Что будет с запчастями на автомобили
Перейти к содержимому

Что будет с запчастями на автомобили

  • автор:

Аналитики дали прогноз по стоимости автозапчастей в 2024 году

Фото: Shutterstock

В России в 2024 году рынок не ждет значительного увеличения стоимости автозапчастей. Об этом Autonews.ru заявили аналитики автомобильного сервиса «Дром».

«Рынок адаптируется под новые условия. Сегодня логистика контрактных комплектующих стабилизировалась, нашлись оптимальные каналы поставок. Многие новые комплектующие теперь везут через Китай, Гонконг. Запчасти больше не дорожают — поставщики будут стараться держать цены в рамках инфляции», — заявил аналитик Игорь Олейников.

Есть ли дефицит запчастей на рынке

Недостатка запасных частей на российском рынке не наблюдается ни в одной из категорий. Например, в 2023 году была зафиксирована нехватка стекол. Проблему их дефицита решили аналоги из Китая: доля стекол китайского производства составила 80%.

От чего зависит цена на запчасти

Стоимость запчастей напрямую зависит от курса рубля и логистики. Если в 2024 году начнут разрушаться налаженные логистические цепочки и меняться маршруты поставок, то в итоге начнет увеличиваться цена на комплектующие. Если же предположить, что рубль и логистика останутся без изменений, то рост стоимости на запчасти вряд ли обгонит инфляцию, добавили аналитики.

Кроме того, для снижения расходов, автовладельцы стали чаще выбирать неоригинальные детали. Этот тренд сохранится в 2024 году, считают аналитики «Дрома». Автовладельцы, которые выбирают более дешевые аналоги оригинальных запчастей и комплектующие от новых бюджетных брендов, не увидят особого увеличения среднего чека. Причем это не будет зависеть от марки и модели автомобиля.

Рынок автозапчастей на сегодняшний день

Сейчас на российском рынке автомобильных запчастей идет борьба между новыми торговыми марками. Растет число польских, турецких и китайских брендов.

«Один из явных трендов — развитие собственных торговых марок. При этом и новые, и старые бренды предлагают широкий выбор запчастей — от гаечных ключей до амортизаторов», — заключили аналитики.

Фото: Shutterstock

Фото: Autonews.ru

Ранее Autonews.ru сообщал, что в России сохраняется дефицит запчастей на автомобили ушедших марок, зато становится проще достать запчасти на китайские машины. При этом эксперты констатируют рост числа подделок. Что ждет автомобилистов при ремонте автомобилей в 2024 году.

Что будет с автозапчастями в России после ухода брендов иномарок: повышение цен, нехватка деталей, закупка в Азии

Директор ассоциации дистрибьюторов автомобильных комплектующих Алексей Певхенен сказал, что около 90% поставщиков из Европы приостановили импорт деталей в Россию: «У производителей и поставщиков запчастей пока нет понимания, как будет развиваться ситуация. Поэтому они приняли решение о временной приостановке поставок деталей. Централизовано никто не запрещал ввоз в Россию автозапчастей».

Все это привело к повышению цен на зарубежные автомобили и детали и повышенному трафику по ремонту. Например, к концу февраля удорожание разных моделей Citroen, Mazda, Hyundai, Infiniti, Opel, Peugeot, Renault и Mercedes-Benz без учета дилерской наценки составило от нескольких десятков тысяч рублей до четырех миллионов.

Так изменились цены в Новосибирске [данные на 2 марта]: стоимость одного литра моторного масла IDEMITSU 5W30 Fully Synthetic на разлив увеличилась на 18% (с 500 рублей до 590), стоимость скобы тормозного суппорта NTY – на 76% (с 1441 рубля до 2548).

«Валютная составляющая ощутима даже в товарах отечественного производства: например, машины «АвтоВАЗ», которые производятся в России, завязаны на иностранных комплектующих и будут дорожать. Иномарки – тем более. Рост будет как минимум таким же, как рост доллара, а учитывая увеличивающийся спрос – и того выше», – сказал исполнительный директор «Келес Рус» Вадим Артамонов.

Рост цен (уже на 60-70%), «собственного производства автозапчастей у нас практически нет», альтернатива закупки – Азия

Алексей Певхенен оценил достаток объема запчастей в России в несколько месяцев и спрогнозировал их нехватку, если ситуация с глобальными поставками не решится: «Весной спрос на техобслуживание будет повышен, поэтому в марте-апреле дефицит будет точно». Это распространяется на покупку масляных и воздушных фильтров, тормозных колодок, дисков, амортизаторов и элементов подвески.

В среднем стоимость запчастей увеличилась на 60-70%, стоимость работ – на 20%. Рост сохранится в ближайшие месяцы, пока не опустеют склады. «Причем сейчас те производства, что еще остались, работают в основном на остатках старых комплектующих, купленных по старым ценам. А вот когда пойдут закупки уже по новому курсу, рост цен может ускориться еще сильнее», – объяснил генеральный директор объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин.

Певхенен назвал российское производство автомобилей импортозависимым. По его словам, в России не производятся электроника, двигатели, автомобильные платформы, коробки передач, мосты и кузовные части – капоты, двери, колесные арки и решетки радиаторов.

«Собственного производства автозапчастей у нас практически нет, – объяснил Певхенен. – Больше всего поставщиков есть у «АвтоВАЗ», есть свои производства запчастей у Kia, Hyundai, Toyota [например, Hyundai Solaris на 70% состоит из российских комплектующих]. В Калуге мелкие компании-поставщики также локализовали производство запчастей. Но это не касается крупных технологических операций. При этом все запчасти идут не на продажу, а на сборочные конвейеры.

Даже если некоторые заводы еще производят нужные запчасти, то они поставляют только на сборочные предприятия. Их не получится купить просто для обслуживания автомобилей. Для «АвтоВАЗ» с наибольшей локализацией ситуация получше. Но их самые новые модели построены на новых платформах и вот к ним запчастей просто не будет».

Руководитель аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков предположил, что российский авторынок перераспределится в сторону Азии, но это не решит полностью нехватку запчастей. Совладелица компании по ремонту автомобилей «Автосвита» Мария Посеницкая рассказала:

«Мы планируем получать неоригинальные запчасти из Китая, но очень многие из них по качеству хуже. Практически всему можно найти замену, вопрос в качестве. Есть ряд совсем новых моделей, на которые еще не успели начать делать неоригинальные запчасти. Сказать, что Китай стопроцентно может покрыть весь необходимый ассортимент, мы не можем. Возможно, какие-то запчасти просто негде будет взять».

Эксперт Олег Мосеев предложил владельцам автомобилей ориентироваться на неоригинальные, но качественные запчасти – дилеры используют их при ремонте негарантийных машин. Это рискованно, потому что автомобиль может быть снят с гарантии, если причиной его поломки станет неоригинальная запчасть.

Мастер-приемщик техцентра «Вешняки Авто» Сергей Шабунин назвал главной сложностью поиск оригинальных деталей: «Если их не окажется на складе у российского дистрибьютора, то можно будет заказать в Китае, Турции или какой-то другой стране. В этом случае срок ожидания по некоторым позициям увеличится до недели».

«Тем не менее иностранные комплектующие в любом случае не пропадут, – сказал Алексей Певхенен. – Просто для того чтобы их поставлять, нам придется сдуть пыль с параллельных схем, которые использовались в девяностые. Например, большим подспорьем могут стать Арабские Эмираты – это большой транспортный хаб, куда стекаются товары со всего мира. В том числе – и запчасти для автомобилей. Значит, будем ввозить оттуда. Но, конечно, логистические цепочки при этом удлинятся, а цены вырастут еще сильнее».

Большой распил: поставки запчастей из Японии оказались под угрозой

Запрет на поставку из Японии машин отдельных категорий прежде всего ударит по рынку запчастей, считают эксперты. Напомним, 9 августа вступил в силу очередной пакет антироссийских санкций, утвержденных японским правительством. Он запрещает поставки в Россию автомобилей с двигателями более 1,9 л., отдельных категорий легких коммерческих автомобилей, а также гибридов и электромобилей.

сотрудник

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Эксперты считают, что большую часть машин продолжат ввозить через другие страны. Проблемы возникнут разве что с гибридами и электромобилями, вроде популярного из-за своей цены Nissan Leaf.

Распилите это немедленно

Под ударом может оказаться традиционная схема поставки подержанных деталей из Японии, рассказал «Известиям» вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин. — На аукционе покупался автомобиль, часто битый, который ввозился в РФ уже под видом запчастей. Зачатую машина «распиливалась» прямо на корабле. После введения запрета на ввоз из Японии машин с объемом двигателя более 1,9 л, она работать перестанет. Как правило, в самой стране автомобили на запчасти не разбираются, — пояснил Шапарин.

Страна восходящего экспорта: Япония увеличила поставки автомобилей в Россию
Опубликована статистика по итогам апреля

Он считает, что с учетом запретительных мер, машины начнут разбирать еще в Японии, что отразится на стоимости запчастей. — Разборка автомобиля «там» обойдется дороже, чем в России. Кроме того, увеличатся расходы на логистику: каждая деталь потребует отдельной упаковки, в то время как прежде они были «упакованы» в самом автомобиле. Плюс дополнительные траты на погрузку-выгрузку каждой детали. В большей степени это коснется запчастей для моделей, предназначенных для внутреннего японского рынка, а также запчастей для европейских машин, которые достаточно популярны в Японии, — рассказал Шапарин.

машина

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Санкционный запрет будет критичен для поставок запчастей для гибридных моделей японского производства, например, Toyota Prius или Nissan e-Note, уверен главный редактор российского электромобильного портала EV-Start Руслан Тарасов:

— Что касается электромобилей, то для них эти ограничения менее критичны. Во-первых, у электрокаров просто меньше деталей по сравнению с моделями с традиционным ДВС или гибридной силовой установкой. Во-вторых, батареи, электромоторы или управляющая электроника для них достаточно распространены на других рынках, поэтом особых сложностей с их поиском и поставками возникнуть не должно.

Куда качает: минфин Японии отчитался об экспорте в РФ
Санкции не помешали росту по отдельным категориям продукции

С радиатором нельзя

Ранее источники Drom.ru признавались, что доставка контрактных запчастей из Японии в Россию заметно осложнилась, как из-за логистики, так и по причине ограничений на вывоз определенных деталей. Под них попали радиаторы систем охлаждения, детали топливной системы и системы отопления, дизельные моторы, подушки безопасности, светодиодные батареи и элементы для электромобилей и гибридов.

сотрудник

Фото: Global Look Press/Ben Weller

Японская сторона то вводит запреты, то отменяет их для различных позиций запчастей, но они не касаются блоков управления двигателей и другой автомобильной электроники. Игроки рынка рассказали, что поставки японских запчастей можно организовать через Ближний Восток, однако это значительно увеличивает их цену. Эту информацию подтверждает и Антон Шапарин. Он отмечает, что ряд японских портов не разрешает вывоз в РФ радиаторов двигателей (при этом радиаторы кондиционеров выпускают без проблем). Кроме того, отмечаются сложности с импортом через некоторые японские порты панелей приборов и других электронных деталей.

Тачки сгущаются: россиян массово обманывают с перегоном авто из-за рубежа
Как мошенники используют спрос на машины из Японии, Китая и Казахстана

Миллионы «Тойот»

Российскому рынку необходим серьезный объем запчастей для машин из Японии. Согласно данным агентства «Автостат», на начало 2022 года в России насчитывалось более 10 млн автомобилей японских брендов, причем около половины приходилось на модели с правым рулем. Найти нужную запчасть для редкой или возрастной машины будет непросто. Цены на эти запчасти уже выросли после июньского скачка курса и продолжат расти в цене в августе, рассказала «Известиям» директор международной сети автосервисов Fit Service Татьяна Овчинникова. В компании особо отметили, что Toyota занимает первое место по количеству обслуживаемых автомобилей.

машина

Фото: РИА Новости/Виталий Аньков

Тем не менее, по словам Овчинниковой, на сегодня нет ощутимых проблем с запчастями на японские автомобили. — На рынке в России уже давно есть масса брендов-дубликатов, к которым привыкли автовладельцы. Причем качество аналогов не уступает оригиналам. Как правило, на японские автомобили используются дубликаты азиатского производства. Некоторые подходящие «японцам» запчасти производят даже в России, например, фильтры, — рассказала Овчинникова. По данным Fit Service, средний чек на обслуживание японских марок увеличился на 13% год в сравнении с прошлым годом. По итогам первого полугодия 2023 года он вырос до 7283 рублей, что примерно соответствует среднему чеку без разбивки по странам производства — 7340 рублей.

Ввоз и ныне там: дилеры просят продлить условия параллельного импорта запчастей
Поставки продукции более 100 торговых марок могут прекратиться с 1 сентября

Разница в статистике

Количество поставляемых «распилов» не поддается подсчету, однако количество автомобилей, вывезенных из Японии, и автомобилей, ввезенных в Россию, не совпадает. По данным Японской ассоциации экспортеров машин с пробегом (JUMVEA), в прошлом году в Россию было ввезено 213,5 тыс. машин. Дальневосточная таможня РФ называет цифру в 203 тыс. ввезенных машин, но в это число, помимо «японцев» входят и автомобили из Южной Кореи. При этом JUMVEA фиксирует увеличение вывоза на треть в сравнении с 2021 годом, а российская таможня — рост ввоза на 70%.

На пике спроса: чего ждать от цен на автозапчасти в 2023 году петербуржцам?

Ситуация с поставками запчастей для массовых марок авто изменилась в РФ и Петербурге в лучшую сторону, увеличился на них и спрос вместе с ценами. Однако участники рынка предупреждают о возможной новой волне роста стоимости деталей до конца 2023 года.

Коллаж 78.ru: freepng.ru, freepik.com/peoplecreations, unsplash.com, flaticon.com/Kiranshastry

Как подсчитали в «Авито», за шесть месяцев этого года у автомобилистов вырос спрос как на детали для российских и китайских авто, так и для машин западных брендов. Петербуржцы охотно покупали автозапчасти для техосмотра (фильтры, колодки, масла), системы охлаждения, двигателей, электрооборудования и подвески.

По словам участников рынка, проблем с запчастями для массовых народных марок больше нет, дефицит сохраняется лишь в премиум-сегменте, но и там ситуация всё же складывается лучше, чем в аналогичный период 2022-го.

Однако стоимость техобслуживания подросла, особенно для авто из Китая.

До конца года могут подорожать на 30—40% и автозапчасти. Разбираемся, почему так вышло и какие ещё есть на авторынке новые тренды.

Всё больше новых запчастей

Так, по данным «Авито», в первом полугодии 2023-го востребованность деталей для LADA у жителей Северной столицы выросла в 2,5 раза.

— Следующими после LADA по доле в продажах идут другие популярные марки: BMW (рост продаж в 2,5 раза), Volkswagen (2,3), Mercedes-Benz (2), Ford (2), Toyota (+91%), — рассказали в компании.

Фото: pexels.com

Именно по динамике спроса на запчасти сейчас в РФ лидируют китайские марки: ZOTYE и HAVAL. Их продажи за год выросли в 4 и 3,5 раза соответственно. Далее следует южнокорейский Genesis (3,2). Также за год удвоился интерес к деталям для «Москвичей». Примечательно, что на новые детали приходится 57% всех продаж.

При этом в 2022-м и начале 2023-го ситуацию с поставкой автозапчастей многие участники рынка оценивали как достаточно тяжёлую. Из-за этого шесть месяцев назад у автолюбителей не сходила с повестки дня тема с крайне проблематичным оформлением ОСАГО.

Запчасти от частных торговых марок

Как отметил директор по сервису автомобильного маркетплейса FRESH Александр Носко, сейчас для обслуживания автомобилей массового сегмента запчастей достаточно.

Ассортимент состоит как из оригинальных комплектующих, так и качественных аналогов. При этом 90% потребностей российского авторынка обеспечивает продукция частных торговых марок, которая поставляется из Турции и Китая.

По словам Александра Носко, на сегодняшний день дефицит комплектующих испытывают владельцы премиальных авто, таких как Mercedes-Maybach S-класса и других моделей бренда, а также среднего класса, например, Volkswagen Touareg.

— В связи с дефицитом новых авто и ростом их стоимости, тренд на увеличение срока владения имеющимся авто остаётся. Потому повышенный спрос наблюдается и в сегменте запчастей, что может вызвать подорожание комплектующих на 20—40% до конца 2023-го, — поделился прогнозом он.

Вышли на тест-драйв китайских авто

Директор по развитию ГК «Аксель» Игорь Седов отметил, что в их сети удалось наладить поставки даже для части люксовых западных брендов, например, BMW, но это произошло за счёт роста стоимости деталей.

Фото: pexels.com

По его мнению, она и дальше будет только увеличиваться, потому что против России вводятся всё новые санкции, а логистические цепочки, хоть сейчас уже и налажены, но они рискуют столкнуться с попытками очередных противодействий со стороны недружественных стран.

— Я не могу сказать, что в Петербурге сейчас отмечается повышенный спрос на автозапчасти. Он примерно такой же, как и в Москве.

Другое дело, в наших двух крупных мегаполисах всегда было достаточно большое количество людей, которые рассматривают для себя покупку исключительно новых авто. Часть таких покупателей осознали, что больше не могут позволить себе западные марки, и долго присматривались к китайцам, а с весны начали покупать машины с конвейера из Поднебесной.

Но их всё равно в РФ пока мало с учётом объёмов спроса. И, естественно, отсюда возник и повышенный спрос на детали, в том числе, «про запас», — пояснил представитель ГК «Аксель».

По его предположениям, сейчас наступают решающие полгода, когда владельцы китайских авто примут для себя решение об эффективности своей покупки. И если такие автолюбители придут к выводу, что товар качественный, западным компаниям через эти шесть месяцев уже будет точно не вернутся.

— И пока что «китайцы» привлекают покупателей своими электронными «фишичками», например, возможностью on-line узнать, каково прямо здесь и сейчас давление в каждом колесе.

Но у таких авто есть больше проблем в высокоскоростном режиме с разгоном и торможением, а запчасти в итоге реально стоят дороже, — констатировал Игорь Седов.

Примечательно, что, как подсчитали в сети автосервисов Fit Service, ремонт и обслуживание авто китайских марок сильно выросли в стоимости.

Фото: freepik.com/standret

Если ранее автовладельцы платили в среднем 5600 рублей за услуги сервисов, то сейчас затраты выросли до 7000.

Закладывают страховку в цены на запчасти

Автоэксперт, шеф-редактор порталов об автомобилях Денис Смольянов согласен с тем, что ситуация с поставками автозапчастей для массовых марок действительно в последнее время наладилась. Конечно, детали не приходят за один-два дня, как это было раньше до пандемии, когда запчасти везли из Финляндии, но дождаться их в реальные сроки теперь вполне возможно.

При этом детали сильно подорожали, хотя здесь всё зависит от конкретных изделий. Где-то есть подорожание в два-три раза, что-то увеличилось в стоимости на 20%.

— Прогноз о дальнейшем росте стоимости запчастей на 30—40% основан на ослаблении курса рубля. И если мы имели в начале 2023-го евро и доллар по 70 рублей, то теперь взята планка в 100. И, естественно, с учётом такого тренда, поставщики автозапчастей закладывают для себя страховку в цену, чтобы не прогадать. А вдруг курс опять изменится, непонятно, в какую сторону, — отметил эксперт.

Он призвал прекратить фантазировать и испытывать иллюзий, что для той же LADA Granta или LADA Vesta все автозапчасти производятся исключительно в России. Там достаточно много импортных составляющих. А сам авторынок в принципе на 90% зависит от импорта.

— В отношении китайских авто, которые теперь заполнили улицы, также не стоит строить иллюзий, что всё будет дешёво. Это всё равно иностранные бренды, такие как раньше был Nissan, Toyota и т. д. И иностранцы всегда обходились в техобслуживании дороже, — констатировал аналитик.

Фото: pexels.com

Он напомнил, что многие автодилеры из-за экономической ситуации оказались в плохом финансовом положении. Некоторые из них по существу выживают за счёт ремонта и задирают на него цены, чтобы свести концы с концами.

При этом российские автолюбители в большинстве своём пока не приучились искать, где выгоднее пройти техобслуживание. Они по привычке обращаются туда, где была куплена машина. Ну, и, конечно, отдельно имеется ситуация с обслуживанием авто на гарантии. Там к чужакам обращаться нельзя.

Отметим, что с 1 августа в РФ произойдёт повышение утилизационного сбора для импортных автомобилей. Как это отразится на рынке, можно будет узнать из ближайших материалов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *