Что дешевле машина или общественный транспорт
Перейти к содержимому

Что дешевле машина или общественный транспорт

  • автор:

Почему общественный транспорт гораздо лучше личного автомобиля

Считается, что каждый современный человек должен иметь собственный автомобиль. Якобы, это позволяет существенно расширить свои возможности и не отставать от быстрого ритма жизни. Однако данное утверждение является глубочайшим заблуждением. Телевидение и Интернет завалены рекламой железных повозок на любой вкус и кошелек. И, в действительности, от их существования выигрывают лишь производитель и промежуточные участники рынка, но не будущий владелец.

Между тем, у данного средства передвижения есть лучшая альтернатива — общественный транспорт. В последнее время заинтересованные лица старательно формировали вокруг него ауру негативного характера, причем безосновательно. Любой здравомыслящий индивид при сравнении автомобиля с общественным транспортом непременно придет к однозначному выводу — первый в пух и прах проигрывает второму по всем параметрам.

реклама

Основным недостатком личного авто, как не трудно догадаться, становится сложность его приобретения ввиду довольно высокой стоимости. В настоящий момент трудно рассчитывать на вероятность покупки нового автомобиля по цене в менее чем один миллион рублей. Стоимость вменяемых с точки зрения внутреннего убранства и приемлемых технических характеристик моделей и вовсе улетает далеко за пределы, доступные простому смертному.

И тут может возникнуть соблазн поддаться искушению и взять многолетний автокредит, но банкиры не дураки, и с радостью повесят на вас две стоимости железного корыта, включающие цену всевозможных страховок. Не самое лучшее вложение с точки зрения долгосрочного инвестора, так как, в отличие от вложений в недвижимость, после выплаты долга вы рискуете остаться с грудой обесценившегося металлолома.

реклама

Кроме собственно затрат на приобретение автомобиля, не стоит забывать и про его обслуживание. В последнее время цены на автозапчасти устремились «в космос», взлетев в несколько раз. Раньше тривиальная процедура по замене масла хоть и скрадывала определенную сумму из кошелька, но не так сильно била по семейному бюджету, как сейчас. Рост цен привел к тому, что многие стали выбирать более дешевые, то есть менее качественные «расходники». Это ускоряет общий износ автомобиля, что сокращает срок его службы, и делает его еще менее выгодным приобретением.

Общественный транспорт — другое дело. Все сопутствующие расходы ложатся на плечи собственника, будь-то частный извозчик или же предприятие. Цена проезда строго прогнозируема и не зависит от каких-либо обстоятельств, которые могут возникнуть в процессе поездки. Человек чувствует себя защищенным; в случае ДТП ему не нужно терять время на заполнение бумаг и долго ожидать страховых выплат, можно просто сразу воспользоваться другим ТС.

реклама

Более того, общественный транспорт способствует сохранению психического здоровья. В личном автомобиле вы отстранены от окружающего мира. С одной стороны может показаться, что это в какой-то мере успокаивает, дает возможность немного отдохнуть от суеты. Но, вместе с тем, постоянное нахождение в изоляции, в своего рода коконе, постепенно все дальше и дальше отдаляет вас от простого народа. В итоге, теряется связь с окружающими, и так можно упустить важную информацию касательно личной жизни коллег по работе.

Наконец, общественный транспорт дает уникальную возможность привести в порядок и собственную. Зачастую многие в пути увлекаются чтением различной литературы, и, при совпадении вкусов в этом плане, есть вероятность продолжить знакомство в более интимной обстановке. Таким образом создаются новые ячейки общества, что, приводя к увеличению рождаемости, способствует улучшению демографической ситуации в стране.

В целом, можно заключить что, хотя необходимость имения в собственности личного автомобиля в настоящий момент и может быть уместным в исключительных ситуациях, общественный транспорт же для большинства является более подходящим средством передвижения, как с финансовой, так и с моральной точек зрения. Остается надеяться, что в будущем мы навсегда откажемся от автомобилей как таковых и полностью перейдем на использование более оптимального со всех сторон общественного транспорта.

Авто VS общественный транспорт: кто победит в гонке за город?

Исследования* показывают, что жители мегаполисов проводят около 2-3 часов в день в транспорте. Увы, это — своеобразная плата за стремительный рост городов и урбанизацию. Смиряясь с неизбежностью, горожане часто отдают предпочтение личным автомобилям: «Если и стоять в пробках, то хотя бы в комфорте: в своем доме на колесах с кондиционером летом и системой обогрева зимой».

Однако несмотря на удобство личного транспорта для отдельно взятого человека, автомобиль является большой проблемой для города в целом. Почему — разберемся в статье.

* Источник — исследование уровня пробок в разных городах мира, проведенное компанией TomTom в 2021 году.

Почему так важна транспортная доступность

Одним из показателей, с помощью которого можно измерить уровень жизни, является Индекс человеческого развития (HDI): он включает в себя ожидаемую продолжительность жизни, уровень образования и доход.

Казалось бы, при чем здесь транспорт?

«Транспорт пронизывает каждую сферу жизни человека, особенно в большом городе. Чтобы получить образование, нам нужно добраться до места учебы. Чтобы получать доход, нам нужно работать и приезжать на работу. Чтобы участвовать в культурной жизни города, мы должны посещать музеи и театры», — объясняет Антон Агапов-Стрижаков, выпускник магистерской программы МГПУ «Проектирование городских образовательных инфраструктур».

Получается, что транспортная доступность напрямую влияет на качество жизни каждого горожанина.

Почему транспортная сфера развивается, но не улучшается

Одной из приоритетных задач транспортной стратегии Российской Федерации до 2035 года является повышение мобильности населения и доступности транспортных услуг. Это говорит о том, что городские власти понимают: от того, насколько поездки по городу комфортны и быстры, зависит самочувствие и уровень благополучия пассажиров. В городе появляется больше развязок, добавляются дорожные полосы.

Другой стороной медали становится сужение пространства для пешеходов: там, где могли быть озелененные прогулочные зоны, появляются многополосные шоссе. Вместе с расширением дорог неминуемо растет и количество автомобилей на них, а значит, и пробок. Последние ведут к росту загазованности и, как следствие, ухудшению экологии.

«Использование велосипеда или передвижение пешком — важная альтернатива автомобилю, но общественный транспорт — единственное решение для перевозки внушительного количества пассажиров на большие расстояния без использования дефицитного городского пространства.

Ни один другой вид транспорта не может обеспечить перевозку десятков тысяч людей в час на ширине одной полосы движения».

The Washington Post
Why cars and cities are a bad match
ссылка

Из личногов общественный: 6 причин сменить средство передвижения

В России идея снижения числа автомобилей часто сталкивается с возражениями автолюбителей. И это понятно, ведь отказаться от личного комфорта в пользу благополучия общей массы городских жителей довольно непросто. Тем не менее посмотрим на плюсы, которые имеет общественный транспорт.

  • Вместительность. Чаще всего в одной машине едет не более двух человек. Получается, что в пробке из 100 автомобилей, будет находиться около 200 человек. Такое же количество пассажиров могли бы перевести всего два современных автобуса или трамвая.
  • Скорость. В часы пик общественный транспорт оказывается быстрее, удобнее и безопаснее за счет выделенных полос, что помогает объезжать пробки и существенно сокращать временные затраты.
  • Экономия. По оценкам R-Media, только траты на топливо в Москве достигают около 50 тысяч рублей в год. Общественный транспорт обходится значительно дешевле: стоимость годового проездного по тарифу «центральный» — 19500 рублей, по тарифу «пригород» — 24450 рублей.
  • Современность и комфорт. Салоны метро, трамваев и автобусов становятся все более удобными, а транспортная инфраструктура — более цифровой. На остановках и в салонах общественного транспорта появляются разъемы для зарядки электронных устройств. Информационные табло и мобильные приложения позволяют быстро узнать, через сколько минут приедет нужный автобус. Благодаря кондиционерам проще переносить летний зной, а брать с собой и специально пополнять билеты больше не нужно — можно воспользоваться банковской картой и даже телефоном для оплаты проезда.
  • Экология. Немаловажным фактором, говорящим в пользу общественного транспорта, является и забота об окружающей среде. Современные технологии позволяют снизить выбросы вредных веществ в атмосферу практически до нуля — за это стоит поблагодарить трамваи и электробусы.
  • Время в пути с пользой. Управляя автомобилем, водитель вряд ли будет параллельно читать книгу, ведь он вынужден внимательно следить за дорогой. Отдавая же предпочтение общественному транспорту, пассажир может более продуктивно провести время в пути: заняться изучением иностранного языка, посмотреть сериал или даже просто «помедитировать» на стоящих в пробке автомобилистов и пролетающие мимо здания.

Город в режиме ожидания

Автомобильные пробки с каждым годом все больше зажимают мегаполисы в тиски. Одним из наиболее эффективных способов разжать их и позволить городу вдохнуть полной грудью является выбор горожанами общественного транспорта. О том, какие еще меры можно предпринять для того, чтобы город задышал полной грудью, а бурная жизнь в нем не останавливалась с наступлением часов пик, рассказал Антон Агапов в видеоролике «Как транспорт влияет на качество жизни горожанина».

Автор текста: Татьяна Сандакова
Обложка: Freepik.com

Что выгоднее в отпуске: машина, такси, каршеринг, прокат или общественный транспорт

Лето в России — время долгожданных отпусков, которые соотечественники, изголодавшиеся по теплу, конечно, стремятся проводить на теплых морях. Правда, коронавирусные ограничения в 2022 году сменились другими: стало непросто улететь не только за границу, но и на российский юг из-за введенных мер безопасности. На этом фоне в России возник всплеск интереса к автопутешествиям. Да и на самих курортах отдыхающие не готовы отказываться от удобства пользования личным автотранспортом. Вот только не все успевают просчитать риски, связанные с самостоятельным автотуром.

Личный автомобиль

Фото: iStock

Самая очевидная альтернатива самолету или поезду — личный автомобиль. Это действительно по многим аспектам крайне удобный вариант отправиться в отпуск всей семьей. Во-первых, это свобода от расписания любого общественного транспорта.

Во-вторых, при путешествии семьей из трех-четырех человек машина в большинстве случаев окажется дешевле самолета и даже поезда, причем иногда существенно. В-третьих, с собой можно взять гораздо больше вещей. И в-четвертых, имея в отпуске машину, удается гораздо больше всего увидеть, заметно расширив ареал пребывания.

Но, увы, минусов в самостоятельной поездке в отпуск на машине тоже немало. Главный из них — это время в пути. От Москвы до Сочи, например, минимум 1600 км, до Ялты — почти 1900 км. От Санкт-Петербурга, Самары или Оренбурга еще дальше. Даже при хорошей выносливости за рулем, с учетом наличия жены и детей, проезжать в день вряд ли получится больше 700-800 км. А это означает, что в одну сторону придется закладывать 2-3 дня пути. Туда-обратно — 4-6 дней или от трети до половины стандартного двухнедельного отпуска, которые придется пилить, не выходя из машины.

Тут же надо делать поправку на класс авто, поскольку ехать два-три дня на Renault Logan или на Mercedes-Benz GLS — это два совершенно разных состояния, в котором пассажиры доедут до финальной точки назначения.

Ну и, конечно, расчет стоимости автопутешествия тоже нужно производить внимательно. Топливо — это только две трети затрат. Прибавляйте сюда ночевки, платные дороги и неминуемые штрафы, а также питание в пути — кофеек для мамы с папой на заправках и мороженое для детей за 2000 км высасывают под тысячу рублей. А общие затраты на дорогу по маршруту Санкт-Петербург-Ялта в один конец в среднем могут легко составить около 15000 рублей.

Выводы. Поездка в отпуск на личной машине целесообразна, если до конечного пункта назначения в идеале не более 1000 км, максимум — 1500 км. Все что дальше — это около недели пути туда-обратно в режиме дальнобойщика, даже если меняться за рулем.

Поездка в отпуск на машине целесообразна, если в дорогу отправляется не менее четырех человек в одном авто. Ехать вдвоем или с одним маленьким ребенком просто не выгодно: в лучшем случае затраты будут сопоставимы с заранее купленными билетами на самолет, не говоря о поезде.

Однако, как ни крути, уже на курорте быстро выяснится, что сидеть в отеле не интересно, а в округе масса всяческих достопримечательностей, до которых захочется добраться, причем желательно с комфортом.

Общественный транспорт

Фото: Алексей Мальгавко/ РИА Новости

Любые курорты — это, в первую очередь, населенные пункты, по которым ходит общественный и междугородний транспорт: чаще всего автобусы и маршрутки. Само собой, ими можно смело пользоваться. Правда, для начала придется потратить время на изучение расписания и маршрутов, проектируя все поездки заранее. Конечно же, комфорт в общественном транспорте соответствующий, особенно если речь будет идти о дальних поездках с пересадками.

Зато это самый дешевый способ добраться из пункта А в пункт Б, причем в отдельных случаях настолько, что его можно не учитывать общих затратах на отпуск. А еще общественный транспорт на курорте — это возможность безбоязненно пропустить за обедом пару бокальчиков.

Фото: Кирилл Каллиников/ рИА Новости

Если трястись в отпуске на автобусах не особо хочется, а садиться за руль вообще желания нет, то остается единственная альтернатива — такси. На сегодняшний день на курортах Краснодарского края никаких особых проблем с извозчиками нет. А вот, например, в Крыму самый известный отечественный цифровой оператор такси не работает.

Так или иначе, а ушлые «бомбилы», работающие на курортах, куда люди приезжают тратить деньги, цены заламывают соответствующие. Даже по официальным тарифам доехать, например, от Адлера до Красной поляны обойдется не менее чем в 1200-1300 рублей. Туда-обратно, соответственно — около 2500 рублей. Если подобные маршруты совершать хотя бы через день, изучая окрестности, на извозчиков за отпуск может уйти 15-20 тысяч рублей.

Фото: Евгений Одиноков/ РИА Новости

Конечно же, продвинутые пользователи тут же скажут, что куда дешевле такси — каршеринг. И будут правы. Действительно, пользоваться поминутной арендой автомобилей в большинстве случаев выгоднее, особенно при выборе эконом-класса. Тот же маршрут из Адлера до Красной поляны обойдется от 700 рублей.

Однако и тут есть ряд минусов, который может подпортить впечатление. Во-первых, в сезон на курортах каршеринг в дефиците — свободную машину могут увести из-под носа. Во-вторых, не везде, где хочется, можно завершить поездку, а завершив, не всегда получится найти другую свободную. Можно, конечно, забронировать ее на все время отдыха, но это уже совсем другие расценки.

А еще у каршеринга на курортах может всплыть неожиданный недостаток — отсутствие мобильной связи, например, в горных районах. Поскольку открытие-закрытие и активация автомобиля каршеринга жестко привязаны к мобильному приложению, отсутствие устойчивого интернет-сигнала может добавить очень неприятные проблемы отдыхающим из Москвы и Питера, привыкшим минимум к 4G.

Фото: iStock

Еще один крайне распространенный способ передвигаться в отпуске по курорту. Учитывая конкуренцию на рынке и появление эконом-сегмента, именно на прокат стоит обратить особое внимание, если в планы входит постоянное передвижение по окрестностям.

Самый главный совет — если нет специфических задач, гнаться за классом прокатного авто не стоит. Например, брать внедорожник или минивэн нет никакого смысла, если вы не собираетесь на трофи или большой компанией. Даже манящий на юге кабриолет надоедает через пару дней хвастовства.

На самом деле, учитывая, что все впечатления в отпуске будут от курорта и отдыха, а не от машины, брать смело можно самый дешевый авто с кондиционером. В том же Сочи стоимость начинается от 1200 рублей в сутки. И это самый недорогой и беспроблемный вариант даже с учетом трат на топливо. Прокат при схожих пробегах вдвое дешевле такси и сопоставим по цене с каршерингом, но без нюансов постоянного поиска машины и пользования приложением.

Однако, само собой, не лишен недостатков. Главный из них — это ушлые курортные прокатчики, которые всеми силами постараются вытрести из клиента максимум. Например, за пыль на ковриках и три крошки в багажнике придется заплатить стоимость мойки люкс. Брать машину в прокат нужно только с полной страховкой, иначе за микроцарапинку или прилетевший в лобовое камешек придется платить клиенту.

Ну и прочие нюансы договора аренды нужно будет читать с лупой. Если с прокатной конторой повезет, есть все шансы взять машину на неделю со встречей и возвратом в аэропорту не более чем за 10 000 рублей под ключ. Тут самое главное понимать, что она действительно будет нужна каждый день. А в таком случае алкоголь из рациона на время отпуска водителю придется вычеркнуть, но отдых гарантированно будет с массой впечатлений и без утомительных перегонов до дома.

Метро, личная машина, такси или каршеринг: что дешевле?

В Москве всё больше людей отказываются от собственных авто в пользу каршеринга. Мы, обойдясь без эмоций, посчитаем, насколько это выгодно в сравнении с поездками на личной машине, общественном транспорте и такси.

Составим список привычных маршрутов. Место проживания — Куркино, столичный район за МКАДом, фактически кусок Химок. Ближайшее метро Планерная в 3 км езды. Каждый день необходимо добираться до офиса в Медведково. Туда около 12:00, оттуда после 21:00, минуя самые страшные заторы в часы пик.

Сложности логистики

На общественном транспорте путь занимает примерно 2 часа в одну сторону:

  • 10 минут пешком до остановки
  • 10-15 минут — ожидание единственного маршрута автобуса и маршрутки, идущих до Планерной, 20 минут езды
  • Час на метро
  • 15-20 минут — снова на автобус или маршрутка

Неудобно? Не то слово. Но ещё и дорого! Водители куркинских маршруток (а это в районе основной вид транспорта, они ходят редко, но автобусы ещё реже) не принимают к оплате «Тройку». Поэтому тариф 50 ₽ в одну сторону.

Добавляем сюда две поездки на метро и две поездки на наземном транспорте уже в Медведково. «Тройка» с тарифом «Единый» на 60 поездок не подходит, этого мало, поэтому берём тариф «Кошелёк», где цена поездки 38 ₽. Получается 2280 ₽ в месяц (речь о рабочих днях). Плюс передвижение от дома к метро и обратно: 2000 ₽.

Результат: в дороге — 4 часа каждый день, общая сумма расходов на проезд за месяц: 4280 ₽.

Своим ходом

Вздохнув с облегчением, пересаживаемся в собственный автомобиль. Старенький, но полностью исправный, купленный за наличные и без оформления полиса КАСКО. Например, Chevrolet Trailblazer. Парковка во дворе бесплатная, у офиса тоже. Бензин 92-й, средняя стоимость — 42 ₽ за литр, средний расход 17 литров по городу. Привычная дорога на работу и с работы занимает в среднем полчаса. Это ~ 50 км в день. Итого, на бензин в месяц уходит 7140 ₽.

Плюс ежегодный налог 45000 ₽ за 300 лошадиных сил, обслуживание, мойка, ОСАГО, внеплановые ремонты. Сумма приличная. Если в качестве примера взять не прожорливый внедорожник, а среднестатистическую легковушку Kia Rio, расходы на бензин упадут вдвое, а налог будет в 5 раз меньше. Не беря в расчёт стоимость обслуживания и страховки, получается сравнимо с общественным транспортом.

Результат: час в дороге каждый день, общая сумма расходов на проезд за месяц — 7140 ₽(Chevrolet Trailblazer), 3570 ₽ (Kia Rio).

Такси

Но что если каждый день ездить на работу на такси? Устанавливаем на телефон приложение «Сравни такси», смотрим цены. Здесь всё зависит от района проживания. Для кого-то выгоднее будет Gett, для кого-то привычный Яндекс или Ситимобиль. Но если посмотреть цены на предложения в экономклассе, то станет понятно, что одна поездка от Ландышевой (Куркино) до Стартовой улицы (Медведково) обойдётся не дешевле 500 ₽. В любое время суток.

Результат: час в дороге каждый день (плюс ожидание), общая сумма расходов на проезд за месяц — 20 000 ₽!

Каршеринг

Страховку оплачивать не надо, машины новые, вполне комфортные, с автоматической коробкой передач, что неоценимо при движении в пробках, бензин — забота компании, парковки — бесплатные, в том числе и те, за которые владельцам собственного транспорта приходится платить. А если захочется роскоши, то можно арендовать и авто премиум-класса.

Основные поставщики услуг: Яндекс.Драйв, BelkaCar, Делимобиль и YouDrive. Чтобы подключиться достаточно через приложение на смартфоне отправить фото паспорта, водительских прав и ввести данные банковской карты. Условия крайне лояльные: надо быть гражданином РФ и иметь водительский стаж более 2 лет. Стоимость у всех примерно одинаковая. Если брать в аренду Hyundai Solaris, это 5-7 ₽ за минуту использования. Можно взять машину и на сутки. Например, у Делимобиля это стоит от 2000 ₽ (но с лимитом до 70 км).

Хорошо, нам не нужен Mercedes, обойдёмся «Солярисом». За час использования отдаём 420 ₽. В неделю при той же ставке 7 ₽ за минуту выходит 2100 ₽.

Результат: час в дороге каждый день (плюс путь до машины), общая сумма расходов на проезд за месяц — 8400 ₽.

Сквозь снег и стужу

Но это в идеальных условиях. А если надо ехать прямо сейчас? На часах 7 вечера. Такси готово отвезти с Ландышевой до Стартовой минимум за 515 ₽. Ближайшая машина BelkaCar в 2 км ходьбы, как показывает приложение. А поездка на ней стоит 410 ₽. Делимобиль ближе, чуть больше 1 км, но и дороже — 602 ₽.

А если обратно? Самый дешевый вариант такси: 569 ₽. А вот каршеринг уже дешевле и ближе: 320 ₽ и 500 м пути до нужного авто.

Представьте, что после изматывающего рабочего дня надо пройти до «Белки» или «Яндекса». А потом обнаружить, что там нет бензина или предыдущий арендатор залил кока-колой водительское сиденье?

Подведём итог ежемесячных расходов:

  • Общественный транспорт: 4280 ₽
  • Личное авто: 7140 (3570) ₽
  • Такси: 20000 ₽
  • Каршеринг: 8400 ₽

Поминутная аренда автомобиля удобна, но не всегда подходит для ежедневного передвижения по Москве в режиме дом-работа-дом. Не говоря о том, что в постоянных поездках по магазинам и на дачу каршеринг не помощник. Поэтому говорить о массовом отказе от личных авто в его пользу, мягко говоря, рано.

Игорь Яворский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *