Чем робот отличается от автоматического устройства
Перейти к содержимому

Чем робот отличается от автоматического устройства

  • автор:

Роботы и автоматы. Сходства и различия.

В статье Роботы и их предшественники мы «побывали» в чудесном домике великого писателя Карела Чапека — создателя слова «робот», «послушали» пражскую легенду о таинственном Големе и даже «сыграли в шахматы» в Шёнбруннском дворце со знаменитым автоматом «Турок».

Но ведь цель наших изысканий — познакомиться с настоящими роботами, а до сих пор мы встречались лишь с их подобием — обыкновенными механическими игрушками, по-научному называемыми автоматами. Если все до этого встреченные нами создания человеческой мысли были всего лишь автоматами, то что это за существа такие — роботы и в чём их принципиальное отличие от всех остальных устройств? Попробуем разобраться с этой далеко не лёгкой проблемой. Ответы практически на все вопросы лежат в прошлом. И поэтому приоткроем дверь времени и перенесёмся в Париж 1738 года.

Прогуливаясь по одной из великих столиц мира, поражаясь роскошью дворцов вельмож и нищетой обычных горожан, мы наверняка наткнёмся на любопытный плакат, приглашающий всех, конечно не бесплатно, а за целых три ливра, посетить «Отель де Лонгвиль», чтобы познакомиться с удивительными механизмами Жака де Вокансона. Порывшись в карманах, мы находим как раз нужные нам три ливра и спешим в названное место. В роскошном зале отеля мы видим три величественных механизма. Первые два — «Игрок на тамбурине» и «Игрок на флейте» — наигрывают причудливые мелодии, по-настоящему двигая металлическими руками и извлекая звуки из своих музыкальных инструментов. Но ещё больше поражает нас именно третий автомат. Он стоит на высоком постаменте. Бронза, покрывающая его тело, причудливо переливается на солнце, а само волшебное создание непринуждённо машет крыльями и крякает.

Возможно, внутреннее устройство утки. Иллюстрация Жака де Вокансона

Возможно, внутреннее устройство утки. Иллюстрация Жака де Вокансона

Да, это была самая настоящая механическая утка. Великое изобретение не менее великого Жака де Вокансона — «Прометея нашего времени», как говорил о нём Вольтер. Утка была покрыта бронзой, умела махать крыльями, крякать и пить воду. Но самой удивительной способностью этой птицы было умение клевать зерно. Если вы брали в руки горстку, скажем, пшена, то утка склёвывала его с вашей руки, переваривала и выдавала наружу в виде экскрементов. К сожалению, никто и никогда не узнает, действительно ли автомат «переваривал» пищу, например в каком-нибудь чане с кислотой, или внутри было всего лишь два контейнера, в один из которых зерно складывалось, а из второго высыпалась заранее подготовленная «переваренная» пища. Механическая птица была утеряна навсегда.

И всё же, несмотря на всю гениальность механизма, эта утка не являлась роботом, а была самым обыкновенным автоматом.

Представим теперь точно такую же робоутку, которая могла бы клевать зерно, махать крыльями и крякать.

Прежде всего, определим, что же общего у робоптицы с механическим аналогом. Тут всё просто — обе клюют зерно, крякают и машут крыльями. А это значит, что главное отличие автоматов и роботов от всех других устройств заключается в том, что их целью является воздействие на окружающий мир. И те и другие воздействуют на окружающий мир напрямую: перемещаясь в нём, перенося предметы с места на место, да в конце концов просто поедая пшено. Другие устройства, например компьютер, радио и телевизор, могут влиять на окружающий мир только косвенно.

Теперь, когда мы нашли главное сходство роботов и автоматов, попробуем найти отличия между ними. Главных отличий у них два. Обратимся сначала к первому.

Предположим, что мы хотим научить нашу механическую утку не клевать зерно, а плеваться им. Чтобы это сделать, мы вооружаемся робототехническим скальпелем (обыкновенной отвёрткой), разделываем утку, полностью её перекраиваем: меняем местами шестерёнки, добавляем новые передачи, убираем старые. Через пару месяцев увлечённой работы мы имеем птицу, которая умеет плеваться.

А вот с робоуткой всё гораздо проще — достаточно её перепрограммировать. Если в первом случае нам потребуются месяцы, то во втором мы обойдёмся несколькими днями, а возможно, и часами. Следовательно, роботы отличаются от автоматов тем, что алгоритм их работы можно изменять. Алгоритм работы автомата неизменен. Фактически выпотрошив старую утку, добавив в неё новые передачи, мы создали совершенно другое устройство.

Теперь давайте уточним: механизм Жака де Вокансона совершал хватательные движения клювом всё время, не переставая, а пшено попадало в пищеварительный тракт, только если удавалось подсунуть его автомату буквально под нос. Робоутка же могла бы сама искать зерно. У нашей птицы были бы специальные «органы чувств» — датчики. Она бы определяла, ну скажем, с помощью обыкновенного датчика расстояния, что к её рту поднесли руку, и только тогда, предполагая, что ей принесли еду, начинала бы открывать свой клюв.

Получается, что ещё одним отличием роботов от автоматов является наличие у роботов «органов чувств» — датчиков. Роботы не только воздействуют на окружающий мир — они получают из него информацию и пользуются ей.

Подводя итог, повторим ещё раз главные отличия и сходства роботов и автоматов.

Сходства: роботы и автоматы напрямую воздействуют на окружающий мир.

  • алгоритм работы робота гибок и легко изменяем. Алгоритм работы автомата жёстко задан — его изменить нельзя;
  • робот в отличие от автомата получает данные из окружающего мира, обрабатывает их и, используя полученную информацию, принимает те или иные решения.

Наконец пришло время окунуться в мир настоящих роботов, а не каких-то абстрактных робоуток и понять на конкретном примере, чем же всё-таки они отличаются от своих механических товарищей. В 1938 году талантливый инженер Джозеф Барнет, работник компании «Вестингауз Электрик», представил великосветской публике своё изобретение. Перед сотнями восхищённых глаз предстал робот по имени Электро (Elektro). Он был настоящим исполином — ростом 210 см и весом 120 кг! Сделан робот был из алюминия на стальной раме.

Робот Электро дирижирует

Робот Электро дирижирует

Но что же этот искусственный человек умел делать? Электро мог ходить, двигать пальцами, головой и руками. Он умел даже разговаривать, открывая и закрывая рот, и в отличие от Эллочки-людоедки («Двенадцать стульев», И. Ильф и Е. Петров) знал не 30, а целых 70 слов! Целые фразы и выражения были записаны на нескольких пластинках, воспроизводимых в нужные моменты времени. Но одним из самых популярных трюков робота, вызывающих неописуемый восторг публики, была его способность. курить. Внутри корпуса были спрятаны меха, с помощью которых Электро мог выкурить не один десяток сигарет. О чём говорит всё вышесказанное? Только о том, что Электро, как истинный представитель роботов, воздействовал на окружающий мир!

У Электро были и «органы чувств» — датчики. Он мог слышать! В него был встроен микрофон, через который оператор давал команды роботу: что и когда ему делать. Команды подавались голосом. Причём важны были не сами слова, сказанные в микрофон, а только лишь количество этих слов и наличие пауз между ними. Робот умел видеть! У него было два глаза — фотоэлемента. Если в глаза светили лучом зелёного цвета, Электро говорил: «Вижу зелёный свет», если красным, то говорил: «Вижу красный свет». Другие цвета величественный исполин определять не мог, но ведь и это для 1938 года было великим достижением.

Было у Электро и одно сходство с автоматами — алгоритм его работы изменить было довольно сложно. Весь его мозг и все его внутренности состояли из реле (электронных переключателей), и, чтобы научить его чему-нибудь новому, необходимо было добавлять или убирать определённое количество реле. Конечно, перепрограммировать его было не так просто, как современных роботов, но и не так сложно, как если бы Электро был обыкновенным автоматом.

Нельзя обойти стороной судьбу этого гениального изобретения. Представленный в 1938 году он сразу же и надолго полюбился обычным людям. Электро ездил с гастролями по США, работал в луна-парке и даже снялся в одном весьма нецеломудренном фильме, где сыграл робота по имени Thinko. К сожалению, с наступлением века компьютеров интерес к этому чуду электромеханики начал таять, пока не растаял окончательно. Робот был разобран на запчасти и сложен в коробки. Но на этом история робота, к счастью, не заканчивается. В 2006 году инженер по имени Джек Уикс, выкупив часть запчастей, восстановил робота, и теперь его, правда безжизненного и не умеющего ничего делать, вы можете встретить в музее Генри Форда в штате Мичиган.

Теперь, узнав отличия роботов от автоматов, мы можем подробнее познакомиться с тем, какие роботы бывают и чем они отличаются друг от друга. Это мы обсудим в статье Роботы — они такие разные!

Аспирант физического факультета ЮФУ, инженер АСУ ТП
А. В. Донченко

  1. //roborobka.ru/elektro/
  2. //roborobka.ru/vaucanson/

Чем робот отличается от автомата

В этой небольшой статье поговорим об одном очень интересном вопросе: чем робот отличается от автомата? Многие люди думают, что это одно и то же, но на самом деле это не так. Давайте разберемся в разнице между этими понятиями.

Автомат (автоматическое устройство) — это машина, которая работает по заранее заданному алгоритму и выполняет определенную последовательность действий без человеческого вмешательства. Автоматические устройства могут быть простыми или сложными, но в большинстве своем они не способны адаптироваться к изменяющимся условиям.

Робот — это особый вид автоматического устройства, которое имеет способность воспринимать свою среду с помощью датчиков, обрабатывать информацию с помощью компьютера и действовать в соответствии с программой или искусственным интеллектом. Роботы могут быть перепрограммированы для выполнения различных задач, а также обучаться и улучшаться на основе своего опыта.

Промышленный робот

Автоматы появились раньше, чем роботы. Первый известный пример искусственного автомата был создан в Древней Греции Архитой из Тарента в 4 веке до н.э. Это была деревянная голубка, которая могла летать с помощью парового двигателя. С тех пор концепция автоматов развивалась, и появились различные механические чудеса, имитирующие животных, людей и музыкантов.

Роботы начали создаваться в середине 20 века. В 1961 году был создан первый промышленный робот, который назывался Юнимейт. Это была машина, способная выполнять производственные задачи, которые позволяли упростить человеческий труд. С 2000-х годов были построены цифровые программные промышленные роботы с искусственным интеллектом, способные выполнять сложные задачи и взаимодействовать с людьми

В контексте управления автоматы работают по набору фиксированных инструкций и имеют ограниченную функциональность. Роботы спроектированы так, чтобы реагировать на окружающую их среду и принимать решения на основе программирования и входных данных с датчиков.

Сложность роботов может варьироваться от простых машин, способных выполнять повторяющиеся задачи, до сложных систем искусственного интеллекта, способных обучаться и адаптироваться. Автоматы меньше связаны с вычислениями, а больше с автоматизацией различных задач.

Автомат чаще всего работает по принципу «включил-выключил» и не может обучаться или модифицировать свою программу. Они используются для упрощения и автоматизации некоторых процессов, например, в бытовой технике, банкоматах, телефонных аппаратах и т.д.

Робот на промышленном производстве

Основное отличие между роботом и автоматическим устройством заключается в степени гибкости, интеллекта и самостоятельности. Автоматическое устройство может работать только в пределах своего заранее заданного алгоритма и не может реагировать на непредвиденные ситуации. Робот может анализировать данные с датчиков, применять логику и алгоритмы, а также модифицировать свое поведение в зависимости от цели и обстоятельств.

Например, автоматическая стиральная машина может запускать цикл стирки по нажатию кнопки, но не может определить, какой режим стирки лучше подходит для конкретной ткани или загрязнения. Робот-пылесос может самостоятельно перемещаться по комнате, избегая препятствий, определять уровень загрязнения пола и выбирать оптимальный режим уборки.

Промышленная автоматизация

Примеры автоматических устройств в промышленности и сельском хозяйстве:

  • Автоматическая линия по производству печенья, которая состоит из нескольких узлов: тестомесильной машины, формовочной машины, печи, охлаждающего конвейера и упаковочной машины. Каждый узел работает под управлением специальной программы, которая задает параметры процесса, такие как скорость, температура, время и т.д. Таким образом, линия может производить разные виды печенья с разными начинками, формами и рисунками.
  • Автоматическая сварочная машина, которая используется для соединения металлических деталей разной формы и размера. Машина имеет роботизированную руку с электродом, которая может перемещаться в трех измерениях и вращаться вокруг своей оси. Машина получает данные о деталях из сканера или чертежа и самостоятельно выбирает оптимальный режим сварки, такой как ток, напряжение, скорость и т.д.
  • Автоматическая система управления теплицей, которая обеспечивает оптимальные условия для роста и развития растений. Система состоит из датчиков, измеряющих температуру, влажность, освещение, уровень CO2 и другие параметры внутри теплицы, а также из исполнительных устройств, которые регулируют подачу воды, вентиляцию, отопление, освещение и другие факторы. Система работает под управлением компьютера, который анализирует данные от датчиков и выдает команды исполнительным устройствам в соответствии с заданными алгоритмами.

Итак, мы можем сделать вывод, что робот отличается от автомата тем, что он имеет большую степень самостоятельности, гибкости и интеллекта. Робот может реагировать на разные ситуации и самосовершенствоваться, в то время как автомат выполняет набор одних и тех же действий без изменений. Роботы и автоматы имеют свои преимущества и недостатки, и выбор между ними зависит от целей и задач, которые нужно решить.

На современных промышленных предприятиях роботы и автоматы совместно выполняют различные задачи, связанные с производством, обслуживанием, контролем и транспортировкой продукции. Взаимодействие может быть как прямым, когда роботы и автоматы физически контактируют друг с другом, так и косвенным, когда они обмениваются информацией и сигналами через сети связи.

Например, при производстве автомобилей роботы и автоматы работают в тесном взаимодействии. Роботы выполняют различные операции, такие как сварка, окраска, сборка, контроль качества и т.д. Автоматы обеспечивает подачу деталей, транспортировку изделий, синхронизацию работы роботов и мониторинг процесса. Такая интеграция позволяет повысить производительность, гибкость и надежность производства, а также сократить расходы на персонал и обслуживание.

Роботы в производстве автомобилей

Автоматизация — это процесс внедрения технологий, позволяющих осуществлять производственные процессы без участия человека. Робототехника — это наука и технология конструирования, проектирования и создания роботов — автоматизированных технических систем, способных выполнять различные функции, часто с помощью датчиков и искусственного интеллекта.

Робототехника является важной частью автоматизации, так как роботы могут заменить или дополнить человеческий труд, повысить эффективность и качество производства, снизить затраты и риски, расширить возможности производства и создать новые продукты и услуги.

Присоединяйтесь к нашему каналу в Telegram «Промышленные роботы» и будьте в центре инноваций и передовых технологий в мире автоматизации производства! Подписывайтесь сейчас, чтобы не пропустить эксклюзивный контент: Промышленные робототы в Telegram

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!

Не пропустите обновления, подпишитесь на наши соцсети:

КПП робот что это? Чем отличается автоматическая коробка передач от робота

Современные автомобили оборудуются разными типами коробок передач и потребителю особенно при покупке своей первой машины бывает тяжело сделать правильный выбор среди этого разнообразия трансмиссий.

Поэтому в этой статье попробуем понять, чем отличается коробка автомат от робота, именно этот вопрос волнует многих будущих автовладельцев.

чем отличается автоматическая коробка передач от роботизированной

Отличие робота от автомата

Коробка автомат. Как вы знаете, в состав автоматической коробки передач входят два основных узла — это гидротрансформатор и редуктор. Гидротрансформатор обеспечивает плавное и безрывковое переключение передач, по сути, он работает вместо сцепления, которое есть на машинах с механической коробкой передач.

Редуктор автомата состоит из определённого набора шестерёнок, они находятся в зацеплении и образуют несколько ступеней: 4, 5, 6 и даже 8.

Из-за особенностей конструкции, автоматическая коробка передач исходя от оборотов мотора и нагнетания масляного давления сама переключает ступени (скорости), без вмешательства водителя. Благодаря такому переключению скоростей, электроника используется по минимуму.

КПП робот что это? Если сказать просто, то на механическую коробку передач поставили блок управления, который состоит из гидропривода и сервопривода (электронный узел). Вот этот блок, без вмешательства человека, заведуют сцеплением и переключением передач.

чем отличается коробка автомат от робота

Принцип работы робота как у механики, только всё происходит автоматически — гидравлика с электронным управлением всё сделает сама.

Плюсы и минусы автомата и робота

Чтобы лучше понять, чем отличается автоматическая коробка передач от роботизированной, давайте рассмотрим их эксплуатационные характеристики.

1. АКПП значительно снизила нагрузку на водителя при управлении автомобилем, особенно это заметно при движении в городских условиях. Современные автоматические коробки передач (адаптивные) способны даже подстраиваться под каждого водителя, под его стиль езды. Также, автомату свойственно мягкое и незаметное переключение скоростей.

Есть у автоматической коробки передач и минусы — это повышенный расход топлива, особенно в городе и ремонт автомата, который иногда случается, выльется в приличную сумму.

2. Робот относится к механике, значит обслуживание и ремонт будет дешевле, чем у автомата. Расход топлива у автомобиля с коробкой роботом приравнивается к МКПП, а в условиях города даже ниже, что не может не радовать. Ещё, роботы кушают масла по меньше, чем автоматы.

Роботы передают крутящий момент от мотора к колёсам автомобиля без существенных потерь, чего не скажешь об автомате. Большой плюс роботизированной коробки в том, что она поддерживает ручное переключение скоростей, чего нет у многих автоматов.

Есть у робота и минусы — это медленное переключение скоростей и толчки с рывками в работе коробки, это случается довольно часто, если водитель очень сильно давит на педаль газа. Также, в городской черте во время стоянок необходимо рычаг селектора ставить в положение «нейтраль».

А зачем так делать, можете узнать в этом видео, где рассказано о коробке робот.

Подведём итоги, чем отличается автомат от робота:

  • робот — это механическая коробка передач с блоком управления, автомату присуща своя конструкция;
  • при переключениях передач автомат выигрывает у робота по скорости и плавности переключений;
  • у робота есть ручное переключение, а у многих автоматов подобная функция отсутствует;
  • коробка робот потребляет топлива и масла меньше, чем автомат;
  • обслуживание и ремонт роботизированной коробки дешевле, чем автоматической коробки.

Заключение . Моё мнение: робот — это тёмная лошадка, от которой можно ожидать неприятных сюрпризов. Я выбираю автомат, он изучен и предсказуем в работе, тем более, новые автоматические коробки с большим набором передач приближаются уже по расходу топлива к механике и также, эти автоматы могут подстраиваться под каждого водителя.

Кто не согласен с моей точкой зрения, может поделиться в комментариях.

  1. Преимущества и недостатки роботизированной коробки передач
  2. Чем отличается вариатор от автоматической коробки передач и что надежнее?
  3. Как правильно проверить АКПП перед покупкой подержанного автомобиля, чтобы потом не было дорогостоящего ремонта
  4. Что такое трансмиссия автомобиля и какие виды существуют?
  5. Какие бывают неисправности механической коробки переключения передач

Автоматическая и роботизированная коробки передач: что выбрать?

Автоматические коробки передач уверенно вытесняют механику в современных моделях автомобилей. Словом «автомат» обозначают один из трёх видов трансмиссии: классическую автоматизированную, роботизированную или вариаторную. У каждого из этих вариантов есть преимущества и недостатки, поэтому перед покупкой автомобиля стоит выяснить, в чём разница коробок робот и автомат, и какую из них выбрать в зависимости от собственных предпочтений.

Как отличить «автомат» от «робота» визуально

Отличить классическую автоматическую КПП от роботизированной легко, взглянув на рычаг переключения передач. Верхнее положение АКПП обозначено значком «Р» — паркинг. Когда вместо этого значка есть только обозначения «N» — нейтраль и «R» — задняя, перед нами роботизированное устройство.

Автоматическая коробка передач

Коробка автомат – сложная, но в то же время надёжная, проверенная временем конструкция. В отличие от механики, такое устройство коробки позволяет водителю не использовать в постоянном режиме педаль сцепления и переключать передачи рычагом: всё это вместо него контролирует автоматика. АКПП в настоящее время оснащают легковые и грузовые ТС, применима такая коробка и в автобусах.

АКПП

Присутствие положения «P» на рычаге переключения передачи говорит о том, что перед нами «чистокровный автомат»

Конструкция АКПП

В основе автоматической коробки расположены два главных модуля:

  1. Редуктор. Осуществляет передачу усилия через систему различных вариаций зацепления шестерёнок. Количество ступеней в коробках различных вариаций от 4 до 6. В последних моделях авто возможно и большее количество ступеней.
  2. Гидротрансформатор. Аналог сцепления на механической коробке. Обеспечивает плавность переключения передач без ударов и рывков. Система получает сигнал о количестве оборотов двигателя, режиме движения и нагрузке и, на основе анализа этих сведений, переключает скорость.

Переключение передач в АКПП происходит, когда мотор достигает определённого количества оборотов, и в масляной системе нагнетается давление. Участия водителя во время переключения не требуется.

Аналогом сцепления в АКПП является гидротрансформатор, передающий крутящий момент от двигателя к трансмиссии

Главное отличие АКПП от привычных механических – переключение передач без разрыва мощности. При выключении одной скорости одновременно включается другая, исключая рывки. Гасит рывки при переключении скоростей гидротрансформатор. Не могут похвастаться плавным переключением скоростей модели спортивного класса. Толчки при переключениях в них присутствуют, и объясняются они очень быстрой сменой передач, что способствует ускоренному разгону.

Преимущества и недостатки

Особенность искусственного интеллекта АКПП – способность «подстраиваться» под манеру вождения конкретного автомобилиста. Если водитель давит на газ плавно, размеренно, контроллер не выводит двигатель на мощностной режим работы и экономно расходует топливо. Нервозность водителя и учащённое давление на педаль газа заставляет автоматику работать резвее. Компьютер самостоятельно переключает коробку на спортивный режим. Как только педаль газа вновь начинает работать медленно и плавно, умная коробка переводит двигатель в штатный режим работы.

Конструкторы постоянно проводят работу над усовершенствованием автоматических коробок. Новые модели с 7-ю и 8-ю ступенями позволяют экономить бензин, выбирать режим движения: «Спорт», «Зима» и др.

Одна из новинок – возможность переключения в режим ручного управления «Тип-троник». Можно также выделить следующие преимущества АКПП:

  • Удобство и простота эксплуатации.
  • Отсутствие риска перегрева при неумелом использовании;
  • Плавность движения.
  • Сниженная нагрузка на двигатель и ходовую часть.
  • Наличие пассивной системы безопасности, предотвращающей движение при остановке машины под уклоном.
  • Долговечность работы при правильном обслуживании и грамотной эксплуатации.

Минусами АКПП считаются высокая стоимость самого автомобиля и его техобслуживания, низкий КПД двигателя из-за невозможности использования динамических настроек. Существенным минусом АКПП является необходимость постоянно отслеживать уровень, состояние и качество трансмиссионной жидкости, а также менять её каждые 50-60 тысяч километров.

Это важно! В новых моделях восьмиступенчатых АКПП от Jeep, Toyota и Volkswagen, Range Rover эти недостатки отсутствуют. Их коробки полностью раскрывают потенциал двигателя, незаметно переключают скорости, отличаются возможностью динамических настроек. Кроме того, уже существуют так называемые необслуживаемые коробки — жидкость в них вообще менять не нужно.

Роботизированная коробка передач

Коробка робот – усовершенствованный вариант традиционной механики, в которой функции переключения передач автоматизированы. В авто с РКПП нет педали сцепления. Контроль над своевременным переключением ступеней передач осуществляется электронным блоком.

РКПП

Единственное различие между МКПП и РКПП — за смыкание и размыкание сцепления, а также выбор передачи во втором случае отвечают сервоприводы

Конструкция РКПП

Роботизированная КПП изначально конструировалась для снижения стоимости автомата с сохранением его преимуществ перед механикой.

Работа РКПП сочетает в себе автоматику и механику. При переключении передач и нажатии на педаль газа сигнал передаётся на блок управления. Коробка даёт сигнал о действующей и необходимой на данном этапе движения скорости. Блок выбирает оптимальный режим и момент переключения на необходимую скорость. Работой гидромеханики, то есть процессом сцепления и расцепления, управляет именно системный блок. Процесс переключения совпадает с движением ручки и абсолютно незаметен для водителя.

Автомобили с РКПП оснащены бортовыми компьютерами, которые также участвуют в системе управления. В память бортового компьютера заложены алгоритмы работы, обрабатывающие поступающие в них сигналы и управляющие работой коробки и переключением передач.

В авто спорткласса используется роботизированная трансмиссия с двумя сцеплениями для максимальной скорости переключения передач. В роботизированной коробке с двумя сцеплениями присутствуют два ведущих вала, снабжённых сцеплением, один в другом. На внешнем вале расположены шестерни для чётных передач, на внутреннем – для нечётных.

В основе этих коробок – преселективные роботы. Когда авто едет на одной передаче, следующая уже работает, поэтому переключение происходит быстро и плавно, отчего комфортность значительно повышается.

Преимущества и недостатки

По сравнению с автоматом роботизированные коробки имеют более низкую стоимость, проще в ремонте и обслуживании, повышают КПД двигателя. Но в то же время у РКПП есть существенные недостатки:

  • Долгое и тяжёлое переключение передач;
  • Толчки во время переключения;
  • Рывки во время старта, после кратковременной остановки.
  • Необходимость перехода на «нейтралку» во время кратковременных остановок (пробки, светофоры, остановки в пути и т.п.);
  • Непредсказуемость поведения машины в тяжёлых дорожных условиях.

Схема роботизированной коробки передач

Оригинальная конструкция РКПП гораздо дешевле в ремонте и обслуживании, вследствие чего многие автомобилисты отдают предпочтение именно ей

Это важно! Если автомобиль используется в сложных дорожных условиях, от роботизированной коробки стоит отказаться. РКПП предназначена для езды по ровным, качественным дорожным покрытиям. Эксплуатирование с пробуксовкой приведёт к преждевременному износу двигателя.

Сравнение двух КПП: чем отличается робот от автомата

По мнению опытных водителей, по надёжности и предсказуемости поведения в тяжёлых дорожных условиях обе КПП уступают механике. Хотя АКПП более предсказуема, в отличие от робота.

  • АКПП не имеет ничего общего с МКПП, поэтому их устройство и принцип работы принципиально разные. РКПП отличается от механики только наличием электронного блока управления. Основной принцип работы этого вида коробки аналогичен механике.
  • АКПП – полностью управляется автоматикой. РКПП имеет два режима: автоматический и полуавтоматический. Управление сцеплением со стороны водителя полностью исключено. В автоматическом режиме электронный блок реализует заранее заложенные в программу алгоритмы работы трансмиссии. Полуавтоматический режим управляет переходами скоростей с помощью селектора.
  • Одна из особенностей работы коробки-робота – нестабильная трансмиссия. Даже в одинаковых моделях авто КПП работает по-разному. Под такую коробку водителю нужно подстраиваться, и даже при умелой езде во время переключения скоростей ощущаются точки и рывки.

Это интересно! Большинство современных автопроизводителей активно отказываются от роботизированных коробок на своих моделях, оснащая их классическим автоматом с гидротрансформатором.

Автоматическая коробка передач

Самыми популярными у россиян автомобилями с АКПП являются: Kia Rio, Hyundai Solaris, Toyota RAV4, Toyota Camry и Volkswagen Polo

Какую коробку выбрать

Учитывая все плюсы и минусы данных видов КПП, и ориентируясь на собственные предпочтения, а также условия езды, конкретную модель стоит выбирать с учётом трёх принципов: комфортность, надёжность, цена. Исходя из соотношений этих качеств, специалисты дают следующие рекомендации:

  • АКПП походит автовладельцам, отдающим предпочтение комфортной езде.
  • Роботизированные коробки экономичны во всех отношениях: стоимость авто, ремонта, скромное потребление бензина и ГСМ.
  • В плане надёжности ни одна из коробок не сравнится с привычной механикой. Но АКПП ведёт себя более предсказуемо и редко преподносит «сюрпризы» на дороге.
  • Робота можно полностью переключить на ручное управление, а во многих АКПП такая функция отсутствует.
  • АКПП явно выигрывает при езде в пробках, где на ручном управлении необходимо постоянно переключаться.
  • С недавних пор у особенно придирчивых водителей появилась возможность перепрограммировать блоки управления АКПП, настраивая её под собственный стиль езды. Для увеличения скорости разгона сокращают моменты переключения с передачи на передачу. Это один из аргументов в пользу автомата для любителей скоростной езды.

Это важно! РКПП рекомендуется выбирать автовладельцам, которые способны самостоятельно устранять небольшие поломки двигателя. Имея опыт ремонта, многие поломки можно ликвидировать своими руками, не обращаясь к дорогостоящим мастерам.

Сравнительная характеристика двух вариантов коробок не показывает однозначного преимущества какого-то варианта. Иначе все производители автомобилей выпускали бы исключительно модели с лучшей трансмиссией.

Вывод из всего сказанного один – каждый водитель должен выбирать КПП, ориентируясь на совокупность параметров. Отсутствие педали сцепления как на автомате, так и на роботе, может ввести в заблуждение неопытного водителя, поэтому перед покупкой необходимо внимательно изучить характеристики выбранной модели авто. Выбирать нужно наиболее комфортную, безопасную и доступную лично для себя машину, положив в основу выбора стиль и условия езды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *