Что будет с дорожным строительством
Перейти к содержимому

Что будет с дорожным строительством

  • автор:

Что будет с дорожным строительством

Нынешней весной началась реализация пятилетнего плана дорожной деятельности, утвержденной правительством летом 2022 года.

Ключевые магистрали приведут в порядок

Правительство поставило дорожникам задачу к концу 2027 года привести в нормативное состояние 85 процентов опорной сети дорог — это примерно 136 тысяч километров, включая 64 тысячи километров федеральных и 72 тысячи километров региональных трасс. Опорная сеть охватывает две трети населения страны, в нее входят все ключевые магистрали.

«Основная цель пятилетнего плана — обеспечить качественными дорогами жителей всех субъектов РФ. Благодаря этой программе мы увеличим скорость перемещения по всей опорной сети дорог, что станет дополнительным импульсом для развития всей экономики. При этом значительно снизится аварийность на дорогах, увеличится количество квалифицированных кадров и повысится производительность труда», ‒ отметил вице-премьер Марат Хуснуллин.

«Комплексный план дорожной деятельности на 2023-2027 годы в своем роде уникален. Такой масштабный проект с колоссальной суммой впервые расписан на пять лет. За такой короткий срок получить ожидаемый результат достаточно непросто, но и эффект будет соразмерный. Будет построено и реконструировано более четырех тысяч километров автодорог. Три тысячи километров дорог расширят с двух до четырех полос, отремонтируют 110 тысяч километров трасс, в том числе 650 мостовых сооружений. Это даст новый импульс развитию всей дорожной отрасли страны», — поделился с «РГ» доктор экономических наук, профессор, директор Института экономики, управления и права МГПУ Руслан Абрамов.

Ученый пояснил, почему так важен этот проект. По данным ГИБДД, почти 40 процентов от общего числа аварий в России происходит при сопутствующем влиянии недостатков транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети. Ежегодно в дорожных авариях травмы получают около 180-220 тысяч россиян. Потери экономики от плохого состояния дорог и недостаточного уровня их развития огромны, по разным оценкам они составляют от 2 до 3 триллионов рублей в год, или 2-3 процента от ВВП.

Все удобства в коридоре

Как сообщили «РГ» в Росавтодоре, в рамках пятилетнего плана запланирован целый ряд проектов, направленных на развитие международных транспортных коридоров (МТК). Так, на МТК «Север — Юг», обеспечивающего связь с государствами Персидского залива и Индией, предусмотрены строительство и реконструкция 10 объектов федеральных трасс общей протяженностью примерно 220 километров. В их числе — обходы Волгограда, Астрахани, Гудермеса, Владикавказа, Махачкалы, Дербента, Хасавюрта. Финансирование на 2023‒2027 годы составляет 137,4 миллиарда рублей.

В нынешних геополитических реалиях также в приоритете развитие автодорожного маршрута «Россия» от Санкт-Петербурга до Владивостока для обеспечения необходимой пропускной способности в связи с ростом грузопотоков в сторону стран Южной и Юго-Восточной Азии. Так, от Казани до Владивостока будут построены и реконструированы 34 дорожных объекта федерального значения общей протяженностью 598 километров. Финансирование на 2023‒2027 годы составляет 343,4 миллиарда рублей, работа будет идти на девяти федеральных трассах в 11 регионах страны. Планируется строительство восьми обходов городов и населенных пунктов: Нижнекамска и Набережных Челнов в Татарстане, Канска в Красноярском крае, Усолья-Сибирского и Тельмы в Иркутской области и т.д.

«С вводом в эксплуатацию новых участков главных транспортных коридоров «Север-Юг» и «Запад-Восток» изменятся объемы грузоперевозок в восточном направлении, которое уже сегодня является главным ориентиром внешней торговли, — уверен зампредседателя правления «РосДорБанка» Денис Алексеев. — Расширение сети региональных дорожных магистралей будет способствовать развитию деловой активности на местах, даст импульс реализации локальных бизнес-проектов».

К морским просторам

В нынешнем году строительно-монтажные работы на ключевых объектах начались практически во всех федеральных округах. В Росавтодоре рассказали о нескольких наиболее интересных.

Так, на северо-западе до 2027 года будет вестись строительство VII и IX очереди кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны и реконструкция северного и южного обходов Калининграда. Реализация проекта обеспечит развитие Приморской рекреационной зоны, позволит равномерно распределить транспортные потоки на подходах к улично-дорожной сети Калининграда и к городам прибрежной зоны. Жители региона получат более безопасную транспортную инфраструктуру с реконструируемыми подъездами к городам-курортам.

На Дальнем Востоке реконструируется участок автодороги А-370 «Уссури», срок завершения работ намечен на 2025 год. Трасса «Уссури» принадлежит к МТК «Трансиб» (TS), обеспечивает доступ к портам Владивосток и Находка и рекреационным центрам Приморья. Улучшение дорожных условий, по мнению специалистов Росавтодора, скажется на всей транспортной системе региона. Кроме того, повысятся конкурентоспособность и эффективность других отраслей экономики благодаря беспрепятственному выходу хозяйствующих субъектов на региональные и международные рынки, а также рост предпринимательской и деловой активности.

«Реализация пятилетнего плана поможет существенно увеличить объемы экспортно-импортных операций и максимально ориентировать экономику на усиление контактов с дружественными государствами, — говорит член общественного совета при Ространснадзоре, директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаил Якимов. — В современных условиях особое значение приобретает развитие транспортного комплекса и особенно строительство и реконструкция дорог на приграничных территориях РФ».

Обойти плотину

В Приволжском округе к 2025 году автодорога М-7 «Волга» прирастет мостовым переходом через Каму и обходами Нижнекамска и Набережных Челнов.

Этот проект принесет множество преимуществ стране и региону. Например, перенаправит транзитный автотранспорт из западных регионов РФ, направляющийся через Казань в сторону Уфы по новому скоростному направлению, минуя плотину Нижнекамской ГЭС, чем повысит ее антитеррористическую защищенность. А еще позволит вывести транзитные потоки из Набережных Челнов, обеспечив разгрузку трассы М-7 на участке от Елабуги и ОЭЗ «Алабуга» до Набережных Челнов. В итоге сократится время пребывания пассажиров и грузов в пути, увеличится скорость движения авто и, как результат, понизятся расход горючего и прочие затраты автомобилистов.

В Сибири необходимость строительства Восточного обхода Новосибирска вызвана возросшей интенсивностью движения на автодороге Р-256 «Чуйский тракт». Она здесь достигает 54,2 тысячи машин в сутки, что плохо влияет на безопасность движения и состояние окружающей среды. Общая протяженность обхода составит около 80 километров. Он обеспечит выход с Чуйского тракта на Северный обход Новосибирска и далее — на трассы Р-255 «Сибирь» и Р-254 «Иртыш». Это позволит разгрузить участки трассы Р-256 на подъезде к областному центру и вывести транзитный транспорт с городских дорог.

«Транспортный сектор играет одну из наиболее значимых ролей в обеспечении экономических процессов в стране. Более того, его бесперебойная работа обеспечивает пространственную связанность страны, геостратегическую безопасность, товарообмен, транспортную подвижность населения и является условием для развития большинства иных отраслей экономики. Отдельно необходимо учесть, что по плотности транспортной сети Россия уступает большинству развитых стран (в сравнении с Китаем — более чем в 3 раза). Без нарастающих темпов ввода в эксплуатацию новых объектов транспортной инфраструктуры и их модернизации Россия в перспективе не сможет обеспечить необходимую транспортную мобильность населения и реализовать свой транзитный потенциал», — рассказали «РГ» в управлении транспорта и строительства центра системного анализа Аналитического центра при Правительстве РФ.

Соединяя берега

За глобальными (федеральными) проектами, тем не менее, не остались в стороне и проекты региональные. «Важным достоинством пятилетнего плана является открытый список всех основных объектов дорожного строительства — каждый гражданин может ознакомиться, какие объекты и когда будут реализованы, какая протяженность дорог будет введена в эксплуатацию. Или какие проекты будут начаты в пятилетний период с последующим вводом в эксплуатацию за горизонтом 2027 года. То есть в плане учтен и задел на будущее», — подчеркнули в АЦ.

Так, в Пензе продолжается реконструкция улицы 40 лет Октября. Это один из самых масштабных проектов в области за последние годы. Маршрут соединяет микрорайоны «Город Спутник» и Кривозорье, обеспечивает дополнительный выход к федеральной трассе Р-208 Пенза — Тамбов. Кроме того, эта дорога ведет к аэропорту.

Строительная готовность объекта ‒ более 80 процентов, сейчас идет третий этап работ. В его рамках уже построен путепровод, возведена эстакада через улицу Центральную и железнодорожные пути. На финишной прямой ‒ мост через реку Ардым. Путепровод, эстакада и мост соединены новой дорогой, уложено асфальтовое покрытие, обустроены тротуары, установлены столбы линии искусственного освещения, проложена ливневая канализация. Полностью завершить работы планируется на три года раньше срока ‒ уже осенью 2023-го.

В Ленинградской области на подъезде к Киришам строится мост через Волхов. Работы здесь стартовали еще в 2020 году. Протяженность двухполосного сооружения составит 437 метров, ширина ‒ 13 метров. В конце прошлого года на объекте была завершена надвижка пролетного строения. Сейчас мостостроители бетонируют плиту проезжей части. Укладка асфальта запланирована на вторую половину года. Проектом предусмотрено устройство тротуаров и освещения. Сдача объекта планируется в 2024 году со значительным опережением графика.

В области идет еще одна крупная стройка — мост через Свирь у города Подпорожье. Строительство этого значимого для региона объекта, рассказали «РГ» в Росавтодоре, также началось в 2020 году. Подрядная организация работает с существенным опережением графика. Планируется, что движение здесь откроют уже в 2023-м, на три года раньше планового срока. Протяженность моста составит 727 метров, ширина проезжей части ‒ 7,5 метра, длина подъездных путей ‒ почти 2 километра. Неразводная конструкция на высоких опорах (более 30 метров) позволит проходить под мостом судам любого типа. После запуска мостового перехода город Подпорожье будет соединен постоянной переправой, сейчас движение идет по технологическому проезду Верхне-Свирской гидроэлектростанции. Кроме того, существенно изменится логистика на всей восточной части Ленобласти, так как значительно сократится транспортное плечо доставки грузов.

Неожиданный ракурс

Опрашивая экспертов о выгодах, которые может получить страна, регионы и население, «РГ» выслушала нетривиальное рассуждение представителя бизнес-сообщества, не имеющее, казалось бы, отношения к мостам, тоннелям, Международным транспортным коридорам и обходам городов.

«Создание пятилетнего плана дорожной деятельности — отличная новость, — поделилась директор международной сети автосервисов FIT SERVICE Татьяна Овчинникова. — Казалось бы, автосервисы должны радоваться тому, что нет хороших дорог и машины приходится часто ремонтировать. Однако для нашей сферы бизнеса хорошие дороги как раз более выгодны». И вот почему, поясняет эксперт. Средний пробег автомобилей в России падает во многом потому, что у людей просто нет желания ездить. Иногда добраться до работы на машине — настоящее испытание. Автопутешествия по стране также не доставляют удовольствия. До некоторых туристических зон вообще невозможно добраться, попросту нет транспортной доступности. А средний пробег напрямую влияет на объем автосервисных услуг. Меньше пользуешься автомобилем — меньше заезжаешь на сервис. Поэтому для автосервисного бизнеса реализация дорожного пятилетнего плана также сулит новые перспективы.

«Если все планы осуществятся, — продолжает Татьяна Овчинникова, — мы ожидаем увеличение среднего пробега автомобилей. Автовладельцы будут больше ездить, чаще путешествовать, поскольку для этого будут созданы условия. Увеличение пробега автомобилей приведет к росту количества заездов на сервис. Автовладельцы будут чаще проходить техобслуживание: менять расходники (колодки, фильтры), масло и т.д. Все это будет происходить в силу увеличения пробега, а не потому, что что-то сломалось, когда залетел в яму и, например, разбил шаровую. Проводить плановые ТО для автосервисов гораздо выгоднее, проще и быстрее, чем ремонты. Плановые ТО — это не сложные специфичные работы по ремонту, а простые операции. Тогда снижаются и требования к квалификации сотрудников, проще и быстрее закрываются вакансии, то есть одновременно решается и кадровый вопрос».

Выгодно всем

В целом, по единодушному мнению экспертов, постановка задач инфраструктурного развития на длительную перспективу имеет целый ряд преимуществ. Подрядные организации получают долгосрочные заказы, что позволяет им более четко планировать деятельность и снизить стоимость работ. Отечественной промышленности обеспечивается гарантированный спрос на технику и стройматериалы. Как следствие, появляется возможность инвестировать в новые производства, расширять и модернизировать линейку продукции, создавать новые рабочие места.

«Качественная дорожная сеть — один из ключевых маркеров как состояния экономики страны в целом, так и отдельно взятых регионов. Высокая пропускная способность дорог является определяющим показателем уровня развития логистических коридоров страны, — подчеркнул Денис Алексеев. — В современных условиях этот фактор приобретает стратегическое значение -хорошие дороги способны снижать себестоимость конечного продукта, уменьшая и накладные расходы на доставку, и сроки товарооборота. Социальный эффект от реализации проекта будет заключаться в создании новых рабочих мест не только в крупных федеральных центрах, но и в регионах. А также в оживлении активности в тех сферах бизнеса, которые обеспечивают процесс дорожного строительства. Значит, появятся и новые объекты социальной инфраструктуры, необходимые для населения».

Дорогам указали новые пути

Правительство РФ снова скорректировало дорожную пятилетку

Завершение ряда крупных федеральных дорожных строек в Подмосковье, Ленинградской, Пензенской областях и Северной Осетии решением правительства РФ откладывается. Это следует из опубликованного плана дорожной деятельности на 2024–2028 годы с финансированием в 14 трлн руб. Так, на М-8 (на участке от 35-го до 47-го км после Пушкино) реконструкция будет завершена в 2028 году, а не в 2026-м. При этом часть проектов, напротив, предполагается завершить раньше, чем планировалось. Речь идет, например, о поэтапной реконструкции и строительстве новых направлений Рублево-Успенского шоссе. В обновленном плане впервые выделены средства на дорожное строительство в новых регионах. Пересмотр планов по запуску отдельных объектов, по мнению экспертов, может быть связан с «потенциальными возможностями резкого роста пассажирских и грузовых потоков» и сокращением общего объема финансирования дорожных проектов.

Выйти из полноэкранного режима

Завершение части дорожных строек откладывается в более отдаленную перспективу

Развернуть на весь экран

Завершение части дорожных строек откладывается в более отдаленную перспективу

Фото: Артемий Шуматов, Коммерсантъ

Пятилетний план дорожной деятельности (список наиболее важных дорожных строек с финансированием) правительство утвердило еще в июне 2022 года и ежегодно обновляет. 5 января Белый дом сообщил о новых правках коротко: количество объектов, включенных в план, выросло с 250 до 380, объем финансирования — с 13,2 трлн до 14 трлн руб., срок действия документа продлен до 2028 года включительно. Сам 394-страничный документ был опубликован уже после новогодних праздников, “Ъ” изучил его.

Прежде всего речь идет о корректировках сроков ввода в эксплуатацию ряда объектов.

К примеру, в Подмосковье на трассе М-5 («Урал») окончание строительства нового участка трассы — от Ульянино до Непецино — сдвинулось с 2024 года на 2026-й, участка в обход поселка Октябрьский — с 2024-го на 2025-й. На М-8 (на участке от 35-го до 47-го км после Пушкино) реконструкция будет завершена в 2028 году, а не в 2026-м. В Ленинградской области ввод участка от 100-го до 134-го км после реконструкции трассы А-181 перенесли с 2024-го на 2026-й, а реконструкцию Санкт-Петербургского южного полукольца (на участке от 64-го до 106-го км) завершат не в 2025-м, а в 2027 году. В Северной Осетии открытия участков обхода Владикавказа в составе Р-217 перенесены с 2024 года на 2026-й. В Пензенской области обход Спасска в составе трассы М-5 — с 2024 года на 2025 год.

Впрочем, ряд проектов планируется закончить, наоборот, раньше. Срок ввода северного обхода Астрахани (в составе Р-22) передвинут с 2029 на 2028 год, обход поселка Сокуры (в составе дороги Р-239) в Татарстане — с 2027 года на 2026-й, а поэтапная реконструкция и строительство новых направлений Рублево-Успенского шоссе — с 2024–2028 годов на 2024–2027 годы.

Среди новых объектов, включенных в план, “Ъ” обнаружил 36-километровый платный дублер Егорьевского шоссе в Подмосковье (завершение стройки в 2027 году), тоннель под железнодорожными путями в Сергиевом Посаде (завершение после 2028 года), мост через Оку в Рязани (завершение после 2028 года). Как пояснили “Ъ” в Минтрансе, в новый план включены объекты, реализация которых необходима в рамках поручений президента РФ и правительства, стройки для развития транспортных коридоров Север—Юг, Запад—Восток, а также ключевых автодорог Азово-Черноморского направления и Дальневосточного федерального округа. Документ также дополнили проектами по ликвидации узких мест, в том числе за счет строительства обходов городов и крупных населенных пунктов.

Интересно, что перечень объектов «Автодора» из пятилетки вообще исчез: план в этой части теперь ссылается на программу деятельности госкомпании до 2030 года (утверждена распоряжением правительства в августе прошлого года).

Сейчас, по данным “Ъ”, готовится ее новая редакция. Предельный объем финансирования госкомпании вырос в новой редакции плана: в 2024 году — с 36,9 млрд до 130,5 млрд руб., в 2025 году — с 82,2 млрд до 251,9 млрд руб., в 2026 году — с 63 млрд до 223,9 млрд руб. Объяснения в Минтрансе не дали, сказав лишь, что в отношении госкомпании теперь указаны «общие объемы финансирования ее деятельности из федерального бюджета». Среди важных текущих объектов «Автодора» стоит отметить завершение трассы М-11 (обход Твери), продолжение М-12 до Екатеринбурга, а также перспективные — обход Адлера, расширение М-1 и М-3.

Впервые в план внесены мероприятия по ремонту и строительству дорог в новых регионах: в 2024 году на это планируется потратить 97,3 млрд руб., в 2025-м — 102,8 млрд руб., в 2026-м — 17,3 млрд руб. (на 2027–2028 годы не предусмотрено). Всего — 217 млрд руб. Также теперь в пятилетке закреплены 33 участка, где планируется обустроить освещение, в том числе на трассе А-291, М-7, Р-176, Р-132, М-8, А-121 и других. Росавтодор провел масштабный анализ подведомственной сети на предмет наличия мест с высокими рисками ДТП, в том числе из-за недостаточного освещения на участках дорог. «По результатам этой работы были выбраны приоритетные объекты,— пояснили “Ъ” в Минтрансе.— Помимо этого в обновленный план включены мероприятия по устройству шумозащитных экранов, тротуаров, надземных пешеходных переходов, площадок отдыха». Ранее все эти работы проходили по плану как часть «комплексного обустройства» участков, сейчас их детализировали с закреплением финансирования.

Актуализация плана является «рабочим моментом», отметил заместитель директора Центра экономических исследований инфраструктурных отраслей РАНХиГС Дмитрий Агафонов. «Корректировка стратегических документов, предполагающих общий объем финансирования на уровне 14 трлн руб., является нормальной практикой и должна проводиться с учетом сложившейся к 2024 году мировой экономической и политический ситуации»,— говорит он. Пересмотр планов по запуску отдельных объектов, по его мнению, может быть связан с «потенциальными возможностями резкого роста пассажирских и грузовых потоков».

Основной причиной корректировки господин Агафонов считает сокращение финансирования дорожной стройки.

По оценке Sherpa Group, в соответствии с федеральным бюджетом на 2024–2026 годы автодорожные федеральные расходы (в рамках госпрограммы «Развитие транспортной системы») только в 2025 году будут уменьшены на 14,7% (на 74 млрд руб.). Господин Агафонов напоминает о том, что в 2023 году на правительственном уровне принято решение о сокращении на 4% объема средств, выделяемых в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги».

Как правительство корректировало «дорожную пятилетку»

«Из-за санкций грузовые и туристические потоки развернулись с запада на восток и юг, на этих направлениях дороги с возросшим количеством транспорта не справляются. В новой пятилетке акцент смещен на объекты этих направлений, они сейчас в большем приоритете,— добавляет член общественного совета при МВД автоэксперт Игорь Моржаретто.— Строительство и реконструкция дорог на западе и севере переносятся на более поздний срок, что логично в текущих условиях».

В Минтрансе “Ъ” сказали, что план мероприятий будет дополняться ежегодно для актуализации его с законом о федеральном бюджете.

В Москве расширяется зона платных парковок

С 22 января в зону платных парковок Москвы войдет 50 новых участков улиц. Об этом ранее предупреждали в столичном департаменте транспорта. Речь идет, в частности, о ряде улиц в районах Аэропорт (Планетная, Самеда Вургуна, Асеева, Черняховского, Верхняя Масловка, Писцовая, Юннатов и т. д.) и Строгино (отдельные участки на улицах Таллинской, Твардовского, Исаковского, Маршала Катукова). В остальных районах плата вводится точечно на участках отдельных улиц, в частности на улицах Академика Королева, Кондратюка, Обручева, Митинской, Нахимовском проспекте, Щелковском шоссе, проспекте Андропова. Платными станут 0,48% мест от общего числа на улично-дорожной сети города, уточнили в дептрансе. Полный адресный список опубликован на транспортном портале Москвы transport.mos.ru.

Тариф на большинстве новых улиц составит 40 руб. в час. На отдельных улицах будет применяться дифференцированный тариф: c 8:00 до 21:00 — 50 руб. за 30 минут и 150 руб. в час далее; с 21:00 до 8:00 — 60 руб. в час

Изменения затронут самые загруженные транспортом улицы возле крупных жилых комплексов, торговых и бизнес-центров, пояснили в департаменте. Решение позволит сократить время приезда экстренных служб, увеличить оборачиваемость парковочных мест. Местные жители могут оформить резидентное парковочное разрешение, напомнили в дептрансе.

  • Газета «Коммерсантъ» №10/П от 22.01.2024, стр. 1
  • Иван Буранов подписаться отписаться

Дорогие наши дороги: в России утвержден пятилетний план по дорожному строительству

На прошлой неделе на совещании по развитию дорожного строительства президент России Владимир Путин утвердил грандиозный план на ближайшее пятилетие. «Мы можем и должны поставить более амбициозную задачу: не только обустроить дороги точечно в крупнейших городах и агломерациях, а организовать эту работу повсеместно, а именно за предстоящие пять лет привести в нормативное состояние не менее 85% всей — подчеркну — всей опорной сети автодорог страны!» — заявил глава государства.

Читайте также
Пятилетний план и ремонт 85% дорожной сети. Итоги совещания Путина

Теперь у дорожного строительства — насколько мне известно, пока единственной отрасли нашей экономики — есть план, причем пятилетний. И очень амбициозный! О некоторых его параметрах в ходе совещания рассказал вице-премьер Марат Хуснуллин.

Что есть и что будет

По предварительным планам, довести до нормативного состояния должны были 85% в 105 крупнейших агломерациях и более 50% дорог в регионах к 2024 году. Но благодаря опережающему финансированию удалось нарастить такой темп работы, что такие показатели могут быть достигнуты досрочно — к 2023 году (может быть, за исключением некоторых регионов). К 2027 году этот показатель должен касаться всей опорной сети — это 138 тыс. км федеральных и региональных дорог, которые проходят по территориям, где живут более 100 млн человек.

Основное в этом спектре достижение 2021 года — ремонт, реконструкция и строительство более 16,5 тыс. км федеральных, региональных и местных дорог. За три последних года в рамках национального проекта удалось обновить почти 50 тыс. км автотрасс. Что уже привело к росту средней скорости перемещения людей и грузов, а также сыграло немалую роль в сокращении числа ДТП (и их жертв). Ведь (из-за хронической нехватки денег) многие автодороги не ремонтировались с советских времен, годами находясь в аварийном состоянии. Только в начале 2000-х удалось наладить стабильное финансирование федеральной сети, но многие региональные и муниципальные дороги по-прежнему содержались не в лучшем состоянии. С 2017 года стартовал национальный проект «Безопасные качественные дороги», и с его появлением ситуация начала быстро меняться. В подтверждение можно вспомнить про строительство обходов крупнейших городов и строительство мостов. Планы на ближайшую пятилетку еще более впечатляющие, ведь на дорожное строительство обещают выделить астрономическую сумму — больше 13 трлн рублей.

Это совершенно логично, ведь именно дорожное строительство, как показывает опыт многих развитых стран (США, ФРГ, Японии и так далее), в сложных экономических условиях способно «вытянуть» экономику страны. Нужна современная сеть скоростных и комфортных трасс с заправочными станциями и устойчивой связью. Если грузы едут по стране быстро, за точно прогнозируемое время, появляется мощный стимул для развития экономики — больше инвестиций, новых предприятий и рабочих мест. Да и строительство дорог само по себе — одно из самых эффективных вложений.

Важный объект, который уже строится небывалыми темпами, — это трасса М-12 Москва — Нижний Новгород — Казань — Екатеринбург, которую обещают сдать полностью к концу 2024 года. При этом рассматриваются варианты по продлению магистрали до Тюмени, Омска, Новосибирска, Иркутска, Улан-Удэ, Читы — с выходом на Монголию и Китай. Другие важные объекты, которые сейчас также в работе, — это реконструкция трассы М-З «Украина» в Московской и Калужской областях, расширение трассы М-1 «Беларусь» (на участке от Кубинки до пересечения с бетонкой А-108) и строительство нового обхода Твери (участок скоростной трассы М-12 «Нева»). На всех этих объектах работа идет полным ходом, источники финансирования определены.

Читайте также
Как России сохранить автопром

Кстати, глава госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко, которого российский президент спросил, хватит ли сил, чтобы «такую огромную программу осуществить», заверил, что хватит, и «такая программа нужна, чтобы отрасль знала свои задачи».

Итак, цели поставлены и задачи ясны, как говорил один наш руководитель. Известен и общий объем финансирования программы на ближайшие пять лет — оно составит 13,2 трлн рублей. Из них, по словам вице-премьера Марата Хуснуллина, 5,4 трлн рублей — средства Федерального дорожного фонда; 7,2 трлн — региональные; еще 436 млрд — деньги из Фонда национального благосостояния. Вице-премьер уверен, что комплексный пятилетний план даст новый импульс развитию отрасли; реализация программы станет важной антикризисной мерой, направленной на развитие российской экономики и промышленности в условиях внешнего давления. При этом за несколько дней до «раскрытия карт» было представлено несколько проектов, которые (если их воплотить) могут принципиально изменить всю дорожную структуру России и позволят отказаться от устаревшей схемы, когда все товары (и пассажиропотоки) следуют исключительно через Москву.

Три аккорда

Госкомпания «Автодор» представила новое видение трех проектов развития скоростных дорог от Балтийского до Черного моря с выходом на Урал: Горячий Ключ — Адлер, «Меридиан» и КАД-2. О вариантах их реализации рассказал генеральный директор ООО «Автодор-Инжиниринг» Константин Могильный.

Горячий Ключ — Адлер

В рамках проекта «Южный кластер» предлагается построить скоростную автомобильную дорогу Горячий Ключ — Адлер (дублер А-147), включая обходы городов Адлер, Сочи, Лазаревское и Туапсе. Cамый тяжелый участок дороги к Сочи — трасса А-147 от Джубги и до границы с Абхазией. По пути видишь горы, море, серпантины и уютные приморские поселки — красиво, но это 200 км узкого серпантина; по большей части дорога имеет всего по одной полосе в каждую сторону и проходит через огромное количество городков и поселков, часто с нерегулируемыми пешеходными переходами. На преодоление этих 200 км можно легко потратить порядка пяти-шести часов и бессчетное количество нервных клеток. А летом здесь проходит до 70 тыс. автомобилей в сутки! В этом же году, видимо, рекорды будут побиты. Так уж получилось, что на 147 млн населения и одну седьмую часть суши у нас всего лишь 400 км теплого моря. В рамках будущей трассы Южного кластера мы должны связать все населенные пункты от Джубги до Сочи и освободить море от автомобильной дороги.

Компания «Автодор-Инжиниринг» предлагает несколько вариантов прохождения трассы.

Читайте также
На запад, или Куда поехать на три дня из Москвы: Смоленск, Демидов, Старица

Первый — построить совершенно новую скоростную автодорогу Горячий Ключ — Туапсе. Дальше — до Сочи тоже пойдет новая трасса, она будет расположена в 5–10 км от побережья и выше существующей. Придется построить еще шесть-семь новых развязок для подъезда к курортам. Второй вариант — полностью реконструировать и расширить участок трассы М-4 «Дон» от Горячего Ключа до Джубги (сейчас там три полосы движения, надо сделать как минимум четыре). Третье предложение — вовсе построить новую дорогу параллельно существующей. Ко всему прочему реконструировать придется и трассу А-147 от Джубги до Сочи. Но, пока решение по трассировке будущей магистрали еще не принято, в любом случае ясно, что начинать надо с самого проблемного участка — улица Ленина в Адлере (как часть трассы А-147). Там всегда пробка, которую даже с самолета видно. Обход Адлера придется строить, это ведь еще и дорога к аэропорту, к курортам горного кластера. Новая дорога протяженностью 8,5 км, как предполагается, пройдет выше существующей — с выходом на трассу, ведущую к Красной Поляне. А дальше дело за новым обходом Сочи, Туапсе и Лазаревского. Ожидается, что все варианты будут проработаны и подготовлены для обсуждения в правительстве уже к осени этого года. Пока же идет этап инженерных изысканий. При этом есть существенная надежда, что самый важный, первый этап — строительство обхода Адлера — начнут уже в ближайшее время.

«Меридиан»

Проект «Меридиан» связан со строительством Юго-Западной хорды, чтобы соединить Урал с портами Азовского, Каспийского и Черного морей — создать настоящий каркас скоростных автомобильных дорог. Сейчас уже завершены работы по транспортному моделированию, разрабатываются основные технические решения. Сегодня все дороги идут через Москву, а тут появится (впервые в истории нашей страны) возможность напрямую связать Урал с югом по маршруту Екатеринбург — Самара — Саратов — Волгоград — Краснодар. В Саратове должны встретиться две трассы — магистраль «Меридиан» соединит Оренбург с Воронежем и Смоленском. Кстати, частично уже есть некоторые участки будущих трасс в виде существующих или строящихся обходов крупнейших городов; их осталось только объединить. Таким образом, Саратов может стать крупнейшим «транспортно-пересадочным узлом» этой части России, и это огромный шанс для будущего бурного экономического развития города.

Как рассказал Петушенко, компания сейчас проводит технико-экономическое обоснование проекта «Меридиан», причем он рассматривается только в связке с Юго-Восточной хордой. Логистические маршруты сейчас кардинально меняются. Еще недавно главной задачей «Меридиана» было создание транспортного коридора «Европа — Западный Китай». Новый же скоростной маршрут будет направлен в первую очередь на внутреннее развитие страны, улучшение транспортной доступности и укрепление межрегиональных связей крупнейших агломераций. Трасса свяжет Урал, юг нашей страны с Поволжьем.

Рассматривается несколько вариантов прохождения этой трассы, но первая часть Юго-Восточной хорды уже строится: участок Дюртюли — Ачит (это важнейший отрезок магистрали от Уфы до Екатеринбурга). Проходит он по территории трех регионов: Башкирии, Пермского края и Свердловской области. В конце прошлого года трассировку утвердили, со всеми субъектами согласовали. Новая скоростная магистраль даст возможность соединить Урал с портами Черного и Каспийского морей. Так, скажем, время в пути от Екатеринбурга до Черного моря сократится с 33–35 до 22 часов.

КАД-2

Чуть больше десяти лет назад была полностью запущена кольцевая дорога вокруг Санкт-Петербурга протяженностью в 141 км. Но сегодня интенсивность движения заметно выросла, в сутки проходит порядка 40 тыс. автомобилей, пробки случаются ежедневно. При этом город непрестанно растет, промышленность развивается. По проекту КАД-2 для Санкт-Петербургской агломерации также разработано несколько вариантов. Предполагается, что новая кольцевая будет иметь выходы на М-11 «Нева» и новую региональную широтную скоростную магистраль. Сегодня проекты обсуждаются с руководителями Ленинградской области и Санкт-Петербурга, разрабатываются технико-экономические обоснования, а окончательный выбор будет сделан, как обещают, до начала следующего года.

Читайте также
Долгожданный документ: о чем концепция развития электротранспорта в России

В пятилетке, о которой на днях рассказали, средства на строительство этой автомобильной дороги уже заложены. Предлагается два основных варианта: трасса может пройти по «малому кругу» в 5–10 км от кольцевой автодороги (КАД) или по «большому» — в 15–20 км. В любом случае новое кольцо свяжет крупнейшие порты и промышленные центры области между собой, даст возможность разгрузить КАД; словом, будет работать, как ЦКАД в Подмосковье. Понятно, что проект будет очень непростым (как и ЦКАД), так как дорога пройдет по плотно заселенной территории области, потребуется перенести несколько крупных газо- и нефтепроводов и так далее. При этом кольцо будет незамкнутым — пока строительство нового моста через Финский залив не планируется. Зато будет новый мост через Неву — длиной более 500 м.

Уточняется, что по всем этим объектам технико-экономические обоснования будут готовы и представлены на обсуждение правительства уже до конца этого года. Примерно с 2024–2025 года начнется их реализация. Думаю, сроки вновь будут поставлены очень жесткие: если раньше планировалось завершить эти три «великие стройки» к 2030 году, то сейчас, возможно, они «сдвинутся влево» (такое выражение очень любит вице-премьер Хуснуллин) — допускаю, что на конец пятилетки (к 2027 году).

Научная нефантастика

Какие другие дороги еще надо России, чтобы заработала экономика, чтобы путешествовать по стране стало удобно, безопасно, комфортно?

В первую очередь, конечно, необходимо довести до хорошего состояния (и поддерживать его) существующие трассы — не только федеральные, но и муниципальные, и местные. Впрочем, как раз об этом и говорил российский президент.

Если попытаться заглянуть в будущее, то предполагаю, что в скором времени обязательно пойдет речь о продлении скоростной трассы М-12 за Урал. Была названа Тюмень как конечная пока точка, но нынешняя сложная ситуация с логистикой показала — нужна скоростная автодорога до китайской границы. Единственная железная дорога — Транссибирская магистраль — с резко возросшей нагрузкой справляется, но с трудом. Так что автотрассу нужно тянуть и дальше — как минимум до Забайкалья.

В список необходимых «хотелок» я бы вписал еще современные скоростные дороги на Дальнем Востоке, особенно — на его севере. Уже не одно десятилетие обсуждается идея создания Северного широтного хода (совмещенной автомобильной и железной дорог) вдоль берега Северного Ледовитого океана. Без этого не только невозможно получить нормальный круглогодичный доступ к полезным ископаемым региона, но и развивать порты, чтобы наладить работу Северного морского пути.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения

цитирования сайта tass.ru

На строительство и реконструкцию дорог в 2024-2028 годах направят более 14 трлн руб.

Правительство РФ обновило план дорожного строительства на ближайшие пять лет. Сообщение о подписании премьер-министром Михаилом Мишустиным соответствующего постановления появилось сегодня на сайте кабинета министров.

Согласно документу, за период с 2024 по 2028 годы планируется реализовать 380 проектов в сфере дорожного строительства. В частности, намечено развитие транспортных коридоров «Россия», «Север – Юг» с продолжением автомобильной дороги М-12 «Восток», строительство обходов Махачкалы, Астрахани, Дербента, Хасавюрта. В рамках развития федеральных трасс предусмотрены строительство и реконструкция участков трассы М-10 «Скандинавия», дороги Р-215 Астрахань – Кочубей – Кизляр – Махачкала, работы на участках дорог М-7 «Волга», М-5 «Урал», Р-256 «Чуйский тракт», А-360 «Лена». Также намечены мероприятия по модернизации дорог регионального, межмуниципального и местного значения в Брянской, Воронежской, Владимирской, Вологодской, Ивановской, Ленинградской, Липецкой, Московской, Новгородской, Ярославской областях, Санкт-Петербурге и других регионах.

Общий объем финансирования всех мероприятий по дорожной деятельности на период реализации плана составит более 14 трлн руб. Из них 5,6 трлн руб. – средства федерального бюджета, а остальное – внебюджетные источники и дорожные фонды субъектов РФ. Например, на строительство и реконструкцию федеральных дорог будет направлено около 1,9 трлн руб., что позволит ввести более 2,1 тыс. км автодорог. Что касается региональных проектов, то их планируют реализовывать на условиях софинансирования – предполагается, что федеральные средства в размере 361,7 млрд руб. позволят выполнить работы на 142 объектах и обеспечить строительство и реконструкцию дорог общей протяженностью более 1 тыс. км.

Работа по реализации плана осуществляется в рамках государственной программы «Развитие транспортной системы».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *