Что держит колодки на тормозном диске
Перейти к содержимому

Что держит колодки на тормозном диске

  • автор:

Тормозной суппорт: как устроен и чем важен

Фото: Shutterstock

Суппорт — один узлов тормозной системы автомобиля, который представляет собой устройство, прижимающее тормозные колодки к тормозному диску после нажатия на педаль тормоза. По сути, суппорт одна из важнейших механических деталей тормозной системы, которая наряду с другими деталями отвечает за эффективное замедления автомобиля во время торможения.

Фото: Shutterstock

Фото: Техцентр «Боря починит»

Фактически он представляет собой устройство из поршней, подключенных к гидравлической части тормозной системы, к которым крепятся тормозные колодки. Когда водитель давит на педаль тормоза, по магистралям тормозной системы к суппорту под давлением подается тормозная жидкость. Она нажимает на поршень, который в свою очередь выходит из корпуса суппорта и давит на тормозные колодки, прижимая их к диску.

Устройство суппорта

Несмотря на важную функцию, конструктивно суппорт устроен не так уж и сложно. Он представляет собой устройство из поршня или нескольких поршней подключенных к гидравлической системе тормозов, к которым крепятся тормозные колодки. Расположение и количество тормозных колодок, а также способ крепления суппорта к ступице могут различаться. Но общее устройство у всех систем практически идентичное и состоит из:

  • Корпуса
  • Цилиндров с поршнем или несколькими поршнями
  • Направляющих
  • Пыльников направляющих поршней
  • Крепежных, уплотнительных колец поршня
  • Тормозных колодок
  • Тормозных магистралей со штуцерами
  • Возвратных пружин
  • Плавающей скобы.

Несмотря на важную функцию, конструктивно суппорт устроен не так уж и сложно.

Несмотря на важную функцию, конструктивно суппорт устроен не так уж и сложно. (Фото: Shutterstock)

Виды суппортов

В зависимости от конструкции суппорта поршень, оказывающий давление на колодку, может быть не один. Иногда используется два или больше. А от расположения поршней в суппорте зависит и разновидность узла. Суппорт бывает двух видов:

Если поршни в суппорте стоят с обеих сторон диска, то он называется фиксированным. Конструктивно такой суппорт представляют собой металлический корпус, в котором симметрично расположены несколько цилиндров. В каждом из них есть поршни. Двигаясь, они прижимают обе колодки к диску одновременно. При этом сам корпус суппорта жестко крепится деталям подвески. А в состоянии покоя колодки внутри суппорта удерживают специальные пружины.

Если поршни в суппорте установлены только с внутренней стороны тормозного диска, то это, как правило, суппорт с плавающей скобой. В этом случае поршень или поршни давят только на внутреннюю колодку. Под их воздействием колодка прижимается к диску, а скоба движется по направляющим и прижимает вторую внешнюю колодку. Это самая простая конструкция, которая используется на большинстве бюджетных автомобилей, поскольку в производстве обходится значительно дешевле. Однако такие суппорты уступают фиксированным по эффективности.

Передний и задний суппорт: в чем разница

На самом деле серьезных отличий между ними нет, так как и на передней, и на задней оси суппорты действуют по одинаковому принципу. Однако существуют небольшие различия в нюансах из-за адаптации к различным условиям работы. Суппорты, расположенные на задней оси, немного переделаны, так как должны работать и со стояночным тормозом. Задние суппорта немного больше передних по габаритам и обладают чуть более сложной конструкцией, поскольку к ним подходит дополнительный привод от стояночного тормоза. Соответственно, в силу конструктивных особенностей деталей, установить передний суппорт вместо заднего и наоборот — не получится.

Когда нужна замена тормозного суппорта

Суппорт, как и любая другая деталь в автомобиле, имеет свойство изнашиваться и выходить из строя. В следующей главе мы расскажем о самых распространенных неисправностях и причинах, которые могут их вызвать. А сейчас обратим внимание на главные признаки неисправностей суппортов.

Скрип при торможении может быть признаком и других проблем с тормозами. Например, если на диски попал песок, или износились колодки. Но если вы знаете, что не заезжали на грунт, а колодки у вас свежие и менялись совсем недавно, то скрип при торможении может указывать на проблемы с суппортами.

Тормозные колодки: конструкция, разновидности и признаки износа

Тормозные колодки

Пожалуй, все автолюбители знают о важности тормозной системы, но не многие задумываются о принципе ее работы. Говоря о работе тормозов, все сразу вспоминают о колодках. Действительно, работая в тандеме с тормозным диском, колодки способствуют снижению кинетической энергии автомобиля, вызывая тем самым его замедление и остановку. Независимо от типа и строения, колодки всегда выполняют одну задачу – остановку вращения колес при помощи трения о диск или барабан. В связи с этим перед производителями колодок стоит главная задача – обеспечение качественного коэффициента трения между колодкой и диском (не зависимости от погодных условий и температуры воздуха). Крайне важным считается обеспечение надежного срабатывания системы в условиях высокой влажности, когда на трущейся поверхности колодки оказывается вода.

Виды тормозных колодок

Феродо тормозные колодки

Тормозные колодки на сегодняшний день представлены двумя основными типами – барабанными и дисковыми. Дисковая система представлена открытым вариантом прижимного типа, в то время как полукруглый барабан закрыт и более подвержен перегреву. Отличия состоят не только в типе конструкции, но и в эффективности торможения. Дисковые тормоза эффективнее, так как тормозная колодка прижимается к диску с гораздо большей силой, чем в барабане. Именно поэтому дисковые тормоза классически устанавливаются на передний мост, обеспечивая прямое или основное торможение, в то время как барабанные системы часто носят вспомогательный характер и устанавливаются на задний мост автомобиля. Открытые тормозные колодки дискового типа, берущие на себя основную нагрузку, изнашиваются в три раза быстрее, чем барабанные и, соответственно, – требуют частой замены. Гоночные автомобили требуют экстремальной эффективности тормозной системы, поэтому в этом случае дисковые системы устанавливаются как на передний, так и на задний мост.

Конструкция тормозных колодок и материал изготовления

колодки тормозные

Современная тормозная колодка имеет многослойную структуру, в которой каждый слой отвечает за конкретную функцию. Производители стараются выпускать такие колодки, которые будут не только обеспечивать качественное торможение, но и осуществлять это с долей комфорта для водителя и пассажиров. Именно поэтому в конструкции колодки появились слои, способствующие снижению шума. Классическая структура колодки предусматривает наличие нескольких слоев, включая фрикционный, шумопоглощающий и адгезивный. Рабочие слои колодки располагаются на несущей пластине. Основной функциональной частью, несущей на себе всю нагрузку, является фрикционный слой. Этот слой самый толстый и покрыт сверху небольшой прослойкой специального притирочного материала, обеспечивающего притирку колодки к поверхности диска после установки. Благодаря этому достигается большая площадь соприкосновения тормозной колодки с диском. Большинство производителей держат технологию изготовления и состав фрикционного слоя в секрете, так как от него напрямую зависят рабочие параметры колодки и эффективность торможения. В зависимости от преобладающего вещества в составе фрикционного слоя колодки представлены органическими, металлосодержащими и керамическими вариантами.

Органические тормозные колодки

Это самый распространенный вид колодок, имеющий в составе фрикционного слоя углеродную основу, чаще всего представленную графитом. Для достижения хорошего сцепления графит смешивают с рядом вспомогательных компонентов в виде бронзы, кевлара, стекловолокна, резины и ряда полимерных веществ. Отличительной особенностью колодок органического типа является их значительный износ и чувствительность к влаге.

Металлосодержащие колодки

Фрикционный слой таких колодок содержит в своем составе до 80% металлических компонентов. Такие колодки характеризуются высочайшей скоростью проведения тепла, а трение в них максимальное. Торможение достигается быстро, колодки не боятся высоких температур, но сильно вырабатывают тормозной диск.

Керамические тормозные колодки

Этот тип колодок является промежуточным вариантом, сочетающим в себе стойкость к износу, отличную теплопроводность и превосходные свойства сцепления с диском. Так как эти колодки «щадят» тормозной диск и не боятся экстремальных нагрузок и высоких температур, они нашли широкое применение в спортивных и гоночных автомобилях. Главным недостатком керамических колодок является их высокая стоимость.

Что такое стандарт ECE R90?

Эту маркировку часто можно увидеть на качественных колодках известных брендов. Это важный момент, свидетельствующий о том, что данная продукция изготовлена с использованием сертифицированных материалов и технологий и отвечает необходимым европейским стандартам качества. Следует учитывать, что дешевые китайские аналоги не имеют такой маркировки и, соответственно, могут подвести водителя в ответственный момент! Именно наличие надписи ECE R90 на самой колодке является знаком качества.

Признаки износа колодок и частые неполадки

Каждая марка и тип тормозных колодок имеют свои характеристики и периодичность замены. В зависимости от наличия шумопоглощающего и адгезивного слоя и исходной толщины фрикционной прослойки показатель критического износа, при котором требуется замена, колеблется в пределах 1-3 мм. Специалисты советуют заменить колодки еще до критического истирания, так как при очередном нажатии они могут просто раскрошиться на кусочки. Кроме того, следует следить за степенью износа тормозных дисков. При сильном износе диска катастрофы не произойдет, но тормозной путь может существенно увеличиться. Признаком того, что колодки изношены и требуют замены, может стать появление скрипа и писка во время торможения. Дело в том, что датчик, называемый автомобилистами «пискуном», представляет собой тонкий слой металла во фрикционном слое и активируется при сильном износе от контакта с диском. Другими причинами скрипа и свиста во время торможения могут стать попадание влаги на колодку, заклинивание суппорта и изначально плохое качество колодки. Никогда не следует забывать, что тормозные колодки – главный элемент тормозной системы автомобиля, их важность огромна. Даже если нет времени на проверку и заботу о других системах авто, в случае с тормозной системой его нужно найти любой ценой. Выбирая тормозные колодки, следует руководствоваться параметрами, рекомендованными автопроизводителем, и слушать советы специалистов автосервиса. Не нужно ставить дорогую керамику на обычный автомобиль или экономить, устанавливая на мощное транспортное средство дешевые китайские колодки.

Где приобрести тормозные колодки оптом
  • +7 (9871) 661-616 (Viber, WhatsApp)
  • +7 (9608) 343-344

или отправить заявку на сайте

Что влияет на износ тормозных колодок?

При спокойной езде по городским дорогам тормозных колодок хватает примерно на 15-40 тысяч километров. Задние колодки в большинстве случаев служат в 2-3 раза дольше из-за меньшей нагрузки.

Тормозные колодки: настала пора менять

Агрессивные езда и торможение, пыль и грязь, системы помощники влияют на тормозные колодки. Существуют и другие тонкости, которые нужно учитывать. Например, если вы часто ездите по грунтовым дорогам, увеличится износ тормозных колодок. Однако если эти дороги прямые и не загруженные, тормозить вы будете меньше, чем в городе, и срок службы тормозов повысится.

Более подробно рассмотрим факторы, влияющие на продолжительность работы тормозных колодок. Учитывайте их, чтобы вовремя проводить замену деталей и не подвергать себя риску:

  • Условия эксплуатации автомобиля. Городская езда считается стандартной для тормозных колодок, это пыль и грязь, которые негативно влияют на продолжительность работы тормозов.
  • Стиль вождения. Водите плавнее: при резких торможениях колодки изнашиваются быстрее.
  • Качество фрикционного материала. Выбирайте производителя тормозных колодок с умом: читайте отзывы и не гонитесь за дешевизной. Качество колодок напрямую зависит от технологий и материалов производства. В автосервисе AutoMD используются детали только от проверенных поставщиков.
  • Исправность тормозной системы. Равномерность и интенсивность изношенности фрикционных накладок зависит от исправности рабочих цилиндров, направляющих суппортов, качества тормозной жидкости и состояния тормозных дисков.
  • Тип коробки переключения передач. На автомобилях с автоматической или роботизированной коробкой передач колодки изнашиваются быстрее, чем на автомобилях с механической. Вызвано это тем, что машина с АКПП останавливается только при помощи педали тормоза, а на механике можно использовать торможение двигателем.
  • Наличие системы ABS. Если машина оборудована антиблокировочной системой, колодки у неё изнашиваются меньше. Подобная система оптимизирует усилие, с которым колодка давит на тормозной диск.
  • Жёсткость колодки. Мягкие тормозные колодки изнашиваются быстрее, но менее пагубно влияют на тормозной диск. Твёрдый фрикционный материал колодки продержится дольше, но с худшим воздействием на тормозной диск. По этой причине производители колодок часто выпускают несколько серий: спорт, комфорт, стандарт. Каждый класс имеет разную твердость и срок службы.

Как определить износ тормозных колодок?

В отдельных случаях это видно невооруженным глазом. Остаток фрикционного материала должен быть не меньше 3 миллиметров – так пишут производители в инструкции по эксплуатации автомобиля. Как часто менять тормозные колодки – решать вам, но лучше перестраховаться и заменить колодки раньше – при 5 миллиметрах.

На некоторых машинах производители устанавливают электронный датчик, который даст сигнал на приборной панели, когда фрикционный материал предельно истончится.

Помимо явных признаков существуют и другие, которые подскажут вам о необходимости скорой замены тормозных колодок. Если машину сносит при торможении, педаль работает резко и тормозная жидкость начала расходоваться быстрее – самое время проверить состояние тормозной системы.

Если на рабочей поверхности тормозного диска появился тёмный налёт, колодки нужно срочно заменить. Удары во время торможения, вибрация педали, скрипы и скрежет также говорят об износившихся колодках.

Если вовремя не менять расходники в тормозной системе, затраты на ремонт значительно вырастут со временем. Сильно изношенные колодки деформируются, это приводит к заклиниванию тормозов и даже замене тормозных дисков. Никогда не доводите систему до такого состояния – это не только большие траты, но и риск для вашей жизни и других участников движения.

Когда менять тормозные колодки?

Показатели, которые нельзя игнорировать:

  • Низкая эффективность торможения;
  • Скрежет и посторонние звуки при нажатии на педаль;
  • Увеличенный ход педали тормоза;
  • Вибрация при торможении;
  • При торможении часть автомобиля сносит или на скользкой дороге машина уходит в занос;
  • Увеличенный тормозной путь;
  • Ручной тормоз не держит машину;
  • Требуется больше усилий для остановки;
  • Ощущение ударов во время резкого торможения;
  • Высокий расход тормозной жидкости;
  • Тёмный налет на тормозном диске;
  • Оповещение от индикатора на приборной панели, если он имеется.

Учтите, что датчик износа колодок – не самый надёжный показатель. На многих автомобилях электронные индикаторы стоят не на всех колесах, а на одном переднем и заднем – зависит от схемы тормозного контура.

Убедитесь в факте износа путём визуального осмотра. При минимальной толщине фрикционного материала – эффективность торможения снижается, а тормозной путь увеличивается, особенно если диск перегревается.

Если вы не знаете, как самостоятельно заменить тормозные колодки или у вас просто нет времени – обратитесь за помощью в автосервис AutoMD. Гарантируем быструю и качественную работу, заботимся о состоянии каждого автомобиля и вашей безопасности на дороге.

Что держит колодки на тормозном диске

Если крутить подвешенное в воздух колесо, то ощущается, что тормозные колодки немного давят на тормозной диск (ручка тормоза, естестенно, отпущена). Из-за этого колесо крутится с натягом. Если отжать поршни в суппорте, то колесо начинает крутиться легко, как на велосипеде.
Вот видео как крутится колесо:
youtube.com/watch?v=76_QAvPxzl0
Так и должно быть? Или у меня проблема с тормозами?

Ответы ( 11 )

Скорее всего да, переборка суппорта, попробуй сначала разобрать просто почистить. Если не поможет то, ремкомплект покупать наверное придется. Колодки должны до конца отпускать.

В первую очередь я бы прокачал тормоза, а потом проверил направляйки в суппортах.

Мне помогло напильником рычаг тормоза подровнять, но у меня китай и при снятом рычаге колесо крутилось нормально.

у меня тоже есть подозрение, что тормозная машинка при отпущеном рычаге давление держит, из-за этого и колодки поджимают. как бы проверить?

прокачай тормоза, проблема должна решиться.
ок, попробую.
прокачал. ничего не изменилось. хотя прокачать стоило, тормозуха была рыжая.
Поршни закисают иногда, их надо почистить и смазать спец смазкой.

Я обратил внимание, что поджимают колодки в обоих суппортах. Сомневаюсь что дело в поршнях. Да и визуально они чистые. Один суппорт снимал с колеса, поршни плавно и легко двигались усилием пальца (при открученом штуцере, то есть без давления тормозной жидкости)

да нормально это, на всех мотоциклах было примерно так. неизвестно конечно с каким усилием ты крутишь его, если с небольшим одним пальчиком — то все нормально. если сильно прикладываешь усилие — то плохо.

бывает что тормозные диски гнутые и при прокрутке колеса поршни в суппортах туда сюда ходят, поэтому колесо туго ходит. куча народу в шиномонтаж отдают колеса с тормозными дисками и криворукие им тормозные диски мнут, потом при торможении появляются вибрации, расколбас и т.п.

крутил с усилием всей руки.
диски не гнутые, иначе сопротивление колеса при вращении было бы не равномерным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *