на рынке топлива работать по серым схемам. Это влечет не только проблемы с качеством топлива, но и миллиардные недостачи налогов в бюджет страны. А проверять внепланово автозаправочные станции можно только с разрешения Генеральной прокуратуры. Если учесть что в России всего около 22 тысяч АЗС, а за год планово можно проверить лишь одну тысячу, можно представить себе масштабы нарушений на АЗС. Собственно в 2015 году по поручению главы государства проводилась массовая проверка топливного рынка страны. Она выявила, что нарушения закона есть на каждой пятой АЗС.

Внеплановые проверки могут быть организованы по жалобам граждан. Но таких жалоб должно быт не две и не три. Иначе в проверке могут отказать в связи с малозначительностью преступления. Так часто поступают в регионах. В том числе и потому, что до конца не понимают, что делать с жалобой и как провести проверку. Особенно если учесть, что сертифицированных лабораторий на периферии крайне мало. А слать топливо в область и ждать потом результатов экспертизы и долго и дорого.

Поэтому ряд государственных организаций предлагают либо сделать такие проверки чаще, либо создать специальные проверочные комиссии, у которых будут права внеплановых проверок заправок. При таком подходе, уверены чиновники, удастся проследить за выполнением всех требований закона.

Предлагается также пойти по пути ужесточения наказания для тех владельцев заправок, которые уже попадали в поле зрения прокуратуры и не раз обманывали потребителя. Речь идет и об увеличении суммы штрафов, и о приостановке деятельности автозаправочной станции.

Но есть и другая сторона медали. Некоторые компании, торгующие ГСМ утверждают, что добросовестному продавцу не выжить в условиях высокой конкуренции в этой отрасли. Это происходит потому, что нечестные игроки из-за махинации с качеством топлива реализуют его дешевле. Покупатель чаще голосует рублем за дешевый бензин.

Второй аспект, на который ссылаются бизнесмены, высокая бюрократизация госаппарата. Они утверждают, что из-за бюрократических проволочек решать некоторые вопросы становится невозможным. В качестве примера владельцы АЗС приводят ситуацию с сертификацией и проверкой работы топливных колонок. Некоторые готовы установить новое зарубежное оборудование на свои заправки, но процесс их сертификации столь трудоемок и затратен, причем, без гарантии завершения процедуры сертификации, что связываться с этим как минимум не рентабельно. Недолив в старых топливораздаточных пистолетах может быть и небольшим, грамм 100-300 примерно. Но в совокупности набегает приличный объем. А получать сертификат поверки оборудования хлопотно, потому как часто чтобы доказать свои права законным путем нужно пройти не только через аппарат чиновников, но и потом обжаловать их действия через прокуратуру и суд. Многие отказываются от столь трудного пути и продолжают работать без сертификатов.

Они ссылаются на то, что сами следят за качеством топлива и точностью работы оборудования. Теоретически каждый уважающий себя производитель топлива и его реализатор должен самостоятельно мониторить качество топлива. И если крупные компании с этим более-менее справляются, то частники поменьше не готовы вкладывать средства в создание сложной и многоуровневой системы проверки. Поэтому работают на «авось».

Не исключение и инициация проверки с целью получения откатов. Мол, мы придем и точно что-то найдем…

Пока обе стороны не придут к взаимопониманию, страдать будет обычный водитель автомобиля. Ему придется покупать разбавленный бензин и платить за него приличные деньги. А потом еще и со своего кармана оплачивать ремонт машины. И тут никакой список документов, который должен быть номинально на заправке ситуацию не спасет.

Требования к размещению АЗС

По отношению к жилым, производственным и общественным зданиям АЗС располагается со стороны преобладающего направления ветров. Не допуска­ется размещение на путепроводах, под ними и на плавсредствах. Общий вид стационарной АЗС показан ниже.

Общий вид стационарной АЗС

Планировка должна исключать возможность растекания аварийного про­лива топлива на территории и за ее пределы. На въезде и выезде с территории необходимо иметь пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения. Планировка должна предусматривать:

  • удобный подъезд и стоянку автотехники у колонки во время заправки;
  • широкий обзор всей территории из помещения оператора;
  • отведение зон под зеленые насаждения;
  • санитарно-гигиенические условия для работников станции;
  • согласование с общей архитектурной композицией микрорайона.

Расположение обозначается дорожным знаком «АЗС». КАЗС должны ус­танавливаться на бетонированных площадках, бетонных плитах, в исключи­тельных случаях — на асфальтированных площадках, обеспечивающих сбор топлива при его утечке.

Минимальные расстояния от АЗС до внешних объектов и между ее здани­ями и сооружениями, принимаются в соответствии с НПБ 111-98.

Расстояние от края площадки для АЦ до наземно-расположенного техно­логического оборудования, конструкций навесов и технологических шахт подземных резервуаров должно быть не менее 2 м. Для технологических шахт подземных резервуаров, заполненных негорючим материалом, указанное рас­стояние не нормируется.

Ограждение должно быть продуваемым. Не допускается озеленение тер­ритории кустарниками и деревьями, выделяющими при цветении хлопья, во­локнистые вещества или опушенные семена. Вблизи посадок сельскохозяй­ственных культур, по которым возможно распространение пламени (зерно­вые, хлопчатник и т. п.), предусматривается наземное покрытие, не распрост­раняющее пламя или вспаханная полоса земли шириной не менее 5 м.

Устанавливаются знаки о расположении пожарного водоема, водозабор­ных колодцев или пожарного гидранта, габаритные знаки при наличии наве­сов, плакаты с обязанностями водителя при заправке автомобиля.

Территория должна быть освещена в соответствии с существующими нор­мами, особенно места заправки и слива горючего. Оборудована телефонной и громкоговорящей связью, и средствами измерений в соответствии с «Табе­лем оснащенности АЗС средствами измерений».

Устанавливаются таблички с указанием фамилии дежурного оператора, времени работы и расположения ближайшей АЗС. На каждой колонке долж­ны быть нанесены ее порядковый номер и марка отпускаемого нефтепродук­та.

ПАЗС должна располагаться на специально отведенной площадке, согла­сованной с административными органами и Госпожнадзором, быть ровной и обеспечивать возможность свободного подъезда автотранспорта для заправ­ки с соблюдением правил пожарной безопасности. Устанавливается соответ­ствующая охранная разметка.

ПАЗС ставится на учет в ГИБДД. Наносятся трафареты «Передвижная АЗС», «Огнеопасно» и знак классификации груза. На внутренней стороне дверки шкафа помещается табличка с указанием отпускаемых марок нефте­продуктов и технологической схемы заправочного оборудования. Комплект оборудования:

  • специальное оборудование и инструмент;
  • одиночный комплект запасных частей;
  • мерник образцовый II разряда вместимостью 10 литров;
  • два огнетушителя;
  • кошма;
  • медицинская аптечка;
  • средства для сбора и ликвидации проливов разлившегося горючего.

На территории стационарных станций разрешается использовать ПАЗС только в случаях ремонта или зачистки резервуаров.

  • лицензия на право эксплуатации;
  • паспорт с технологической и электрической схемой станции и отметкой о ежегодной проверке на соответствие реальному объекту;В паспорте указывается:
  • номер автозаправочной станции и ее точный адрес;
  • название собственника станции и эксплуатирующей организации;
  • величина используемого земельного участка и срок окончания его арен­ды;
  • дополнительные услуги автосервиса (мойка автомашин, автостоянка,количество постов техобслуживания и ремонта автотранспорта, кафе, мага- зины и др.)
  • данные о проведении реконструкции;
  • сведения об используемом технологическом оборудовании (ТРК, резер­вуары, электрооборудование, системы вентиляции и отопления, очистные сооружения).

При описании топливораздаточного оборудования указывается количе­ство ТРК и их марка, год ввода в эксплуатацию, вид реализуемого топлива, количество топливораздаточных рукавов (пистолетов).

При описании резервуаров указывается:

  • общее количество;
  • количество эксплуатируемых (наземных и заглубленных);
  • год изготовления и дата ввода в эксплуатацию;
  • номинальная вместимость и вид топлива;
  • общая вместимость резервуарного парка;
  • технические мероприятия, проводимые по каждому резервуару (дата зачистки, проверки на герметичность, дефектоскопии).

Технологическая схема представляет собой безмасштабную схему сети трубопроводов с оборудованием и запорно-регулирующей арматурой, обес­печивающей выполнение всех технологических операций с топливом.

На электрической схеме в паспорте должны быть указаны потребители электроэнергии (электродвигатели, светильники, нагревательные приборы и др.), аппаратура (пускатели, выключатели и др.), электролинии (кабели, про­вода, марки и площади их сечений, способы прокладки).

  • формуляры и технические описания топливо- и маслораздаточных коло­ нок

Разделы формуляров должны постоянно заполняться в процессе эксплуа­тации оборудования. Особое внимание уделяется отметке госповерителя о погрешности, которое заверяется оттиском Государственного поверочного клейма и подписью.

  • паспорта и технические паспорта на резервуары.

Разделы паспортов содержат отметки о зачистке, проверке на герметич­ность, проверке высотного трафарета, проведении дефектоскопии. Базовую высоту или высотный трафарет резервуаров проверяют ежегодно в летнее время и после ремонта. Результат оформляется актом (протоколом).

  • градуировочные таблицы на резервуары

Резервуары проверяются каждые 5 лет. Таблицы считаются действитель­ными, если они утверждены органами Госстандарта и подписаны Госповерителем.

  • правила технической эксплуатации АЗС;
  • инструкция по технике безопасности и пожарной безопасности;
  • инструкция по эксплуатации очистных сооружений;
  • инструкция по сбору отработанных нефтепродуктов;
  • сменный отчет, содержащий сведения о наличии топлива в резервуарах на начало и конец смены, показаниях суммарных счетчиков, поступлении неф­тепродуктов, уровне подтоварной воды в резервуарах, погрешности работы ТРК, определяемой с помощью мерников второго разряда.
  • журнал учета поступивших нефтепродуктов;
  • журнал учета ремонта оборудования с отражением в нем информации о проведении технического обслуживания и ремонта технологического обору­дования и сооружений, показаний счетчика до и после ремонта ТРК, отметки о снятии пломб Госповерителя.
  • график технического обслуживания и планово-предупредительного ремон­та технологического оборудования и сооружений;
  • график поверки средств измерений, утвержденный органом Госстандарга
  • журнал учета расхода электроэнергии;
  • журнал регистрации заявок на завоз нефтепродуктов;
  • журнал учета оборудования, инвентаря и имущества;
  • должностные инструкции работников;
  • табель оснащенности средствами измерений;
  • свидетельства о поверке средств измерений;
  • книга (журнал) приема и сдачи дежурства;
  • книга жалоб и предложений;
  • план ликвидации возможных аварий, согласованный с противопожар­ной службой и комитетом по ликвидации чрезвычайных ситуаций при адми­нистрации района. План должен разрабатываться с учетом специфических условий деятельности, предусматривать оперативные действия персонала по предотвращению аварий и ликвидации аварийных ситуаций, а в случае их возникновения — по локализации, максимальному снижению тяжести послед­ствий при проливах топлива, возгораниях и взрывах;
  • сертификаты соответствия на оборудование и изделия зарубежного про­изводства; .. .
  • приказы о назначении ответственных лиц за безопасную эксплуатацию, охрану труда, пожарную безопасность, эксплуатацию электроустановок и за вскрытие пломб Госповерителя;
  • журнал учета и содержания средств электрозащиты;
  • журнал эксплуатации молниезащитных устройств.

Кроме того, на ПАЗС дополнительно должны быть:

  • должностная инструкция водителя-заправщика;
  • формуляр на топливораздаточный агрегат
  • техническое описание топливораздаточного агрегата;
  • паспорт и протокол поверки цистерны ПАЗС;
  • паспорта и инструкции по эксплуатации шасси автомобиля, прицепа, бензоэлектрического агрегата, агрегата раздачи топлива и масла.

Чем должна быть оборудована АЗС по закону

Чем должна быть оборудована АЗС по закону

Бизнес продажи топлива в розницу один из самых рентабельных, но и один из самых затратных и опасных. Именно по этой причине необходимо отнестись к требованиям закона с должной ответственностью и организовать свою АЗС правильно.

Кто контролирует АЗС:

  1. Управление архитектуры и градостроительства
  2. Комитет по охране ОС
  3. Энергонадзор
  4. ГИБДД
  5. ГПН (противопожарная служба)
  6. Роспотребнадзор

Так же, стоит понимать, что на региональном уровне органы местного самоуправления могут выпускать дополнительные постановления, регламентирующие работы АЗС с целями:

  1. Улучшения качества услуг и продаваемой продукции
  2. Улучшения безопасности ОС (окружающей среды)
  3. Противопожарной безопасности

Каждая новая АЗС проектируется согласно СП 156.13130.2014. Данный норматив в свою очередь классифицирует заправочные станции на 13 видов. Каждый вид имеет свои особенности, как в организации, так и в эксплуатации. Нами будут рассмотрены лишь основные виды заправочных станций:

  • П№2 — для топливозаправочны пунктов;
  • П№3 — для передвижных заправок, реализующих ЖМТ (жидкое топливо);
  • П№6 — для различных видов мультитопливных заправок: АЗС, АГЗС, а также АГНКС.

Заправочная станция должна находиться только с подветренной стороны от других построек. Данный норматив обусловлен нормами противопожарной безопасности и экологическими требованиями.

Непосредственно то, на каком расстоянии от дороги будет АЗС регламентируется у каждого вида отдельно.

Каждое здание, находящееся на территории заправочной станции, должно быть либо одноэтажным, либо двухэтажным (площадь не выше ста пятидесяти квадратных метров). Класс огнестойкости с l по lll.

Навесные сооружения на заправочной станции должны быть выполнены из негорючих материалов.

Противопожарное оборудование.

АЗС является местом повышенной пожарной опасности, поэтому без исключения каждая АЗС должна быть укомплектована:

  • Огнетушителями
  • Пожарными рукавами
  • Пенными смесителями
  • Пожарными шкафами

Непосредственно все из противопожарного оборудования должно быть в идеальном состоянии и быть готово в любой момент к эксплуатации. В комплекте к каждому противопожарному оборудованию должна быть подробная инструкция использования, а так же документы с гарантией оборудования и сроком эксплуатации.

Полностью с ассортиментом нашей компании противопожарного оборудования можно ознакомиться здесь.

Резервуарное оборудование.

Резервуарное оборудование (цистерны больших объёмов) востребовано там, где осуществляется длительное хранение топлива. Это нефтебазы, заправки и другие предприятия, занимающиеся торговлей ГСМ. Устройства для хранения топлива приобретаются и крупными промышленными компаниями, в которых различные его виды закупаются и используются для обеспечения работы (в ряде случаев – для ТО) технологических устройств и состоящих на вооружении транспортных средств.

Помимо этого каждая АЗС должна быть укомплектована и спроектирована согласно законодательству и оснащена комплектующими от производителей, которые имеют лицензию на производство оборудования для АЗС.

Если вы собираетесь открыть АЗС, и не знаете, какое оборудование необходимо для комплектации, просто заполните форму на сайте или позвоните по телефону горячей линии, и Вас проконсультирует наш опытный инженер и поможет выбрать необходимые комплектующие.

Требования к автозаправке

Бензиновый бизнес один самых перспективных, и один из самых опасных. Поэтому к требованиям контролирующих органов нужно отнестись внимательно, не только ради избавления от «головной боли» при общении с инспекторами, но и ради собственной безопасности.

Контролирующие органы

При открытии данного вида организации в процессе ее функционирования согласовывать свою деятельность владельцу нужно будет:

  1. Управлением по архитектуре и градостроительству.
  2. Комитетом по охране ОС (окружающей среды).
  3. Управлением по энергонадзору.
  4. ГИБДД.
  5. Управлением противопожарной службы (ГПН).
  6. Роспотребнадзором (СЭС).

Имейте в виду, что на региональном уровне местная администрация может издать Постановление или поручить соответствующим структурам разработать иные регламентирующие деятельность АЗС документы способствующие повышению:

  • качества услуг;
  • скрупулезности выполнения экологических и санитарных нормативов;
  • пожарной безопасности (ПБ).

И даже созданию и поддержанию стилевой гармонии городских построек. В свое время такое постановление было принято в Вологодской области. Поэтому при подготовке к открытию АЗС уточните в местных контролирующих структурах нет ли специальных региональных актов, описывающих требования:

  • архитектуре АЗС;
  • выбору территории;
  • зданиям и сооружениям;
  • оборудованию;
  • системе безопасности.

Открывая АЗС будьте готовы к частым визитам инспекторов из нефтеинспекции, ГПС, налоговых органов и других.

Имейте в виду, что АЗС могут быть стационарными и передвижными, контейнерными, модульными, блочными, топливозаправочными и т.п. В зависимости от размеров и мобильности будут меняться и объем требований контролирующих органов.

Регламентирующие документы: наиболее часто используемые

  • Закон о ЗПП №2300-1.
  • СанПиН 2.1.7.1322-03, описывающий правила обезвреживания отходов производства.
  • СанПиН 2.1.6.1032-01 о качестве атмосферного воздуха.
  • ФЗ РФ № 52 о эпид. благополучии.
  • СП 2.1.7.1386-03 о санитарных правилах об определении класса токсичности отходов.
  • СП 1.1.2193-07 о производственном контроле.
  • СанПиН 2.2.4.1294-03 требования я аэроионному составу воздушной среды.
  • СП 3.5.1378-03 требования к дезинфекции.
  • СП 2.2.2.1327-03 требования к организации технологических процессов.
  • СП 156.13130.2014 требования ПБ.
  • НПБ 02-93 правила, определяющие степень участия ГПН в выборе территории для автозаправки.
  • НПБ 03-93 акт, определяющий моменты согласования проекта и сметной документации с ГПН.
  • НПБ 111-98 основные нормы противопожарной безопасности.
  • РД 153-39.2-080-01 правила эксплуатации АЗС.
  • СНиП 2.07.01-89* / СП 42.13330 (Градостроительство, определяет минимальное расстояние до автодорог и жилых улиц от АЗС).

Требования санитарных служб

Самыми распространенными нарушениями в работе автозаправок, по мнению Роспотребнадзора, являются нарушения:

  • потребительских прав;
  • требований к обращению с отходами;
  • норм ПДК по воздуху;
  • требований санитарно-эпидемиологического характера при эксплуатации построек на территории заправки.

Во избежание отказа СЭС в разрешительном заключении на этапе оформления документов и штрафов в процессе работы стоит познакомиться с основными требованиями данной структуры. Если руководство вашего региона не подготовило специальный СНиП, где были бы собраны все основные рекомендации по планированию, проектированию, возведению и обустройству заправок, вам придется познакомиться с несколькими довольно объемными трудами, чтобы выбрать требования, относящиеся именно вашей будущей деятельности.

Требования к месту расположения заправки

Размер участка земли под АЗС согласовывается с имеющими градостроительными нормами. Его положение должно быть подветренным по отношению к жилому массиву. Вся территория заправки планируется, участок под нее выравнивается и покрывается ровным покрытием.

Вы можете применить:

  • бетонирование;
  • асфальтирование.

Подъездные пути и съезды на автомагистраль не должны иметь дефектов. Территория не занятая сооружениями озеленяется и поддерживается ухоженном и чистом виде.

Накапливать на территории автозапровочной станции отходы нефтепродуктов запрещается. Если в процессе работы произошла утечка — разлив засыпается песком, который затем удаляется.

ТБО, скапливающиеся при работе организации, следует хранить в спецконтейнерах с плотно закрывающимися крышками. Контейнеры устанавливаются на водонепроницаемом основании/фундаменте. Чаще всего используют для этих целей бетонные плиты.

Производственные помещения и зоны для бытовых нужд: требования

Проектируют заправку согласно своду правил 56.13330.2011 /СНиП 31-03-2001. Рабочие помещения окрашивают тонами/цветами, снижающими утомление глаз сотрудников и улучающими освещенность рабочего места.

Помещение для персонала и рабочую зону выстилают твердым напольным покрытием, разрешенным санитарными правилами.

Место оператора АЗС для проведения рабочих манипуляций в положении сидя, оборудуется согласно ГН2.2.5.1314-03.

В части для сотрудников должна быть предусмотрена:

  • туалетная комната;
  • гардеробная;
  • душевая.

В данных помещениях полу делают стойкими к воде и моюще-дезинфицирующим средствам. Все стены и имеющие перегородки облицовывают керамо-плиткой или другим влагостойкими светлого материала на высоту не меньше, чем 1,8 м.

Гардеробную для рабочего персонала оборудуют двухсекционными шкафами:

  • для хранения верхней одежды и обуви;
  • для спецодежды.

Эти предметы гардероба не должны хранится вместе! На габаритных заправках, оборудованных торговым залом с бистро должна быть туалетная комната для клиентов. Желательно одно место для отправки естественных потребностей оборудовать для лиц с ограниченными физическими возможностями.

Все туалетные комнаты снабжаются средствами для просушки кожи рук или одноразовыми полотенцами, мылом и туалетной бумагой.

Микроклимат сооружений АЗС: требования

Внутренняя среда рабочих и бытовых помещений автозаправки поддерживается согласно требованиям СП 60.13330.2012/СНиПа 41-01-2003

Обязательным требованием для АЗС является обустройство искусственной вентиляции для помещений, где хранится спецодежда работников. Рабочие и административные помещения должны иметь отопление:

При организации местного отопления разрешен пар, подогретый воздух или вода в качестве носителя тепла.

Условия микроклимата на рабочем месте сотрудников АЗС нормируются согласно СанПиНу2.2.4.548-96. Допустимые колебания показателей влажности и температуры зависят от периода года и региона. В среднем для холодов это:

  • 20-22оС (максимум 24оС);
  • 15-75% влажность.

Для жаркого времени:

  • 21-23оС (максимум 28оС);
  • влажность остается такой же

ПДК вредных веществ в воздушной среде, которой дышат сотрудники АЗС описаны в ГН2.2.5.686-98. Основные показатели следующие, мг/м.куб:

  • мин.масла — 5;
  • углеводороды в общим — 300;
  • оксид углерода — 20;
  • бензин — 100.

Все эти показатели будет контролировать СЭС при проверке.

Требования к инженерным сетям: вода, канализация

СП 30.13330/СНиПом2.04.01-85*регламентируются требования к внутренним водопроводно-канализационным сетям. Если вы планируете построить новую заправку, недопустимо возводить сооружения без этих элементов.

Вода к АЗС подводиться питьевая. Ее параметры должны соответствовать СанПиНу2.1.4.559-96. Снабжение водой организуется путем:

  • врезки в сети центрального водоснабжения;
  • обустройством поступления воды от колодца;
  • бурения АС (артезианской скважины).

Источник забора воды в обязательном порядке согласуется с санитарными службами. Если она забирается из собственных водоисточников, то руководитель АЗС обязан обеспечить контроль лабораторных показателей состояния воды по указанному выше СинПиНу.

Требования к канализационной сети предусматривают обустройство раздельных сетей канализации:

  • бытовых вод;
  • дождевых и производственных.

Соединять их в одну систему запрещено. Перед началом эксплуатации заправки, на ее территории должна быть обустроена система очистки стоков. Бытовые стоки очищаются согласно требованиям СНиП 2.04.03-85/СП 32.13330.2012.

Дождевая канализация/»ливневка» допускает обустройство системы лотков со съемными решетками. В эту же систему подсоединятся производственный слив стоков. По лоткам воды направляются к очистным конструкциям.

Очистные конструкции как минимум должны состоять из:

  • отстойника (колодца);
  • фильтрационной части;
  • сборника (колодца).

Производственные стоки, отфильтрованные нефтяные продукты и осадочный мусор вывозится в оговоренные с санитарными службами вашего региона/района места.

Требования к инженерным сетям: освещение

Требования к средствам освещения диктуются СП 52.13330.2011/ СНиПом 23-05-95*. Это значит, что все помещения производственного назначения должны иметь кроме искусственного и естественное освещение. Причем последнее рекомендуется использовать по максимуму. Уровень КЕО:

  • Если используется комбинированный вариант освещения — 0,48%.
  • При освещении исключительно светом солнца — 0,8%.

Освещать рабочую поверхность нужно с интенсивностью 200 лк/150 лк (для ламп накаливания). Все осветительные приборы должны быть иметь светорассеивающие плафоны и регулярно очищаться.

Нефтепродукты и правила их хранения

Все производные нефти на заправке хранят в металло-резеруарах, обустроенных под землей. Защитный слой грунта должен составлять не менее 100 см. Все дополнительно реализуемые продукты в индивидуальной упаковке/таре:

  • масла;
  • смазочные материалы;
  • охладители, очистители и т.п. средства.

Хранят в специально отведенных для этого местах. Причем оператор, принимая смену, должен удостоверится в целостности тары. Мелко-фасованный товар с высокой степенью воспламеняемости можно хранить в торговом зале с учетом 5 дневного оборота продукции. Исключение составляет лишь тормозная жидкость. Выставить ее можно в количестве до 20 бутылок.

Отработанные нефтепродукты можно хранить в любых емкостях при условии, что они:

  • целые;
  • способны обеспечить сохранность содержимого при его транспортировке и погрузке/разгрузке;
  • маркированы;
  • калиброваны.

Перед заливкой отработанных материалов в контейнеры для хранения, последние проверяют на целостность.

ООС

Представители природоохранных структур наряду с работниками СЭС строго следят за деятельностью АЗС. Так как этот вид предприятий имеет несколько источников загрязнения ОС (окружающей среды):

  • отработанные автомобильные газы;
  • испарения производных нефти;
  • разливы нефтепродуктов.

Поэтому руководство АЗС, во избежание штрафов, должно предпринимать меры по уменьшения загрязнения ОС:

  • топливораздаточные колонки необходимо защищать от осадков;
  • регулярно осуществлять ПК (производственный контроль) за содержанием вредных веществ в почве и воздухе (на границе СЗЗ показатели не должны превышать ПДК для населенных мест);
  • предпринимать меры по уменьшению испарений бензина (не допускать перелива топлива, следить за герметичностью сливных и замерных устройств и т.п.).

Кроме этого собственник или первый руководитель заправочной станции должен обеспечивать аттестационные мероприятия по условиям труда на рабочих местах.

Требования к продукции

Вся продукция заправочной станции должна иметь сертификат от завода-изготовителя, подтверждающего качественные характеристики товара:

  • марку;
  • ТУ и соответствие им.

Паспорт на реализуемую нефтепродукцию (НП) должен иметь подпись руководителя и печать завода-изготовителя. Поступающая продукция этого типа должна по партионно заноситься в специально предназначенный для этих целей журнал.

Кроме этого, на АЗС должны вестись журналы движения НП и запасных частей к автомобилям (если этот товар реализуется).

Требования к оборудованию

Все оборудование АЗС должно быть приобретено в официальном порядке, иметь паспорт. К резервуарам обязательны градуировочные таблицы. На АЗС заводят специальный журнал, куда заносят сведения о ремонте оборудования заправки.

Требования Госпожнадзора

Все новые АЗС необходимо проектировать и строить согласно СП 156.13130.2014. Согласно этому нормативу выделяется порядка 13 видов заправочных станций. Требования для каждой из них имеют свои особенности. Мы остановимся лишь на основных. Уточнять требования к конкретным видам заправочных станций нужно в приложениях (П) к НПБ 111-98:

  • П№2 — для топливозаправочныех пунктов;
  • П№3 — для передвижных заправок, реализующих ЖМТ (жидкое топливо);
  • П№6 — для различных видов мультитопливных заправок: АЗС, АГЗС, а также АГНКС.

Кроме того, АЗС могут располагаться за пределами населенных пунктов и на их территории. Расположение тоже значимо для некоторых требований ГПС. Технологические системы, которыми можно оборудовать АЗС должны соответствовать НПБ 03-93.

Требования к размещению

Заправки размещают с подветренной стороны от других сооружений. В этом вопросе госпожинспекция (ГПС) солидарна с санстанцией. Выбор участка должен согласовываться с ГПС и соответствовать НПБ 02-93.

Расстояния до автодорог/магистралей, улиц при размещении нормируются градостроительными нормативами СП 42.13330/СНиП 2.07.01-89* и зависят от категории дороги и типа АЗС. Требования к минимальным расстояниям от объектов, не относящимся к автозаправке и относящимся к ней можно посмотреть здесь.

Требования к сооружениям в зоне заправки

В отличие от многих предприятий заправка — это предприятие, на территории которого разрешается размещать далеко не любые типы сооружений. Разрешено возведение:

  • операторная;
  • сооружения административного назначения;
  • помещения для хранения формы работников, деталей и инструментария, необходимого для работы, оборудования;
  • котельная с теплоносителями, разогревающимися до 80оС и не выше;
  • туалетные комнаты;
  • помещения для охраны;
  • комната для приема пищи работающей смены.

Ряд автозаправок (исключая газового типа заправки с резервуарами в одну стенку) могут располагать на собственных землях центры сервисного обслуживания автомашин и зоны по обслуживанию их водителей.

На территории заправки не разрешено размещать:

  • сооружения А и Б классов (кроме относимых к технологической системе заправки) и Г-помещений, исключая котельные;
  • помещения для сервисного обслуживания автомобилей с техпроцессами, приводящими к циркуляции паров/газов с высокой степенью возгораемости (окраска).

Здания, возводимые на территории заправочной станции должны быть:

  • одноэтажными либо выстроенными в 2 этажа (последние должны быть не более 150 кв.м);
  • I-III степени огнестойкости.

Навесы на автозаправке делают из негорючих материалов. Все контейнеры с топливом защищают от возможного повреждения машинами и механизмами. К каждому элементу конструкции, вплоть до ограждения предъявляются строгие требования, описанные НПБ 111-98.

На всех заправках предусматривают молниезащиту не менее II-категории по РД 34.21.122-87. Электросистема монтируется до ввода заправки в эксплуатацию, заземление до пуско-наладки. Требования к ней описаны ПУЭ и правилами, разработанными для нефтехимических предприятий. Воздушные ЛЭП на заправочных станциях всех модификаций запрещены.

Некоторые требования к оборудованию АЗС

На заправках обязательно должны быть:

  • телефонная линия;
  • радиосвязь;
  • средства громкого вещания.

Высоки требования к герметичности оборудования:

  • колонки надлежит оборудовать устройствами, способные при ее повреждении остановить излитие содержимого;
  • резервуары должны поддерживать собственную герметичность 10 лет при соблюдении требований техтребований;
  • емкости для хранения топливных материалов оборудуют системами, позволяющими проверить степень герметичности (П№5 к НПБ 111-98);
  • опорная арматура выполняется по I кл. герметичности по ГОСТу 9544.

Все электрооборудование на территории АЗС требуется заземлять, при его установке нужно исходить из нормативов ПУЭ и ПЭЭП (правил эксплуатации). Монтаж такого оборудования проводится с учетом зон повышенной взрывоопасности.

Для каждого из типов заправочных станций/пунктов к их технологическому оборудованию предъявляются специфические требования, описанные нормативами ПБ 111-98.

Требования к персоналу

Персонал должен строго соблюдать правила ТБ и ПБ при работе на АЗС. При приеме на работу обязательно проводится вводный инструктаж по ПБ, затем первичный и систематические инструктажи с занесением в журнал.

Работники заправки должны четко знать свои действия на момент возгорания. Ориентироваться в системе пожаротушения на АЗС, уметь пользоваться первичными средствами ликвидации пожара.

Средства тушения пожара: основные требования

Средства для тушения пожара на заправке не ограничены первичными вариантами (огнетушители), как во многих предприятиях. Должна быть дополнительно предусмотрена возможность использовать наружный водоем либо водопровод. А также необходимо предусмотреть системы пожаротушения стационарного типа (автоматы в том числе).

Огнетушители размещаются в местах и количестве, указанных в правилах пожбезопасности 01-93 (Глава17 п. 17.5.5. и 17.5.6). Тип огнетушителей описан тем же нормативом.

В ППБ01-03 АЗС посвящена целая глава №17. Этот документ описывает требования не только к огнетушителям, но и к:

  • документации, которую нужно иметь на заправке (журналы, планы эвакуации, локализации и тушения возгорания, схему описывающую ближайшие источники воды и их дебет и т.д.) ;
  • оборудованию по приему и подаче топлива;
  • использованию электрооборудования;
  • содержанию сооружений;
  • противопожарной защите станции;
  • плану локализации возгорания;
  • средствам быстрого удаления горящего транспорта с АЗС;
  • условиям хранения опасных веществ и многому другому.

Каждая заправка оснащается гостированными знаками безопасности (по ГОСТу12.4.026-76) И дорожными знаками ГОСТу10807-78.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *